Сахура

Статья находится в рубриках
Сахура

Голова статуи Сахура. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

ахура (в переводе с древнеегипетского - "Тот, кто находится рядом с Ра") - древнеегипетский фараон и второй правитель V-й Династии, который царствовал около 12 лет в начале XXV века до н.э. Сахура считается одним из наиболее важных царей эпохи Древнего Царства, и период его господства принято считать высшей точкой политического и культурного развития V-й Династии. Вероятно, он приходился сыном своему предшественнику Усеркафу и царице Неферхепес II. В свою очередь, его наследником и сыном был фараон Нефериркара Какаи.

Во времена Сахура Египет имел важные торговые отношения с побережьем Леванта. Этот фараон снарядил несколько военно-морских экспедиций в земли современного Ливана, чтобы обеспечить поставки кедрового дерева, рабов и, возможно, различных экзотических предметов. Также была осуществлена экспедиция в страну Пунт, откуда в Египет было привезено большое количество мирры, малахита и электрума. Сахура запечатлел успех данного события в настенных рельефах своего заупокойного храма, где он изображен ухаживающим за привезенным деревом мирры в саду своего дворца, который назывался "Великолепие Сахура, взмывающее в небо". Данный рельеф является единственным в египетском искусстве, где фараон изображается в качестве садовода. Также Сахура снарядил экспедиции на Синай, которые занимались там добычей бирюзы и меди. Возможно, что при этом фараоне была проведена военная кампания против ливийских вождей в Западной пустыне, укравших скот у египтян.

Фараон Сахура возвел для себя пирамиду в Абусире, тем самым отказавшись от царских некрополей в Саккаре и Гизе, где возводили себе гробницы его предшественники. Такое решение, возможно, было обусловлено присутствием в Абусире "солнечного храма" Усеркафа - первого подобного храма V-й Династии. Пирамида Сахура намного меньше в размерах, чем пирамиды правителей IV-й Династии, однако внутреннее убранство ее заупокойного храма более сложное. Так, приблизительно 10 000 м2 настенных рельефов украшали аллею и погребальный храм возле пирамиды, что сделало это место известным еще в древности. Архитекторы пирамидального комплекса Сахура впервые ввели образ капителей в виде пальмовых листьев, который вскоре стал отличительной чертой древнеегипетской архитектуры. Известно также, что фараон построил Храм Солнца, называемый "Место Ра", который предположительно также находился в Абусире. 

1. Семья

Усеркаф

Папирус Весткар, впервые известный со времен XVII-й Династии, но, вероятно, происходит, еще к XII-й Династии. Содержит легенду о происхождении V-й Династии

Происхождение и родственные отношения Сахура лежат большей частью за гранью известности. Для их реконструкции часто поднимается предание более поздних времен. Так рассказ из папируса Весткар утверждает, что все три первых фараона V династии, а именно Сахура, его предшественник Усеркаф и его наследник Нефериркара Какаи были братьями-близнецами, рождёнными женой жреца Ра из Гелиополя Реджедет. Последняя идентифицируется в большинстве случаев исследований с Хенткаус, которая считается «матерью-родоначальницей» V династии и в современных ей надписях названа «матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта». Она воспринимается в большинстве случаев как мать Сахура и Нефериркара Какаи. Подтверждением того, что Нефериркара был братом Сахура, кажется, является размещение его имени в рельефах заупокойного храма пирамиды Сахура. Родственные отношения с Усеркафом также до конца не выяснены. Усеркаф частично принимается как супруг Хенткаус и, таким образом, как возможный отец Сахура, частично, однако, как её сын и таким образом брат Сахура.

Возможно, существовало также родственное отношение к царице по имени Неферхетеп, которая, вероятно, идентична с одноимённой дочерью Джедефра и была погребена в пирамиде, расположенной непосредственно рядом с пирамидальным комплексом Усеркафа. Так как Сахура, очевидно, производил работы по реставрации в её поминальном храме, также принимался во внимание, что это она была его матерью, а не Хенткаус.

Единственной известной супругой Сахура была Неферетханебти. Известны имена четырёх сыновей фараона, это — Хоремсаф, Хакара, Нетджериренра (Netjerirenre) и Небанхра, но происходят ли они от брака с Неферетханебти не выяснено. Как супруга, так и сыновья Сахура известны исключительно только по надписям в его заупокойном храме.

Царская титулатура фараона Сахура из древнеегипетских источников

Тронное имя

Сахура - sAhw ra - «Тот, кто находится рядом с Ра» (альтернативное чтение: "Тот, кого коснулся Ра")

Личное имя

Сахура - sAhw ra

Хорово имя

Хор-Небхау - Nb-ḫˁ-w - «Хор, явившийся властитель»

Небти-имя

Небти-Небхау - Nb.tj nb ḫˁ w - «Явившийся властитель Двух Владычиц»

Золотое имя

Бику-небу - bḳ.wj nbw - "Дважды Золотой Сокол"

2. Продолжительность правления

Сахура

Фараон Сахура. Зарисовка рельефа из его заупокойного храма, сделанная Людвигом Борхардтом

Срок правления Сахура, в отличие от других властителей Древнего царства, можно указать более и менее точно, на основе сравнительно хорошего изложения источников. Он составляет примерно от 12 до 13 лет, на что указывают как современные источники, так и значительно позже возникшие тексты. Туринский папирус называет 12 лет правления Сахура. Правда, имя фараона в этом списке не сохранилось, а сохранились лишь года правления, которые следуют за именем Усеркафа с его 7-ю годами правления. Нужно отметить, что и имя Усеркафа сохранилось не полностью. Манефон называет Сахура Сефресом и отводит ему 13 лет правления. Наиболее ранняя достоверная дата — «год после 6-го (или 7-го?) подсчёта», под чем понимали подсчёт по всей стране скота с целью взимания налогов. Однако проблема заключается в том, что эти подсчёты, проводившиеся обычно раз в два года, иногда проводились и каждый год.

Хроника Палермского камня передаёт нам события 2-3, 5-6 и заключительного года правления Сахура. Указанные даты включают в себя 4 «года подсчёта скота» и 3 «года после подсчёта». Документ отмечает шесть (или семь) подсчётов рогатого скота, который подразумевает правление, по крайней мере, в течение 12 полных лет, если этот счёт рогатого скота проводился один раз в два года, что характерно для V династии. Если предположить, что самой поздней датой правления Сахура является «год после 6-го подсчёта» (а не «год после 7-го подсчёта», как утверждает Уилкинсон Wilkinson), то это означает, что Сахура умер на 13-ом году своего правления и его правление составляло 13 лет 5 месяцев и 12 дней. Единственной большой проблемой является, указание Людвига Борхардта, который обнаружил пирамиду Сахура в начале XX века, на «12-й год подсчёта», что означало бы удваивание лет правления Сахура. Однако Борхардт не отметил где помещалась эта надпись и не выполнил ни её зарисовки ни её фотографии. Возможно эта дата могла происходить от позднейших мероприятий реставрации или быть указанной посетителем храма при пирамиде.

3. Правление Сахура

Сахура

Рельеф с изображением фараона Сахура из Вади-Махара на Синае

Важным документом рассказывающим о событиях правления Сахура, является Палермский камень. В нём говорится в основном о религиозной деятельности фараона, перечисляются земельные наделы и пожертвования для различных божеств, а также изготовление барок и статуй. Во главе управления землями стояли как минимум два визиря (чати): Сехемкара и Урбауба. Сехемкара был сыном фараона Хафра, и это наглядно показывает, что потомки IV династии ни сколько не утратили расположения фараонов V-й династии. Что касается Урбауба, то он, кажется, вообще происходил не из царского рода; Сахура, таким образом, продолжил начатую с начала V династии политику выдвигать на высокие государственные должности всё больше незнатных людей. Они в своих надписях не говорят ни о своих номах, ни о своих родах, их интересует только царская милость и служба. Цари осыпают их милостями при жизни, а по смерти заботятся об их погребении и поминовении. Характерным и для наших понятий странным обыкновением того времени у фараонов было награждать своих верных слуг саркофагом из казенных каменоломен, или жертвенной доской, или фасадом гробницы для заупокойного культа, или участками земли, как источником средств для его поддержания. Так придворный врач Сахура, Ни-он-Сехмет рассказывает, как он попросил у царя фасад для своей гробницы из царской каменоломни в Турре у Мемфиса, и царь велел дать ему два фасада и приставил двух верховных жрецов бога Птаха и мастеровых, «чтобы работать каждый день»; распорядился выкрасить фасад и затем сказал ему: «клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов, ты отправишься в усыпальницу по старости маститой, как достойный … Я прославил царя и поблагодарил бога за царя Сахура. Что бы ни вышло из его уст, немедленно исполняется».

3.1. Войны с ливийцами
Сахура

Пленные, изображенные в погребальном храме Сахура. Зарисовка Людвига Борхардта

Сахура проводил активную завоевательную политику в разных направлениях. Он вёл большую войну с ливийцами, о которой рассказывают рельефы в его заупокойном храме. На этих рельефах изображены многочисленные захваченные в плен ливийские вожди, а также помещено изображение Аментит, богини запада, которая дает фараону власть над техену (ливийцами). Надпись передает её речь, обращенную к Сахура: «Я отдаю тебе вождей Техену и всех других стран (запада)». На другом рельефе ливийский бог Аш приносит дары Сахура. Рядом помещены изображения пленников из ливийских племен бакет и ваш и говорится о захвате тысячных стад. Преемники Сахура считали себя повелителями не только Египта, но и Ливии. 

3.2. Походы в Финикию и на Синай

При Сахура продолжалось развитие Египта как морской державы. Рельефы и изображения на том же самом храме говорят и о другом походе, который был предпринят на кораблях, видимо, в Финикию, на что указывают захваченные в качестве пленников типичные по внешности азиаты и, привезенные в качестве добычи, медведи. Ещё дальше помещены изображения рядов иноземцев, названных общим именем сентиу. Между ними, мы видим представителей племени иунут и ментиу, живущих на Синайском полуострове, или в пустынных областях Нижней Нубии.

О развитии торговых связей с Передней Азией может свидетельствовать сосуд с его именем найденный в Библе, а также трон с его надписью обнаруженный в городе Дорак в Малой Азии (правда, не исключено, что последний мог туда попасть позднее, в качестве многократных торговых обменов). Засвидетельствованы его действия и на южных рубежах Египта. Оттиски его печатей найдены в Бухене в Нубии. О двух его экспедициях свидетельствуют надписи: одна была направлена в диоритовые каменоломни к западу от Абу-Симбела, другая к золотым рудникам Вади ал-Гидами в восточной пустыне. Один из чиновников Сахура оставил надпись у первых порогов, что, несомненно, свидетельствует о походах в Нубию.

Сахура

Рельеф из заупокойного храма Сахура показывает возвращение египетских кораблей из Сирии. Египетский музей в Берлине

Сахура совершил крупный поход на Синайский полуостров. На рельефах в Вади-Магкара он изображен дважды — в короне Верхнего Египта и в короне Нижнего Египта перед священным символом бога Упуаута, открывающего путь в завоеванные области Синайского полуострова. Далее мы видим Сахура, поражающего коленопреклоненных пленников, а помещенная тут же надпись называет его «покорителем иноземных стран».

3.3. Экспедиции в страну Пунт

От времени Сахура до нас дошли первые сведения о путешествии египтян в далекую страну Пунт, куда была направлена грандиозная морская экспедиция. Судя по официальной летописи Палермского камня, в последний год царствования Сахура из Пунта были привезены сказочные богатства: 80 000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины.

4. Статуи Сахура

Сахура

Статуя фараона Сахура. Метрополитен-музей в Нью-Йорке

В погребальном ансамбле пирамиды Сахура было найдено несколько фрагментов статуй и сфинксов. Они изготовлены из алебастра, сланца и песчаника; часть их находится ныне в Египетском музее в Берлине. Единственное приблизительно полностью сохранившееся изображение Сахура — это статуя неизвестного происхождения, которая находится сегодня в Музеи Метрополитен в Нью-Йорке. Она изваяна из гнейса и имеет размеры 64 × 46 × 41,5 см. Статуя владеет широкой площадью стенда и обратным диском. Слева изображён сидящий фараон, по правую руку от него стоит персонификация пятого верхнеегипетского нома. Обе фигуры связаны с обратным диском. Фараон одет в традиционную набедренную повязку, с головным платком немес; подбородок его украшает искусственная борода. Справа и слева от его ног соответственно были выгравированны его личное и хорово имена. Статуя первоначально предназначалась для Хефрена, властителя IV династии. Однако, стилистические тонкости, как например, черты лица, позволяют сделать вывод о том, что она не просто узурпировалась Сахура, а при Хефрене осталась неоконченной и была доделана позже уже при Сахура. 

5. Строительная деятельность

Сахура

Колонна погребального храма Сахура в Абусире

Из трёх грандиозных построек времени Сахура до наших дней более или менее сохранилась и исследована археологами только его пирамида с окружающими храмами. Однако из надписей мы знаем, что он строил, как и его предшественник Усеркаф, солнечный храм. В архитектуре этих храмов было много нового; они строились по одному плану — обширный передний двор, к которому примыкали культовые постройки, имел внушительных размеров жертвенник, а в глубине возвышался обелиск. Скорее всего, этот обелиск выполнял функции главного святилища. Солнечный храм Сахура носил название «Излюбленное место Ра». Из указания Палермского камня можно сделать вывод, что Сахура распорядился о сооружении солнечного храма и снабжении его пожертвованиями, уже в начале своего правления. В дальнейшем, упоминания об этом солнечном храме сохранилось лишь в захоронениях пяти жрецов. В современных Сахура деловых документах, например, папирусах Абусира или оттисках печатей, нет никаких упоминаний об этом храме, из чего можно сделать вывод, что он, видно, остался незаконченным. Ещё Людвиг Борхардт в начале XX века при своих раскопках пирамидального комплекса Ниусерра находил каменные блоки, помеченные названием солнечного храма Сахура, которые были использованы при строительстве южной части окружающей пирамиду стены. Это делает возможным предположить, что солнечный храм Сахура находился на том месте, где позднее Ниусерра распорядился соорудить свою пирамиду. Подтверждением этого могут также служить найденные между комплексом пирамиды Ниусерра и мастабы жреца Пташепсеса чехословацкими археологами в 1974 году многочисленные фрагменты обелиска из красного гранита, первоначально покрытого медью и, вероятно, также позолоченного. Борхардт там же нашёл также каменную платформу, которая могла служить постаментом для обелисков. Отметим, что обелиски являются типичными составными частями солнечных храмов, и не могли иметь никакого отношения к заупокойным храмам при пирамидах.

Третье сооружение, о котором нам также известно только из надписей, носило название «Поднятие красоты Сахура до небес», но ни где располагалось данная постройка, ни даже о каком виде сооружения вообще идёт речь, не возможно ничего сказать. Судя по тому, что мы знаем о нём по надписям на сосудах с маслом, обнаруженных в заупокойном храме Неферефра, возможно, что оно также располагалось в Абусире.

Сахура построил несколько городов, известны даже названия некоторых из них; так, между прочим, на стенах святилища Исны один город назван Па-Сахура, то есть «Город Сахура».

5.1. Пирамида Сахура
Сахура

Пирамида Сахура в Абусире

Местом для своего погребения Сахура выбрал Абусир, к северу от Саккары, тем самым основав новый царский некрополь. Здесь Сахура приказал построить пирамиду, получившую название "Ха-Ба" («Восхождение души»). Имея основание с шириной боковой грани более 78 м и высоту почти в 50 м, она почти повторяет размеры погребального памятника Усеркафа. Ныне она сильно разрушена и метров на 15 ниже, но точнее сказать трудно, поскольку, она примерно на четверть засыпана песком. Она была построена из известняковых блоков неправильной формы, размещенных в виде шести гигантских ступеней вокруг ядра; для внешней облицовки использовались плиты добываемые в каменоломнях Массара (Ma’asara) с противоположного берега Нила. Вход располагался с северной стороны на уровне внешней платформы. Сама система подземных покоев намечена сравнительно просто. Коридор, облицованный известняковыми плитами, вел в погребальную камеру. В трех частях галереи, там, где находились блокировочные устройства, отделка была выполнена из гранита. Погребальная камера прямоугольной формы также была облицована известняком; её потолок состоял из трёх слоев, сходившихся в форме перевернутой буквы «V». Камера находилась непосредственно под центром пирамиды. В погребальной камере были найдены остатки базальтового саркофага. Сооружение окружала каменная стена 7,5 м высотой и около 3 м шириной. В юго-западном углу ограды находилась пирамида-спутница, носящая, видимо, ритуальные функции. Вход в неё также был с северной стороны, а внутреннее устройство напоминало коридоры царской пирамиды.

Сахура

Массивный архитрав из розового гранита, принадлежащий к заупокойному храму Сахура, с высеченными на нем титулами фараона

Погребальный ансамбль пирамиды Сахура включал, как и любой другой, два храма, верхний и нижний, соединенные мощеной дорогой. Конструкция нижнего храма отличалась от конструкции аналогичных святилищ. Возведенный из камня, он имел два входа: один — на востоке, другой — на юге; во время паводка к ним можно было добраться по узким пандусам. С восточной стороны пандус вёл к портику из 8 колонн. Портик, расположенный с южной стороны, имел лишь 4 колонны. В западной части храма находился зал, потолок которого поддерживали две гранитные колонны с капителями в форме пальмовых листьев. Отсюда главная дорога длиной 235 м вела к верхнему храму. Стены её были украшены рельефами. Центральным элементом верхнего храма был двор, окруженный гранитными колоннами с капителями в виде пальмовых листьев. Колонны были не большими, высотой в 2,6 метра и весили, вероятно, не больше чем приблизительно 10 тонн каждая, но в чём заключается их особенная достопримечательность — то, что на протяжении их длины сужение с 91,2 см до 79,8 см происходит настолько точно, что нигде не отклоняется от нужного диаметра более чем на 8 миллиметров. Пол храма вымощен базальтовыми плитами, а стены, как и стены предшествующего ему зала, покрыты белым известняком и украшены рельефами с батальными сценами, выполненными по распространенной схеме, изображавшей, как фараон покоряет ливийцев, и враг оказывается поверженным к ногам царя, причём поверхность этих росписей достигала фантастической цифры в 10 тыс. кв. м, правда, сейчас от них сохранились лишь 150 кв. м. На оси двора, в глубине, находилась часовня, в пяти нишах которой стояли статуи фараона. Число подобных статуй в эпоху IV династии варьировалось; оно стало каноническим во времена V династии. Ещё дальше располагалось святилище, облицованное алебастровыми плитами.

Задняя часть храма была занята многочисленными кладовыми, к которым вёл коридор и лестницы. Нижние залы, вероятно, не освещались. В заупокойном храме Сахура, помимо прекрасных расписанных рельефов, обращает на себя внимание игра цветов камня различных пород: красного гранита, чёрного базальта, молочного алебастра, белого известняка. Удивительна также гениальная система стока дождевой воды: по желобам, имитирующим львиные головы, она попадала в облицованные медью бассейны. Оттуда вместе с прочими жидкостями, использовавшимися во время обрядов, она поступала в хитроумную систему подземной канализации.

6. Память о Сахура в Древнем Египте

Сахура

Серебряная цилиндрическая печать фараона Сахура. Художественный музей Уолтерса в Балтиморе, США

Сахура пользовался большим почётом и в последующие периоды египетской истории. Для поддержания его загробного культа были выделены 22 земельных надела, сборы с которых шли на обеспечение снабжения его храмов пожертвованиями. Во времена Среднего царства фараон XII династии Сенусерт I распорядился установить в храме Карнака статую Сахура, которая была, вероятно, частью группы изображений умерших царей. Во время Нового царства фараоном XVIII династии Тутмосом III имя Сахура было помещено в, так называемый Карнакский царский список. В этом списке, в отличие от других списков фараонов, перечесляются не все цари, а только те, которым, по мнению Тутмоса III, следует приносить пожертвования. Как видно из сказанного ранее культ Сахура продолжал процветать и в Среднее и в Новое царства.

Со времен Среднего Царства о Сахура также дошли упоминания в литературном произведении, известном сегодня как папирус Весткар. Написание этого документа, как правило, относят к XII-й Династии, однако многие египтологи склонны думать, что периодом создания является XVII Династия. Основную роль в сказаниях этого папируса играет царский двор фараона Хуфу (Хеопса), который, чтобы отогнать от себя скуку, приказывает своим сыновьям рассказывать различные волшебные истории. После того, как три старших сына развлекли царя своими рассказами, четвертый сын, Хорджедеф, приглашает в царский дворец чародея Джеди, который начинает показывать различные фокусы. Затем Хеопс решает спросить Джеди о своем будущем, на что чародей дает ему пророчество, согласно которому некая жрица бога Тота в Гелиополе по имени Рудж-Джедет родит в будущем троих царей, которым предначертано будет свергнуть потомков Хуфу с царского престола. Хеопс изъявляет желание посетить место жительства жрицы для возможного предотвращения начертанной судьбы… Затем происходит резкий переход к времени рождения упомянутых трех царей, во время которого богини Исида, Нефтида, Месхенет и Хекет вместе с богом Хнумом с помощью танцев и заклинаний благословляют их на счастливое царствование. Здесь приводятся и имена этих царей: Усер-Ра-Эф, Сах-Ра и Кеку, очевидно, что речь идет о первых трех правителях V-й Династии - Усеркафе, Сахура и Нефериркара Какаи.

В числе многочисленных памятников отреставрированных по всей стране во время XIX династии царевичем Хаэмуасом сына Рамсеса II была, как показывают надписи, и пирамида Сахура. храм пирамиды использовался во время 26-ой династии как святыня львиной богини предметный медовый напиток Имя Сахура почиталось ещё при Птолемеях, и ему воздавались божественные почести в особом храме в Мемфисе.

Источники
  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет. Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988
  • Авдиев В.И.. Военная история древнего Египта. — М.: Издательство «Советская наука», 1948. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — 240 с.
  • Древний Восток и античность. Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
  • Brinkmann, Vinzenz, ed. (2010). Sahure: Tod und Leben eines grossen Pharao (in German). Frankfurt am Main: Liebieghaus. ISBN 978-3-7774-2861-1.

Алфавитный указатель