Религия Среднего Царства

Статья находится в рубриках
Бог Амон

Амон — один из старейших богов Египта, почитаемый в Фивах

осле падения Древнего царства и периода множества мелких княжеств, стало понятно, что система обособленного местного администрирования, как бы хорошо отдельные номы ни управлялись своими владетелями, заведомо обречена на неудачу в связи с природными особенностями страны. В стране, которая нуждается в ирригации земель, должны строго соблюдаться законы совместного водопользования. После того как власть фараона рухнула, природные ресурсы Египта пошли на убыль, и поэтому большей части населения страны периодически угрожал голод.

Страна в целом страдала от последствий крайней правительственной децентрализации. Рано или поздно, общенациональные интересы должны были возобладать над местными, поскольку наличие централизованного управления являлось экономической необходимостью. Несомненно, что главенствующего положения фиванские номархи достигли при помощи оружия, но немаловажную роль здесь сыграло и то обстоятельство, что благосостояние и процветание всей страны зависело от существования сильного центрального правительства, способного распределять воду для сельскохозяйственных целей.

Политическое возвышение Фив отчасти было также обусловлено географическим расположением города, благодаря которому фиванские правители владели дорогой в священный Абидос и являлись, таким образом, хранителями гробницы Осириса. Народный бог Осирис, чей культ имел широкую популярность в среде простого населения, приобрел к тому времени статус общенационального бога, и политическое влияние его культа еще долгое время оставалось определяющим.

Вместе с установлением XI династии и перемещением политического центра в Фивы началось возвышение местных фиванских божеств: Монту, Хонсу, Амона и Мут. Фараоны XII династии, проживавшие в Файюме и проводившие масштабные работы по рекультивации заболоченных земель и совершенствованию ирригационной системы, проявляли тенденцию к возвышению культа хтонической богини Усерт и доселе малоизвестного культа бога-крокодила Себека, главным центром которого был город Крокодилополь.

Аменемхет I, основатель XII династии, чье имя означает "Амон во главе", был, вероятно, первым правителем, который поддерживал поклонение Амону, местному богу Фив. В то же время Аменемхет I проявлял усердие и в прославлении других влиятельных божеств. От города Таниса, расположенного в Дельте, и до самого сердца Нубии он оставлял свидетельства своего религиозного рвения, которое, безусловно, имело и дипломатические мотивы. В священном Абидосе он возвел красный гранитный алтарь, посвященный Осирису, а в Мемфисе - храм Птаха. Он прославлял богиню Бастет монументами в Бубастисе, а в Фивах, разумеется, он оказывал внимание Амону.

Сенусерт I, наследник Аменемхета I, продолжил дипломатичную политику умиротворения различных религиозных культов, и его монументы равномерно распределены по всей стране. Он возвел большой храм в Гелиополе, реставрировал и расширил храмы в Абидосе, Коптосе, Гиераконполе и Карнаке.

Аменемхет III, шестой монарх XII династии, прославлял богов и в то же время ублажал растущее сообщество жрецов, возводя и расширяя храмы. Он оказывал особое внимание Осирису в Абидосе, где многие египтяне всех рангов продолжали искать возможность построить себе гробницу, и Амону, семейному божеству в Карнаке, а также Харшефу в Гераклеополе. Казалось, Птах был забыт, но в действительности он частично слился с Харшефом, с которым имел столь близкое теологическое сходство. Аменемхету III также приписывается возведение большого лабиринта в окрестностях озера Мерис, от которого, к сожалению, не осталось никаких следов. Согласно Геродоту, это был огромный храм с отдельным помещением для каждого из египетских богов.

В это время на значительной территории Азии и Европы происходило массовое переселение народов. В период правления XII династии пал Вавилон и был захвачен Крит. Среди древних царств лишь один Египет успешно противостоял волнам агрессии, которые захлестнули цивилизованный мир. Однако он тоже был подвержен иноземному влиянию, поскольку естественные границы нильской долины больше не могли служить серьезной преградой для миграционных потоков из Азии.

Есть свидетельства, указывающие на то, что в это время заключались дипломатические браки, целью которых, по всей видимости, было умиротворение воинственных азиатских соседей. У Сенусерта II была жена по имени Неферт, очевидно имевшая хеттские корни. Ее сына, Сенусерта III, и внука, Аменемхета III, некоторые египтологи называют фараонами "нового типа". Как показывает скульптурная миниатюра того времени, их лица имеют ярко выраженные неегипетские и несемитские черты. Они длинные и угловатые - Сенусерт III выглядит почти как монголоид - с узкими глазами и высокими скулами. Нет сомнения в том, что это результат влияния чужой крови.

Статуи Сенусерта III

Три черные гранитные статуи фараона Сенусерта III времен XII династии из Дейр-эль-Бахри

Сенусерт III унаследовал престол фараона в 1887 г. до н.э., не смотря на то, что его мать была иноземкой. Очевидно, что он взошел на трон как сын своего отца. Этот факт представляет особенный интерес, поскольку ранее престолонаследие осуществлялось только по женской линии. Если иноземные принцессы имели столь значительное влияние при дворе, что оказались способны даже изменить правила династической преемственности в пользу своих сыновей, они также могли повлиять и на религиозные представления правящих фараонов. В действительности, миграционные потоки из Азии, египетские экспедиции в Сирию и Палестину, а также появление иноземных принцесс в гареме фараона - это три стороны одного процесса, приведшего в конечном итоге к появлению азиатских элементов в религии Древнего Египта.

Это выражалось, во-первых, в том, что в египетский пантеон проникли некоторые азиатские божества, впрочем, не имевшие до начала Нового царства самостоятельного культа и собственных храмов. Во-вторых, культ Себека в той форме, в которой он существовал в Крокодилополе, столь тесно ассоциировался с азиатским Сутехом, что невольно возникает мысль о том, что древний племенной культ Сутеха возродился на египетской земле в новой форме - в виде божества-рептилии.

В-третьих, в конце правления XII династии религия солнцепоклонников получила импульс, подобный тому, который она испытала на себе в додинастические времена, когда солярный культ был впервые импортирован из Азии. Казалось бы, после того, как гелиопольские жрецы утратили свое политическое влияние, Ра должен был лишиться своего теологического главенства. Однако, проводимая в свое время гелиопольскими жрецами политика, в соответствии с которой они стремились внедрить Ра во все существующие местные религиозные культы, принесла ожидаемые результаты: религия солнечного бога проникла, наконец, в широкие массы и заняла преобладающее место в представлении и повседневной жизни простого народа. Таким образом, бог Ра, первоначально принятый, главным образом, только фараонами и высшими классами, действительно стал общенациональным божеством. Как следствие этого, тенденция, возникшая при правлении V династии, сохранилась и во времена Среднего царства: жреческие коллегии по всей стране по-прежнему стремились отождествить своих местных божеств с солнечным богом.

Например, фиванский Амон до начала Среднего царства, был, вероятно, типичным лунным божеством, чей культ ассоциировался с культом других лунных божеств, таких как Мут и Хонсу. Но уже в конце XI династии была предпринята попытка отождествить его с Ра, а во времена правления XII династии Амон превратился в одну из ипостасей бога-солнца, и стал именоваться своими жрецами Амон-Ра.

Что касается теологии Среднего царства, то в это время жрецы сделали большой прогресс в истолковании богов, начиная вносить в народные легенды и мифы сакральный философский и нравственный смысл, которого они первоначально не имели. Понимание бога, таким образом, естественно, подсказывалось его положением и ролью в мифе. Легенды стали приобретать каноническую форму и, наконец, вылились в целый ряд драматических постановок, или мистерий, разыгрываемых жрецами во время религиозных празднеств.

Источники

Алфавитный указатель