Зарождение египетской религии

Статья находится в рубриках

стория Египта - это история его религии. Его судьбы контролировали религиозные культы и секты, возникающие внутри этих культов. Библейский пророк был недалек от истины, когда называл египтян смешанным народом. Как показывают современные этнологические исследования, в додинастические времена, по крайней мере три различных расовых типа слились в Нижнем Египте.

В отдаленные времена вся долина Нила была болотом, покрытым густыми зарослями папируса, которое впоследствии сохранилось лишь в районе Дельты. В дождливое время года водные потоки стекали с гор и сочная зелень покрывала ныне выжженные солнцем пустынные склоны. Здесь охотились и пасли свои стада люди каменного века, чьи грубые кремниевые орудия до сих пор можно найти в горных пещерах, на поверхности пустыни и в отложениях глины, смытой с гор.

Имиут

Древнейший египетский фетиш - Имиут

Со временем здесь появились люди с более высоким уровнем развития, и спустя многие века, когда увеличилась их численность, они разбились на племена и разделили между собой долину. Таким образом было сформировано несколько маленьких независимых царств. Впоследствии, после объединения Египта, когда правительство в конечном итоге стало централизованным, эти маленькие царства превратились в провинции, называвшиеся номы. Слияние различных племен привело в результате к слиянию религиозных верований.

Первые поселенцы пришли из Северной Африки, которая была оккупирована племенами средиземноморской расы. Они были светлокожими, "длинноголовыми", низкорослыми, со стройными телами, орлиными носами, черными волосами и глазами. Их верования и племенные обычаи носили в основном матриархальный характер. В восточных районах Дельты они стали додинастическими египтянами; в западных районах Дельты и вдоль морского побережья, где в последующие времена произошел значительный спад, они были известны как ливийцы. Племена последних, по всей видимости, смешались с более высоким, светловолосым народом. Таким образом, в древние времена светловолосые и голубоглазые люди стали появляться в долине Нила. Их изображения встречаются на рисунках, покрывающих стены гробниц, и хотя эти люди никогда не были многочисленными, порой они имели достаточно большое влияние.

По мере увеличения численности, народы Средиземноморья начали расселяться в различных направлениях из своей североафриканской области обитания. Их миграция на юг остановилась в Нубии, где племена переселенцев вступили в конфликт с ордами кочевников, с которыми они в конечном итоге смешались. Слияние с более высокими африканцами продолжалось и в более поздние времена. Так появились воинственные нубийцы, которые всегда представляли угрозу для династических фараонов.

Но, очевидно, миграция средиземноморских народов в большей степени происходила в северном направлении, чем в южном. Распространяясь на восток, они проникли в Палестину и Малую Азию. Они были примитивными финикийцами, которые позднее слились с семитами, и они были хеттами, которые смешались с монголами и альпийской расой "широкоголовых". Завладев большими участками земли в Италии и Греции, они стали известны историкам как италийцы, лигурийцы, пеласги и т.д. Они основали великую цивилизацию на Крите, где, согласно имеющимся данным, их первые поселения появились еще около 10000 г. до н.э.

Миграция на запад, в сторону Марокко, по-видимому, привела к периодически слияниям со светловолосыми горными племенами. Древние переселенцы распространились по Западной Европе и получили историческое название иберийцы. Они также встречались и смешивались с племенами, мигрировавшими вдоль морского побережья из Греции. Это были люди нового каменного века, который продолжался достаточно долго.

Первые ростки средиземноморской цивилизации появились в районе Дельты. Эти ранние поселенцы были пастухами, охотниками, рыбаками, и среди них появлялись искусные художники и мастера, которые изготовляли из кусков кремня острые ножи, наконечники для стрел и копий. На своих маленьких лодках они плавали по Нилу под парусами и на веслах. Они верили, что жизнь следует за смертью точно так же, как день сменяет ночь, поэтому своих мертвецов они хоронили в неглубоких могилах, устланных козлиными шкурами на боку, в эмбриональной позе, а рядом с ним размещали посохи, кремниевые орудия и глиняные сосуды, наполненные едой и питьем для поддержания сил.

Столб Джед

Древнейший египетский фетиш - столб Джед

Прошли века, и в Нижнем Египте появилась новая цивилизация. Здесь поселились племена завоевателей с Востока, которые принесли с собой новое искусство, стиль жизни и религиозные верования. Люди начали пахать землю после разливов Нила, сеять зерно и собирать урожай ячменя и пшеницы. Это была эпоха Осириса и Исиды, и люди поклонялись своему царю как богу. Законы, которые были суровыми и неизменными, словно законы природы, дисциплинировали людей и обеспечивали их благосостояние. Социальная жизнь была подчинена строгой системе правления. Ремесла развивались, коммерция процветала. Так проходили века, пока не наметился упадок цивилизации, вероятно, обусловленный ослаблением централизованной власти.

Затем наступил период анархии, когда царство, притягивавшее к себе грабителей, подверглось волне нашествий. Орды семитов, возможно, смешавшись с северными горными племенами, хлынули в страну из Сирии и Аравийских степей. Эти захватчики, поклонявшиеся Сету, грабили и угнетали мирное население. Однако их власть была непрочной и установилась лишь в районе западной Дельты, где не утихали народные восстания. Войны расстроили торговые связи и опустошили страну. Искусство пришло в упадок, и наступило смутное время.

Но потребности страны, в конечном счете, взяли верх, и после оживления ремесел и роста коммерции Север снова начал процветать. Оружие и инструменты из меди входят в повседневный обиход, но продолжает обрабатываться и кремень, причем с поразительным мастерством, не превзойденным другим народом.

Страна превращается в настоящий индустриальный улей. Пищи было в изобилии, поскольку земледельцы собирали богатые урожаи зерна, а охотники встречали все больше дичи по мере того, как хищники изгонялись из своих логовищ и подвергались истреблению. Для торговли со странами Средиземноморья строились галеры, каждую из которых приводили в движение шестьдесят гребцов. Морские суда других народов также посещали Египет, караваны пересекали границы, направляясь с запада на восток, в то время как в страну прибывали иноземные торговцы и поселялись в ней.

Север страны попал под постоянно растущее религиозное влияние вавилонян. Это были солнцепоклонники, чья религия в конечном итоге захватила господство во всем Египте. В Дельте священным городом бога солнца был Гелиополь, который, вероятно, в течение некоторого времени был столицей всего Нижнего Египта.

Искусные ремесленники появлялись также и в Верхнем Египте. Они пришли из Аравии или через нее, принеся с собой культуру отдаленной цивилизации, которую нельзя идентифицировать, подобно цивилизации древней Вавилонии. Переплыв нижнюю оконечность Красного моря, они добрались до зеленой долины Нила либо по прямому пути через пустыню, либо через Абиссинские горы. Они были вооружены медным оружием, и первое их поселение, по всей видимости, находилось в Эдфу. Затем, в результате последовательных завоеваний, они покорили местные племена и распространили свою власть на достаточно большой территории, которая продолжала увеличиваться. Начали использоваться новые, улучшенные методы земледелия. Для ирригации земель стали строиться каналы. Население увеличивалось в численности, росло его благосостояние, в стране был прочно установлен закон и порядок.

Захватчики были почитателями солнца в образе Гора-сокола, но они приняли также и религиозные верования людей, с которыми слились, в том числе и поклонение богу зерна. Из Эдфу они продвигались на север, к священному Абидосу, месту захоронения царей, и к Тинису, столице четырех объединенных провинций. Несколько монархов, с достоинством носивших белую корону, сменились на престоле царя Верхнего Египта, пока престол не занял Зару, Царь-скорпион. Он повел свою победоносную армию вниз по долине Нила, по мере продвижения расширяя границы царства, пока не достиг провинции Файюм, которая тогда представляла собой одно большое болото. Здесь его продвижение на север было остановлено. Но заря новой эры уже взошла над Египтом, поскольку теперь в стране оставалось лишь два царства - Верхнее и Нижнее. В качестве символа своего царского положения Зару носил белую корону с маленькой головной накидкой, открытой спереди, и он держал в одной руке загнутый пастушеский посох, а в другой - цеп.

Гор

Гор - один из древнейших египетских богов

Последние годы правления Зару, по-видимому, были посвящены улучшению завоеванной территории. После смерти царь, как и другие правители из его рода, был похоронен в Абидосе в одной из кирпичных гробниц того времени. Исследования, проведенные британским египтологом Флиндерсом Питри, позволили реконструировать общие очертания истории Египта непосредственно перед основанием I династии. Важно отметить, что мертвых в то время уже хоронили в вытянутом положении, в отличие от эмбриональной позы, употреблявшейся ранее.

Следующим великим монархом был Нармер, который, по мнению некоторых ученых, был одним и тем же лицом, что и царь Менес. Ему удалось завершить завоевание северного царства и основать I династию.

Первый триумф Нармера был достигнут в болотистом Файюме, буферном номе, расположенном между Нижним и Верхним Египтом. Он долго противостоял вторжению, но, в конце концов, южные силы добились решительной победы. После этого перед ними лежал открытым весь обширный регион Дельты и окончательный успех уже не вызывал сомнений.

После завоевания Файюма ливийцы, по всей видимости, стали доминирующим народом в Нижнем Египте. Столицей ливийцев был город Саис, центр поклонения их богини Нейт.

Менес победил в сражении ливийцев, которые понесли многотысячные потери, и расширил границы своего царства до побережья Средиземного моря. Затем, в присутствии всей своей армии, он принял красную корону царя Нижнего Египта. Он также, по всей видимости, упрочил положение своих наследников, взяв в жены принцессу Нейтхотеп из царского дома Саиса.

До завоевания Нижнего Египта существовали заметные различия между народами севера и юга. После объединения двух царств правящие классы Верхнего Египта приблизились к расовому типу Дельты. Очевидно, что большая самобытная цивилизация, которая процветала в долине Нила на протяжении многих веков, многим обязана энергичности и гению средиземноморской расы, которая распространяла культуру везде, где оседали ее представители. Местные жители широко использовали линейный шрифт, в районе Дельты также впервые начал использоваться календарь.

Культура поклонявшихся Гору завоевателей, по-видимому, хорошо прижилась в долине Нила. Самой значительной услугой, оказанной Древнему Египту поклонниками Гора было окончательное распространение оседлого образа жизни на всей территории страны, что было в интересах как личного благосостояния, так и национального прогресса.

Источники

Алфавитный указатель