Л

Молитвы во имя Ра

Молитвы во имя Ра на Западе, записанные на колонне в гробнице Тутмоса III (KV34)

итания Ра — это один из наиболее важных древнеегипетских заупокойных текстов Нового царства. Литания Ра, более известная как «Книга молитв Ра на Западе, молитвы Единому союзу на Западе». Как и многие другие заупокойные тексты, литания записывалась на внутренних стенках саркофагов. Она была своего рода справочником, помогавшим умершим в загробном мире. В отличие от других заупокойных текстов, литания была доступна только фараонам, в редких случаях избранным придворным.

Египетские иероглифы с картушами имени Рамсеса II в Луксорском храме от периода Нового царства

итература Древнего Египта — литература, написанная на египетском языке с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства. Вместе с шумерской литературой считается первой литературой мира.

'Тексты Пирамид' в пирамиде фараона Унаса. Древнее Царство

то лет тому назад неподалеку от Каира выдающийся французский египтолог Г. Масперо открыл надписи, начертанные на стенах внутренних помещений в пирамидах пяти фараонов V и VI династий и относящиеся, таким образом, примерно к концу XXV - середине XXIII в. до н. э. В науке за ними утвердилось название «Текстов пирамид».

Изображение Эхнатона и Нифертити с текстами 'Гимна Атону'

поха Среднего царства, как и предшествовавшего ему Древнего царства, закончилась смутами и вторжением азиатов в дельту Нила, где они надолго обосновались. Период упадка Египта, продолжавшийся около двух веков, окончился изгнанием из страны захватчиков, известных исторической науке под названием гиксосов. Процесс освобождения от них страны был долгим и мучительным, борьбу с иноземцами возглавляли правители Фив. Окончательно гиксосы были изгнаны фиванским фараоном Яхмосом I (первая половина XVI в. до н. э.), объединившим всю страну под своей властью и положившим начало новой, XVIII династии, первой династии Нового царства. Новое царство - период внутреннего и внешнего расцвета Египта, сопровождавшийся победоносными войнами, в результате которых Египет превратился в огромную мировую державу, простиравшуюся на юг и северо-восток далеко за пределы собственно Египта. Эту эпоху ряд историков вполне правомерно называет империей.

Участок на Розеттском камне, исписанный демотическим письмом

оявление XX династии завершилось смутой: в результате децентрализации власти Египет распался фактически на две более или менее самостоятельные области. Затем, после периода XXII и XXIII ливийских династий (прибл. 950-730 гг. до н. э.) и правления царя Бокхориса (ок. 720 г. до н. э.), единственного представителя XXIV династии, Египет стал добычей эфиопских фараонов (XXV династия), последний из которых был разгромлен ассирийским царем Ашшурбанапалом. От всей этой эпохи сохранились лишь надписи царей и вельмож (о надписи фараона Пианхи мы уже упоминали), а созданные в эти беспокойные времена литературные произведения погибли.

Несколько строк 'Истории о красноречивом поселянине' на обнаруженном фрагменте из Верхнего Египта. Британский музей

гипетскую литературу периода Среднего царства принято называть классической. Памятники, дошедшие до нас от этого времени, несравненно богаче и разнообразнее литературы Древности. Но при этом мы не должны забывать, что к литературе Древнего царства время, естественно, оказалось гораздо более безжалостным, чем к литературе Среднего царства и последующих эпох. По существу, от литературы Древнего царства сохранились лишь отдельные фрагменты; однако, познакомившись с ними, мы имеем все основания думать, что у литературы Среднего царства, с ее блеском и глубиной, была достойная предшественница.

Лондонский папирус

Первая страница Лондонского медицинского папируса

  начале XIX века во время раскопок, проводимых искателями предметов древности в районе города Луксора, был обнаружен древнеегипетский медицинский папирус. Сразу же после находки, по всей видимости, древний манускрипт был разделен на две части. В разное время эти две части купил консул Швеции в Египте Анастаси, в его богатейшей коллекции египетских древностей они получили порядковые номера А-65 и А-1072.

Рисунок 1

Рис. 1. Луна на египетских зодиаках (в основном гороскопе)

а рис. 1 мы приводим изображения Луны в основном гороскопе египетского зодиака. В серых кружках, как обычно, даны обозначения тех зодиаков, для которых рассматривалось несколько возможных вариантов отождествления Луны в основном гороскопе. Окончательный вариант, изображенный на рис. 1, был выбран после проведения астрономических расчетов с проверкой на соответствие частным гороскопам. Подробнее о том, как это делалось, будет рассказано ниже, в разделах, посвященных датированию конкретных зодиаков.