Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

0-я Династия

Статья находится в рубриках
0

улевая династия (соответствует археологическому термину культура Накада III) — период в истории Древнего Египта до правления Первой династии.

До наступления эпохи правления фараонов в Древнем Египте существовала развитая культура.

~ 4000 г. до н. э. — в начале арматианского этапа (Накада I) египтяне сеяли пшеницу и ячмень, разводили коз, крупный рогатый скот, свиней, овец, в повседневных работах использовали ослов. Умели делать глиняную утварь, кирпичи, косметические принадлежности, снаряжение для воинов; гончарные изделия из красной глины с характерной чернотой по краям.

~ 3500 г. до н. э. — герзейский период (Накада II) — получил название от селения Герзе, в 80 км к югу от Каира. Накада и Гиераконполь (Иераконполь) превратились в густонаселенные города. Герзейскую керамику, отличающуюся светлым тоном глиняной поверхности и росписью красной охрой, археологи находили даже за пределами Верхнего Египта.

1. Почему "нулевая"?

Царский некрополь возле Абидоса с указанием захоронений правителей Династии 0

Неожиданное название «Нулевая династия» (3150 — 3100 гг. до н.э) подчеркивает существование пробелов в знании древнеегипетской истории до наступления эпохи фараонов. Исследования немецких археологов позволили выделить рамки этой династии, что противоречит традиционной периодизации. Было установлено, что древние властители назывались «цари Гора (Хора)», именно так запечатлены их имена в особых знаках серех (серек).

Иероглифические символы в соответствии с именами правителей наносились на плиты дворцовых стен. В них присутствовало изображение сокола — символа бога Гора. Во времена более поздних династий знаки серех были заменены картушем — символическим знаком с вплетенным изображением престола и родовым именем правителя.

Среди погребального приданого, найденного в Абидосе при раскопках гробниц Скорпиона I, Херихора и Каа, немало предметов снабжено знаками и надписями. Все это доказывает, что уже к 3150 г. до н. э. в Др. Египте существовала письменность.

2. Новые взгляды на историю

Общий взгляд на поздний период Додинастической и Ранней эпох Египта глубоко изменился в последние десятилетия.

Современные археологические кампании, пересмотр опубликованых ранее результатов старых раскопок, свежие теоретические и методологические подходы к старым и новым проблемам - все это дает нам несколько другие результаты, нежели принятые раньше. Большой скачок в египтологических исследованях был сделан в 70-х гг. XX века под влиянием ученых-антропологов Б. Триггера и М. Хоффмана, когда и другие египтологи также приняли и утвердили новый реальный подход в своих исследованиях.

В первой половине ХХ-го века многие ученые в своих исследованиях пытались извлечь факты об исторических событиях из древнеегипетских мифов, царской символики и религиозных памятников. В этот период одним из основных вопросов, стоявших перед исследователями, стоял вопрос о возникновении государственности в Египте. В действительности, мы и сегодня не уверены на 100% в причинах и условиях ее появления, но современные ученые отказались от идеологических предубеждений, и основывают свои исследования на археологических находках. Так, знаменитая палетка Нармера уже не служит доказательством объединения Верхнего и Нижнего Египта одноименным царем, и ученые теперь смотрят на эту находку, как на великий памятник военной победы царя и укрепления его величия. Существует и множество других памятников эпохи объединения страны: палетты, булавы, предметы декора, списки царей, мифы и легенды, упоминания римских и греческих историков. Однако явного источника, где упоминалось бы "Объединение Двух Царств", нет.

Обезьяна Нармера

Статуэтка обезьяны эпохи правления царя Нармера

Большое влияние на черты иконографического искусства Древнего Египта оказало искусство эпохи Накада IIc, которое, в свою очередь, позаимстовало многие элементы из искусства Древнего Урука, с которым в то время велись торговые отношения. Все это можно проследить на той же палетте Нармера, где царь изображен фронтально, обхватив рукой врага, а длинношейные львы переплелись между собой в знак объединения. Конечно, египтяне внесли ряд собственной символики, чтобы таким образом описать великое событие и повысить роль своего правителя Нармера во всем этом. В остальном прослеживаются уже известные мотивы, как-то пленение врагов и занесение булавы над головой их побежденного правителя (первая найденная булава, кстати, датируется эпохой Накада II, т.е. за 300 лет до правления Нармера). Всех атрибутов, унаследованных в изображениях и орудиях от среднего и более раннего периодов Накада, невозможно перечислить, но то, что они появились задолго до Нармера и унаследовались на протяжении последующих 3000 лет, никто отрицать не станет. Хотя некоторые аспекты материальной и идеологической культуры преддинастического периода были все-таки заброшены, а некоторые использовались лишь среди посвященной элиты. Все это указывает на то, что объединенное государство Древний Египет не появилось из небытия в период правления одного царя, как думали ученые прошлого в свете скудных знаний, а имело долгий период становления. И правление таких фараонов как Хеопс уже не является отправной точкой в летоисчеслении истории Египта, а есть скорее результатом и вершиной почти тысячелетней культуры, предшествовавшей до этого.

Таким образом, в результате полученных данных, мы склонны подчеркнуть непрерывность между Додинастическим и Династическим периодами, а не резкое изменение между ними, которое еще недавно было искаженным представлением из-за дефицита данных. Немецкий археолог Вернер Кайзер является выдающимся деятелем современной египтологии; еще молодой, в 1957 году он продолжил разработанную раннее хронологическую последовательность Флиндерса Питри и разделил Додинастический период на ступени Накада I, II и III, а затем подразделил из на 14 субфаз; эта система существляла в течение сорока лет и только недавно претерпела некоторые поправки. В 1964 году Кайзер предположил в своей статье, что политическое объединение Египта должно было происходить на протяжении нескольких поколений, прежде чем к власти пришел Нармер. Кроме того, изучение найденных объектов (в частности, гончарных изделий из гробниц) уже показало, что задолго до этого политического объединения существовали "культурные объединения" обычаев и традиций народов, проживающих вдоль долины Нила. Эти процессы должны были занимать значительно более длительное время, нежели период одного или двух поколений.

3. Цари Нулевой Династии

Когда У. М. Ф. Петри опубликовал результаты своих раскопок в Абидосском некрополе, ему вскоре стало ясно, что некоторые находки принадлежат очень древнему периоду, предшествующему непосредственно первой династии царей, таких как Гор-Аха и легендарный Менес (который, как в то время полагали, был похоронен в Накаде (т. н. "Могила Менеса", открытая в 1897 году Ж. Де Морганом ). Термин "Династия 0", был принят еще У. М. Флиндерсом Петри, чтобы объединить в одну хронологическую последовательность таких правителей, как Ка-Ип, По, Зесер, Нар-Мер и Сма, но только совсем недавно он получил всеобщее признание благодаря повсеместныму использованию в своих исследованиях В. Кайзером.

Гробница B17/18, принадлежащая царю Нармеру

Правители Династии 0 похоронены возле Абидоса в некрополе B. Позже фараон Джер дал начало здесь постройке известного некрополя царей ранних династий под современным названием Умм эль-Кааб. Здесь же была похоронена вместе с десятками убитыми слугами царица Мернейт. А после некоторого периода забытия правители II Династии Перибсен и Хасехемуи также построили здесь свои гробницы. Кладбище B, предшественник Умм эль-Кааб, в своб очередь было продолжением еще более древнего некрополя, располагавшемуся немного дальше к северу и получившего название некрополя U.

Термины "Династия 00" и "Династия 0" были введены в египтологию для того, чтобы упорядочить имена и данные о более древних правителях Египта. Однако, стоит повторить, что никаких родственных уз (как-то в династиях Манефона), между царями тех периодов не наблюдалось, и, скорее всего, все они были правителями мелких государственных образований вокруг Нила. В этом обзоре мы будем использовать некую хронологическую последовательность, однако за исключением Ири-Хора, Ка и Нармера многие из упомянутых царей являлись современниками друг друга.

Предшественником Хор-Аха был знаменитый Нармер, о котором более подробно речь идет в этой статье. Здесь мы только упомянем следующие важные выводы:

  1. Нет никаких доказательств, что имена Нармер, Менес и Аха принадлежат одной личности. Широкоизвестная "Гробница Менеса", в свете последних исследований, была построена скорее всего для царской матери Неит-Хотеп, хотя точное назначение этого сооружения еще не выяснено. Другой важный факт - то, что Менес (благодаря поздним сказаниям) был основателем Мемфиса; Нармер же в действительности едва засвидетельствован в Саккаре и Хелуане - некрополях Мемфиса, в то время как Аха, как первый правитель I-й Династии, имел гигантскую мастабу (S 3357) в Северной Саккаре с внушительным количеством погребальных пожертвований.
  2. Уже был упомянут тот факт, что палетка Нармера изображает объединение Египта, проходившее задолго до правления этого царя и которое никак не могло произойти за период правления одного человека.
  3. Несмотря на частые примеры неверного истолкования ранних династических писаний поздними хронологами, пытавшимися излагать историю Египта, мы полагаем, что Менеса стоит считать полностью мифической фигурой. Его имя в списках времен 18-й и 19-й Династий (Туринский папирус) следует непосредственно за Шемсу-Хором (который, в свою очередь, берет свое начало от династии богов) и написано дважды: сначала с обозначением человека, затем с обозначением божества. Мы склоняемся к той гипотезе, что священники Нового Царства располагали ошибочными архаичными документами, либо самостоятельно создали некоторые мифические фигуры для отождествления и пропаганды в пользу царского рода.

В 1986 году немецкая экспедиция повторно провела раскопки некрополя Умм-эль-Кааб и кладбищ B и U в Абидосе. В их ходе были сделаны важные находки - глиняные отпечатки имен Нармера, Аха, Джера, Джета, Дена и женщины-правительницы Мернейт. Несколько лет спустя был найден новый пример списка царских имен в некрополе бога Хентиаменти, содержащий все архаичные имена до Каа , последнего правителя I-й  Династии (однако теперь имя Мернейт было исключено). На обоих находках были указаны старейшие правители Египта, в том числе и Нармер: четкое подтверждение его существования в середине-конце первой династии! Если Менес действительно существовал, то его никак не могли исключить из таких важных списков, но мы убеждаемся в обратном. Аха также не может считаться Менесом, так как ему перешло в правление уже богатое во всех отношениях государство от его отца (?). 

Фараоны 0-й династии

периоды Накада IIIb1 и Накада IIIb2/c1 (ок. 150 лет) - по Ф. Раффаэле
до 3000 г. до н. э. (?) — по Э. Бикерману
до 3032/2982 гг. до н. э. (ок. 150 лет) — по Ю. фон Бекерату

Верхний Египет  
Нижний Египет
Имя Период правления Имя Период правления
Ни-Нейт, Хор-ни-Нейт

Накада IIIb1 (горизонт А):
«Двойной сокол»
Ни-Хор, Хор-ни, «Сокол» II
Пе-Хор
Хат-Хор, Хор-хат
Хеджу-Хор, Хор-Хеджу, «Сокол» I
? (Ири-Хор, Хор-ири)

Накада IIIb2/c1 (горизонт Б):
Шендет, «Крокодил»
«Скорпион» II, Мин ?
Ири-Хор, Хор-ири
Ка, Хор-ка, Хор-сехен
Нармер, Нар
кон. 4-го тыс.
до н. э.
Сека, «Пахарь»
Иуха, Хаиу
Тиу
Итиеш, «Завоеватель земель»
Нихеб, «Связанный с плугом»
Унегбу
Имичет
кон. 4-го тыс.
до н. э.

Находка времен фараона Ка

В нескольких десятках метрах к северу находится гробница предшественника Нармера - фараона Ка, чье имя также упоминается очень часто в различных надписях, по крайней мере, в двух различных вариациях (в самом захоронении было найдено окого 40 упоминаний имени Ка). Кроме этого места, единственные упоминания имени Ка имеются на недавно найденном каменном фрагменте из Эль-Адаймы, и останках керамических изделий в северных некрополях Таркхан и Хелуан. Детальный анализ полученных находок показал, что Ка непосредственно правил перед Нармером.

Также здесь стоит рассмотреть правление двух спорных царей: Скорпиона II и Крокодила. Особенность этих двух правителей лежит в том, что нет никаких сведений, что они правили до или после Ка и Нармера. Скорее всего это были местные вожди мелких государственных образований или предводители повстанческих группировок, которые вскоре пали перед превосходящими силами верхнеегипетских царей, завоевывающими новые территории на севере. Хотя в этом плане происхождение Скорпиона II труднее объяснить, и Дрейер считает, что он мог быть также одним из верхнеегипетских правителей, о чем может свидетельствовать найденная булава Скорпиона - несомненно ценнейшое доказательство его правления (которая, ктстати, является больше по размерам, чем знаменитая булава Нармера). На ней изображено празднество по поводу победы царя над врагами и изображение скорпиона - его символ. Однако, несмотря на другие находки и упоминания о Скорпионе II, так и не удалось найти его личного захоронения. Археологи Дрейер и Хоффман предполагают, что им могут являться погребальные камеры B50 в Абидосе или гробница №6 в Иераконполисе. Таким образом, достоверно выяснить происхождение это царя и его роль в становлении египетского государства к настоящему времени не представляется возможным.

Иероглиф с именем царя Крокодила

Правление царя Крокодила также подвергается некоторым сомнениям, так как кроме нескольких иероглифов, найденным в регионе Таркхан, упоминаний о нем не сохранилось. Дрейер присваивает их этому правителю, исходя из формы их написания, которая очень напоминает профиль крокодила (не стоит путать со знаком ящерицы, который часто можно наблюдать в именах Туринского папируса).

Самым древним правителем, похороненным в абидосском некрополе B, является Ири-Хор. До недавнего времени его вообще не принимали в качестве царя Додинастического периода, так в ранее обнаруженных изображениях его имени не присутствовал знак бога Гора, что для других царей той эпохи было неоспоримым атрибутом. Только благодаря статье археолога Барта (1982 г.) и кампании раскопок в Умм-эль-Кааб (когда было найдено его захоронение) удалось доказать царское происхождение этой личности.

На этом мы оставляем абидосский некрополь и беглым взглядом окинем других царей, правивших в Нижнем Египте и имена которых были найдены недалеко от известнякового карьера Тура. Это Хеджу-Хор, Ни-Хор, Хат-Хор и Двойной Сокол. О первых трех правителях практически ничего не известно, а вот имя было упомянуто в различных находках не один раз. Впервые оно было обнаружено М. Дж. Кледатом в 1910 году в ходе проведения земляных работ в Эль-Мехемдийя (северо-восточная Дельта). Местные бедуины показали ему осколки с несколькими надписями, которые Кледат отнес к архаичному периоду. Местонахождением этих находок оказалась местность в нескольких милях отсюда под названием Эль-Беда, где была пальмовая роща. Прибывший тотчас на место Кледат собрал еще много различных осколков и фрагментов, однако уже на следующий год, вновь приехав сюда, он уже практически ничего не обнаружил. В 1912 году Юнкером также были опубликованы найденные им упоминания Двойного Сокола возле Туры. Пятая надпись Двойного Сокола была обнаружена на Синае. Дрейер предположил, что верхняя часть двух серекхов (картушей) из Эль-Беда обозначает "dw" и отностится к царскому имени Двойной Сокол. Последний известный фрагмент с упоминанием этого имени был найдет в Тель-Ибрахим-Авад ван дер Бринком (Нижняя Дельта).

Кроме вышеупомянутых имен, на территории Верхнего и Нижнего Египта и в Палестине время от времени обнаруживаются некоторые анонимные серекхи, которые нельзя пока что присвоить кому-либо из древних царей. Один из таких фрагментов М. Дж. Кледат обнаружил возле Эль-Беда - это был надрезанный серекх со странным знаком в правой части. Вполне возможно, что этот знак представляет собой имя Ка-Нейт (?).

4. Выводы

Сосуд времен царя Ири-Хора

Культура эпохи Накада IIIb теперь моэжет быть проанализирована с помощью большого количества находок разного типа: палетты, керамеические фрагменты, глиняные сосуды, украшения из слоновой кости, различные надписи в пустыне и древних некрополях. Но все это в большей своей части приводит нас к новым вопросам, которые появляются в ходе подробного анализа. Несомненно, многое прояснилось в истории столь древнего промежутка истории Египта как Додинастическая эпоха, однако на сегодняшний день вместо четкой картины мы все еще имеем сложную "головоломку" того периода. Одним из главных пробелов в изучении этой эпохи является отсутствие какого-либо другого некрополя Додинастического периода, кроме того, что находится возле Абидоса.

Конечно, ключ к новым знаниям в области египтологии всегда лежал глубоко зарытым под песками пустыни, и наявность новых находок несомненно прольет больше света в области изучения столь древнего периода времени. Однако, ряд теоритических вопросов был решен с помощью других наук: геологии, палеоботаники, статистики, филологии, истории религий и др. Такой подход к решению проблем в одной области с помощью других стал весьма популярным в последние десятилетия. Трудно понять культуру, основываясь лишь на одном аспекте ее исследования. У нас нет ясных представлений о политической, социальной и экономической структурах раннеегипетского государства. Есть только несколько подсказок, которые должны быть тщательно проанализированы, прежде чем переданы в раздел неопровержимых фактов. Некоторые из гипотез, приемлемых сегодня, могут нас разочаровать в будущем своей недостоверностью. Нам еще предстоит пройти долгий путь в этом деле, однако первые шаги уже давно сделаны, и мы не сойдем с него...

Источники
Опубликовано: 20 марта 2012
Обновлено: 04 марта 2016
Просмотров: 3080

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Стала ли река Нил наиболее важным фактором в формировании Египетской цивилизации?
  • Голосов: (0%)
  • Голосов: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus