Лондонский и Лейденский папирусы

Статья находится в рубриках
Лондонский папирус

Первая страница Лондонского медицинского папируса

  начале XIX века во время раскопок, проводимых искателями предметов древности в районе города Луксора, был обнаружен древнеегипетский медицинский папирус. Сразу же после находки, по всей видимости, древний манускрипт был разделен на две части. В разное время эти две части купил консул Швеции в Египте Анастаси, в его богатейшей коллекции египетских древностей они получили порядковые номера А-65 и А-1072.

В 1828 г. Анастаси перепродал голландскому правительству значительную часть своей коллекции, в том числе и один из фрагментов медицинского папируса (А-65). В дальнейшем эта часть папируса стала называться Лейденским медицинским папирусом, его музейный номер 1-3837.

В 1857 г. на аукционе в Париже, где была выставлена коллекция Анастаси, Британский музей купил вторую часть папируса, которая получила название Лондонский медицинский папирус, его номер 10070.

Лейденский папирус очень скоро стал достоянием научной общественности. Через два года после приобретения директор Лейденского музея профессор Рейвенс опубликовал копию папируса и на основании перевода отдельных греческих и коптских слов высказал предположение о содержании папируса.

Лондонский папирус свыше 30 лет хранился в запасниках Британского музея. О папирусе заговорили после случайного ознакомления с ним сотрудником Лейденского музея Плейтом, который обнаружил, что Лондонский папирус исполнен тем же почерком, что и Лейденский. Вскоре после этого в 1892 г. профессор Гесс опубликовал копию Лондонского папируса со своими пометками и дословным переводом первой колонки текста.

1. Состояние папируса

Текст медицинского папируса исполнен на полосе общей длиной 5 м и высотой 25 см. Текст размещается в колонках, занимающих пространство примерно 20x20 см, ограниченное вертикальными и горизонтальными линиями. На лицевой стороне папируса расположено 29 колонок с количеством строк более 30, на оборотной стороне — 33 колонки, большинство из которых имеют не более 10 строк.

Первая колонка Лондонского папируса по содержанию не позволяет сделать заключение, что с нее начинается текст папируса. Возможно, одна или несколько колонок ей предшествовали. Текст последней, десятой колонки Лондонского папируса без какого-либо перерыва продолжается в первой колонке Лейденского папируса. В конце Лейденского папируса имеются следы от несохранившихся колонок текста.

Лондонский папирус сохраняется в отличном состоянии. Благодаря четкому каллиграфическому почерку писца текст можно читать даже в некоторых поврежденных местах. На состояние же Лейденского папируса повлияла попытка сотрудников музея покрыть лицевую и оборотную стороны папируса защитной бумагой. То ли сама бумага, то ли примененный клей оказали воздействие на папирус, что привело к его потемнению, затрудняющему чтение текста в некоторых местах. Удалить защитную бумагу в настоящее время без повреждения папируса невозможно.

2. Даты, относящиеся к папирусу

Лейденский папирус

Копия с Лейденского папируса

Говоря о дате написания папируса, прежде всего следует отметить: что текст папируса в основном исполнен демотической системой письма. Как известно, в Древнем Египте с III тысячелетия до н.э. использовались две системы письма: иероглифическая (от греческих слов «посвященный» и «тесать») и иератическая (от греческого слова «жреческий»). Только в VII веке до н.э. появляется существенно упрощенная система письма — демотическая (от греческого слова «демос» — народ). Таким образом, папирус был написан в эпоху заката древнеегипетской цивилизации. Судя по стилю изложения и по написанию отдельных слов, датой написания папируса, по мнению египтологов, является II или III век н.э.

Текст папируса представляет собой компиляцию без какой-либо обработки медицинских рецептов, магических заклинаний, молитв и т.п. Даты, когда такие приемы лечения стали использоваться в Египте, вызывают наибольшее количество споров среди ученых. По утверждению немецкого египтолога Макса Мюллера, большинство магических формул, которые использованы в папирусе, встречаются в документах, относящихся к XV веку до н.э. Вместе с тем трудно объяснимым случаем является перевод заклинания с древнегреческого языка. Так, в колонке XV лицевой стороны строки с 25 по 28 написаны на древнегреческом, а последующие три строки, передающие текст аналогичного содержания, исполнены демотической системой письма. Этот единичный пример не дает оснований утверждать о наличии серьезного греческого влияния при составлении папируса.

3. Содержание папируса

Представление о содержании папируса могут дать следующие названия отдельных колонок текста:

(Лицевая сторона)

  • I—III — гадание с использованием сосуда в присутствии медиума;
  • IV — обращение к великому богу Им-хотепу, гороскоп, косметика;
  • V—VIII — гадание с использованием сосуда без медиума, гадание по рекомендации жреца Псаша;
  • IX—X — гадание с использованием сосуда на фоне барки бога Ра;
  • XI — молитва с просьбой достичь почета и уважения;
  • XII — эротика;
  • XIII — как заставить мужчину забыть женщину;
  • XIV — гадание с использованием сосуда в присутствии медиума;
  • XV — эротика; как отвести от себя гнев начальства;
  • XVI — гадание с использованием лампы; молитва перед восходом солнца с просьбой об удаче;
  • XVII—XVIII — гадание с использованием сосуда в присутствии медиума;
  • XIX — меры при укусе собаки; заклинания для удаления  злобы  из  сердца мужчины, выпившего приворотное зелье; меры на случай, если в горле застряла кость;
  • XX — меры при ужаливании скорпионом; меры на случай, если в горле застряла кость;
  • XXI — гадание, обращаясь к богу Осирису; эротика;
  • XXII — гадание с использованием сосуда;
  • XXIII — заклинание навлечь столбняк и смерть;
  • XXIV — приемы усыпления, навлечения столбняка, смерти и т.п.;
  • XXV—XXVI — гадание по Луне; эротика;
  • XXVII — гадание с использованием сосуда на фоне барки бога Ра;
  • XXIII — гадание с использованием сосуда;
  • XXlX — гадание по Солнцу.

(Оборотная сторона)

  • I — названия растений;
  • II — названия растений и минералов;
  • III — прием навлечь столбняк, названия минералов, эротика;
  • IV — рецепты при болях в ушах, названия животных и растений;
  • V — прекращение кровотечений у женщин,   установление   беременности, названия растений;
  • VI—VII — приемы лечения женщин;
  • VIII—X — лечение подагры; XI — лечение болезней ног; XII—XIV — эротика;
  • XV — заклинания от воров и от кораблекрушений;
  • XVI — эротика;
  • XVII — заклинание для сновидений;
  • XVIII — гадание с использованием
  • сосуда и созвездия Большой Медведицы;
  • XIX — заклинания для привораживания женщины;
  • XX — рецепты для лечения болезней глаз;
  • XXI — косметика для глаз;
  • XXII — гадание с использованием сосуда;
  • XXIII — эротика;
  • XXIV — гадание с использованием лампы;
  • XXV — эротика;
  • XXVI — молитвы при гадании с сосудом;
  • XXVII — гадание с использованием сосуда;
  • XXVIII — приемы вызывания духа;
  • XXIX — приемы доведения до сумасшествия;
  • XXX — эротика;
  • XXXI — как приворожить любовь женщины или навлечь на нее смерть;
  • XXXII — молитвы при гадании с лампой;
  • XXXIII — приемы лечения лихорадки.

В целом содержание папируса посвящено следующим темам:

  1. Гадание, предсказание с использованием сосуда, лампы; по рекомендации бога Имхотепа, жреца Псаша; по Солнцу, Луне, созвездию Большой Медведицы, звездам.
  2. Заклинание, ворожба; навлечь слепоту, сумасшествие, столбняк и смерть; предотвратить ограбление, кораблекрушение; удалить злобу и снять острую боль.
  3. Молитвы для достижения почета и уважения; как отвести от себя гнев начальства.
  4. Эротические приемы.
  5. Лечение: при укусах собаки, ужаливании скорпионом, извлечение кости, застрявшей в горле, удаление воды, попавшей в уши, остановка кровотечений у женщин, определение беременности.
  6. Названия растений, минералов, животных.

Алфавитный указатель