Религия III Переходного периода

Статья находится в рубриках
Богиня Бастед

Древнеегипетская богиня Бастед с головой кошки. Современная скульптура

лияние Амона стало постепенно распространяться на другие храмы и их достояния. Его верховный жрец стал в эпоху XVIII династии главой всех жреческих коллегий в Египте, в эпоху XIX династии его сан стал наследственным, а при XX династии жрецам Амона принадлежал больший или меньший надзор за храмами других богов. Так постепенно и незаметно власть Амона распространилась на все священные поместья страны.

Во времена правления Рамсеса XII верховный жрец Амона Херихор, который был главой Фиванского княжества и владел целой провинцией по верхнему течению Нила, стал, к тому же, главнокомандующим всех армий. Наконец, путем постепенного овладения сокровищницей, он захватил в свои руки все нити административного управления, и после смерти Рамсеса XII в 1090 г. до н.э. занял главенствующее положение в государстве, ставшем, таким образом, теократическим.

При теократическом правлении Херихора неотъемлемой частью правительственного механизма стали оракулы. Все, чего верховный жрец не мог достигнуть законным путем, могло быть санкционировано в любое время специальным оракулом бога, и благодаря особому устройству священное изображение, перед лицом которого верховный жрец возвещал свою волю, неизменно подтверждало ее. Все гражданские документы стали, таким образом, божественными декретами. Жреческое плутовство, управлявшее, если нужно, наперекор закону и справедливости, давало возможность верховному жрецу сообщать божественную санкцию всему, что он желал осуществить.

При Шешонке I официальным божеством царства стала Бастед - местная богиня города Бубаста. Имея номинальную власть над Фивами, Шешонк I назначил своего сына верховным жрецом Амона-Ра. Амон был сброшен со своего высокого пьедестала, но все еще признавался, в то время как другие божества Дельты разделили главенствующее положение с "доброй Бастет".

Царь Нубии Пианхи (XXV династия) был воспитан в традициях египетской религии и был большим почитателем египетских богов. Его двор и придворное общество в Напате старались во всем следовать примеру египетской столицы, включая строительство пирамид и поминальных храмов.

Ассирийское завоевание потрясло Египет до самого основания: храмы утратили большую часть своих владений, Фивы также были захвачены и разграблены, статуи великих богов были увезены в столицу Ниневию, а жречество лишилось своего политического влияния. Упадок верховного жречества Амона было настолько полным, что некогда могущественные должность отправлялась принцессами-жрицами и даже первосвященником Амона была женщина.

Источники

Алфавитный указатель