Нефериркара I Какаи

Статья находится в рубриках
Нефериркара Какаи

Фараон Нефериркара Какаи. Зарисовка рельефа из заупокойного храма пирамиды Сахура, сделанная Л. Борхардтом

ефериркара Какаи (также Нефериркара I) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2475 — 2465 годах до н. э.; из V-й династии.

1. Происхождение и семья

Родственные отношения между фараонами конца IV - начала V-й Династий, а, особенно, первых трех правителей из Пятой династии (Усеркаф, Сахура и Нефериркара), долгое время оспаривались многими египтологами. Попытки реконструировать непрерывную хронологию того времени чаще всего основывались на данных папируса Весткар, происходившего из эпохи Среднего Царства, где эти три фараона указывались родными братьями. Однако находки рельефных фрагментов в поминальном комплексе пирамиды Сахура египтологом Людмигом Борхардтом, кажется, подтверждали данную гипотезу. Исследователь Курт Сезе также определил, что изображения фараона Нефериркара были нанесены на рельефы поверх изначальных изображений, что наводит на мысль об узурпации трона этим правителем. Он, по-видимому, занял престол после смерти Сахура, отклонив при этом законное наследство сына своего предшественника и своего брата - царевича Нечериренра.

Однако в конце 2002 года были обнаружены новые фрагменты рельефов, которые заставили ученых переосмыслить прежние взгляды относительно данного вопроса. На известных до этого рельефах царевич Нечериренра указывается как единственный "Старший сын фараона", а изображение Нефериркара было добавлено возле него позднее в качестве главы священной процессии, что изображалась. На новообнаруженных фрагментах указываются уже два старших сына - Нечериренра и Ранефер, изображение же главы процессии остается тем не менее неизменным. Археолог Тарек эль-Альвади объясняет это тем, что Нефериркара занял трон позднее этих двух законных преемников Сахура. Отсутствие Ранефера на рельефах Л.Борхардта обосновано тем, что на них всегда изображались только религиозные сцены. И поэтому престолонаследник Ранефер указывался здесь не как сын царя, а как жрец и священнослужитель. На новых же рельефах упоминается историческое событие (экспедиция фараона Сахура в Пунт). По этой причине, Ранефер также предстает царевичем и сыном правителя, имеющим, таким образом, законные основания на трон, не воплотившиеся тем не менее позднее в реальность.

Нефериркара Какаи

Различные фрагменты рельефов из храма пирамиды Сахура с представленным на них фараоном Нефериркара. Зарисовки Людвига Борхардта, 1913 год

Вопрос о том, почему Ранефер и Нечериренра оба указываются как "старшие сыновья", Тарек Эль-Альвади объясняет тем, что они были близнецами. Это выражается в том, что они изображались всегда вместе с фараоном Сахура и его женой, и один указывался как жрец бога плодородия Мина, а второй - как образ мужской силы и потенции самого Сахура.

Другими братьями фараона Нефериркара были Хакара, Раэмсаф и Хериэмсаф. Как его родная мать и мать всех его братьев рассматривается единственная известная супруга и родная сестра Сахура - царица Меретнебти.

Известна великая жена Нефериркара - Хенткаус II. Из ихнего брака произошли царские наследники: старший сын, при рождении получивший имя Ранефер и позднее вступивший на престол под именем Ранефереф, и младший сын Ниусерра, который господствовал в качестве фараона после преждевременной кончины своего брата.

Царская титулатура фараона Нефериркара Какаи из древнеегипетских источников

Личное имя

Какаи - kAkAi - «Властитель с сильной Ка»

Тронное имя

Нефериркара - nfr ir kA ra - «Совершенный образ ка Ра»

Хорово имя

Хор-Усерхау - Hr wsr xa.w - «Хор, образ которого могуч»

Небти-имя

Небти-Усерхау - xa m nb.tj - «Могучий образ Двух Владычиц»

Золотое имя

Сехему-небу - sxm.w nbw(.w) - «Золотой сокол с золотой силой»

2. Продолжительность правления
Палермский камень

Палермский камень

Продолжительность правления Нефериркара точно не известна. На обратной стороне поврежденного Палермского камня, как последний, из сохранившихся лет его правления, указан «год 5-го подсчёта рогатого скота», что подразумевает 9-й год его правления (если подсчёты скота производились раз в два года). Последующие года его правления утеряны в недостающей части документа. Так как записи Палермского камня обрываются на правлении Нефериркара, это дало право некоторым историкам утверждать, что эта первая сохранившаяся в мировой истории хроника была написана именно при этом фараоне. Однако это обстоятельство оспаривается на основании того, что обратная сторона камня содержит явные ссылки на позднейших фараонов конца Древнего царства. Так что, возможно, составление Палермского камня происходило во время довольно длительного правления фараона Ниусерра Ини, наследовавшего власть после кратковременного правления фараонов Шепсескара и Неферефра, прямых наследников самого Нефериркара.

Царский список Манефона отводит Нефериркара (там он назван Неферхересом) 20 лет правления, но судя по тому, что его пирамида и храмы, принадлежащие к ней остались незакончены, он вряд ли мог иметь такой длительный срок правления.

3. Царствование фараона

Анналы V-й Династии, сохранившиеся в каменных летописях (Палермский и Каирский камни), заканчиваются на правлении Нефериркара, и, скорее всего, были созданы во время его правления. Однако эти документы несут очень мало информации о самом периоде правления этого фараона. Из записей известно, что Нефериркара взошел на трон 29 числа 2-го месяца Шему (сезона жары). Далее следует информация о различных религиозных событиях, как, например, передача дарований Солнечному храму Нефериркара и указ о возведении храма бога Хентиаменти в Абидосе.

Внешняя политика Нефериркара представлена связями с Нубией и Ближним Востоком. Из развалин пограничной крепости на Втором нильском пороге известны глиняные отпечатки и остраконы с его именем. В Библосе (Ливан) были найдены алебастровые сосуды, также отмечены именем Нефериркара.

4. Образ Неферикара I при современниках
Нефериркара Какаи

Осколки инкрустированной вазы, на которых сохранились картуши фараона Нефериркара I. Берлинский музей

Нефериркара является одним из популярных героев древнеегипетского фольклора того периода. Предания изображают его мудрым, благородным, вежливым и добродушным правителем. Это подтверждают и упоминания о фараоне в гробницах вельмож. В частности, известна история о том, как во время отправления религиозного обряда фараон случайно дотронулся жезлом до тела пожилого и уважаемого всеми вельможи Равера. Эта жест фараона, на которого смотрели как на божество, означал опалу или даже казнь придворного. Нефериркара, однако, спешно помиловал Равера и настоял на том, чтобы инцидент не имел для последнего никаких негативных последствий. «Я не нападал на него и он находится в безопасности, поскольку он более достоин перед царём чем любой другой человек» — заявил фараон. Всё это было запечетленно в надписи в гробнице Равера в Гизе.

Интересна, к сожалению, плохо сохранившаяся надпись визиря и главного архитектора Нефериркара Уашптаха, начертанная в его гробнице. Царь со своей свитой и детьми посетил порученные Уашптаху работы и остался ими весьма доволен. Во время разговора он заметил, что его визирь не отвечает. Свита поняла, что он в обмороке. Царь немедленно велел перенести его во дворец, позвал придворных медиков с их медицинскими папирусами. Но все оказалось напрасным, и царю осталось только приказать приготовить для верного слуги саркофаг из эбенового дерева. После смерти Уашптаха царь на несколько дней удалился в свои покои, чтобы оплакать усопшего товарища. Уашптах был мумифицирован в присутствии фараона, а похоронную процессию возглавил сам Нефериркара. Эта надпись в гробнице Уашптаха особо подчёркивает человеколюбие фараона Нефериркара.

Вельможа Птахшепсес, живший при семи царях, оставил нам интересную, не лишённую и литературных достоинств надпись, в которой, в частности, рассказывает, что в качестве особой милости «его величество позволил ему целовать свои ноги и не позволил ему целовать пол».

Умерший уже во времена Ниусерра сановник Ти был верховным парикмахером при царском дворе. Он также возглавлял строительные работы двух пирамид Нефериркара и Ранеферефа и четырех Солнечных храмов фараонов Сахура, Нефериркара, Ранеферефа и Ниусерра. Кроме того, этому чиновнику принадлежало более 100 наделов государственных земель.

5. Заупокойный комплекс
Нефериркара Какаи

Пирамида Нефериркара в Абусире

В 11 год правления «царь Верхнего и Нижнего Египта Нефериркара сделал в качестве своего памятника для Ра, в его солнечном святилище „Желание Ра“, вечернюю и утреннею солнечную ладью длиной 8 локтей из меди».

Нефериркара известен, прежде всего, своими строительными работами, к центральным проектам которых принадлежали до сих пор ненайденный солнечный храм и поминальный комплекс с пирамидой. Нефериркара построил пирамиду в Абусире (104 × 104 м.), названную "Ба" («Душа»). Это самая крупная пирамида Абу-Сира. Пирамида Нефериркара Какаи задумывалась как шестиступенчатая пирамида высотой 52 м, однако со временем её высоту планировалось увеличить до 73,5 м. Сейчас пирамида Нефериркара сильно разрушена, и её высота равняется лишь 44 м. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Галерея и погребальная камера, от которой сохранилась только верхняя часть, по форме лишь слегка отличались от пирамиды Сахура.

Фараону Нефериркара, который, вероятно, царствовал не более 10 лет, не довелось увидеть пирамиду законченной. Можно утверждать, что при нём едва начали постройку верхнего заупокойного храма, который был задуман как величественное сооружение, по размерам соответствующее пирамиде. Был завершен лишь зал, снабженный пятью нишами, и святилище. Двор и часть кладовых были возведены уже при Неферефра, все остальное — при Ниусерра, но значительно скромнее, чем планировалось. Только центральная часть храма была выполнена из камня, остальные части строились из сырцового кирпича с перекрытиями из деревянных балок. Колонны также были из дерева и, вероятно, имели форму лотоса.

Что касается нижнего храма и «восходящей» дороги, то Ниусерра просто присвоил их себе. Положение храма и направление дороги показывают, что эти строения должны были относиться к пирамиде Нефериркара, но Ниусерра приказал направить эту дорогу к своей пирамиде.

Заупокойный комплекс фараона был исследован в самом конце XIX века, когда там был найден древнейший и один из важнейших архивов административных документов периода Древнего царства, в котором хранились папирусы вплоть до датированных правлением фараона Униса. В нём хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Довольно крупные размеры его погребального комплекса в Абусире позволяют предположить, что в период правления Нефериркара государственная власть была относительно могущественной и влиятельной. Вместе с тем, тот факт, что Нефериркара был вынужден освободить храмы Осириса от работы на «дом царя», свидетельствует о сокращении неограниченного влияния царского двора на жречество.

Часто встречающееся в соседних могилах имя Какаи было, вероятно, его личным именем, то есть именем, данным при рождении.

6. Солнечный храм

Хотя указаний о солнечном храме Нефериркара в надписях имеется больше чем о любом другом из шести известных солнечных святынь V династии, он до сих пор не найден археологами. Храм носил название «Место сердца Ра». Палермский камень и папирусы архива Абусира являются самыми важными источниками и даже позволяют провести подробную реконструкцию сооружения. Таким образом можно изымать камню Палермо, что солнечная святыня владела обелисками, на южном углу конструкцию для барки, а также 2 медных барок длиной 8 локтей. Папирусы Abusir поступают особенно на культовом здании и хозяйственных постройках. Таким образом они упоминают «восточные склады», помещение для «лодки Маат», зал носящий имя «дворец празднования хеб-сед» и «алтарь Ра». Поставки детализируются, кроме того, для храма в честь умерших пирамиды Neferirkare перечислено. Солнечный храм, таким образом, являлся настоящим центром посмертного культа фараона. Важное указание к его локализации — это отметка, что поставки транспортировались для Neferirkares храм в честь умерших гребшее, итак морем. Однако солнечный храм не найден в непосредственной близости от пирамиды Нефериркара в некрополе Абусира.

Почему сооружение вопреки его хорошему письменному документированию до сих пор не локализоровано, не вполне понятно. Однако, конструкция солнечного храма Ниусерра дает возможное объяснение: Он сооружался сперва только из кирпичей, а впоследствии перестраивался в камне. Возможно, такая реконструкция была запланирована также и для святыни Нефериркара. Но так как Нефериркара правил недолго, эта перестройка не была совершена и первоначальная кирпичная постройка была уничтожена временем.

7. Память о Нефериркара I в Древнем Египте
Папирус Весткар

Папирус Весткар

Имя фараона Нефериркара упоминается в произведениях папируса Весткар, датируемого XII-й Династией (или XVII-й, как предполагают многие современные исследователи).

Основное действие в рассказах происходит при царском дворе фараона Хуфу из IV-й Династии. Для избавления от скуки он повелевает своим сыновьям рассказывать ему разные чудесные истории. В одной из них жрец из Гелиополя и предсказатель Джеди говорит о том, что далеко в будущем, когда уже не будет самого Хуфу, некая Рудж-Джедет, жрица бога Ра, родит трех царей. После этого Хеопс реашет посетить место будущего обитания Рудж-Джедет. Затем неожиданно следует описание рождения трех правителей, на котором присутствуют богини Исида, Нефтида, Месхенет и Хекет, а также бог Хнум. Вместе они благословляют будущих царей на мир и процветание. Ниже приводятся из имена: Усер-Ра-Эф, Сах-Ра и Кеку, таким образом речь идет о первых трех царях из V-й Династии: Усеркафе, Сахура и Нефериркара.

Источники
  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет. Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  • Тураев Б.А.. История древнего Востока. Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Т. 1.
  • Древний Восток и античность. Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
  • Ludwig Borchardt: Das Grabdenkmal des Konigs Nefer-ir-ka-re (= Wissenschaftliche Veroffentlichung der Deutschen Orient-Gesellschaft. Bd. 11 = Ausgrabungen der Deutschen Orient-Gesellschaft in Abusir. Bd. 5). Hinrichs, Leipzig 1909 (Neudruck. Zeller, Osnabruck 1984, ISBN 3-535-00574-4)
  • Darrell D. Baker: The Encyclopedia of the Egyptian Pharaohs. Band 1: Predynastic to the Twentieth Dynasty (3300–1069 BC). Bannerstone Press, Oakville CT 2008, ISBN 978-0-9774094-4-0, S. 258–260.
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. Die Zeitbestimmung der agyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. (= Munchner agyptologische Studien 46). von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-2310-7, S. 26, 39, 153–155, 159, 161, 175, 188.
  • Peter A. Clayton: Die Pharaonen. Herrscher und Dynastien im alten Agypten. Econ, Dusseldorf 1995, ISBN 3-430-11867-0, S. 62.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 173–174.

Алфавитный указатель