Религия Раннего Царства

Статья находится в рубриках

  началу династического периода каждая небольшая деревушка или городок, каждый район или провинция и каждый большой город приобрели своего собственного бога. Более того, своего бога имела каждая семья, независимо от ее обеспеченности и положения в обществе. Такой бог являлся неотъемлемой частью семьи (равно бедной и богатой), и его судьба была неразрывно связана с судьбой семьи. Ее упадок влек за собой и упадок культа бога, а периоды процветания ознаменовывались обильными жертвоприношениями, новыми облачениями, а возможно, и новым святилищем. Местного бога могли взять в плен вместе с жителями деревни, а победа его последователей в набеге или схватке приводила к повышению его авторитета и новым почестям. Боги провинций и крупных городов занимали более высокое положение, чем боги деревень и отдельных семей, и в посвященных им храмах находилось множество их скульптурных изображений.

Бог Птах

Бог Птах. Барельеф гробницы Хоремхеба

Иногда атрибуты одного бога приписывались другому, а несколько богов могли быть объединены. Иногда боги заимствовались из отдаленных деревень и городов и даже из других стран. Случалось, что община или город отрекались от своего бога или богов и принимали новый пантеон из какого-либо соседнего района. Таким образом, количество богов и их положение относительно друг друга постоянно менялись. Никому не известный местный бог мог в один день, благодаря победе в войне, стать главным богом города; и наоборот, бог, которому поклонялись, которому предназначались обильные жертвы и пышные церемонии, мог завтра потерять свою значимость и быть предан забвению. Но, помимо местных и семейных богов, были еще и общенациональные боги; боги рек и гор; боги земли и неба; боги, олицетворяющие каждую фазу и функцию жизни, каждое значимое действие и происшествие, каждый час и каждый месяц; были боги сил природы, обожествленные животные, антропоморфные боги, а также боги живых и боги мертвых. Все они составляли обширный пантеон божественных существ.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта, наступила эпоха перемен и заметного прогресса. Знания быстро накапливались и широко распространялись. Общество стало высокоорганизованным, и архаичные племенные верования больше не могли находить себе практического применения в новых условиях, установившихся во всей стране. В объединенном государстве с централизованным управлением и единым административным, политическим и религиозным центром появилась потребность в новой религии. Существовавшие верования не могли объединить и систематизировать интересы мира и порядка, особенно в крупных городах с большим, многонациональным населением, таких как Гелиополь, Абидос, Гермополь и Мемфис. Не случайно, что именно в этих городах возникли первые крупные школы теологической мысли, и жрецы каждой из них делали все возможное, чтобы было признано превосходство именно их богов.

В течение правления двух первых (тинисских) династий Мемфис был торговой столицей страны - главным рынком для северных и южных городов. Его многонациональное население быстро увеличивалось, а искусство и ремесла достигли высокого уровня. Культ Птаха, - верховного бога мемфисской эннеады, покровителя искусств и ремесел, - постепенно вытеснил культ Гора, - одну из форм поклонения солнцу, которой придерживались высшие классы додинастического Верхнего Египта. Согласно традиции, увековеченной Манефоном, первый храм в Египте был возведен по приказу царя Менеса в Мемфисе, и был посвящен Птаху. Таким образом, Нижний Египет одержал культурную победу над своими завоевателями.

Птах был объединен с Осирисом и комбинированное божество Птах-Осирис стало главным божеством новой религии, ибо оно контролировало всю повседневную жизнь народа. Птах-Осирис был создателем всего сущего и открывателем истины, согласно которой закон и порядок были приравнены к религиозному долгу. Он определял судьбу живущих, награждал добродетельных и карал грешников.

Общность мифологических верований, распространенных в Мемфисе и по соседству с гранитными карьерами в Асуане может быть обусловлено присутствием в Верхнем Египте колонии выходцев с севера. Возможно, фараоны ранних династий отправили на юг большое количество умелых рабочих, имеющих опыт добычи и обработки камня. Не случайно главным богом первого порога был Хнум, имеющий близкое сходство с Птахом. Супругой Хнума была Хекет, богиня с головой лягушки. Другой богиней, ассоциировавшейся с Хнумом, была Сатис. Дочерью Хнума и Сатис была Анукет. Очевидно, что такое произвольное объединение богов в районе первого нильского порога было прямым результатом слияния народов различного происхождения. Хекет представляла чисто египетский культ, в то время как Сатис, по всей видимости, была одной из форм Великой Матери первых цивилизованных людей, появившихся в Нильской долине. Она близко напоминает традиционную Исиду. С другой стороны, Анукет, скорее всего, была богиней нубийского происхождения, и ее могли импортировать поселенцы с юга.

Бог Ра

Бог Ра. Статуя в храме Рамсеса II. Абу-Симбел

Верования, касающиеся загробной жизни, прияли определенную форму. Все большее распространение получал обряд мумификации. Потусторонний мир был организован так же, как и египетское государство той эпохи. Владыкой потустороннего мира и судьей умерших стал Осирис. Идеи праведной жизни и хорошего управления стали превалирующими, и рост этической мысли нашел свое отражение в концепции загробного суда, который оправдывает или приговаривает усопших.

В то время как главенствующее положение мемфисского культа было полным и безоговорочным, в Гелиополе начинал набирать силу культ солнечного бога Ра. Политика жрецов Ра сводилась к тому, что они пытались абсорбировать все существующие на тот момент религиозные культы и включить их в свою теологическую систему.

Хотя между различными культами, распространенными в стране, существовало острое соперничество, население объединяло поклонение фараону, верховное положение которого сделало его единственным официальным служителем, преемником и наместником богов, и в официальной государственной религии культ фараона играл первенствующую роль.

Однако египетская религия в целом не была полностью систематизирована ни в этот, ни в какой-либо из последующих исторических периодов. Каждый ном по-прежнему имел свою собственную теологическую систему. Старые племенные боги продолжали занимать верховное положение в своих номах и после объединения с другими богами; их положение имело скорее политический, чем интеллектуальный характер. Культурные достижения не проникали во все классы общества, и простые люди, особенно в земледельческих областях, продолжали придерживаться народных верований и ритуалов своих предков. Провинциальная аристократия при поддержке жрецов заручалась лояльностью своих подданных, сохраняя престиж своего древнего племенного бога, который, при необходимости, мог быть связан с божеством другого племени, с которым намечалось объединение.

Источники

Алфавитный указатель