Р

епермаатра Рамсес X - девятый фараон из XX-й Династии, который царствовал с 1111 по 1107 (или с 1109 по 1105) гг. до н.э. Имя, данное ему прирождении, звучало как "Амонхерхепешеф", а тронное имя "Хепермаатра" переводится как "Проявление правды Ра".

Рамсес XI

Отпечаток с именем фараона Рамсеса XI. Художественный музей в Лос-Анджелесе

енмаатра Сетепенптах Хаэмуасет Рамсес XI - десятый и последний фараон из XX-й Династии Нового Царства, правивший в 1107-1078/1077 (или 1105-1076/1075) гг. до н.э. Его царствование в Египте длилось, по крайней мере, 29 лет, хотя некоторые египтологи считают, что данный срок составлял 30 лет. Последнее известное упоминание об этом царе датируется 28-м годом его правления, или 10-м годом так называемой эпохи "Ухем-Месут" ("Whm Mswt", или "эпохи Повторного Возрождения"). Голландский исследователь и египтолог Эд Тайс даже предположил, что Рамсес XI мог править на протяжении 33 лет: такова степень неопределенности последних лет его столь долгого господства.

анеб (также известный как Небра, Небре и ошибочно как Какау) является хоровым именем второго раннеегипетского правителя II-ой династии. Точная продолжительность его господства неизвестна, так как Туринский папирус поврежден в этой части описания хронологии правления царей. Древнегреческий историк Манефон указывает, что Ранеб правил 39 лет, но современные египтологи ставят под сомнение это заявление, как неверно истолкованное или преувеличенное. Они приписывают Ранебу 10-и или 14-летнее правление.

аннее царство, или Архаическая эпоха — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Представления о древнеегипетских иероглифах в XVIII веке

Образцы иероглифического, иератического и демотического письма. Две верхние надписи относятся к эпохе Древнего царства, нижняя - к Поздней эпохе

убликация материалов, собранных в Египте учеными наполеоновской экспедиции, стала важной вехой в изучении данной страны. Однако в начале 20-х годов XIX века это событие было заслонено другим событием, которому будет придано намного большее значение для египтологии. Описание древнеегипетских памятников являлось грандиозным мероприятием, но само по себе оно создавало только предпосылки для дальнейших научных исследований культуры Древнего Египта. Все эти памятники несли мало информации о древнеегипетской цивилизации, поскольку смысл высеченных или начертанных на них иероглифов оставался для египтологов тайной. Разгадка этого смысла и стала самым значительным событием в египтологии первой половины XIX века, а возможно и вообще во всей истории изучения Древнего Египта.

Статуя Раттауи

Статуя Раттауи - жены бога Монту (Лувр, Париж)

ат-туи (Рет-тауи) - жена бога войны Монту. Вместе с ним и их сыном Хорпократом (Гор-ребенок) сформировала триаду города Медамуда в Верхнем Египте. Тесно связана с богом Ра.

Стела, на которой изображен фараон Рахотеп, делающий подношения богу Осирису за двух умерших - военачальника и жреца. Зарисовка Уоллеса Баджа.

ахотеп - древнеегипетский фараон эпохи Второго Переходного периода, когда Египет являлся разделенным на несколько государственных образований. Египтологи Ким Рихолт и Дарелл Бейкер считают, что он был первым правителем XVII-й Династии.

ультура Раяяна (ок. 5100 - 4800 гг. до н. э.) была идентифицирована в последнее время в Восточной пустыне (на западном берегу Нила, напротив Фив) и, как удалось выяснить, является вариантом тасийской культуры.

Имя в иероглифах

Название месяца Рекех-вер в иероглифах

екех-вер (в пер. — Большой пожар) — в древнеегипетском календаре название самого холодного месяца в году, когда требовался обогрев жилища топкой печи.

Ритуалы Древнего Египта

Изображение Исиды

Богиня Исида, культ которой был одним из самых распространенных в Египте

  течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.

Развалины Гераклеополя

Гераклеополь — город, в котором, по древнему египетскому преданию, впервые на земле появился Творец мира

ервый переходный период был смутным и беспокойным временем. Карликовые египетские государства продолжали вести захватнические войны друг с другом на фоне затянувшейся борьбы за верховную власть. С течением времени политические объединения укрупнялись, и сразу несколько племен объединялись под властью могущественных феодалов.

Статуя Сета

Бог Сет (Сутех), статуя из базальта. XIV век до н. э.

осле завершения правления XII династии египетская история основывается на отрывочных материалах. XIII династия началась мирно, и имена ее правителей (Сехемра, Себекхотеп, Неферкара-Себекхотеп) указывают на то, что культы Себека и Ра сохраняли баланс власти. По всей видимости, политическое влияние, оказываемое фараонами, было строго ограничено. Некоторые из них могли царствовать в Крокодилополе или его окрестностях, хотя столица в конечном итоге оставалась в Фивах.

Богиня Бастед

Древнеегипетская богиня Бастед с головой кошки. Современная скульптура

лияние Амона стало постепенно распространяться на другие храмы и их достояния. Его верховный жрец стал в эпоху XVIII династии главой всех жреческих коллегий в Египте, в эпоху XIX династии его сан стал наследственным, а при XX династии жрецам Амона принадлежал больший или меньший надзор за храмами других богов. Так постепенно и незаметно власть Амона распространилась на все священные поместья страны.

Египетская религия

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде. «Книга Мёртвых». XIV век до н. э.

внеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

Великие пирамиды

Пирамиды Древнего царства — великие гробницы египетских фараонов

 началу Древнего царства Мемфис уже занял главенствующее положение среди египетских городов, и вскоре стал царской резиденцией. Административная, индустриальная и религиозная жизнь страны на некоторое время сосредоточилась здесь.