Искусство Архаического периода

Статья находится в рубриках

сторию Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов. В этом разделе вы найдёте социально-экономическую и политическую характеристику каждого периода, а также проследите развитие его искусства и культуры.

Ритуальный нож

Ритуальный нож. Додинастический период.

5-4-е тысячелетия до н. э. Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и родственными им племенами. К одной из них относится так называемая ГЕРЗЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии), эпохи энеолита (4-е тыс. до н. э.). Названа по могильнику Герзе (Ниж. Египет). Памятники культуры представлены поселениями и могильниками. Население занималось поливным земледелием, скотоводством. На этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов — крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область - "ном", писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н. э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество и их площадь менялись. Между номами активно велась борьба за землю, скот и рабов.

В этот период в древнеегипетском искусстве так же, как и во многих культурах первобытного общества на стадии его разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.

Поразительны каменные сосуды того времени изготовленные из гранита, мрамора, алебастра, горного хрусталя, диорита. они делались круглые и овальные, бокалообразные вытянутые и чашеобпазные плоские. Единая текучая линия силуэта нарушается только маленькими, едва заметными ручками, через которые продевался шнурок для подвешивания и ношения сосуда. Тулово сосуда оканчивается плоским дискообразным венчиком. Этот приём доведённой до предельного лаконизма формы спустя несколько столетий ляжет в основу художественного образа больших пирамид Древнего царства, всей архитектуры и изобразительного искусства Египта.

Одним из древнейших производств Египта, появившимся еще в конце 5-го тысячелетия до н. э., было гончарное дело. Ранние глиняные египетские сосуды напоминали форму страусиного яйца. Возможно, что в ранние исторические времена страусиные яйца использовались в качестве сосудов. С развитием гончарного дела сосуды стали изготовляться разнообразной формы, но наиболее распространёнными были яйцевидные и шарообразные сосуды с двумя ручками, остродонные и туподонные кувшины и плоские чашки.

Большинство сосудов раскрашивалось вначале белой (имитация цвета яиц), а позднее красной краской. Затем рисунок стал воспроизводить корзиночное плетение. Воследствии получил распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, и, наконец, сосуды стали расписывать ландшафтными и бытовыми сценами.

Повествовательность - одна из характерных черт египетского искусства, которая особенно проявилась в рельефе. Примером тому могут служить плитки второй половины 4-го тысячелетия до н. э., служившие для растирания и перемешивания красок, применявшихся для нанесения татуировок во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов, прямоугольников. Некоторые воспроизводят форму животных, т. е. в них нашли отражение пережитки древних тотемных верований и охотничьих обрядов.

Плита Нармера.

Плита Нармера.

К концу Додинастического периода плитки стали делать овальными и больших размеров, до полуметра в длину. Поверхность их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициям, которые рассказывали теперь не только о верованиях, но и об исторических событиях. Эти плитки как бы обобщают достижения в искусстве, которые сложились в доклассовый период.

Важное место в изображении занимает образ человека. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать стихию жизненного потока, закрепить её в определённых правилах. Так возникает обязательный в каждом древнем искусстве канон, который определяет круг сюжетов, композиционные построения, пропорции изображаемого, отсекающий неглавноое, подчиняющий необязательное обязательному, временное вечному.

Важнейшим с этой точки зрения памятником искусства является плитка фараона I династии Нармера. Она как бы подытоживает всю историю развития искусства древнейшего, додинастического Египта и в то же время закладывает основу для его дальнейшей истории, являясь первым каноническим произведением Древнего Египта.

Рельефная построчная композиция, перечисляющая в строгой последовательности один эпизод за другим, совмещает их на одной плоскости, соблюдая тем самым канон единства времени и пространства.

Художник всё видимое изображает не так, как оно воспринимается глазом, а так, как оно ему представляется. Он ещё не знает перспективного сокращения и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Этот древний приём совмещения разноплановых частей в пределах одной композиции канонизируется в плите Нармера, приобретая уже в эпоху Додинастического периода своеобразную убедительность и перейдя в последующее египетское искусство.

Всё должно быть идеально ясным и понятным. Поэтому лицо фараона изображено в профиль, глаз же оставлен в фас. Грудь так же повёрнута в профиль, плечи же очерчены в фас. Нижняя часть тела воспроизведена в повороте три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Фигура фараона как бы сплющена.

Композиция развёрнутой человеческой фигуры в рельефе и настенной росписи очень характерна для египетского искусства, его стиля, его монументального облика. Она существовала затем во все времена исторического развития египетского искусства.

Ещё одна черта, характерная для этого раннего классового общества, получила в плите Нармера своё законченное и зрелое решение. Фигура Нармера на лицевой стороне плиты занимает почти всю её длину. Тем самым идея значительности подчёркивается размером, соотносительностью масштабов. Отныне фараон показывается намного выше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей.

Алфавитный указатель