Ранеб

Статья находится в рубриках

анеб (также известный как Небра, Небре и ошибочно как Какау) является хоровым именем второго раннеегипетского правителя II-ой династии. Точная продолжительность его господства неизвестна, так как Туринский папирус поврежден в этой части описания хронологии правления царей. Древнегреческий историк Манефон указывает, что Ранеб правил 39 лет, но современные египтологи ставят под сомнение это заявление, как неверно истолкованное или преувеличенное. Они приписывают Ранебу 10-и или 14-летнее правление.

1. Происхождение имени
Ранеб

Каменный фрагмент с именами Ранеба и Нинечера

Царское имя Ранеба очень интересно для египтологов, так как оно написано с иероглифическим знаком солнца, которое еще не стало объектом божественного поклонения во время его правления. Первое определенное доказательство существования Ра, как божества солнца, происходит со времен начала III-ей династии во время господства фараона Джосера. Поэтому имя Ранеба является проблематичным относительно своего перевода и значения. Типичный перевод имени Ранеба звучит как "Солнце является моим покровителем", что сомнительно, поскольку это предположило бы тот факт, что Солнцу уже поклонялись в то время как божеству. Поэтому, египтологи предпочитают перевод "Бог солнца (Хор)", что подразумевает правление фараона по Солнцу (как астрономическое тело), которое также находилось под контролем Хора.

Царская титулатура фараона Ранеба из древнеегипетских источников

Хорово имя

Хор-Ранеб - Hr-r3-nb - «Солнце - мой покровитель»

Личное имя

Нисут-бити-Небти-Ранеб - Njsw.t-bjt-nb.tj-r3-nb - "Царь Верхнего и Нижнего Египта, с Двумы Владычицами, Небра"

Туринский список

Какау - k3k3w

Абидосский список

Какау - k3k3w

Саккарский список

Какау - k3k3w

2. Идентификация личности
Ранеб

Погребальная стела Ранеба. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Фараон Ранеб обычно идентифицируется с именем Какау из королевского списка времен эры Рамессидов, которое может быть переведено как "Бык Апис". Это связывается с описанием манефона, где сказано, что при короле Каихосе (греческая версия имени Какау) божественный бык Апис, козы Мендес и Меневус были "представлены к поклонению как боги". Это представление подвергнуто сомнению современными египтологами, поскольку в тот период уже существовал культ Аписа, появившийся еще во времена I-ой династии, если не ранее. Само имя "Какау" проблематично для этого фараона, поскольку не было найдено никаких источников имени со времен правления самого Ранеба, на которых, возможно, было бы указано его достоверное написание. Установленное при рождении имя Ранеба также остается неизвестным. Теория египтолога Йохема Кахла говорит, что Ранеб был тем же самым человеком, что и малоизвестный фараон Венег-Небти. Он указывает на фрагмент сосуда, сделанного из вулканического пепла, который был найден в гробнице фараона Перибсена (более позднего правителя времен II-ой династии) в Абидосе. На нем есть следы так называемого "венег"-цветка, выгравированного ниже имени царя Нинечера. Справа от имени Нинечера частично сохранено описание жилища для Ka фараона Ранеба. Эти надписи заставили Кахла прийти к заключению, что "венег"-цветок и имя Ранеба были связаны друг с другом, а фараон Нинечер заменил эту надпись на свою. Кахл также указывает, что Нинечер написал свое отраженное имя так, чтобы его имя сознательно бежало в противоположном направлении от имени Ранеба. Теория Кахла - предмет продолжающегося обсуждения, так как большая часть надписи на сосуде повреждена, таким образом оставляя много места для различных гипотез.

Египтологи, такие как Юрген фон Бекерат и Бэттискомб Ганн, идентифицируют Ранеба с другим таинственным фараоном II-й династии Нубнефером. Эта теория подвергнута сомнению другими учеными, так как правители II-ой династии часто писали имя, данное при рождении, и имя Хора одним и тем самым способом (например: Хор-Ранеб → Нисут-Бити-Небти-Ранеб). Таким образом имя "Нубнефер" может быть именем, данным при рождении, для любого фараона.

3. Правление

Немного известно о правлении Ранеба. Надписи на сосудах и глиняных отпечатках, доставшиеся нам от его времени только указывают на события, связанные с культом божества, и различные административные решения, такие как "Установка столбов Хора". При Ранебе происходит первое описание богини Бастет. Точная продолжительность господства Ранеба - предмет исследований. Реконструкция надписей известного Палермского Камня из черного базальта, где указаны ежегодные события, происходящие при царях с начала I-ой династии и до правления фараона Нефериркара в форме ясно разделенных диаграмм, заставляет прийти к заключению, что Ранеб, как и его предшественник, царь Хотепсехемуи, управлял страной в течение 39 лет. Так как от Ранеба сохранилось меньше отчетов о его правления, чем от Хотепсехемуи, египтологи предполагают, что он управлял в течение более короткого времени. Общепринятая длительность правления колеблется от 10 до 14 лет.

4. Гробница

Местоположение захоронения Ранеба неизвестно. Египтологи, такие как Вольфганг Хелк и Питер Манро полагают, что Ранеб был похоронен в галлереях гробницы "B" в Саккаре. Большинство экспонатов с именем Ранеба было найдено именно там.

Источники
  • Alan H. Gardiner: The royal canon of Turin. Griffith Institute of Oxford, Oxford (UK) 1997, ISBN 0-900416-48-3; page 15 & Table I.
  • William Gillian Waddell: Manetho (The Loeb classical Library, Volume 350). Harvard University Press, Cambridge (Mass.) 2004 (Reprint), ISBN 0-674-99385-3, page 37–41.
  • Dietrich Wildung: Die Rolle agyptischer Konige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Teil 1: Posthume Quellen uber die Konige der ersten vier Dynastien; Munchener Agyptologische Studien, Volume 17. Deutscher Kunstverlag, Munchen/Berlin, 1969. page 31-33.
  • M. L. Bierbrier, Historical dictionary of ancient Egypt, M. L. Bierbrier, Scarecrow Press, 2008
  • Toby A. H. Wilkinson: Early Dynastic Egypt. Routledge, London/New York 1999, ISBN 0-415-18633-1, p. 87.
  • Eva-Maria Engel: Die Siegelabrollungen von Hetepsechemui und Raneb aus Saqqara. In: Ernst Czerny, Irmgard Hein: Timelines - Studies in Honour of Manfred Bietak (= Orientalia Lovaniensia Analecta. (OLA), vol. 149). Leuven, Paris/Dudley 2006, p. 28-29, Fig. 6-9.
  • Pierre Tallet, Damien Laisnay: Iry-Hor et Narmer au Sud-Sinai (Ouadi 'Ameyra), un complement a la chronologie des expeditios miniere egyptiene. In: Bulletin de l'Institut Francais D'Archeologie Orientale (BIFAO), vol. 112, 2012, p. 389-398.
  • Jochem Kahl: Ra is my Lord. Searching for the Rise of the Sun God at the Dawn of Egyptian History. Harrassowitz, Wiesbaden 2007, ISBN 3-447-05540-5. page 4–14.
  • Steven Quirke: Ancient Egyptian Religions. Dover Publishing, London 1992, ISBN 0-7141-0966-5, page 22.
  • Peter Kaplony: Inschriften der Agyptischen Fruhzeit. Volume 3, (= Agyptologische Abhandlungen vol. 8). Harrassowitz, Wiesbaden 1963, ISBN 3-447-00052-X, page 96 as Obj. 367.
  • Walter Bryan Emery: Agypten. Geschichte und Kultur der Fruhzeit. Fourier, Munchen 1964, page 103 & 274.
  • Battiscombe Gunn in: Annales du service des antiquites de l'Egypte - Supplements, Volume 28. Institut Francais d'Archeologie Orientale, Kairo 1938, page 152.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der Agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen Berlin 1884, ISBN 3-422-00832-2, page 48 & 49.
  • Wolfgang Helck in: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Institut Kairo 30. Deutsches Archaologisches Institut, Orient-Abteilung(Hg.). de Gruyter, Berlin 1974, ISSN 0342-1279, page 31.
  • Werner Kaiser in: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertum 86. Akademie-Verlag, Berlin 1961, ISSN 0044-216X, page 39.
  • Winfried Barta in: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertum 108. Akademie-Verlag, Berlin 1981, ISSN 0044-216X, page 11.
  • Wolfgang Helck: Wirtschaftsgeschichte des alten Agypten im 3. und 2. Jahrtausend vor Chr. Brill, Leiden 1975, ISBN 90-04-04269-5, page 21–32.
  • Peter Munro: Der Unas-Friedhof Nordwest I. Von Zabern, Mainz 1993, page 95.
  • Pierre Lacau & Jan-Phillip Lauer: La Pyramide a Degrees IV. Abb.58.

Алфавитный указатель