Все статьи "Египтопедии" в алфавитном порядке. Вы можете отфильтровать список по выбранной тематике или с помощью алфавитного указателя
еджхеперра Сетепенра Шешонк IV - малоизвестный древнеегипетский фараон из XXII-й Династии, правивший между царями Шешонком III и Пами примерно с 798 по 785 гг. до н.э.
ахеперра Шешонк V (также Шешонк B) - древнеегипетский фараон из XXII-й Ливийской Династии и, вероятно, последний ее правитель, царствовавший с 778 по 740 гг. до н.э. Согласно стеле из саккарского Серапеума, датированной 11-м годом его правления, Шешонк V был сыном царя Пами - своего предшественника - и женился на царице Тадибастет II. Его тронное имя "Аахеперра" переводится как "Великий дух Ра".
ешонк VI - древнеегипетский фараон и непосредственный преемник Петубаста I в Фивах, согласно упоминанию в "Письме к фараону", автором которого является писарь Хор IX (статуя CG 42226 в Каирском музее), служивший при царях Осорконе II и Петубасте I.
ешонк С - старший сын фараона XXII-й Династии Осоркона I и царицы Мааткара, дочери Псусеннеса II, который занимал место Верховного жреца Амона в Фивах во времена правления своего отца. Следовательно, он был вторым по важности человеком в Верхнем Египте после самого царя.
у — египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отждествления Атума с Ра считался сыном Ра.
ути (также известная как «корона Амона») — древнеегипетская корона. Шути состоит из двух высоких страусиных перьев у основания которых находится солнечный диск. Перья закреплены на красной платформе «модиусе».
гипетская царица, третья жена Птолемея I Сотера, дочь Антипатра.
Перевод статьи с английского осуществлен для проекта "Египтопедия". Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт "Egyptopedia.info"
еперхеперура Эйе - предпоследний древнеегипетский фараон из XVIII-й Династии, который занимал царский престол в течение короткого 4-летнего периода (вероятно, в 1323-1319 гг. до н.э. или в 1327-1323 гг. до н.э.), хотя перед этим он являлся близким советником двух или, возможно, трех фараонов, правивших перед ним, и, по всей видимости, осуществлял реальную царскую власть при Тутанхамоне. Его тронное имя "Хеперхеперура" переводится как "Вечное проявление Ра", а личное или данное ему при рождении имя звучало как "Эйе Ит-нечер", что значит "Эйе, Отец Бога". Записи и памятники, отсносящиеся к периоду царствования этого правителя, являются довольно редкими не только из-за небольшой продолжительности правления, но и из-за развернутой его преемником Хоремхебом кампании "damnatio memoriae", или "проклятия памяти", по отношению к нему и другим фараонам, так или иначе связанных с ненавистным для египтян Амарнским периодом.
ившее в Египте население сложилось на основе смешения семитских, берберийских и других племен Северной и Восточной Африки. Древнейшее население жило общинами во главе со старейшинами. Необходимость ведения орошаемого земледелия заставляла общины объединяться для создания ирригационных сетей. Строительство каналов и дамб велось не только свободными общинниками, но и захваченными в плен рабами. Из родовой знати стали выделяться местные властители. Происходит расслоение общины, создание маленьких государств, которые к середине IV тыс. до н. э. объединились в государства: Нижний Египет на севере и Верхний Египет на юге. В результате длительной борьбы между ними примерно в 3000 гг. до н. э. они объединились в единое государство. Территория государства делилась на области (номы), руководимые наместниками фараона — монархами.
ысказанная в 1672 году Г.В. Лейбницем в записке к Людовику XIV идея захвата Францией Египта не была по прошествии времени забыта при французском королевском дворе. В последнее десятилетие правления Людовика XV (1715—1774) эта идея неоднократно всплывала в окружении его величества. Так, весьма рьяным сторонником ее был государственный министр Э.Ф. Шуазель (Etienne Francois Choiseul, 1719—1785), ведавший при Людовике XV иностранными делами. По поручению взошедшего на французский престол короля Людовика XVI в 1776—1779 годах был разработан план оккупации Францией Египта. Но его осуществление было отодвинуто на более поздние времена.
ллинистический Египет, иначе Египет Птолемеев (332 до н. э. — 30 до н. э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э. Столицей Эллинистического Египта стал основанный им же город Александрия (Египетская) в дельте Нила, бывший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от Древнего Египта, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.
ультура Нижнего Египта, Эль-Омари (4 600 — 4 400/4 300 лет до н. э.), названа по одноименному поселению, расположенному на восточном берегу Нила, в 5-ти км к северу от современного города Хелуана. Там найдены следы плетенных тростниковых, покрытых глиной хижин, зерновые ямы, и погребения людей.
Перевод статьи с испанского, немецкого и английского осуществлен для проекта "Египтопедия". Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт "Egyptopedia.info"
хнатон (также Ахенатен, Ахенатон, Ихнатон и Хуэнатон; в переводе с древнеегипетского означает "Угодный Атону") - древнеегипетский фараон из XVIII-й Династии, который управлял государством в течение 17 лет и умер, вероятно, в 1336 или 1334 году до н.э. Вплоть до 5-го года своего правления был известен под именем "Аменхотеп IV" ("Амон доволен"). Прежде всего известен благодаря своему отказу от традиционного египетского многобожия и внедрения в качестве государственного культа поклонения солнечному диску Атону, который иногда относят к ранним проявлениям монотеизма или генотеизма. Ранние надписи, сохранившиеся со времен этого фараона, уподобляют Атона к солнцу, а более поздние избегают называть его "богом", давая понять, что это солнечное божество имеет статус выше обычных египетских богов.
олгие годы не только европейцы, но и сами египтяне не знали, что обозначают иероглифы и сложные рисунки в египетских храмах и на древнеегипетских изделиях. Имело значение только золото, язык которого понятен всем. Однако ценность древнеегипетских ювелирных изделий складывается не только из ценности материалов, но и из магически-религиозной силы, воплощенной в них. Поражает строгость, каноничность, величественность этих предметов, а главное — загадочная, но четкая символика, которая видна любому, даже впервые увидевшему их. Кроме поразительной красоты форм и цветовых сочетаний они имеют свой неповторимый, ни на что не похожий стиль, легко узнаваемый и получивший эпитет «египетского»: каждое изображение, даже самое крохотное, изображено с большой тщательностью, канонично повторяется в разных изделиях, а главное, имеет смысл.
велирные изделия древнеегипетских мастеров — поистине область скорее искусства, нежели ремесла. Украшения были необычайно популярны у жителей Кеми. Начиная от фараона и кончая самым мелким чиновником — все, кто мог позволить себе украшения, позволяли их себе в количествах, которым современный человек способен лишь тихо изумляться.