Неферефра

Статья находится в рубриках
Неферефра

Статуэтка Неферефра. Египетский музей. Каир

еферефра (или, согласно другому чтению, — Ра-Нефереф) - фараон V-й династии Древнего Царства. Различные исследователи считают его четвёртым или пятым фараоном этой династии, в зависимости от того являлся ли Шепсескара, по их мнению, преемником или предшественником Неферефра. По абсолютной хронологии время правления Неферефра относят к 2460-2455 до н.э. Неферефра взошёл на трон в возрасте 20 лет и умер вскоре после своей коронации. Этот фараон известен, прежде всего, своей строительной деятельностью. Раскопки последнего десятилетия значительно расширили наши знания о Неферефра и его времени, благодаря многочисленным находкам в его припирамидальном заупокойном храме и обнаружению фрагмента его мумии в погребальной камере.

1. Семья

У фараона Нефериркара Какаи и его жены царицы Хенткаус II было два сына, в разное время унаследовавшие отцовский трон — Неферефра и Ниусера. Между этими тремя фараонами (то ли после Нефериркара и перед Неферефра, то ли после Неферефра и перед Ниусера) вклинилось также достаточно непродолжительное правление Шепсескара, фараона, который как считается, был сыном Сахура и, соответственно, приходился дядей Неферефра и Ниусера. Гипотеза Силка Рота о том, что Неферефра мог быть сыном Шепсескара не получила популярности у египтологов. О жёнах и детях Неферефра практически ничего неизвестно. Во время раскопок абусирского некрополя была обнаружена гробница, построенная для Неферефра (тогда ещё — принца Нефер-Ра).

Царская титулатура фараона Неферефра из древнеегипетских источников

Личное имя

Иси - isi - "Иси"

Тронное имя

Ранефереф - Rˁ-nfr=f - «Совершенный как Ра»

Хорово имя

Хаунефер - Hˁw-nfr - «Хор, прекрасный в своих делах»

Небти-имя

Неферем-Небти - Nfr-m-nb.tj - «Прекрасен в образе Двух Владычиц»

Золотое имя

Нефербикнебу - Nfr-bjk-nb.w - «Прекрасный Золотой сокол»

2. Продолжительность господства

В Туринском папирусе, одном из ключевых документов, по которому египтологи судят о хронологии Древнего Царства строки, относящиеся к правлению Неферефра и Шепсескара испорчены, поэтому число «7», которое читается в папирусе, может быть отнесено к сроку правления любому из этих двоих фараонов. Однако археологические данные позволяют предполагать, что указанный срок относится не к Неферефра, а к Шепсесара. Манефон, которому свойственно значительно удлинять хронологию, говорит о 20 годах Хереса, как он называет Неферефра. Наиболее поздняя дата правления известная по надписям — первый (или, возможно, второй) год переписи скота. О том, что Неферефра умер вскоре после своего воцарения говорит и то, что строительство его пирамиды было остановлено едва начавшись. И, наконец, решающий аргумент, в пользу того, что правление Неферефра длилось довольно недолго — согласно медицинскому заключению, фрагменты мумии, найденной в погребальной камере его пирамиды, принадлежали молодому человеку 20-25 лет от роду, жившему около 4400-4500 лет назад. В целом египтологи сходятся на том, что Неферефра правил не более 3 лет. 

3. Обстоятельства прихода к власти

Обстоятельства прихода Неферефра к власти и вопросы преемственности до сих пор не определены окончательно. Также нет определённости и в последовательности правления Неферефра. Согласно саккарскому списку фараонов, составленному при XIX династии после Нефериркара правил его брат Шепсескара, а уже за ним, Неферефра и его брат Ниусера. Последние раскопки в абусирском некрополе позволяют предполагать иную последовательность: Неферефра правил сразу после своего отца, а уже за ним на трон взошёл Шепсескара. Дело в том, что пирамиды Сахура, Нефериркара и Неферефра (деда, отца и сына) построены в непосредственной близости друг от друга и, более того, расположены на одной линии, что могло быть возможным, только если они строились почти одновременно. Вместе с тем есть убедительные доказательства и противоположной точке зрения — в заупокойном храме Шепсескара были найдены оттиски печатей с картушем Неферефра, свидетельствующие о том, что Неферефра достраивал припирамидальный храм Шепсескара.

4. Строительная деятельность
Неферефра

Недостроенная пирамида Неферефра в Абусире.

От короткого правления Неферефра известно только два собственных проекта — строительство пирамиды, носившей название «Божественная сила Неферефра» и солярного храма под названием «Жертвенный алтарь Ра». Кроме этого, Неферефра известен завершением строительства пирамиды отца и обустройством пирамиды для матери.

Пирамида Неферефра в Абусире. Как показали археоастрономические и геодезические исследования три абусирские пирамиды — Сахура, Нефериркара и Неферефра — построены так, что их стены находятся на одной линии, которая, если продлить её дальше указывает на главный обелиск Солнца в Гелиополе (Иуну). Такие линии, которые учёные называют «леями» (англи. "ley-lines"), известны не только в Египте, но и в Западной Европе, в частности, в Великобритании и Франции.

Длина основания пирамиды Неферефра — 65 метров. Первые ряды основания, стены погребальной камеры и нисходящего коридора были сложены из неотёсанных известняковых блоков, тогда как ядро пирамиды было заполнено смесью песка, гравия и глины. Вход в нисходящий коридор располагался на северной стороне пирамиды. По обычаю, в нисходящем коридоре были обустроены каменные блоки из красного гранита, которые должны были преграждать путь. Вскоре после ранней смерти Неферефра преемники умершего фараона как минимум дважды изменили конструкцию пирамиды и припирамидальных строений. В результате первой перепланировки пирамиде, строительство которой поднялось только на 7-10 метров над основанием, попытались придать вид усечённой пирамиды. Некоторые изменения претерпела погребальная камера, однако и это строительство не было завершено. В результате второй (и последней) перепланировки пирамиды, ей придали форму квадратной в плане мастабы, у восточной стороны которой был построен припирамидальный заупокойный храм. Этот храм, по всей видимости тоже претерпел две стадии перепланировки, во всяком случае есть следы более раннего маленького храма из известняковых блоков (построенного при Шепсескара?) и позднего храма больших размеров, стены которого были сложены из саманного (необожжённого) кирпича. Также в этот период застройки, пирамида и припирамидальные строения были обнесены кирпичной стеной. Архитектурно-строительные особенности эпохи Неферефра демонстрируют две противоположные тенденции: всё усиливавшееся со временем стремление вернуться к архаическим формам (мастабе) и возрождением ближневосточных традиций, выражавшихся в использовании глины и цементирующего раствора. Всё это позволяет предполагать наличие значительных контактов с Ближним Востоком и приток оттуда населения.

Солнечный храм. Одновременно с пирамидой Неферефра и в непосредственной близости от неё был заложен и его солнечный храм, представлявший собой ограждённое священное пространство, в дальней части которого располагался гигантский, сложенный из отдельный блоков обелиск. Историкам неизвестно имя ни одного жреца этого храма, поэтому обычно предполагают, что строительство солярного храма не было завершено и он вскоре был закрыт. Через непродолжительное время на его месте будет возведён аналогичный храм в честь Ниусера. Таким образом, прослеживается определённая преемственность между солнечными храмами Неферефра и Ниусера. Похоже, что солнечный храм при строящейся пирамиде стал компромиссом между двумя ведущими культами Древнего Царства — заупокойным культом и культом бога Ра.

Абусирский некрополь

Абусирский некрополь с пирамидой Неферефра на южной окраине

Пирамиды Нефериркара и Хенткаус II. Известно, что Неферефра достраивал пирамиды Нефериркара и своего матери Хенткаус II, однако реальный объём выполненной при нём работы был не слишком велик. Многовековое использование абусирских пирамид в качестве каменоломен нанесло им непоправимый вред и привело к тому, что ныне невозможно установить стадии строительства пирамиды Нефериркара. Достоверно известно, что при Неферефра из известняковых блоков был построен небольшой припирамидальный храм Нефериркара. Несмотря на небольшие размеры этого храма, в нём присутствовали все необходимые культовые помещения. При Ниусера этот храм был перепланирован и значительно расширен, но его стены возводили не из известняка, а их саманного кирпича.

К югу от пирамиды Нефериркара расположена пирамида его жены Хенткаус II, которая была заложена примерно на десятом-одиннадцатом году правления Нефериркара. После смерти фараона, её строительство продолжал Неферефра. И в данном случае, реальный объём работ проведённых при Неферефра неизвестен. Похоже, что Неферефра или его приближённые не успели внести значительных корректировок в изначальный план пирамиды Хенткау сII и припирамидальных построек. К тому же при фараоне было развёрнуто несколько масштабных строительных проектов. Всё это указывает на то, что пирамида Хенткаус II при Неферефра не подвергалась каким-то изменениям, а достраивалась согласно прежнему плану. Окончание строительства этой пирамиды египтологи датируют временем правления Ниусера.

5. Мумия фараона

Фрагменты мумии, обнаруженной во время археологических раскопок 1997-1998 годов, в погребальной камере пирамиды Неферефра произвели настоящую сенсацию в научном мире. Фрагменты включали в себя часть затылочной кости, левую ключицу, часть левой лопатки, почти полную левую руку, а также правую малоберцовую кость и кусок кожи с подкожными тканями. Вместе с этими фрагментами были открыты и бинты, которыми была обёрнута мумия. Поблизости от мумии стояли четыре канопы, в которых египтяне хранили внутренние органы умерших, однако содержимое каноп за давностью времени не сохранилось. Незадолго до этого открытия, в «прихожей» (комнате соединявшей коридор с погребальной камерой) были найдены другие фрагменты человеческого тела (большой палец правой ноги и кусок кожи левой ноги), которые тоже посчитали частью мумии Неферефра. В результате радиоуглеродного исследования выяснилось, что захоронение в прихожей на самом деле относится к средневековью. Следовательно, население Египта вплоть до арабского завоевания, а, вполне вероятно и достаточно долго после него, старалось сохранять культы далёких предков, а погребение в пирамиде давало покойнику значительные привилегии в загробной жизни. Источником святости выступал не сам Неферефра (как это получилось с фараонами IV династии, похороненными в Гизе), а его полуразрушенная пирамидальная форма. А вот фрагменты мумии из погребальной камеры Неферефра, как доказали учёные относились ко времени Древнего Царства.

Исследование мумии Неферефра открыло секреты мумификации этого времени: после смерти тело было высушено при помощи соды, а затем было покрыто тонким слоем бальзамирующей смолы. На последнем этапе тело покрывали матово-белым лаком, также обладавшим дубильными и бальзамирующими свойствами. Поскольку лицевая часть черепа не сохранилась, учёным не удалось установить, удаляли ли при мумификации Неферефра мозг умершего или нет. Такая методика известна по памятникам Нового Царства, но нет полной уверенности, что она использовалась и более раннее время.

Наиболее любопытные результаты дало рентгенологическое исследование сохранившихся костей. Оно смогло датировать возраст, в котором умер фараон с точностью до пары лет. Эпифизарные пластины малоберцовой кости уже закрылись. Как известно, это происходит в 19-20 лет. Вместе с тем эпифизы ключицы ещё только начали закрываться. Окончательно эпифизы закрываются только к 25 годам, когда рост человека окончательно останавливается. Таким образом учёные смогли установить, что смерть Неферефра наступила примерно между 20 и 23 годами. Это подтвердило данные письменных и археологических источников о недолгом времени его правления.

6. Статуи
Неферефра

Фараон Неферефра в Белой Короне. Статуя, обнаруженная в его погребальном комплексе в Абусире. Египетский музей, Каир

В 1980 году, во время раскопок припирамидального храма Неферефра были обнаружены фрагменты по крайней мере 13 статуй Неферефра, которые ныне хранятся в Египетском музее Каира. Одна из наиболее хорошо сохранившихся статуй (инвентарный номер JE 98171), представлена ныне тремя фрагментами, первый из которых (17,0 х 17,2 х 11,2 см) охватывает весь торс и часть бедра, второй (11,6 x 8,1 x 3,6 см,) — часть юбки и ноги, а третья (3,2 х 6,7 х 7,8 см) — ступни и базу. Эта статуя, вырезанная из розового известняка, изображает фараона сидящим, в правой руке правитель держит продолговатый предмет. Левая рука отсутствует, зато сохранился фрагмент накладной бороды статуи. На голове видны короткие волосы парика, характерные для древнеегипетской моды. Подобно статуям Хафра (IV-я династия) за головой фараона изображён сокол Гора, расправляющего свои крылья над ним.

Другая сохранившаяся статуя (Инвентарный номер Египетского музея Каира — 993/I/84) по форме и размерам очень похожа на предыдущую, но вырезана не из розового, а из жёлтого известняка. Помимо мелких частей, от неё хорошо сохранилась голова размерами 9,4 х 6,7 х 8,3 см. Мы можем увидеть черты лица фараона и короткие волосы парика. Следы накладной бородки и урея видны довольно явственно, но эти детали не сохранились. Как и на статуе № JE 98171, у затылка Неферефра изображён сокол Гора, который распростёр крылья на головой.

Статуя из серо-чёрного сланца, которая на данный момент считается одной из самых полных на данный момент (№ JE98181) сохранила облик Неферефра от головы до колен и была составлена из семи крупных фрагментов (770/I/84, 809/I/84, 853/I/84, 873/I/84, 979/I/84, 1020/I/84, 26/I/85). . Размеры сохранившейся статуи: 49,3 х 14,82 х 18 см. Фараон изображён шагающим. В его правой руке — булава, а левая свободно покоится. На голове Неферефра — Белая Корона Верхнего Египта. Как и на предыдущей статуе следы накладной бородки обозначены, но сама она отбита. Египтологи отмечают тщательность изготовления статуи и стремление скульпторов передавать мельчайшие детали — складки плиссированной юбки, выступающие ключицы и соски.

От четвёртой из статуй Неферефра, вырезанной из красного кварцита сохранилось пять разрозненных частей, включая накладную бородку и фрагмент головы с Белой Короной Верхнего Египта. Ещё одна сидящая статуя (сохранившиеся размеры — 23,8 х 17,3 х 10 см) была вырезана из серо-чёрного сланца. На ней фараон изображён в набедренной повязке, накладной бородке и платке немес. Также как и на других уже упоминавшихся статуях, он изображён с булавой, но на этой скульптуре руки ниже локтя отбиты, поэтому следы оружия покоящегося у него на коленях, сохранились очень плохо.

Две статуэтки из гнейса также изображают Неферефра в платке Немес, но знаки власти на них отличаются. На одной из них (сохранившиеся размеры — 8,5 х 10,9 х 10,1 см) глаза не завершены. От третьей статуи также вырезанной из гнейса (№ 752/I/84) сохранилось только туловище. На нём видны следы платка-немес и косы парика, а на талии сохранились следы пояса. Руки этой статуи обломаны выше локтя. Общая сохранность этой статуи (сохранившиеся размеры — 17,2 х 17,7 х 9,5 см) позволяет только предполагать в стоящей или сидящей позе был изображён Неферефра. В последнем случае, руки скорее всего лежали на коленях. От ещё одной статуэтки, материалом для которой послужил кальцит сохранилось несколько фрагментов головы (807/I/84, 829/I/84, 1057/I/84) в коротком парике. Несмотря на небольшие свои размеры (9,8 х 6,3 х 7,2 см), она представляет большой интерес тем, что на ней сохранилась краска, изображающая брови, ресницы и усы.

Неферефра

Фрагмент мебели с именем Неферефра, обнаруженный в Абусире. Музей в Праге

От нескольких статуй из гнейса и кальцита сохранились фрагменты частей тела. Три из них изображали согнутые ноги и принадлежали сидящим статуям Неферефра. От четвёртой осталась только правая нога. Ещё один фрагмент представляет собой часть юбки и трона, на котором сохранился картуш фараона (103/I/82).

Помимо статуй, найденных в результате недавних раскопок в Абусире и хранящихся в Египетском музее Каира, известна голова статуи Неферефра, обнаруженная в Коптосе. Ныне она находится в лондонском музее египетской археологии имени Флиндерса Петри (№ 14282 UC). Голова вырезана из желтого известняка. Сохранились следы урея и короткого парика. Небольшие размеры сохранившегося фрагмента (8 х 8 х 5.8 см) затрудняли её идентификацию. После открытия её датировали временем IV династии и считали головой Хафры или Минкаура, с которыми она имела больше всего портретного сходства. Однако после открытия абусирских голов Неферефра время её создания было отнесено к V династии. Такая анахроничность статуи свидетельствует о том, что ко времени Неферефра и его непосредственных преемников изобразительный канон стал достаточно консервативен и не изменялся в течении ста и более лет.

7. Память о Неферефра в последующие времена

Египтологи установили, что заупокойный культ Неферефра продолжался до конца Древнего царства. Расцвет культа Неферефра отмечается в конце V династии при правлении фараона Джедкара Исеси. По всей видимости, к тому времени династические конфликты, связанные с Неферефра стали историей и его культ потерял политическую окраску. При Пиопи II заупокойные культы многих фараонов, в том числе и Неферефра, постепенно угасают. В последствии культ Неферефра будет на некоторое восстановлен в Среднем Царстве, но, затем, снова угаснет, на сей раз окончательно. Но причина этого лежит не в плоскости отношения к самой персоне Неферефра (его мумия, хоть и частично, но сохранилась до нашего времени), а в тонкостях религиозной традиции.

Источники
  • Darrell D. Baker: The Encyclopedia of the Egyptian Pharaohs. Band I: Predynastic to the Twentieth Dynasty (3300-1069 BC). Bannerstone Press, Oakville 2008, ISBN 978-0-9774094-4-0, S. 249–251.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 170–171.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2, S. 55, 182.
  • Miroslav Verner: Un roi de la Ve dynastie. Reneferef ou Renefer ? In: Bulletin de l?Institut Francais d?archeologie orientale. (BIFAO). Bd. 85, 1985, S. 281–284
  • Zahi Hawass: Die Schatze der Pyramiden. Weltbild, Augsburg 2003, ISBN 3-8289-0809-8, S. 249–251.
  • Mark Lehner: Geheimnis der Pyramiden. Econ, Dusseldorf 1997, ISBN 3-8053-2310-7, S. 146–147.
  • Miroslav Verner, Miroslav Barta u. a.: Abusir IX: The pyramid complex of Raneferef: The archeology (= Excavations of the Czech Institute of Egyptology.). Czech Institute of Egyptology, Prag 2006, ISBN 80-200-1357-1 (der Ausgrabungsbericht).
  • Miroslav Verner: Die Pyramiden. Rowohlt Taschenbuch, Reinbek 1999, ISBN 3-499-60890-1, S. 336–345.
  • Miroslav Verner: Die Sonnenheiligtumer der 5. Dynastie. In: Sokar Nr. 10, 2005, S. 44.
  • Miroslav Verner: Remarques sur le temple solaire [Hetep-Re] et la date du mastaba de Ti. In: Bulletin de l?Institut Francais d?archeologie orientale. (BIFAO). Bd. 87, 1987, S. 293–297
  • Susanne Vo?: Untersuchungen zu den Sonnenheiligtumern der 5. Dynastie. Bedeutung und Funktion eines singularen Tempeltyps im Alten Reich. Hamburg 2004 (zugleich: Dissertation, Universitat Hamburg 2000), S. 153–155,
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-2310-7, S. 27, 39, 153–155, 188.
  • Aidan Dodson, Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004, ISBN 977-424-878-3, S. 62–69.
  • Paule Posener-Krieger in: Agypten — Dauer und Wandel. von Zabern, Mainz 1985, S. 35–43.
  • Paule Posener-Krieger: Quelques pieces du materiel cultuel du temple funeraire de Reneferef. In: Mitteilung des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo (MDAIK) Nr. 47, von Zabern, Mainz 1991, S. 293–304.
  • Dagmar Stockfisch: Untersuchungen zum Totenkult des agyptischen Konigs im Alten Reich. Die Dekoration der koniglichen Totenkultanlagen. Band 2. Kovac, Hamburg 2003, ISBN 3-8300-0857-0, S. 35–37.
  • Eugen Strouhal, Lubos Vyhnanek: The identification of the remains of King Neferefra found in his pyramid at Abusir. In: Miroslav Barta, Jaromir Krejci (Hrsg.): Abusir and Saqqara in the Year 2000. Academy of Sciences of the Czech Republic, Oriental Institute, Prag 2000, ISBN 80-85425-39-4, S. 551–560.
  • Miroslav Verner: Archaeological Remarks on the 4th and 5th Dynasty Chronology (= Archiv Orientalni. Bd. 69). Prag 2001, S. 363–418 (PDF; 31 MB).
  • Miroslav Verner: Les sculptures de Reneferef decouvertes a Abousir [avec 16 planches]. In: Bulletin de l?Institut Francais d?archeologie orientale. (BIFAO) Bd. 85, 1985, S. 267–280 mit XLIV-LIX.
  • Miroslav Verner: Les statuettes en bois d`Abousir. In: Revue d'Egyptologie. (RdE) Nr. 36, 1985, S. 145–152.
  • Miroslav Verner: Supplement aux sculptures de Reneferef decouvertes a Abousir [avec 4 planches] In: Bulletin de l?Institut Francais d?archeologie orientale. (BIFAO) Bd. 86, 1986, S. 361–366 mit LXII-LXV.
  • Miroslav Verner et al.: Unearthing Ancient Egypt (Objevovani stareho Egypta) 1958–1988. Czech Institute of Egyptology, Prag 1990, S. 33–38.
  • Miroslav Verner: Who was Shepseskara, and when did he reign? In: Miroslav Barta, Jaromir Krejci (Hrsg.): Abusir and Saqqara in the Year 2000. Academy of Sciences of the Czech Republic, Oriental Institute, Prag 2000, ISBN 80-85425-39-4, S. 581–602.

Алфавитный указатель