Титулы фараона

Статья находится в рубриках
Титул Рамсеса III

Титул Рамсеса III. Храм в Мединет-Абу

итул фараона — является стандартным церемониальным именованием царей Древнего Египта. Титул символизировал как светскую, так и сакральную власть, и представлял также своего рода формулу монархического правления.

Полный титул, состоящий из пяти имён, не был обязательным для использования до эпохи Среднего Царства, но, утвердившись, оставался неизменным и применялся до окончательного покорения Египта Римской империей.

1. Хорово имя

Хорово имя (также — Horusname) — одно из пяти имен в царском титуле Древнего Египта, старейшее из всех.

Вплоть до 4-ой династии это было единственным именем царя (фараона) в Додинастический и Раннединастический период. Многие из первых египетских фараонов известны только под этим именем. Это имя было частью религиозной веры в правителя как земного образа небесного бога Гора-Хоруса (символ которого — сокол). Начиная с конца Древнего царства фараон связывается с мифом об Осирисе.

Хорово имя в иероглифах

Хорово имя фараона в иероглифах

По меньшей мере один египетский правитель из Второй Династии — Сет-Перибсен, использовал вместо Гора изображение бога Сета. Ему последовал Хасехемуи, который поместил оба символа Сета и Гора выше начертания своего имени. После того образ Гора всегда появлялся рядом с именем фараона.

Со времени Ментухотепа II значение этого имени ослабевает и в официальных надписях теперь преимущественно употребляется тронное имя. Хоровое имя просуществовало до Антония Пия (138—161 н. э.) включительно.

Пишется имя фараона в Серехе, прямоугольнике, на котором восседает сокол. Нижняя часть прямоугольника декорирована как фасад царского дворца («фасад дворца»), верхняя часть символизирует двор или дом, а на свободной площади между ними стоит имя властителя. Наименование «хорово имя» производится от сидящего на Серехе сокола Гора.

2. Небти-имя

Имя по Небти — («две госпожи», «обе владычицы») — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте.

Небти-имя в иероглифах

Небти-имя фараона в иероглифах

Заголовок имени содержит две основы, связаные с так называемыми «геральдическими» богинями Верхнего и Нижнего Египта:

Нехбет — покровительница Верхнего Египта, представлена символом грифа (стервятника).

Уаджет — покровительница Нижнего Египта, представлена символом кобры.

Это имя в царском титуле означает, что фараон воплощает всю мощь двуединой монархии, простирая свою суверенную власть над всей долиной Нила. Имя используется начиная с фараона Первой династии Семерхета, хотя полноценным независимым именем становится во времена Двенадцатой династии.

3. Золотое имя

Золотое имя (также Goldhorusname) — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Смысл наименования, а также его значение не достаточно выяснено до сегодняшнего дня.

Возможно фараон приравнивался золотым именем к солнцу, которое в виде символического изображения сокола плыло по небу на корабле или барке. Поэтому знак, определяющий золотое имя, складывается из сокола (Гора), который сидит на иероглифе, означающим золото.

Золотое имя в иероглифах

Золотое имя фараона в иероглифах

Золотое имя по поздним источникам как официальный дополнительный титул применяется уже при фараоне Джосере из третьей династии. Однако, только на памятниках фараона Снофру оно является современным эпохе. Золотое имя начиналось значком сокола, сидящего на кулоне, причем этот стиль до эпохи Среднего царства не изменялся.

В эллинистический период, к которому относится Розетский камень, в этом значке видели победу Гора над его злобным братом Сетом. Но эта интерпретация не соответствует невоинственным начертаниям золотого имени в древних титулах фараонов Египта вплоть до 11-ой династии. В связи со своим титулом Тутмос III говорит: «Он (Амун) созидал меня как „Бик-ен-небу“ (Золотого cокола)». Его соправительница Хатшепсут называется «Хор-ент-дам» (Гор из чистого золота). В связи с наименованием «Золотого помещения» как места погребения фараона в Новом царстве, золото интерпретируется как синоним вечности. Поэтому золотое имя может нести аналогичное значение — как выражение желания фараона быть вечным Гором.

4. Тронное имя

Тронное имя в иероглифах

Тронное имя фараона в иероглифах

Тронное имя («Нису-бит», «Несут-бити», «Нисут-бити») — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Являлось самым важным именем в титуле древнеегипетских царей (фараонов) начиная с 4-й династии. Нефериркаре (5-я династия) добавил его как второй картуш к имени личному (данному при рождении). Первоначально речь здесь, пожалуй, велась о двух эпитетах фараона как единого властителя объединённого Египта, которые были впервые приняты при фараоне Дене (1-я династия).

Фараоны получали это имя при коронации в церемонии Сехнетьер («беседа с богом»). В период от начала фактического правления наследника умершего фараона вплоть до его коронации, имя личное ещё оставалось в силе.

Заголовок тронного имени («Несут-бити») имеет две составляющие:

Имя Снофру

Имя Снофру в серехе, которое содержит обозначения тронного имени и имени по небти

1. (nesut / nisut) и

2. (бити)

Уже в период Древнего Царства был заголовок:

связанный с именем по Небти:

(«две госпожи») и стоявший напротив. Будучи противопоставленными друг другу, оба заголовка очень хорошо гармонировали. Двойной заголовок «Несут-бити» узаконен фараоном Деном (1-я династию) и с тех пор занял своё неизменное место в написании царского имени: «камыш» (swt) и «пчела» (bjt). Под обоими находится соответственно знак «Т»

Иероглиф X1

который имеет архаическое прочтение: «tj».

Когда при V-й династии почитание бога солнца достигло апогея, добавление следующего имени не происходило, если личное имя (данное при рождении) содержало имя бога Ра. Новое имя писалось в картуше, перед двойным символом «пчела и камыш», означающим объединённый Верхний и Нижний Египет.

От XVIII-й до XXV-й династии и с XXIX-й династии вплоть до римского времени тронные имена увеличивались за счёт прилагательных (эпитетов). Таким образом, например, тронное имя Тутмоса III будет звучать не только как «Мен-хепер-Ре» («Постоянно являющий Ра»), но также с именем прилагательным в варианте «Мен-хепер-Ре-мери-ен-Ре» («Постоянно являющий Ра, любимый Ра»).

Обычные тексты называют в большинстве случаев только тронные имена, тогда как все имена фараона используются в особенно торжественных надписях.

5. Личное имя

Личное имя давалось фараону при рождении и являлось одним из пяти имён царского титула в Древнем Египте.

Личное имя в иероглифах

Личное имя фараона в иероглифах

Самому имени предшествовал заголовок «Сын Ра», написанный иероглифом утки («за»), который являлся омонимом для слова, означающего «сына» («за»), совмещённым с иероглифом солнца, символом Ра, солнечного божества. Впервые подобное обозначение было введено для царских титулов при Четвертой династии, подчеркивая значение фараона как представителя солнечного бога. Для женщин-фараонов, титул интерпретировался также как «Дочь Ра».

Современные историки, называя фараонов Древнего Египта их личным именем, добавляют ординалы (например, «II», «III»), чтобы различить разных людей, носящих одно и то же имя.

6. Пример имени фараона

Бюст Тутмоса III

Бюст Тутмоса III. Зарисовка

Полный титул фараона Восемнадцатой династии Тутмоса III, согласно справочнику по произношению и его словарному значению:

- Хорово имя — Канакт Каемвасет — «Гор, Могущественный Бык, Возникающий в Фивах»

- Имя по Небти — Вахнеситмиреемпет — «От обеих Владычиц, Возносящих в царском сане, Подобен Ра в небесах»

- Золотое имя — Секемпаптидседжеркав — «Золотой Гор, Сильнейший из сильных, Священный явлением»

- Тронное имя — Менкеперре — «Бог Двух Земель, Неизменный, явленный как Ра»

- Личное имя — Тутмос Неферкеперу — «Сын Ра, Тутмос, наипрекраснейший»

Алфавитный указатель