О

Фараон

Фараон Микерин

Фараон Микерин в обществе двух богинь. IV династия

асто цитируемая фраза о том, что Египет — это дар Нила, верна, но не в меньшей степени древнее государство было созданием фараонов. Происхождение этого института восходит к доисторическому периоду, когда североафриканские кочевники зависели от дождя, делавшего плодородными пастбища, и в жизни племен жизненно важную роль играли те, кто умел их вызывать. Самые ранние фараоны изображались в виде пасторальных вождей с посохом и звериной шкурой на спине, которая позже стала их церемониальной одеждой. Как и других «божественных» правителей, в доисторические времена их ритуально убивали, когда сила уходила из тела, затем, вероятно, расчленяли и хоронили или сжигали, а золу развеивали, чтобы сделать плодороднее почву.

ервым, кто привлек внимание русской общественности к литературе Древнего Египта, был В. В. Стасов. В октябрьской книжке журнала «Вестник Европы» за 1868 г. он напечатал статью, посвященную знаменитой египетской «Сказке о двух братьях», в которой подверг острой критике еще недавно широко распространенные в ученом мире представления о том, что в Древнем Египте «не было никогда ни литературы, ни поэзии». «Множество писателей, людей самых компетентных и сведущих, - писал В. В. Стасов, - решили в своей голове, что нам неизвестно никаких остатков египетской литературы», и, «значит, ее не было, и такой приговор был пущен на весь мир» и подхвачен «историческими учебниками». Самому Стасову, по его признанию, подобные утверждения всегда казались заведомо ошибочными, однако и от причин, их породивших, невозможно было отмахнуться. «Но что же было делать с Египтом, когда храмов, статуй и картин его было перед глазами у каждого так много, а литературных произведений - ни одного?» - спрашивал русский критик и сам отвечал на вопрос: ждать открытия памятников египетской литературы. Ждать оставалось недолго.

Идеал красоты

Статуя Нофрет

Нофрет, жена принца Рахотепа. Деталь скульптуры из Медума, IV династия. Египетский музей, Каир. У королевы парик, типичный для периода Древнего царства, она одета в нижнюю одежду с бретельками и гладкий прилегающий каласирис из белого материала

ошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Онурис

Онурис

нурис — греческое имя египетского божества Анхура (Anhur, Inhur, Inhert). Первые свидетельства об Онурисе приходятся на область Абидоса. Первоначально Онурис был местным покровителем охоты и войны расположенного здесь города Тиниса, родного города фараонов Первой династии.

Божество Опет держит свечу

Божество Опет держит свечу. Папирус Книги Мертвых Ани. Британский музей

пет (Апет, Ипет, Ипу) — богиня-мать с телом гиппопотама, головой крокодила и лапами льва. На голове носит солнечный диск и рога лироподобной формы. Ее животным проявлением считалась самка гиппопотама. Любопытно отметить, что гиппопотам-самец воспринимался египтянами как отрицательный персонаж, а вот самка считалась олицетворением плодородия и заботы о детях.

Осирис

Осирис

сирис - главный бог загробного мира, его царь. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств. Египтяне называли его Усир, а Осирис — это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана — крюк и цеп.

гипет (араб.: مصر - Mıṣır) стал османской провинцией (вилаяйтом) после Османско-Мамлюкской войны 1515—1517 гг. Османское правление продолжалось более трёх веков. В территорию провинции вошли большая часть Египта, Израиль, Сирия, Иордания, часть Саудовской Аравии.

Осоркон I

Кварцитовая статуя фараона Осоркона I в образе нильского бога Хапи из Карнака. Посвящена сыну Осоркона, Шешонку, и была выполнена в духе скульптурных портретов XVIII-й Династии. Ок. 920 г. до н.э. Британский музей

ехемхеперра Осоркон I - второй древнеегипетский фараон из XXII-й Династии эпохи Третьего Переходного периода, который правил с 922 по 887 гг. до н.э. (или с 924 по 889). Древний историк Манефон называет этого царя "Осортоном" и, в зависимости от сохранившихся версий его трудов, переписанных Юлием Африканом, Евсевием Кесарийским или Георгием Синкеллом, дает ему в среднем 15 лет правления.

Осоркон II

Золотая подвеска фараона Осоркона II, изображающая богов Осириса, Исиду и Гора. Лувр, Париж

сермаатра Сетепенамон Осоркон II - древнеегипетский фараон из XXII-й Династии, сын Такелота I и царицы Капес. Правил Египтом примерно с 872 по 837 гг. до н.э., находясь в Танисе - столице времен этой династии.

Осоркон III

Поврежденный рельеф с изображением фараона Осоркона III, держащего в руках образ богини Маат. Святилище Осириса в Большом храме Амона в Карнаке

сермаатра Сетепенамон Осоркон III Си-Исэ - древнеегипетский фараон, правивший в VIII веке до н.э. Являлся сыном фараона Такелота II и "Великой царской жены" Каромамы II. Также был тем же человеком, что и наследный принц и Верховный жрец Амона Осоркон B, который лучше всего засвидетельствован в так называемых "Летописях", состоящих из целой серии текстов о его деятельности в Фивах и высеченных на стенах "Бубастиского портала" в Карнаке.

Осоркон IV

Рельеф на каменном блоке №18, который, как считается, изображает в архаическом стиле фараона Осоркона IV. Был обнаружен в ходе раскопок 2010/2011 гг. в храме Мут в Танисе. Царский картуш с именем "Усермаа[тра]" частично виден справа. Фото из доклада А. Додсона "Приход кушитов и идентификация Осоркона IV" (2014)

сермаатра Осоркон IV - древнеегипетский фараон конца эпохи Третьего Переходного периода, который традиционно считается последним царем XXII-й Династии, де-факто являясь чуть более значимым, чем остальные местные князья Таниса и Бубастиса в Нижнем Египте. Как правило, - хотя и не повсемесно - он отождествляется с царем Силканни, упоминаемым в ассирийских источниках, и с библейским царем Со (или Шо), который называется царем Египта в "Книге Царств" Ветхого Завета.

хеперра Сетепенра Осоркон (также известнен как "Осоркон Старший") - пятый фараон XXI-й Династии, который также стал первым древнеегипетским правителем ливийского происхождения. Согласно манефоновской "Истории Египта" назывался также "Осохор" или "Осокор".

тверзение уст — один из основных элементов большинства ритуалов египетской религии, впервые описанный в Текстах пирамид.

Охота в пустыне

Охота в нильских зарослях

Охота в нильских зарослях. Роспись из гробницы в Фивах. XV-XIV вв. до н. э. Британский музей, Лондон.

хота в пустыне была спортом «князей» и прочей знати, а также занятием охотников-профессионалов. С одной стороны, нет практически ни одной гробницы, где бы не было изображения ее хозяина, поражающего меткими стрелами газелей и антилоп, сбитых в тесное стадо, как в каком-нибудь огражденном заповеднике. Но, с другой — мы видим, как лучники, патрулирующие в пустыне, и надзиратели золотой горы Коптоса приходят с отчетом к великому жрецу Амона Менхеперрасенебу в сопровождении начальника охот, который преподносит богу великолепную добычу: страусовые яйца и перья, живых страусов и газелей и туши убитых животных. Рамсес III создал отряды лучников и профессиональных охотников, которые должны были сопровождать сборщиков меда и благовонных смол и одновременно отлавливать ориксов, чтобы дарить их Ка бога Ра на всех его празднествах, ибо приношение животных пустыни с древнейших времен, когда человек жил в основном охотой, и до исторической эпохи считалось особенно угодным богам.