Камнерезное мастерство

Статья находится в рубриках
Столяры и камнерезы за работой

Столяры и камнерезы за работой. Роспись гробницы Рехмира, везира Тутмоса III. Шейх Абд эль-Курна, 15 в. до н.э.

амень с самого начала истории Древнего Египта стал ведущим строительным материалом в этой стране. В искусстве обработки камня древние египтяне достигли поистине небывалых высот. Фактически Египет не без основания можно считать родиной искусства обработки камня. Речь идет не только о множестве циклопических сооружений, воздвигнутых в Египте уже во времена Древнего царства — не забудем и про знаменитые каменные рельефы на стенах египетских гробниц, с редким искусством вырезанные в твердых породах и настолько совершенно отшлифованные, что современные исследователи до сих пор не сойдутся во мнении относительно шлифовальной техники древних египтян, несомненно, делавших все вручную.

Преобладает мнение, что древнеегипетские камнерезы использовали для шлифовки кварцевый песок, позволяющий обрабатывать даже достаточно твердые поверхности. Для шлифовки же самых твердых пород из известных древним египтянам — гранита и базальта — применялась крошка эти же самых камней. Гранитная крошка могла служить и универсальным абразивом при достаточно грубых работах — например, на начальных этапах обработки поверхности рельефа или статуи.

Древнеегипетские камнерезы были знакомы и с технологией сверления. Найденные при раскопках древнеегипетские сверла представляют собой полые металлические трубки, в которые во время работы засыпался кварцевый песок. Диаметр сверл доходил порой до нескольких миллиметров — такой тонкости добивались египетские мастера уже в глубокой древности.

Основная масса египетских рельефов вырезана на достаточно мягком песчанике. Этот камень был широко распространен на территории Древнего Египта и с древнейших времен являлся основным строительным и декоративным материалом при строительстве гробниц и заупокойных камер фараонов, знатных вельмож и богатых чиновников.

Именно сравнительная легкость песчаника в обработке способствовала развитию камнерезного искусства. Обнаруженные в древнеегипетских гробницах рельефы несут отпечаток тщательнейшей обработки поверхности. Очень редко на этих рельефах можно увидеть тонкие полоски — царапины от резца, соскользнувшего во время работы.

Египетскому камнерезному и скульптурному искусству при всей его монументальности определение “монументальное” даже не очень подходит. Живость, легкость и непосредственность изображений и сценок, запечатленных резчиками в камне, свидетельствуют о необычайной художественной одаренности и высоком мастерстве древнеегипетских камнерезов, умевших делать легкими даже значительные по размерам каменные изображения.

Асуанские каменоломни

Недовырубленный блок из красного гранита. Асуанские каменоломни

Более твердые материалы — гранит и базальт — привозились в страну по преимуществу извне, либо в качестве военной добычи, либо вместе с дарами иноземных правителей.

Необходимо помнить, что камень как декоративный материал имел все-таки второстепенное значение. Основная область использования камня в Древнем Египте — строительство, причем не столько жилищное, сколько заупокойное. При той роли, какую играл культ загробной жизни в египетской культуре, неудивительно, почему всякий, кому позволяли средства, стремился обеспечить свое мертвое тело как можно более благоустроенным и долговечным пристанищем.

Древнейшие сохранившиеся до наших дней египетские захоронения, построенные из камня, принадлежат знатным людям, единственным, кто в додинастический период и в эпоху Древнего царства мог позволить себе каменную усыпальницу. Эти усыпальницы известны сегодня под арабским наименованием “мастаба”.

Эти гробницы, в которых погребальные камеры устраивались под землей, а сверху закрывались невысоким плоским надгробием, стали основной архитектурной формой египетских захоронений всех последующих веков. Пирамиды величайших фараонов Древнего царства — по сути, те же мастабы, только с огромными надгробными плитами.

Сами пирамиды и история их строительства заслуживают отдельного разговора, здесь же мы остановимся только на технологической стороне процесса строительства.

Пирамиды складывались из огромных песчаниковых глыб, вырубавшихся из каменоломни целиком. Следы металлических и каменных инструментов, применявшихся древними каменщиками, позволили довольно точно воссоздать процесс добычи и обработки строительного камня для царских усыпальниц.

Обычно на добыче строительного камня работали отряды “царских людей” — хемуу, выполнявших основную механическую часть работы под надзором более опытных каменщиков-инженеров. Известняк добывали открытым карьерным способом. Инженер намечал на поверхности скальной породы контуры будущего каменного блока, по сторонам “заготовки” прорубались узкие щели, в которые могли втиснуться рабочие, и начиналась вырубка монолита, углублявшаяся до заданной точки. После чего известняковый блок, вырубленный с трех сторон, откалывали от массива каменными молотками и металлическими долотами. За столетия добычи известняка, при практически неизменной технологии, древнеегипетские мастера  в буквальном смысле слова довели до филигранной тонкости “искусство каменоломни”. В некоторых текстах Среднего царства мастеров-каменотесов именуют “мастерами нагорья”, что свидетельствует о переходе каменотесов из простых хемуу в категорию квалифицированных ремесленников.

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена, первые пять рядов (на Северо-Западной стороне) которой, вырублены в известняковом плато

Гораздо большую трудность представляла добыча твердых горных пород — гранита и базальта. В этих каменоломнях египтяне, как позволили установить раскопки в каменоломнях, применяли методику примитивного перфорирования. На поверхности скалы обозначался контур каменного блока требуемой величины (порой, заметим, весьма значительной). Затем по всей длине разметки на равных расстояниях высверливались либо выдалбливались отверстия. В эти отверстия загоняли деревянные клинья и обливали их водой. Набухшее дерево разламывало породу, после чего оставалось извлечь каменную глыбу и придать ей приблизительно правильную форму.

Работы в каменоломнях представляли собой один из самых трудоемких и тяжелых видов “царских работ”. На каждого работника отрядов каменоломни полагалась норма порядка двух кубометров камня в день.

Но вырубить из массива каменную глыбу весом до двух-двух с половиной тонн было еще половиной дела. Другая половина — транспортировка добытого камня из каменоломни к месту строительства, зачастую весьма удаленному от карьеров.

Древнейшим транспортным средством египетских строителей были деревянные сани-волокуши, на которые грузили обработанные блоки, и отряды работников тащили этот груз к берегу реки. Там камень грузили на суда и водным путем сплавляли к месту строительства. Основной сложностью в этом деле была даже не тяжесть камня, а необходимость полной синхронизации усилий рабочих, тащивших сани.

На самой “стройплощадке” каменные глыбы проходили окончательную обработку — выравнивалась поверхность всех граней блока, при необходимости вырубались небольшие углубления вдоль ребер блока — как предполагают нынешние исследователи, для веревок, с помощью которых глыбы затаскивали наверх. Затем начинался подъем каменного монолита.

Ученые сломали немало копий, пытаясь установить, каким образом рабочие затаскивали песчаниковые глыбы на огромную высоту (напомним — высота величайшей из египетских пирамид, пирамиды Хеопса — почти 150 метров). Помимо затаскивания блоков наверх с помощью рычагов и веревок, древние строители, очевидно, использовали оригинальную конструкцию, состоявшую из двух полукруглых деревянных сегментов-качелей. Каменный блок устанавливали на край качели, расположенной на нижнем уровне, фиксировали его и опускали пустой край качели (вероятно, также с помощью грузов). Край с каменным блоком поднимался на уровень края верхней качели, куда другой отряд рабочих перетягивал блок. Затем нижнюю качель поднимали выше, и операция повторялась. Этот способ подъема строительных блоков, реконструированный по косвенным указаниям, представляется если не окончательным ответом на извечный вопрос “как строились пирамиды”, то хотя бы версией не хуже многих других.

Вершина пирамиды Хефрена

Идеальные пропорции оставшейся облицовки на вершине пирамиды Хефрена. Эль-Гиза

Как был создан мир? Как зародилась жизнь? Почему вымерли динозавры? Как были воздвигнуты египетские пирамиды?

Вряд ли мы когда-нибудь найдем удовлетворительный ответ даже на последний из этих вопросов, касающийся не доисторических глубин времени, а человеческой истории, когда была уже создана письменность. Версий относительно строительства пирамид ничуть не меньше, чем загадок, связанных с этими величайшими в истории человечества сооружениями. В числе самых популярных — внеземное происхождение пирамид (однако, вряд ли бы египетские летописцы не упомянули о прямом вмешательстве богов в процесс строительства царских усыпальниц). Также представляет своеобразный интерес одна из последних, откровенно курьезных, теорий — якобы пирамиды были отлиты из бетона, а поверхность каменных плит хранит следы плетеной опалубки из тростника. Непонятно лишь, зачем тогда строителям нужно было вырубать в каменоломнях каменные блоки такой правильной формы, а также —  как они вообще изготавливали бетон из песчаника,  причем с таким искусством, что литые глыбы невозможно отличить по структуре от природных.

Каменотесы трудились в каменоломнях преимущественно в сезоны, когда полевые работы не требовали присутствия основной массы работоспособного населения на полях.

Впрочем, следует отметить, что отряды квалифицированных каменотесов состояли не из отбывающих ежегодную трудовую повинность крестьян, а из специально обученных хемуу. Крестьяне, равно как и рабы-иноземцы, привлекались к строительным работам лишь в качестве чернорабочих — тягловой силы.

Руководили всеми строительными работами — будь то возведение пирамиды или храма — образованные чиновники из высшей знати. До наших дней дошло имя первого египетского зодчего Имхотепа, родственника фараона Джосера.

Имхотеп — едва ли не крупнейшая фигура в истории древнегипетского зодчества. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Занимая при своем родственнике Джосере пост высшего государственного сановника-чети, Имхотеп обладал глубокими познаниями во всех областях науки. Врач, жрец, звездочет, но прежде всего — инженер. Имхотепу принадлежит идея создания первой египетской пирамиды — ступенчатой пирамиды Джосера, окруженной величественным погребальным комплексом сооружений культового характера. Весь мавзолей Джосера был опоясан стеной, формировавшей прямоугольный двор и объединявшей все сооружения мавзолея фараона в единое стилистическое целое. Усыпальница Джосера не имела себе равных среди всех остальных пирамид не размерами (тут ее оставили далеко внизу пирамиды Гизы),  а целостностью и математическим совершенством архитектурного решения. Фигура Имхотепа со временем приобрела мистические черты. Сами египтяне считали его великим магом, а греки отождествляли со своим божественным мудрецом и врачевателем Асклепием.

Саркофаг Хеопса

Гранитный саркофаг в пирамиде Хеопса с идеально ровной поверхностью стенок

Обычно, когда пишут о мастерстве египетских мастеров-каменотесов и камнерезов, обделяют вниманием гораздо менее впечатляющую, но оттого не менее важную для жизни древнего египтянина область использования камня. Не будем забывать — даже в эпоху Нового царства, то есть две тысячи дет спустя после образования единого Египта первых династий, камень использовался для изготовления орудий труда.

Египет довольно поздно окончательно вышел из каменного века. Кремневые ножи и вставные зубцы для крестьянских серпов являлись важной частью примитивного сельскохозяйственного инвентаря. И эта сфера была не единственной, где применялись каменные орудия.

В захоронениях додинастического периода и первых династий были найдены связки кремневых ножей, которые могли понадобиться владельцу в загробной жизни. Поражает поистине филигранная работа — в одном захоронении была обнаружена связка из двух десятков тонких и острых кремневых лезвий, отколотых одно за другим от одного камня. Археологам, раскопавшим эту гробницу, удалось сложить каменные лезвия по сколу, и они совпали, точно восстановив изначальную форму кремниевой заготовки.

Кремневые вкладыши были обязательной деталью египетских серпов. От заготовки откалывались треугольные пластинки, которые затем крепились в пазах металлического или деревянного серпа с помощью особого клеящего состава. Эта работа, видимо, выполнялась работниками в мастерских хозяйства “пер джет” или царской усадьбы. Серпы, изготовление которых требовало определенных навыков, выдавались крестьянам вместе с посевным материалом.

С течением времени, по мере того, как каменные орудия труда стали уступать место металлическим (речь идет прежде всего о режущих и сверлильных орудиях), техника изготовления кремневых орудий постепенно сходила на нет. В царских хозяйствах эпохи Нового царства еще существовали мастерские, где делали кремневые зубцы для серпов, но уровень этих изделий не идет ни в какое сравнение с мастерством ремесленников более древних эпох.

Источники

Алфавитный указатель