Накада II

Статья находится в рубриках

ерзейская культура додинастического Египта (Накада II), относящаяся к 4-му тыс. до н. э., является развитием более ранней амратской культуры; получила название от памятника Эль-Герзе в Файюме, лучше всего представлена в могильнике Негада в Верхнем Египте. Продолжает развиваться обработка кремня, особенно замечательны ножи, однако все большее распространение получает медь (топоры, кинжалы и т.д.). Впервые появляется фаянс.

Повсеместно встречаются тщательно обработанные каменные сосуды. В хозяйстве наряду с земледелием интенсивно стало развиваться скотоводство, на основе которого происходили сначала имуществннная дифференциация племен, а затем классовое расслоение внутри самого племени. В земледелии применялось искусственное орошение (сеть каналов); в конце 4-го тыс. до н. э. в Египте появляется уже примитивный плуг. Большое развитие получили ремесла.

Женская косметическая палитра Герзейской эпохи

В гончарстве наряду с сосудами более раннего типа (красные лощеные), типичными являются светлые керамические сосуды (имитирующие каменные), которые также расписывались красным цветом. Имитировалась расцветка камня, кроме того, встречаются геометрические композиции, сюжеты из повседневной жизни. Часто изображались многовесельные лодки, плававшие в то время по Нилу. Важнейшей чертой развития является усиление азиатского влияния, заметного в волнистых ручках на кувшинах, в цилиндрических печатях (безусловно, месопотамского происхождения), изображениях мифических животных, использовании сырцового кирпича в архитектуре, а в самом конце периода — также письма. Росписи передают целые сцены: лодки, людей, горы, животных. Имеются статуэтки из глины и камня, в частности - изображающие женщин и пленных со связанными за спиной руками. В период герзейской культуры Верхний и Нижний Египет представляли два крупных, постоянно враждовавших объединения; усилилось влияние соседних культур Малой Азии и Двуречья (отражено в памятниках искусства). На основе герзейской культуры ок. 3200 до н. э. возникло древнеегипетское государство.

Подробный взгляд

Основой хозяйства герзейцев является земледелие с зачатками ирригации (пшеница-эммер, шестирядный ячмень, гречиха, лен, чечевица, пальма дум и т. д.), развитое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, собаки, возможно кошки), ремесла (гончарство, обработка камня, металлургия меди). В обширных поселениях герзейской культуры наряду с круглыми в плане хижинами, плетеные стены которых обмазаны глиной, появляются дома из сырца. Орудия труда изготавливаются из камня и меди (ножи, кинжалы, топоры, тесла и т.д.).  Старая амратская керамика сочетается с сосудами из светлой глины, покрытыми рисунками красно-коричневого тона (растения, животные, многофигурные композиции с людьми и лодками) — «декорированная керамика». Стал применяться гончарный круг, и обжиг при температуре до 1 200 оС. Из глины изготавливаются также фигурные сосуды и различные фигурки. Каменная посуда становится предметом роскоши.

По захоронениям начинает четко прослеживаться социальная дифференциация. Появляются погребения в больших могильных ямах, камерах из сырца, иногда разделенных на два отделения — для покойника (в гробу или в сосуде) и многочисленного инвентаря. Покойников, как и раньше (амратский период), в основном, хоронили на левом боку, головой на юг. Предметы из могил и составляют основную часть археологического материала. Кроме, упомянутых выше изделий, это костяные иглы, гребни, булавки, шиферные палетки для растирания красок; каменные и глиняные фигурки (в частности пленников со связанными руками); различные украшения и амулеты.

Герзейская культура испытывала значительное влияние культур Ближнего Востока и Междуречья, как посредством торговли, имевшей очень важное значение, так и восприятием передовых хозяйственных и технических навыков. Это способствовало ускорению ее развития. Начавшийся, в амратский период рост сельскохозяйственного населения, еще более усилился, что не могло не привести к борьбе за землю и воду.  А это, в свою очередь, вело к усилению роли военных вождей, которые возглавляли эту борьбу, и жрецов, освящавших ее. А количество прибавочного продукта, позволяло им не участвовать непосредственно в хозяйственных работах, а направить свои усилия на борьбу с соседями  и установление контроля над торговыми путями. «Додинастические города», доминирующие над округой — номом, становятся столицами прото-государств, средоточием политической, экономической и культурной жизни.

Они те же, что и существовавшие ранее «додинастические города»: Буто и другие номовые центры  Дельты (Телль Ибрагим Авад, Телль эль-Фарха, Маади); Тин, Абадия, Нагада, Гебелейн, Иераконполь в Среднем и Верхнем Египте. Между номами продолжается борьба за гегемонию.

Женские бусы Герзейской эпохи (гробница UC 10742)

В Дельте борьба между номами не принимала, по-видимому, вооруженного характера, так как было достаточно места для расселения избыточного населения, причем, не только местного, но и пришельцев из Верхнего Египта. По началу, расселение в Дельте носителей культуры Нагада носило характер мирной колонизации.  Но к концу периода, из-за обострения борьбы за контроль над торговыми путями,  отношения между местным и пришлым население перешли к военному противостоянию.

В Верхнем Египте борьба была более ожесточенной. Тинисский ном, который в северном направлении мог расширять свою территорию путем достаточно мирной колонизации, на юге, в результате военного столкновения, подчинил себе ном Абадии. Ном Нагады поставил под свой контроль караванный путь к Красному морю, через Вади Хаммамат, и месторождения полезных ископаемых в Восточной пустыне. Кроме того, выходцы из этого нома, вместе с тинисцами силились в Дельте. Иераконпольцы, ограниченные с севера, были вынуждены направить свою колонизацию в южном направлении.

Несколько слов о соседях Египта. Дельта на востоке граничила с семитами Палестины, а на западе с ливийскими племенами. Долинные номы соприкасалось на западе с жителями оазисов Ливийской пустыни (носителями ливийско — капсийской культуры), а на востоке и юге с кушитскими племенами. Восточную пустыню заселяли кочевники — кушиты. А на юге Верхнего Египта и в Нижней Нубии  (до второго порога) с середины 4-го тыс. до. э. кушиты создают полукочевую культуру племен «группы А» (3 500 — 2 800 лет до н. э.). Антропологически, они были близки египтянам, а их культура имела черты схожие с бадарийской. Они разводили овец и гусей, выращивали некоторые культурные растения. Их захоронения сначала достаточно бедны, и лишь поздние содержат следы имущественной дифференциации. Особенностью изготавливаемой обожженной тонкостенной керамической посуды, было то, что внутри она окрашивалась в черный, а снаружи — красный цвет.

Источники

Алфавитный указатель