Снофру

Статья находится в рубриках
Снофру

Известняковая статуя фараона Снофру. Египетский музей, Каир

нофру (также Снефру, Снеферу или Сенеферу) - первый фараон IV-й династии эпохи Древнего Царства. Правил ориентировочно в период 2670-2620 гг. до н.э. Во время его правления были предприняты военные походы в Ливию и Нубию, а также торговая экспедиция на территорию современного Ливана. Известность Снофру принесла преимущественно его строительная деятельность. Он соорудил три монументальных памятника - пирамиды, общий объем которых превосходит наибольшую пирамиду Египта, принадлежавшую его преемнику Хеопсу. В архитектурном плане при Снофру ступенчатая пирамида эволюционировала к стандартной пирамидальной форме.

Фараона Снофру почитали на протяжении всей древнеегипетской истории, его имя упоминается в обрадах культа мертвых, а его личность являлась идеалом справедливого и мудрого правителя. Память о нем сохранилась во многих литературных произведениях Древнего Египта.

1. Идентификация имени

Имя "Снофру" означает «Создающий красоту», или «Тот, кто улучшает», или «Созданный безупречно». При нём, по-видимому, вводится обычай, возведенный в закон, прибавлять к собственному имени фараона особое священное имя. Эти имена вписываются в картуши, которым предпосылаются ещё три громких титула. Первый титул для всех царей начинался неизменно знаком, означавшим «Солнечный Хор». Символ Хора, сокол с двойной короной, был символом и фараона. Второй титул был «владыка двух царских венцов» (Верхнего и Нижнего Египта). В третьем титуле, начинавшемся словами «Золотой Хор», славились военные деяния царя как победителя тех или иных стран и народов. Священное имя царя окружено картушем и ему предшествуют слова «царь Верхнего и Нижнего Египта». И последним писалось имя царя, полученное им при рождении, которое также находится в картуше и ему предшествуют слова «сын Ра» (Солнца). К имени царя добавлялось также имя воздвигнутой им пирамиды. Тронным именем Снофру было Небмаат («Владыка Маат» или «Господин правды»).

Царская титулатура фараона Снофру из разных древнеегипетских источников

Хорово имя

Hr nb mAa.t - Хор неб-маат - «Хор, владыка Маат», или «Хор, господин правды»

Небти-имя

nb.tj nb mAa.t - Небти неб-маат -  «Две божественных властительницы порядка»

Золотое имя

bik nbw - Бик-небу - «Золотой сокол»

Личное имя

Сенеферу, Снефру - S nfr.w(j) - "Созданный безупречно"

Туринский папирус (Nr.III./9)

Снефер… - S-nfr -  "Совершенный…" (с идеограммой сокола-царя)

Абидосский список (№20)

Се-неферу - S-nfr.w(j) - "Созданный безупречно"

Саккарский список (№16)

Снефру

2. Происхождение и семья Снофру

Снофру

Стела фараона Снофру в египетском музее, Каир

Об основателе IV династии Снофру сохранилось много записей и несколько портретных изображений. Согласно царскому списку эпохи Рамессидов, происходящему из Саккары, Снофру наследовал Хуни. Вступление Снофру на трон Египта упомянуто автором одного из самых древних дошедших до нас поучений: «Наставление, адресованное Кагемни его братьям». В конце текста повествуется о смерти Хуни, затем о последовавшем прибытии царя Верхнего и Нижнего Египта Снофру в качестве благодетельного царя Обеих Земель. Поскольку автор ничего не говорит о вероятной связи между двумя фараонами, можно сделать вывод, что Снофру не был сыном Хуни, так как писец, конечно же, не забыл бы об этом упомянуть. Этот факт, вероятно, был решающим для того, чтобы поставить Снофру во главе новой династии, как это сделал Манефон.

Согласно другой версии, Снофру всё же был сыном фараона Хуни, но не от главной царицы, а от его другой, младшей жены Мересанх. Старший сын Хуни, который должен был стать наследником, умер. Тогда Снофру женился на Хетепхерес (Хати[и]-храс), дочери главной царицы, в жилах которой текла царская кровь. Женившись на Хетепхерес, Снофру укрепил своё право на престол. Хетепхерес стала матерью фараона Хуфу (Хеопса).

Снофру, вероятно, был родом из местности, находящейся в XVI номе Верхнего Египта, как это подсказывает название, которое она носит: Менат-Снофру («Кормилица Снофру»). Эта местность, точное месторасположение которой остается неизвестным, упомянута на стенах храма Снофру в южном Дахшуре, в гробнице Нефермаата и Итет в Мейдуме и на фрагменте одного из папирусов из заупокойного храма фараона V династии Неферефра в Абусире.

3. Управление государством

Время правления фараона Снофру описано довольно подробно в отличие от большинства других правителей Древнего Царства. Основными информационными источниками выступют Палермский камень и Каирский фрагмент №4 (C4/K4 - В. Хелк), которые, вероятно, являются частями одного и того же памятника, датируемого временем фараона Нефериркара из V-Й Династии и перечисляющего основные события, случившиеся при предыдущих правителях. Касательно Снофру, здесь упоминаются торговая экспедиция и два военных похода, различные религиозные праздники, изготовление статуй и деревянных изделий (также, впервые в египетской истории, во времена правления этого фараона засвидетельствовано изготовление первой арфы).

3.1. Продолжительность господства
Снофру

Палермский камень

Точные сроки правления Снофру являются неопределенными. Царские списки Туринского папируса, составленные в период Нового Царства и являющиеся важным документом для египетской хронологии, указывают на 24 года правления. Египетский жрец и историк Манефон, живший при династии Птолемеев (III век до н.э.), пишет о 29 годах правления. Наибольший срок властвования Снофру, зафиксированный документально на Палермском камне, относится к 24-му году, когда упоминается общегосударственная перепись поголовья скота. Однако, исходя из того, что перепись при Снофру фиксировалась нерегулярно (упоминаются 7-й, 8-й года правления, а затем сразу 12-й и т.д.), на этот источник нельзя полагаться как на единственно верный.

Современные египтологи часто высказываются о более длиных сроках правления Снофру. Так, Томас Шнайдер предполагает, что указанные в Туринском папирусе 24 года царствования не что иное, как упоминаемые каждые два года подсчеты скота. И, соответственно, Снофру мог править минимум 48 лет. Рейнер Стедльманн в своей версии исходит из больших масштабов строительства при Снофру и указывает на срок от 45 до 48 лет. Однако Рольф Краусс, исследовав время постройки Красной пирамиды в Дахшуре, подсчитал, что все три пирамиды Снофру могли быть построены в течение 31-го года правления царя.

3.2. Внутренняя политика

За годы правления Снофру Египет достиг высокого уровня развития благодаря отлаженной системе управления. Фараон привлекал к управлению государством представителей знати и своих родственников. Известно, например, что его сын Каен-Нисут занимал должность «начальника дома оружия», то есть фактически контролировал военные силы страны.

Из официальной летописи Палермского камня известно, что в течение только трех — 12-го, 13-го и 14-го — лет правления Снофру в Верхнем и Нижнем Египте были построены многочисленные хут-Снофру («обители Снофру»), видимо, оборонительные сооружения для закрепления завоеваний на севере, у Горьких озер, на Суэцком перешейке, и на юге, в районе первого порога. Также были построены 35 номовых храмов и царский дворец, двери которого были выполнены из кедра. В области кораблестроения деятельность фараона также была весьма значительна: 60 царских ладей, точные размеры которых не известны, и, по крайней мере, четыре корабля в 100 локтей (более 52 м).

4. Внешняя политика

Снофру

Фараон Снофру убивает бедуинов. Зарисовка наскальной надписи в Вади-Магхара, Синай

4.1. Торговля

Снофру начал торговые сношения с севером и отправил флот в 40 кораблей к финикийскому берегу. Из финикийского порта Библ прибыли 40 кораблей с ливанским кедром для постройки храмов и больших кораблей. Также проводилась политика колонизации Синая, богатого бирюзой и медью. Хотя экспедиции на Синай предпринимались еще при Раннем царстве, но именно Снофру стали почитать здесь как бога.

4.2. Военные кампании

Палермский камень сообщает об активной завоевательной деятельности Снофру: при нем, около 2595 г. до н. э., были совершены походы в Нубию, в ходе которых было захвачено большое количество рабов и скота. Военная экспедиция на юг, в Нубию, в область Нехси (южнее 1-го порога) позволила привести в Египет 4000 мужчин, 3000 женщин и 200 000 быков и баранов. Четыре или шесть лет спустя 1100 человек и 13 100 голов скота было захвачено у жителей страны Техену, находящейся на запад от Египта, в Ливии.

Об успешных войнах на Синайском полуострове говорят барельефы в районе Вади-Магкара. Изображение Снофру, поражающего неприятелей обнаружено на двух рельефах; здесь даны его полные титулы и он назван «Победителем варваров», хотя и изображён уже пожилым человеком. Победы Снофру на Синае и окончательное присоединение к Египту области медных рудников, имели настолько крупное политическое и экономическое значение для Египта, что воспоминания об этих событиях в течение тысячелетий сохранились в памяти египетского народа. Снофру впоследствии, считался завоевателем всей этой области и основателем здешних медных рудников. Одному из рудников и некоторым дорогам было присвоено его имя; он считался богом-покровителем этой местности и высшей похвалой, впоследствии, для чиновника служили слова, что «со времён Снофру ничего подобного здесь не было сделано».

5. Известные чиновники при Снофру

Снофру

Статуя царевича Рахотепа

Как уже упоминалось ранее, высокие должности при Снофру, как правило, занимали его приближенные и родственники. Так, его старший сын Рахотеп, помимо должностей главного военачальника и верхвоного жреца в Гелиополе, носил почетные звания "первый в Большом Зале", "командир грузчиков" и "старший писарь" на продовольственных складах при дворе фараона. Второй сын царя Нефермаат занимал должность главного визиря. Оба из них похоронены в большой царской мастабе близ Мейдума. Другие сыновья Снофру, такие как Анххаф и Ка'аб, позднее также занимали должности визиря.





6. Пирамиды Снофру

6.1. Пирамида Хуни

Предшественник Снофру Хуни, последний царь III династии, построил типичный для своего времени заупокойный памятник — ступенчастую пирамиду в Мейдуме, которая связывается с именем Снофру. Первоначально это была ступенчатая пирамида с семью ступенями. Снофру приказал продолжать строительство, и была возведена восьмая ступень. Но, вероятно, после обвала, вызванного погрешностями планировки, царь или его архитектор приказали заполнить пространство между ступенями камнями, а все строение обложить плитами из турского известняка. Так пирамида обрела вид «истинной».

Причина, по которой Снофру вёл работы в гробнице предшественника, не совсем ясна. Если он был сыном Хуни, он мог просто заботиться о достойном захоронении отца. Но существует и точка зрения, что он боялся умереть прежде, чем будет завершена его столь желанная гробница, и узурпировал пирамиду Хуни. Снофру приказал добавить к ней гладкую облицовку, чтобы трансформировать её в настоящую пирамиду, лучше приспособленную для заупокойных нужд нового фараона. Тем не менее, тезис об узурпации, который казался малоправдоподобным в случае Снофру, не был воспринят единодушно.

6.2. Проблема пирамид Снофру
Снофру

Останки пирамиды в Мейдуме

Снофру перенес царское кладбище на новые земли у Дахшура, в 45 км к северу от Мейдума, где ныне находятся несколько пирамид фараонов Среднего царства. Приписываемые Снофру пирамиды расположены, помимо мемфисского плато в Дахшуре, также в Мейдуме и в Сейле, двух соседних городах, расположенных в пятидесяти километрах к югу от Дахшура. Вопрос назначения пирамид Снофру остается одним из самых затруднительных в египтологии. После раскопок в Мейдуме атрибуция пирамиды не возбуждала и тени сомнения: граффити Нового царства, оставленные паломниками в небольшом святилище у восточной стороны пирамиды, ясно упоминают «прекрасный памятник Снофру». Более того, наличие картуша Снофру в одной из мастаба соседнего некрополя позволили установить, что большинство владельцев гробниц (Нефермаат и Итет, Рахотеп и Нофрет и т. д.) сделали карьеру в эпоху правления этого фараона. Таким образом, Мейдум представлялся некрополем Снофру, с расположенными поблизости мастабами больших чиновников.

Находка же в Дахшуре декрета Пепи I (VI династия) сделало этот «сценарий» маловероятным. В самом деле, в этом официальном документе царь предписывает привилегии и охрану имущества жрецов культа Снофру в обеих пирамидах, которые, следуя логике, должны были находиться поблизости от места обнаружения декрета — большого строения (100 м на 65 м), расположенного на границе плато Дахшур. Следовательно, две огромные каменные пирамиды в Дахшуре, — достойные соперницы пирамид Гизы, — должны были принадлежать Снофру. Атрибуция окончательно подтверждена раскопками.

К сожалению, ещё не найдено ни одного фрагмента царского саркофага ни в пирамидах в Дахшуре, ни в пирамиде в Мейдуме, поэтому не известно, какая из этих пирамид служила фараону гробницей. И все же открытия в Дахшуре позволяют предположить, что этот город был подлинным некрополем Снофру. У восточной стороны «ломаной» пирамиды в южном Дахшуре было раскопано святилище с алтарём для приношений и две стелы с выгравированным именем Снофру; подобное сооружение, но меньшего размера, было построено также у восточной стороны пирамиды-спутницы. С другой стороны, на северо-восточной стороне главной пирамиды, было обнаружено строение (47 м × 26 м.); оно было связано со стеной её ограды насыпью, длиной около 700 м. Это здание, несправедливо названное в исторических трудах «долинным храмом», скорее имеет вид заупокойного храма, вовсе не находится на границе долины и не имеет характерных для нижних храмов пирамидных комплексов пристаней. Зато, существование важной, ещё не раскопанной, дороги, ведущей на восток, позволяет надеяться, что подлинный нижний храм пирамиды ещё не открыт.

В действительности, найденный храм демонстрирует основные элементы заупокойного храма: украшенный рельефами и окруженный кладовыми входной вестибюль, двор с декорированными колоннами, поперечный двор, который отделяет переднюю часть храма от его сокровенной части, шесть стоящих в ряд ниш со статуями; единственный элемент, которого не было — это святилище, построенное уже на восточной стороне пирамиды. Сюжеты храмовых рельефов, сохранившихся на высоте человеческого роста, в большинстве своем связаны с царской погребальной церемонией и подобны рельефам многих других припирамидных храмов Древнего Египта. Таким образом, храм и святилище были местом заупокойного культа Снофру. Именно эти места были местом увековечения этого культа в более поздние времена и, особенно в Среднем царстве, как это подтверждают многочисленные вотивные памятники и обновленные постройки.

Итак, логично было бы заключить, что «ломаная» пирамида в южном Дахшуре служила Снофру гробницей. Но существует также грандиозная пирамида с ровными склонами в Северном Дахшуре, в которой были найдены фрагменты человеческого скелета, который, — следует в этом признаться, — никогда не мог быть с уверенностью признан царской мумией. Этого, тем не менее, достаточно, чтобы считать эту пирамиду подлинной гробницей Снофру; вообще, эта гипотеза, которой придерживаются на сегодняшний день. Несмотря на все предложенные объяснения, нельзя утверждать, что вопрос о погребении Снофру решён.

6.3. «Ломаная пирамида»
Снофру

Южная "ломаная" пирамида в Дахшуре.

Вероятно, южную пирамиду построили раньше. Она носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» пирамиды за ее причудливую форму. Таким образом, царь построил несколько пирамид: ему приписываются, во-первых, пирамида с ломаными гранями (188 × 188 м и высотой 105 м) в южном Дахшуре. К югу от неё находится пирамида-спутница (52 × 52 м и высотой 31 м). Для кого она была построена, неизвестно. «Ломаная» («ромбовидная») пирамида отличается от пирамид Древнего царства тем, что имеет вход не только на северной стороне, что было нормой, но также и второй вход, который открыт выше, на западной стороне. Северный вход расположен на высоте примерно 12 м над уровнем земли, ведёт в наклонный коридор, который опускается под землю в две комнаты с выступами. Из этих двух комнат, через шахту ведет проход в другую маленькую камеру, которая тоже имеет выступ в виде крыши. Входы на северной стороне пирамиды делали во время Древнего царства. Это было связано с религиозными верованиями древних египтян. Почему здесь появилась потребность во втором, западном, входе — это остаётся загадкой. В этой пирамиде не обнаружено и следа присутствия саркофага, который был бы расположен в этих комнатах. Имя Снофру было написано красной краской в двух местах в «ломаной» пирамиде. Его же имя найдено на стеле, которая стояла внутри ограды малой пирамиды.

Для объяснения нестандарстной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Борхардт (1863—1938) предложил свою «теорию приращивания». Согласно ей, царь умер неожиданно и угол наклона граней пирамиды был резко изменен с 54 градусов 31 минуты до 43 градусов 21 минуты, чтобы быстро закончить работу. Курт Мендельсон предложил альтернативу: пирамида в Медуме и южная пирамида в Дахшуре были построены одновременно, но случилась авария в Медуме — возможно, после дождей обшивка обрушилась — и этот инцидент заставил спешно изменить угол наклона сторон пирамиды в Дахшуре, когда она была построена уже наполовину.

6.4. «Розовая пирамида»
Снофру

Розовая пирамида фараона Снофру

Северная, или «Розовая» (реже именуемая «красной»), пирамида Дахшура — первая царская усыпальница правильной стереометрической пирамидальной формы (хотя угол ее стороны с погрешностью — только 43 градуса 36 минут, в отличие от поздних норм — 51 градус 52 минуты) и ее название связано с цветом облицовочного камня, приобретающего розовый цвет в лучах заходящего солнца. Вход через наклонный проход на северной стороне спускается в три смежные камеры, они все заполнены камнями и недоступны. Эта пирамида была приписана Снофру, потому что на нескольких блоках обшивки начертано его имя красной краской.

Хотя «розовая» усыпальница является первой «истинной» пирамидой, но ей свойственен чрезвычайно низкий наклон стен (основание 218,5 × 221,5 м. при высоте 104,4 м.). Это одна из самых больших пирамид, по величине она уступает лишь пирамидам Хуфу и Хафра. Пирамиды Снофру в Дахшуре составляли ансамбль сходных и дополняющих друг друга построек, названных Ха-Снофру («Сияющий Снофру» или «Снофру воскресает»).

6.5. Пирамиды в Мейдуме и Сейле

И, наконец, пирамида в Мейдуме (146 × 146 м, высота 118 м.). В конце правления V династии мейдумский памятник под именем Джед-Снофру функционировал параллельно с заупокойным комплексом Снофру в Дахшуре, так как, согласно папирусу из Абусирского архива, он являлся поставщиком продуктов в заупокойный храм царя Нефериркара. Идентификацию Джед-Снофру с памятником из Мейдума подтверждает надпись на статуэтке Среднего царства — обнаруженной в восточном святилище — которая упоминает богов, которые в Джед-Снофру. Многочисленные граффити Нового царства, оставленные в том же святилище, показывают, что Мейдум стал священным местом паломничества. Общий объем этих пирамид (3 682 500 м3) намного превосходит объём Великой Пирамиды в Гизе (2600 000 м3), что позволяет считать Снофру самым великим строителем Древнего царства.

В результате раскопок у ступенчастой пирамиды, обычно приписываемой III династии, принимая во внимание её ступенчастую форму, в Сейле, расположенной точно в 10 км. к западу от Мейдума, на восточной границе Файюма, на месте культового сооружения было обнаружено имя Снофру. Среди расчищенных предметов можно отметить стелу из известняка с написанным Хоровым именем и картушем Снофру, алебастровую статуэтку царя и стол для приношений с тремя круглыми ёмкостями, также из алебастра. Значит, пирамида из четырёх, или даже пяти ступеней в Сейле была построена во времена Снофру. Видимо, ступенчастая пирамида в Сейле символизировала верховную власть Снофру около одной из его резиденций, или была кенотафом.

Снофру

Реставрированный пирамидион Красной пирамиды, находящийся у ее подножия

Разные памятники Снофру в Дахшуре, Мейдуме и Сейле, с храмами и дорогами, представляют собой гигантский объём почти в 4 000 000 м3 камней. Отсюда следует, что Снофру потребовалось добыть большое количество рабочей силы, используя крестьян и захваченных нубийских пленников. Снофру укрепил царство и оставил его в наследство своему сыну Хеопсу, который увеличил достижения своего отца и достиг апогея архитектуры Древнего царства путем строительства пирамиды на плато в Эль-Гизе.

Вместе с тем, очевидно, что программа строительства Снофру практически поглотила всю рабочую силу, имевшуюся в Египте: необходимо было привести из соседних стран несколько тысяч человек для работы на стройках, и от всего египетского народа требовалось колоссальное напряжение сил. Сотни тысяч животных были приведены в Египет для транспортировки камней, а также для пропитания страны. Несмотря на это, Снофру остался в памяти народа как царь «благодетельный». Литература Среднего царства и более поздняя традиция рассматривала Снофру в качестве идеального правителя, превознося его мудрость в противоположность его сыну и преемнику, деспотичному Хуфу (Хеопсу). Существование культа Снофру упоминается ещё при Птолемеях.

7. Статуи Снофру

На сегодняшний день наиболее детальным памятником внешности Снофру является статуя из известняка, найденная близ Дахшура египтологом Ахмедом Фахри. В январе 1994 года Рейнер Стедльманн случайно обнаружил эту находку в одном из антикварных магазинов Гизы в сильно поврежденном состоянии. После тщательных исследований было опубликовано подробное описание статуи. Согласно ему, статуя Снофру высотой ок. 200 см изначально была раскрашенной. Изображенный фараон одет в Белую корону Верхнего Египта, широкий воротник вокруг шеи, браслеты на руках и короткая повязка на поясе.

Рядом с пирамидой в Сейле были также найдены фрагменты статуи Снофру из алебастра. Палермский камень упоминает еще о двух статуях этого фараона, одна из которых была сделана из меди, а другая - из золота. Однако ни одна из них так и не была найдена.

8. Память о Снофру в Древнем Египте

8.1. Во времена Древнего Царства

Имя Снофру пользовалось большой популярностью среди служителей культа мертвых во времена Древнего Царства. К концу VI-й Династии известны, в общей сложности, 18 жрецов, поклоняющихся Снофру. Четверо из них погребены в Гизе, один - в Абусире, и двенадцать - в Дахшуре. Судя по всему, последнее место являлось всеобщим центром поклонения умершему фараону. Однако, если брать только количество известных жрецов и чиновников, поклоняющихся умершему фараону, культ Снофру не был самым обширным насчет этого. Так, со времен IV-й Династии известны 73 должностных лица, почитающих божественную память о фараоне Хуфу, и 32 - о фараоне Хафра. Но только культ Снофру просуществовал намного дольше любого из культов его знаменитых последователей. В то время, когда культ Хуфу и Хафра постепенно утрачивали свою силу в период VI-й Династии, фараон Пиопи I издает декрет, согласно которому служители культа Снофру в Дахшуре наделяются особыми привилегиями и полномочиями. Таким образом память о Снофру почиталась вплоть до начала Первого Переходного периода, а затем расцвела с новой силой в период Среднего Царства.

Культ умершего фараона носил важное экономическое значение, так как в качестве пожертвований служителям культа преподносились сельскохозяйственные угодья и другие государственные земли. Для культа Снофру известны упоминания 16 таких земельных даров. К этому следует добавить, что названия еще 11-и поселений связывались с именем Снофру.

8.2. В период Среднего Царства
Снофру

Развалины пирамиды Снофру в Завиет эль-Мейтине

Культ Снофру возродился с новой силой во времена Среднего Царства. Известны десять служителей этого культа, погребенные в Дахшуре. Также известны многочисленные письменные памятники, в частности, различные погребальные формулы, где имя Снофру фигурирует наравне с именами богов. Поэтому, вполне вероятно, что этот фараон почитался в Среднем Царстве как отдельное божество. Жречество Дахшура видело в нем почитаемого правителя, светлая память о котором, в конечном счете, сформировалась в отдельный культ.

8.3. Поучения Кагемни

Так называемые "Поучения Кагемни" дошли до нас в неполном виде на папирусе Присса и датируются XII-й Династией. Однако сами принципы описываемых поучений, вполне возможно, могли возникнуть еще в эпоху IX-X Династий. Сам Снофру в этом тексте не играет никакой активной роли. Центарльной фигурой является некий Кагемни, который принял описанные в поучениях принципы и отправился к вступившему после смерти фараона Хуни Снофру для получения должности визиря. В историческом плане, визирь по имени Кагемни жил при фараоне Тети II (VI Династия) и в данном документе приводится в качестве анахронизма во времена IV-й Династии.

8.4. Пророчество Неферти

История о пророчестве Неферти возникла в период XII-й Династии во время правления фараона Аменемхета I. В ней идет речь о том, что этот египетский царь, согласно древнему пророчеству, должен был узаконить власть вслед за предыдущей, XI-й Династией. Основное действие рассказа происходит при царском дворе фараона Снофру. Чтение пророчества исходит от лица жреца Неферти, который рисует мрачную картину предстоящего будущего: Нил пересыхает, в северных землях Египта селятся чужеземцы, и бог Ра отворачивается от человечества. Этим жрец заканчивает данное пророчество, но также упоминает в перспективе некоего Спасителя, который сможет возвратить порядок на землю. Он описан, как сын Нубии, носящий имя Амени, и в нем, конечно, легко прослеживается связь с образом самого Аменемхета I.

Царь Снофру изображается в этой истории как чрезвычайно добрый и приветливый господин. Со всеми своими подчиненными он обращается как к "товарищам" и "друзьям".

8.5. Истории из папируса Весткар
Снофру

Папирус Весткар

До недавнего времени, происхождение рассказов из папируса Весткар датировалось, главным образом, периодом XII-й Династии. Однако в последнее время находится все больше аргументов в пользу того, что папирус происходит со времен XVII-й Династии. Главное действие происходит при царском дворе, и фараон Хеопс выступает в качестве основного действующего лица. Чтобы отогнать от себя скуку, он позволяет своим сыновьям рассказывать для него различные чудесные истории. В общей сложности, четверо сыновей прибывают к фараону с новостями о могущественных волшебниках и деяниях, совершенными ими. Третья по счету история принадлежит царевичу Бауфра (Бафра), который поведал о великом Снофру и о поездке с ним на лодке по озеру. У руля этой лодки находятся 20 молодых женщин с сетями. Во время путешествия одна из женщин нечаянно роняет в воду свою подвеску в виде рыбы. Тогда царь Снофру приказывает своему чародею по имени Джаджа-эм-Анх произнести заклинание, которое переворачивает озеро вверх дном, и, таким образом, находит утерянную драгоценность.

В этом написании Снофру описан, как еще более приветливый и добродушный господин, чем "Пророчестве Неферти". В то же время его преемник Хуфу, напротив, представлен здесь, как очень серьезный и отчасти злой правитель.

8.6. Надписи и памятники на Синае

Высокие почести воздавались Снофру во времена Среднего Царства на Синайском полуострове. В местности Вади-Магхара, в частности в окрестностях храма Хатхор близ поселения Серабит-эль-Хадим, в честь этого правителя устанавливалось множество статуй и стел, а также высекались наскальные надписи. С одной стороны, Снофру почитался здесь в качестве защитного божества, с другой - в качестве первооткрывателя Синая для остальной части Древнего Египта. Последнее утверждение, однако, не имеет под собой никаких исторических фактов, и относится скорее к памятникам наскального искусства, посвященных Снофру.

8.7. В период Нового Царства

Скорее всего, культ поклонения Снофру прекратил свое существование в период Нового Царства. Также прекратилось его почитание и на Синае. Лишь одна надпись о Снофру от этого периода сохранилась вблизи Серабит-эль-Хадима. Вместе с тем, известная пирамида в Мейдуме во времена XVIII-XX Династий становится известным местом паломничества. Многочисленные иератические надписи покрывают стены здешнего заупокойного храма Снофру. Однако уже после падения XX-й Династии почитание фараона прекращается вовсе, а окрестные сооружения используются в качестве строительного материала для более поздних гробниц.

8.8. Период Птолемеев

Последние древнеегипетские упоминания о царе Снофру датируются II столетием до н.э. Среди всего прочего стоит выделить саркофаг и погребальную стелу для двух священнослужителей. Среди многих титулов и названий, указанных на этих предметах, имеется тутул "жреца царя Верхнего и Нижнего Египта Снофру". Оба жреца происходили родом из Саккары, и, вполне вероятно, что в этот наиболее поздний этап древнеегипетской истории, Снофру играл роль божества и покровителя местного некрополя, находившегося в непосредственной близости от Серапеума.

9. Снофру в современной культуре

Французский писатель и археолог Гай Раше опубликовал в 1997 и 1998 годах пять романов о строителях пирамид времен IV-й Династии. Первые две книги "Пирамида Солнца" и "Мечты о камне" повествуют о времени правления Снофру, и указывают его наследника Хеопса, как главное действующее лицо.

В 1960 году в основном астероидном поясе астрономами был открыт новый астероид, получивший название "4906 Сенеферу" ((4906) Seneferu).

Источники
  • Peter A. Clayton: Die Pharaonen. Bechtermunz, Augsburg 1994, ISBN 3-8289-0661-3, S. 40 ff., 49, 88.
  • Alan H. Gardiner: Geschichte des Alten Agypten. Kroner, Stuttgart 1965, ISBN 3-89350-723-X, S. 43, 78, 79, 81ff., 96, 106, 137, 152, 460, 467.
  • Roman Gundacker: Untersuchungen zur Chronologie der Herrschaft Snofrus (= Beitrage zur Agyptologie. Bd. 22). Wien 2006.
  • Roman Gundacker: Anmerkungen zum Bau der Pyramiden des Snofru. In: Sokar. Nr. 11, 2005.
  • Pierre Montet: Das alte Agypten. Magnus, Essen 1975, S. 14, 73, 84, 96, 104, 110, 117 ff., 156, 205, 283, 310, 312 ff., 319, 325, 342, 367, 377, 436, 446.
  • Pierre Montet: Das Leben der Pharaonen. Propylaen, Frankfurt; Pawlak, Herrsching 1960, 1970, 1995, S. 13–21.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 278–279.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der Agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2, S. 52, 178.
  • Alan Henderson Gardiner, Thomas Eric Peet, Jaroslav Cerny: The Inscriptions of Sinai Band 1: Introduction and plates (= Memoir of the Egypt Exploration Fund. Bd. 45, ISSN 0307-5109 ). 2nd edition, revised and augmented by Jaroslav Cerny, Egypt Exploration Society, London 1955, Tafel 4, Bild 6.
  • John Garstang: Mahasna and Bet Khallaf.Quaritch, London 1902, Reprint 1986, ISBN 1-85417-039-2, Tafel 25.
  • Siegfried Schott: Hieroglyphen. Untersuchungen zum Ursprung der Schrift. In: Abhandlungen der Mainzer Akademie der Wissenschaften. Nr. 24, Wiesbaden 1950, S. 6, Figur 5, ISSN 0002-2977.
  • Zahi Hawass (Hrsg.): Die Schatze der Pyramiden. Weltbild, Augsburg 2003, ISBN 3-8289-0809-8, S. 112–119.
  • Mark Lehner: Geheimnisse der Pyramiden. Econ, Dusseldorf 1997, ISBN 3-572-01261-9, S. 96–105.
  • Frank Muller-Romer: Der Bau der Pyramiden im Alten Agypten, ISBN 978-3-8316-4069-0, S.151ff.
  • Rainer Stadelmann: Die agyptischen Pyramiden. von Zabern, Mainz 1991, ISBN 3-8053-1142-7, S. 80–105.
  • Rainer Stadelmann: Snofru und die Pyramiden von Meidum und Dahschur. In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. (MDAIK) Bd. 36. von Zabern, Mainz 1980, ISSN 0342-1279, S. 437–449.
  • Miroslav Verner: Die Pyramiden. Rowohlt, Hamburg 1999, ISBN 3-499-60890-1, S. 185–195, 201–218.
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-2310-7, S. 15, 26, 39, 56, 156–160, 162, 175, 187.
  • Christoph Eger: Steingerate aus dem Umfeld der Roten Pyramide in Dahschur. In: MDAIK. Bd. 50. von Zabern, Mainz 1994, ISBN 3-8053-1587-2, ISSN 0342-1279, S. 35–42.
  • Diana Faltings: Die Keramik aus den Grabungen an der nordlichen Pyramide des Snofru in Dahschur. Arbeitsbericht uber die Kampagnen 1983–1986. In: MDAIK. Bd. 45. von Zabern, Mainz 1989, ISBN 3-8053-1106-0, ISSN 0342-1279, S. 133–154.
  • Wolfgang Helck: Ein Siegelabdruck aus der Pyramidenstadt des Snofru. In: Gottinger Miszellen. (GM) Bd 119. Gottingen 1990, ISSN 0344-385X, S. 43–44.
  • Wolfgang Helck: Snofru. In: Studien zur altagyptischen Kultur (SAK). Bd. I. Buske, Hamburg 1974, ISSN 0340-2215, S. 215–225.
  • Mark Lehner: The Pyramid-Tomb of Hetepheres and the Satellite Pyramid of Khufu. 1985, ISBN 3-8053-0814-0.
  • E. Schott: Das Goldhaus unter Konig Snofru. In: Gottinger Miszellen. Bd. 3), Gottingen 1972, S. 31–36.
  • Rainer Stadelmann: Beitrage zur Geschichte des Alten Reiches. Die Lange der Regierung des Snofru. In: MDAIK. Bd. 43. von Zabern, Mainz 1987, ISBN 3-8053-0537-0, ISSN 0342-1279, S. 229–240.
  • Miroslav Verner: Archaeological Remarks on the 4th and 5th Dynasty Chronology. In: Archiv Orientalni. Bd. 69, Prag 2001, S. 363–418, (PDF; 31 MB).
  • Dietrich Wildung: Die Rolle agyptischer Konige im Bewu?tsein ihrer Nachwelt. (= Munchener Agyptologische Studien. (MAS) Bd 17. Teil 1). Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1969, S. 105–152.
  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
  • Авдиев В.И. Военная история древнего Египта. — М.: Издательство «Советская наука», 1948. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — 240 с.
  • Древний Восток и античность. Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.

Алфавитный указатель