Перибсен

Статья находится в рубриках
Перибсен

Каменая чаша с именем фараона Сета-Перибсена и упоминанием о 'дани народов из Сетрое'. Национальный Археологический музей во Франции

ерибсен (также известный как Сет-Перибсен и Аш-Перибсен) - раннеегипетской фараон, который правил Египтом во времена II-ой династии. В отличие от многих других фараонов этой династии, Перибсен хорошо изучен, благодаря множеству археологических памятников. Царское имя Перибсена - предмет интереса для египтологов и историков, поскольку оно отходит от традиций своего времени и связывается с божеством Сетом вместо Хора. Этот факт - все еще остается предметом дискуссий и исследований относительно того, почему Перибсен выбрал себе это имя. Однако детали жизни Перибсена остаются неясными до сих пор, и продолжительность его господства достоверно неизвестна.

1. Источники имени

Серекх с именем Перибсена был прочитан на глиняных отпечатках, сделанных на стенках найденных сосудов из алебастра, песчаника, порфира и черного кристаллического сланца. Отпечатки и сосуды были найдены в могиле Перибсена в Элефантине. Там же были найдены две большие погребальные стелы могилы, сделанные из темно-серого гранита. Их форма необычна, потому они выглядят незаконченными и грубыми. Египтологи подозревают, что это было сделано сознательно, но значение такого шага остается невыясненным. Цилиндрический отпечаток неизвестного происхождения показывает имя Перибсена в картуше и дает ему описание "Мер-Нечеру" (“Любимец богов”). Этат аргумент приводит египтологов и археологов к заключению, что отпечаток должен иметь намного более позднюю дату, потому что картуши еще не использовались во времена жизнедеятельности Перибсена. Другой отпечаток из того же материала показывает имя Перибсена без картуша и с королевской приставкой "Нисут-Бити" (“Правитель Нижнего и Верхнего Египта”).

Царская титулатура фараона Перибсена из разных древнеегипетских источников

Хорово имя

Сет-Перибсен - Stš-pr-jb-sn - «Тот, кто исполняет волю Сета»

Небти-имя

Перибсен-Небти - Nbtj-pr-jb-sn - "Тот, кто исполняет волю Двух Владычиц"

Личное имя

Несут-Бити-Перибсен - Nsw.t-bitj-pr-jb-sn - "Царь Верхнего и Нижнего Египта, Перибсен"

Саккарская надпись (гробница Шери из IV-й Династии)

Перибсен - Prj-jbˁ.sn

2. Смена имени

Перибсен

Стела Сет-Перибсена. Британский музей. Лондон

Имя Перибсена необычно, поскольку следуя египетским традициям фараон должен был выбрать божество Хора в качестве своего царского покровителя. Это ясно выражено на одном из имен правителя - хоровом имени. Сокол Хор был размещен сверху изображения царского серекха, чтобы показать религиозное предпочтение фараона. Подлинное имя было написано в пределах верхней части серекха. Однако, Перибсен не выбрал своим царским покровителем Хора, а вместо него предпочел божество Сета, которое было также популярно во времена ранних династий, но стало непопулярным во время Первого Переходного Периода. Много египетских правителей, правивших позднее, особенно в период Нового и Позднего Царств, осудили Сета и всех фараонов, которые соединили свое имя с именем этого божества. После правления Перибсена некоторые фараоны последовали его примеру и привязали свои имена к Сету. Например, фараоны Сутех (XIII-я династия), Сети I (XIX-я династия)  и Сетнехт (XX-я династия).

Так как Перибсен известен своим необычным именем, египтологи и историки стремились понять возможные побуждения, которые сподвигли Перибсена сменить имя. Следующие разделы обсуждают некоторые из этих теорий.

2.1. Религиозные побуждения

Старая теория, поддерживаемая когда-то египтологами, такими как Перси Ньюберри и Ярослав Черны, придерживалась того мнения, что Перибсен был еретиком, который стремился ввести новую форму государственной религии в Египте, подобно действиям намного более позднего фараона из XVIII-й династии Эхнатона, который велел египтянам поклоняться только одному богу (в его случае - богу солнца Атону). Ньюберри указывает, что в то время касты жрецов вели борьбу друг с другом. Теория "еретика Перибсена" была основана на наблюдении, что имя "Перибсен" было исключено из более поздних царских списков и что гробница фараона была разрушена и разграблена. Кроме того погребальные стелы Перибсена, на которых ясно показано животное, посвященное Сету, были сильно исцарапаны с целью удаления любого следа этого животного. Это явление было расценено как действие религиозных противников касты священнослужителей Сета.

Перибсен

Глиняный отпечаток с именем фараона Сехемиба

В наши дни у этой теории находится немного поддержки. Археологические доказательства присутствия Перибсена были найдены только в Верхнем Египте. Его имя не появляется в источниках Нижнего Египта, сохранившихся с того времени. Поэтому предполагается, что Перибсен не мог править всем Египтом и, следовательно, он не имел возможности требовать, чтобы все египтяне поддержали новую форму государственной религии. Другая часть доказательств, которые приводят доводы против "теории еретика", является ложная дверь в гробнице священника Шери, что в Саккаре, который исполнял обязанности жреца во времена IV-й династии. Надпись на ложной двери соединяет в одном предложении имя Перибсена с именем другого фараона, Сенеджа. Шери получил звание "надзирателя всех священнослужителей Перибсена в некрополе Сенеджа". Это подразумевает, что служители культа мертвых почитали гробницу царя Перибсена, по крайней мере до тех пор, пока IV-я династия не провозгласила идею, утверждающую, что Перибсен - еретик.

Отпечатки надписей, найденные в гробнице Перибсена в Абидосе, показывают нескольких божеств, таких как Аш, Мин и Бастет, которые почитались в течение правления Перибсена. Это - новые доказательства против теории, что Перибсен попытался ввести абсолютно новую государственную религию. Теория Ньюберри и Черны была выдвинута на основе очень ограниченного количества археологических находок, доступных в их время. Таким образом, они испытывали определенные трудности и, как следствие, выдвигали наиболее правдоподобные объяснения изменений имени Перибсена.

2.2. Политические побуждения

Более ранние теории, видвинутые Ньюберри, Черны и Герселоффом, предполагали, что Египетское государство при Перибсене пострадало от нескольких гражданских войн, которые вспыхнули, когда фараон сменил свое имя, или были вызваны экономическими проблемами. Эти гражданские войны, возможно, были причиной тому, что правившие позднее цари при перечислении предшественников, исключают имя Перибсена из своих списков.

Напротив, более современные теории предполагают, что Египет было разделен мирным способом. Египтологи Майкл Райс, Франческо Тирадритти и Вольфганг Хелк указывают на когда-то роскошные и хорошо сохранившиеся мастабы-гробницы в Саккаре и Абидосе, принадлежащие высокопоставленным лицам, таким как Руабен, Нефер-Сетех и многим другим. Все они датированы ко времени правления фараонов от Нинечера до Хасехемуи, последнего правителя II-ой династии. Египтологи полагают, что условия сохранения мастаб и оригинальной архитектуры того времени служат доказательством, что культ мертвых имел все причины для нормального существования на протяжении всей династии. Это обстоятельство также не состыкуется с теорией гражданских войн и/или экономических бедствий.

Неясно, когда точно произошло разделение Египетского государства. Возможно, оно произошло в начале правления Перибсена или незадолго до этого. Поскольку Перибсен выбрал божество Сета в качестве своего нового покровителя, египтологи предполагают, что Перибсен был правителем из Тиниса или, по крайней мере, принадлежал Тинисскому царскому дому. Эта теория основана на том факте, что Сет являлся божеством, происходящим из Тиниса, и это объяснило бы выбор Перибсена: изменение его имени, возможно, было не чем иным как довольно умным политическим (и религиозным) пропагандистским ходом. Перибсен, как думают, получил престол Тиниса и управлял только Верхним Египтом, пока другие правители держали в своих руках трон Мемфиса и управляли Нижним Египтом.

3. Идентификация личности

Перибсен

Имя фараона Перибсена на глиняном отпечатке

Личность Перибсена - также предмет многих дискуссий между египтологами и историками. Египтологи, такие как Уолтер Брайан Эмери, Кэтрин А. Бард и Флиндерс Петри, полагают, что Перибсен был идентичен фараону Сехемиб-Перенмаату, который соединил свое имя с богом-соколом Хором и который определенно управлял во времена II-ой династии. Эмери, Бард и Петри указывают на несколько глиняных отпечатков, которые были найдены при входе в гробницу Перибсена. Гробница Сехемиба до сих пор не найдена.

Египтологи Герман Александр Шлегль, Вольфганг Хелк, Питер Кэплони и Йохем Каль вместо этого полагают, что Перибсен был отличным от Сехемиба правителем. Они указывают, что глиняные отпечатки были найдены только во входной области гробницы Перибсена и что ни на одном из них никогда не показывались имена Перибсена и Сехемиба в пределах одной надписи. Они сравнивают результаты исследований с пластинами из слоновой кости фараона Хотепсехемуи, найденными при входе в гробницу фараона Каа. Поэтому Шлегль, Хелк, Каплони и Каль убеждены, что отпечатки надписей Сехемиба поддерживают представление о том, что Сехемиб был последователем Перибсена и похоронил его тело.

Египтологи, такие как Тоби Уилкинсон и Вольфганг Хелк полагают, что Перибсен и Сехемиб, возможно, были как-то связаны. Их теория основана на надписях каменных сосудов и глиняных отпечатков, которые подчеркивают сильные сходства между собой в грамматике письма. Сосуды Перибсена, например, содержат словосочетание "ини-сетжет" ("дань народов из Сетрое") в то время, как у надписей Сехемиба есть сочетание "ини-часут" ("дань кочевников пустыни"). Другой общий признак между Перибсеном и Сехемибом является серекх-именем обоих, поскольку они оба используют слоги "пер" и "иб" в своих именах.

Не ясно, почему правители эпохи Рамессидов в своих списках опускают имя Перибсена. Надпись на ложной двери гробницы Шери может указывать на то, что Перибсен идентичен с фараоном Сенеджем ("Сенедж" означает "Ужасающий") и что это имя использовалось вместо имени "Перибсен" в царских списках, поскольку Сет не должен был упоминаться.

4. Правление

Так как последние археологические находки, кажется, подтверждают то представление, что Египетское государство было разделено во время господства фараона Перибсена, это становится предметом множественных дискуссий между египтологами относительно того, почему его предшественник Нинечер решил расколоть страну.

Египтологи, такие как Вольфганг Хелк, Николас Гримэл, Герман Александр Шлегль и Франческо Тирадритти, полагают, что фараон Нинечер, третий правитель II-ой династии, решил провести реформу чрезвычайно сложного на то время государственного аппарата и расколол Египет надвое, чтобы оставить его под управление двум своим сыновьям (или, по крайней мере, двум выбраным преемникам). Они управляли бы двумя отдельными государствами лучше, чем один правитель мог править в одном большой стране. Напротив, египтологи, такие как Барбара Белл полагают, что Египет постигла экономическая катастрофа, такая как голод или длительная засуха. Поэтому, чтобы эфективнее решить проблему с пропитанием египетского населения, Нинечер раскалывает государство надвое, и его преемники управляют двумя независимыми царствами до тех пор, пока голод не закончился. Б. Белл указывает на надписи Палермского камня, где, по ее мнению, содержаться ежегодные отчеты о чрезвычайно низких уровнях разливов Нила в то время. Теория Б. Белл опровергнута сегодня египтологами, такими как Штефан Зайдлмайер, который исправил ее вычисления. Зайдлмайер показал, что ежегодные Нильские разливы были на своих обычных уровнях во время жизни Нинечера и до начала периода Древнего Царства. Барбара Белл не приняла во внимание, что высоты Нильских наводнений в надписях Палермского камня принимают во внимание только измерения ниломеров вокруг Мемфиса, но не в каком-либо другом месте вдоль реки. Поэтому любая длительная засуха может быть исключена из предлагаемых гипотез.

Перибсен

Отпечаток из гробницы Перибсена с первым в истории Египта полным предложением

Независимо от того, что точная причина разделения Египта не выяснена, есть археологические доказательства того, что Перибсен управлял только в Верхнем Египте. Его сфера распространялась на остров Элефантину, где он основал новый административный центр, названный "Белая сокровищница". Его новое царское место жительства, названное "Защита Нубти", было основано около Ком-Омбо ("Нубти" - древнеегипетское название Накады). Надписи на каменных сосудах упоминают "ини-сетжет" ("дань народов из Сетрое"), что может указывать на основание Перибсеном центра культа бога Сета в Дельте, но тогдап это предпологает тот факт, что Перибсен правил по всему Египту или, по крайней мере, что он был признан как правитель всего Египта на протяжении его жизни. Поскольку Перибсен царствовал только в Верхнем Египте, его административные титулы видоизменялись писцами, художниками и резцами по камню в связи с политической ситуацией. Например, звание "Охотника царя" было изменено на "охотника царя Верхнего Египта". Система управления страной со времени Перибсена и Сехемиба показывает ясную и хорошо упорядоченную иерархию; к примеру: Казначейский дом → пенсионный фонд → собственник → государственный виноградник → частный виноградник. Фараон Хасехемуи, последний правитель II-ой династии, смог повторно объединить власть над всем Египтом. Он объединил два казначейских центра Египта под контролем одного - "Царского Дома".

Со времени господства Перибсена египтологам известен один высокопоставленный чиновник по имени Нефер-Сетех ("Сет Прекрасен"), сохранившимся на его стеле.

В гробнице Перибсена в Абидосе на глиняных отпечатках было найдено первое полное предложение, свидетельствующее о важном событии в египетской истории. Надпись гласит: "Одно золото Омбоса объединил/вручил из двух сторон для своего сына, правитель Нижнего и Верхнего Египта, Перибсен". Словосочетание "золото Омбоса", как полагают египтологи, является религиозной формой обращения к божеству Сету.

5. Правители Нижнего и Верхнего Египта

Египтологи и историки, такие как Хельк, Тирадритти, Шлегль, Эмери и Гримал убеждены, что Перибсен должен был разделять свой престол с другими правителями. Исходя из надписей на артефактах, сохранившихся с того времени, мы знаем, что он и его преемник Сехемиб-Перенмаат управляли только в Верхнем Египте; тогда остается неясным, кто управлял в тот период Нижним Египтом как законный правитель. Царские списки Рамессидов отличаются своим отображением имен фараонов после Сенеджа. Причина этого может состоять в том, что Саккарский список и список Туринского папируса отражают традиции Мемфиса, позволяющими упоминать только мемфисских правителей. Абидосский список вместо этого отражает традиции Тиниса и поэтому указывает только на тинисских правителей. До фараона Сенеджа все перечисления царей идентичны друг с другом. После имени этого царя Саккарский и Туринский списки упоминают трех фараонов как его преемников: Неферкара I, Неферкасокара и Худжефа I. Абидосский список пропускает этих царей и указывает сразу на Хасехемуи, называя его “Джатджей”.

Еще одной проблемой для египтологов являются хоровы и небти-имена фараонов, используемые в надписях, найденных в Большой южной галерее некрополя правителя III-й династии Джосера в Саккаре. Надписи на каменных сосудах упоминают правителей, таких как Нубнефер, Венег-Небти, Хор-Ба, Хор-"Птица" и Са, но каждый из них упомянут всего несколько раз, что заставляет египтологов предположить, что все они правили весьма недолго. Фараон Снеферка мог бы быть идентичным фараону Каа или его преемником. Фараона Венег-Небти можно было бы идентифицировать с фараоном Уадженесом, упомянутого в царском картуше эпохи Рамессидов. Но остальные правители, такие как “Нубнефер”, "Птица" и "Са" остаются для нас загадкой. Они нигде и никогда больше не упоминаются, а в Саккаре, среди множества находок того времени, сохранившихся до наших дней, свидетельства о них очень ограничены. Шлегль, Хелк и Питер Кэплони считают, что Нубнефер, Са и Хор-"Птица" были правителями времен Перибсена и Сехемиба и правили в Нижним Египте.

6. Гробница

6.1. Основное захоронение
Перибсен

Гробница Перибсена в Абидосе. На заднем фоне видно погребальный комплекс фараона Хасехемуи

Перибсен был похоронен в гробнице "P" в царском некрополе Умм-эль-Кааб около Абидоса. Первые раскопки начались в 1898 году под наблюдением британского археолога и египтолога сэра Уильяма Мэтью Флиндерса Петри. Гробница имеет обычную форму постройки. Это помещение размерами 16 x 13 метров. Главная погребальная камера имеет размеры 7,3 x 2,9 метра и облицована кирпичами из грязи и глины. Между камерой фараона и внешней стеной гробницы имеется окружающий проход коридорного типа. Между входом и погребальной камерой находится своеобразный вестибюль, который был когда-то разделен дверным проемом на две секции, каждая из которых содержала четыре чулана. Гробница была опустошена грабителями еще во времена древности, но до наших дней сохранились многочисленные каменные сосуды и глиняные фляги от периода господства Перибсена. Некоторые из каменных сосудов опоясаны медной оправой. Сосуды от времени предыдущих правителей, таких как Нинечер и Ранеб были также найдены здесь. Возле входа были помещены две большие погребальные стелы (теперь они демонстрируются в различных музеях мира).

6.2. Царский погребальный комплекс

Вблизи гробницы Перибсена были найдены останки царского погребального комплекса, сделанного из грязевых кирпичей. Глиняные отпечатки с серекх-именем Перибсена были найдены около восточного входа и в разрушенном святилище. Результаты раскопок подтвердили тот факт, что останки здания были когда-то частью места захоронения Перибсена. Погребальный комплекс сегодня обычно известен как "Средний форт". Первые раскопки начались в 1904 году под наблюдением канадского археолога Чарльза Трика Керрелли и британского египтолога Эдварда Рассела Айртона. Стена сооружения была расположена в северо-западной части погребального комплекса царя Хасехемуи, названного “Шунет эль-Зебиб” (“Изумительный ангар”). Общая площадь погребального комплекса Перибсена составляет 108 x 55 метров и включала в себя несколько культовых зданий. Из него вели три входа/выхода: на восток, на юг и на север. Маленькое святилище, размерами 12,3 x 9,5 метров было расположено в юго-восточном углу комплекса. Когда-то здесь также были построены три небольших капеллы. Никаких вспомогательных гробниц найдено не было, так как традиция захоронения всей семьи в момент смерти правителя была оставлена со времен правления фараона Каа, одного из последних правителей I-ой династии.

Источники
  • Kathryn A. Bard: The Emergence of the Egyptian State, page 86, in: Ian Shaw (editor): The Oxford History of Ancient Egypt, Oxford University Press (2000), ISBN 0-19-815034-2.
  • Jump up ^ Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, p. 195.
  • Bernhard Grdseloff: Notes d'epigraphie archaique. In: Annales du service des antiquites de l’Egypte. Vol. 44, 1944, ISSN 1687-1510, p. 279–306.
  • Herman te Velde: Seth, God of Confusion. A study of his role in Egyptian mythology and religion (= Probleme der Agyptologie. Bd. 6). Reprint with come corrections. Brill, Leiden 1977, ISBN 90-04-05402-2, p. 109-111.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, p. 219, 228 & 231.
  • Toby A. H. Wilkinson: Royal annals of ancient Egypt - The Palermo stone and its associated fragments. Routledge, London 2012, ISBN 113660247X, p. 200–206.
  • Laurel Bestock: The Early Dynastic Funerary Enclosures of Abydos. In: Archeo-Nil. Vol. 18, 2008, ISSN 1161-0492, p. 42–59.
  • William Matthew Flinders Petrie, Francis Llewellyn Griffith: The royal tombs of the earliest dynasties/ 1901: Part II. (= Memoir of the Egypt Exploration Fund. Vol. 21, ZDB-ID 988141-4). Offices of The Egypt Exploration Fund u. a., London 1901, Tafel XXII, Abb. 178–179, (Complete essay as PDF-file).
  • Jeffrey A. Spencer: Early Egypt: The rise of civilisation in the Nile Valley. British Museum Press, London 1993, ISBN 0-7141-0974-6, p. 67–72 & 84.
  • W. M. Flinders Petrie: The Royal Tombs of the Earliest Dynasties, Part II. London 1901, Tafel XXII, page 178–179.
  • Jeffrey A. Spencer: Early Egypt: the rise of civilisation in the Nile Valley. British Museum Press, London 1993, page 67–72 & 84.
  • Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, ISBN 88-435-6042-5, page 84–85.
  • Peter Kaplony: Die Rollsiegel des Alten Reichs II: Katalog der Rollsiegel, Part II. Fondation egyptologique Reine Elisabeth, Brussel 1981, page 13; tav. 1
  • Digital Egypt for Universities, 13th dynasty rulers
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros Verlag, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, page 219, 228 & 231.
  • Walter Bryan Emery: Agypten - Geschichte und Kultur der Fruhzeit. page 105 & 106.
  • After Hermann Alexander Schlogl: Das Alte Agypten. S.77ff.
  • Jaroslav Cerny: Ancient Egyptian religion. Hutchinson’s University Library, London u. a 1952, p. 32–48, Online article.
  • Walter B. Emery: Agypten. Fourier, Wiesbaden 1964, ISBN 3-921695-39-2, p. 105–108.
  • P.E. Newberry: The Seth rebellion of the 2nd Dynasty, in: Ancient Egypt., no. 7, 1922, page 40–46.
  • Phillipe Flandrin: Jean-Phillipe Lauer: Saqqarah, Une vie, Entretiens avec Phillipe Flandrin, Petite Bibliotheque Payot 107, 1988
  • Auguste Mariette: Les mastabas de l'Ancien Empire. Paris 1885, page 92–94.
  • Nicolas Grimal: A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, Weinheim 1994, ISBN 978-0-631-19396-8, page 55–56.
  • Werner Kaiser: Zur Nennung von Sened und Peribsen in Saqqara B3. In: Gottinger Miszellen: Beitrage zur agyptologischen Diskussion, No. 122. Agyptologisches Seminar der Universitat Gottingen, Gottingen 1991, ISSN: 0344-385X, page 49–55.
  • Hermann A. Schlogl: Das Alte Agypten. Geschichte und Kultur von der Fruhzeit bis zu Kleopatra. Verlag C. H. Beck, Munchen 2006, ISBN 3-406-54988-8, page 78.
  • Jean Sainte Fare Garnot: Sur quelques noms royaux des seconde et troisieme dynasties egyptiennes. In: Bulletin de l'Institut d'Egypte. vol. 37, 1, 1956, ISSN 0366-4228, p. 317–328.
  • Wolfgang Helck: Untersuchungen zur Thinitenzeit (= Agyptologische Abhandlungen, Vol. 45). Harrassowitz, Wiesbaden 1987, ISBN 3-447-02677-4, p. 103-111.
  • Ludwig D. Morenz: Synkretismus oder ideologiegetranktes Wort- und Schriftspiel? Die Verbindung des Gottes Seth mit der Sonnenhieroglyphe bei Per-ib-sen. In: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde. vol. 134, 2007, ISSN 0044-216X, p. 151–156.
  • Dietrich Wildung: Die Rolle agyptischer Konige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Volume 1: Posthume Quellen uber die Konige der ersten vier Dynastien (= Munchner agyptologische Studien. vol. 17, ZDB-ID 500317-9). B. Hessling, Berlin 1969, p. 47.
  • Michael Rice: Who's Who in Ancient Egypt. Routledge, London/New York 2001, ISBN 0-415-15449-9, page 72, 134 & 172.
  • Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, ISBN 88-435-6042-5, page 80–85.
  • W. Helck in: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertum, No. 106. Akademie-Verlag, Berlin 1979, ISSN 0044-216X106, page 132
  • Francesco Raffaele: Names, titles, identities and the 'Sethian Period' theory
  • Walter Bryan Emery: Agypten - Geschichte und Kultur der Fruhzeit. Fourier, Munich 1964, page 106.
  • J. P. Patznik in: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts Abteilung Kairo (MDAIK), 1999. page 54.
  • William Matthew Flinders Petrie & Francis Llewellyn Griffith: The royal tombs of the first dynasty. Band 2. page 7, 14, 19, 20 & 48.
  • Peter Kaplony: Die Inschriften der agyptischen Fruhzeit (= Agyptologische Abhandlungen. Vol. 8, ISSN 1614-6379), Vol. 3. Harrassowitz, Wiesbaden 1963, p. 406-411.
  • Jochen Kahl: Inscriptional Evidence for the Relative Chronology of Dyns. 0–2. In: Erik Hornung, Rolf Krauss, David A. Warburton (Hrsg.): Ancient Egyptian Chronology (= Handbook of Oriental Studies. Section 1: The Near and Middle East; Vol. 83). Brill, Leiden u. a. 2006, ISBN 90-04-11385-1, p. 94–115.
  • Wolfgang Helck: Untersuchungen zur Thintenzeit. (Agyptologische Abhandlungen, Volume 45), Otto Harrassowitz, Wiesbaden 1987, ISBN 3-447-02677-4, page 103–111.
  • Siegfried Schott: Altagyptische Festdaten. Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Mainz/Wiesbaden 1950, page 55.
  • Toby Wilkinson: Early Dynastic Egypt. page 90–91; see also: Walter Bryan Emery: Agypten — Geschichte und Kultur der Fruhzeit. page 106.
  • Kenneth Anderson Kitchen: Ramesside Inscriptions. page 234–235; see also: Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen.. Deutscher Kunstverlag, Munchen/Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2, page 171.
  • Dietrich Wildung: Die Rolle agyptischer Konige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Band 1: Posthume Quellen uber die Konige der ersten vier Dynastien (= Munchner agyptologische Studien. vol. 17, ZDB-ID 500317-9). B. Hessling, Berlin 1969, page 45–47.
  • Hermann A. Schlogl: Das Alte Agypten. Geschichte und Kultur von der Fruhzeit bis zu Kleopatra. Beck, Munchen 2006, ISBN 3-406-54988-8, p. 77.
  • Nicolas Grimal: A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, Weinheim 1994, ISBN 978-0-631-19396-8, page 55.
  • Dimitri B. Proussakov: Early dynastic Egypt: A socio-environmental/anthropological hypothesis of "Unification". In: Leonid E. Grinin (Hrsg.): The early state, its alternatives and analogues. Uchitel Publishing House, Volgograd 2004, ISBN 5-7057-0547-6, p. 139–180.
  • Walter Bryan Emery: Great tombs of the First Dynasty (Excavations at Saqqara, vol. 3). Gouvernment Press, London 1958, p. 28–31.
  • Peter Kaplony: "Er ist ein Liebling der Frauen" — Ein "neuer" Konig und eine neue Theorie zu den Kronprinzen sowie zu den Staatsgottinnen (Kronengottinnen) der 1./2. Dynastie. In: Agypten und Levante. vol. 13, 2006, ISSN 1015-5104, S. 107–126.
  • Barbara Bell: Oldest Records of the Nile Floods, In: Geographical Journal, No. 136. 1970, page 569–573; M. Goedike: Journal of Egypt Archaeology, No. 42. 1998, page 50.
  • Stephan Seidlmayer: Historische und moderne Nilstande: Historische und moderne Nilstande: Untersuchungen zu den Pegelablesungen des Nils von der Fruhzeit bis in die Gegenwart. Achet, Berlin 2001, ISBN 3-9803730-8-8, page 87–89.
  • I. E. S. Edwards (Hrsg.): Early history of the middle east (= The Cambridge ancient history. Vol. 1–2), 3rd edition. Cambridge University Press, Cambridge 1970, ISBN 0-521-07791-5, p.31-32.
  • Jean-Pierre Patznik: Die Siegelabrollungen und Rollsiegel der Stadt Elephantine im 3. Jahrtausend vor Christus. Spurensicherung eines archaologischen Artefaktes (= BAR, International Series. Bd. 1339). Archaeopress, Oxford 2005, ISBN 1-84171-685-5, p. 62–66.
  • Christian E. Schulz: Schreibgerate und Schreiber in der 0. Bis 3. Dynastie. Grin, Munchen 2007, ISBN 978-3-638-63909-5, p. 9–15.
  • Peter Kaplony: Die Inschriften der agyptischen Fruhzeit (= Agyptologische Abhandlungen. vol. 8, 3, ISSN 1614-6379). Volume 3, Harrassowitz, Wiesbaden 1963, p. 406–411.
  • Eva-Maria Engel: Neue Funde aus alten Grabungen — Gefa?verschlusse aus Grab P in Umm el-Qa'ab im Agyptischen Museum Kairo. In: Gerald Moers u. a. (Hrsg.): Jn.t dr.w. Festschrift fur Friedrich Junge. Volume 1. Seminar fur Agyptologie und Koptologie, Gottingen 2006, ISBN 3-00-018329-9, p. 179–188, especially p. 181, 183–184.
  • Jean-Pierre Patznik: Die Siegelabrollungen und Rollsiegel der Stadt Elephantine im 3. Jahrtausend vor Christus. 2005, p. 64–66.
  • Toby Wilkinson: Early Dynastic Egypt. Routledge, London/New York, 1999, ISBN 0-415-18633-1, page 89–91.
  • Toby Wilkinson: Early Dynastic Egypt. Routledge, London/New York, 1999, ISBN 0-415-18633-1, page 295.
  • Susanne Bickel: Die Verknupfung von Weltbild und Staatsbild: Die Verknupfung von Weltbild und Staatsbild Aspekte von Politik und Religion in Agypten, In: Hermann Spieckermann: Gotterbilder, Gottesbilder, Weltbilder. Mohr Siebeck, Ulmen 2006, ISBN 3-16-148673-0, page 89.
  • Jochem Kahl, Nicole Kloth, Ursula Zimmermann: Die Inschriften der agyptischen Fruhzeit: Eine Bestandsaufnahme, Vol. III. Harrassowitz Verlag, Wiesbaden 1963, ISBN 3-447-00052-X, page 368.
  • I.E.S. Edwards: The Cambridge ancient history, Volume 1-3. Cambridge University Press, 1970, ISBN 0-521-07791-5, page 31 & 32.
  • Jochem Kahl: »Ra is my Lord«: Searching for the Rise of the Sun God at the Dawn of Egyptian History. Harrassowitz, Wiesbaden 2007, ISBN 3-447-05540-5, p. 2–7 & 14.
  • Gunther Dreyer, Werner Kaiser u. a.: Stadt und Tempel von Elephantine — 25. / 26. / 27. Grabungbericht. In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo (MDAIK). Bd. 55, 1999, ISSN 0342-1279, p. 172–174.
  • P. Lacau, J.P. Lauer: La Pyramide a Degrees IV. Inscriptions Gravees sur les Vases. Cairo 1959; obj.104
  • Peter Kaplony: A building named "Menti-Ankh". In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts Kairo (MDAIK), volume 20. de Gruyter, Berlin 1965, page 1–46.
  • Emile Amelineau: Mission Amelineau. Tome 4: Les nouvelles fouilles d'Abydos 1897–1898. Compte rendu in extenso des fouilles, description des monuments et objets decouverts. Partie 2. Leroux, Paris 1905, page 676–679.
  • Laurel Bestock: The Early Dynastic Funerary Enclosures of Abydos. In: Archeo-Nil. Bd. 18, 2008, ISSN 1161-0492, page 42–59, especially page 56–57.
  • Laurel Bestock: The development of royal funerary cult at Abydos. Otto Harrassowitz, Wiesbaden 2009, ISBN 3-447-05838-2, page 47 & 48.
  • Edouard Naville: The cemeteries of Abydos. Part 1: 1909–1910. The mixed cemetery and Umm El-Ga'ab (= Memoir of the Egypt Exploration Fund. vol. 33, ISSN 0307-5109). Egypt Exploration Fund u. a., London 1914, page 21–25 & 35–39.
  • Gunter Dreyer and others.: Umm el-Qaab — Nachuntersuchungen im fruhzeitlichen Konigsfriedhof (16. / 17. / 18. Vorbericht). In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. (MDAIK). vol. 62, 2006, ISSN 0342-1279, page 75–77 & 106–110.
  • Toby A. Wilkinson: Early Dynastic Egypt. Routledge, London 2001, ISBN 0-415-26011-6, page 281.

Алфавитный указатель