Статьи

Все статьи "Египтопедии" в алфавитном порядке. Вы можете отфильтровать список по выбранной тематике или с помощью алфавитного указателя

аннее царство, или Архаическая эпоха — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Представления о древнеегипетских иероглифах в XVIII веке

Образцы иероглифического, иератического и демотического письма. Две верхние надписи относятся к эпохе Древнего царства, нижняя - к Поздней эпохе

убликация материалов, собранных в Египте учеными наполеоновской экспедиции, стала важной вехой в изучении данной страны. Однако в начале 20-х годов XIX века это событие было заслонено другим событием, которому будет придано намного большее значение для египтологии. Описание древнеегипетских памятников являлось грандиозным мероприятием, но само по себе оно создавало только предпосылки для дальнейших научных исследований культуры Древнего Египта. Все эти памятники несли мало информации о древнеегипетской цивилизации, поскольку смысл высеченных или начертанных на них иероглифов оставался для египтологов тайной. Разгадка этого смысла и стала самым значительным событием в египтологии первой половины XIX века, а возможно и вообще во всей истории изучения Древнего Египта.

Статуя Раттауи

Статуя Раттауи - жены бога Монту (Лувр, Париж)

ат-туи (Рет-тауи) - жена бога войны Монту. Вместе с ним и их сыном Хорпократом (Гор-ребенок) сформировала триаду города Медамуда в Верхнем Египте. Тесно связана с богом Ра.

Стела, на которой изображен фараон Рахотеп, делающий подношения богу Осирису за двух умерших - военачальника и жреца. Зарисовка Уоллеса Баджа.

ахотеп - древнеегипетский фараон эпохи Второго Переходного периода, когда Египет являлся разделенным на несколько государственных образований. Египтологи Ким Рихолт и Дарелл Бейкер считают, что он был первым правителем XVII-й Династии.

ультура Раяяна (ок. 5100 - 4800 гг. до н. э.) была идентифицирована в последнее время в Восточной пустыне (на западном берегу Нила, напротив Фив) и, как удалось выяснить, является вариантом тасийской культуры.

Имя в иероглифах

Название месяца Рекех-вер в иероглифах

екех-вер (в пер. — Большой пожар) — в древнеегипетском календаре название самого холодного месяца в году, когда требовался обогрев жилища топкой печи.

Ритуалы Древнего Египта

Изображение Исиды

Богиня Исида, культ которой был одним из самых распространенных в Египте

  течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.

Развалины Гераклеополя

Гераклеополь — город, в котором, по древнему египетскому преданию, впервые на земле появился Творец мира

ервый переходный период был смутным и беспокойным временем. Карликовые египетские государства продолжали вести захватнические войны друг с другом на фоне затянувшейся борьбы за верховную власть. С течением времени политические объединения укрупнялись, и сразу несколько племен объединялись под властью могущественных феодалов.

Статуя Сета

Бог Сет (Сутех), статуя из базальта. XIV век до н. э.

осле завершения правления XII династии египетская история основывается на отрывочных материалах. XIII династия началась мирно, и имена ее правителей (Сехемра, Себекхотеп, Неферкара-Себекхотеп) указывают на то, что культы Себека и Ра сохраняли баланс власти. По всей видимости, политическое влияние, оказываемое фараонами, было строго ограничено. Некоторые из них могли царствовать в Крокодилополе или его окрестностях, хотя столица в конечном итоге оставалась в Фивах.

Богиня Бастед

Древнеегипетская богиня Бастед с головой кошки. Современная скульптура

лияние Амона стало постепенно распространяться на другие храмы и их достояния. Его верховный жрец стал в эпоху XVIII династии главой всех жреческих коллегий в Египте, в эпоху XIX династии его сан стал наследственным, а при XX династии жрецам Амона принадлежал больший или меньший надзор за храмами других богов. Так постепенно и незаметно власть Амона распространилась на все священные поместья страны.

Египетская религия

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде. «Книга Мёртвых». XIV век до н. э.

внеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

Великие пирамиды

Пирамиды Древнего царства — великие гробницы египетских фараонов

 началу Древнего царства Мемфис уже занял главенствующее положение среди египетских городов, и вскоре стал царской резиденцией. Административная, индустриальная и религиозная жизнь страны на некоторое время сосредоточилась здесь.

Тутмос III и Хатшепсут

Тутмос III и Хатшепсут

обедоносные цари XVIII династии, возвращаясь с богатой добычей после многочисленных сражений, совершали щедрые приношения храмам Амона-Ра, и его жрецы стали богатыми и могущественными. Торжество фиванской фамилии обусловило главенство Амона, который стал почитаться как бог-творец и, присвоив себе атрибуты и силу Ра, Хнума, Птаха, Хапи и других великих богов, стал главным богом египетского пантеона. Однако влияние лунного культа сохранялось еще достаточно долго. Об этом свидетельствуют и имена царей. За Яхмосом ("Ях родил его") последовали четыре правителя по имени Аменхотеп ("Амон доволен") и четыре по имени Тутмос ("Тот родил его").

  началу династического периода каждая небольшая деревушка или городок, каждый район или провинция и каждый большой город приобрели своего собственного бога. Более того, своего бога имела каждая семья, независимо от ее обеспеченности и положения в обществе. Такой бог являлся неотъемлемой частью семьи (равно бедной и богатой), и его судьба была неразрывно связана с судьбой семьи. Ее упадок влек за собой и упадок культа бога, а периоды процветания ознаменовывались обильными жертвоприношениями, новыми облачениями, а возможно, и новым святилищем. Местного бога могли взять в плен вместе с жителями деревни, а победа его последователей в набеге или схватке приводила к повышению его авторитета и новым почестям. Боги провинций и крупных городов занимали более высокое положение, чем боги деревень и отдельных семей, и в посвященных им храмах находилось множество их скульптурных изображений.

Бог Амон

Амон — один из старейших богов Египта, почитаемый в Фивах

осле падения Древнего царства и периода множества мелких княжеств, стало понятно, что система обособленного местного администрирования, как бы хорошо отдельные номы ни управлялись своими владетелями, заведомо обречена на неудачу в связи с природными особенностями страны. В стране, которая нуждается в ирригации земель, должны строго соблюдаться законы совместного водопользования. После того как власть фараона рухнула, природные ресурсы Египта пошли на убыль, и поэтому большей части населения страны периодически угрожал голод.