Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Венег

Статья находится в рубриках
0

енег (или Унег, также может звучать как Венег-Небти) - раннеегипетский фараон, который управлял государством во времема Второй династии. Хотя его хронологическая позиция ясна египтологам, неясно то, как долго он правил страной. Также до конца неясно, кто из известных фараонов был современником Венега.

1. Источники имени и противоречия

Венег

Картуш №14 в Абидосском списке царей содержит имя фараона Уадженеса

Имя Венег считается общепринятым "небти"-именем, стоящим во главе "Двух Владычиц", богинь Нехбет и Уаджит. Имя Венега появляется в надписях на различных алебастровых фрагментах и сосудах из кристаллического сланца. До наших дней сохранились 17 таких сосудов с его именем; одиннадцать из них были найдены в подземных галереях ступенчатой пирамиды фараона Джосера в Саккаре. Египтологи, такие как Вольфганг Хелк и Франческо Раффаеле указывают на тот факт, что все надписи сделаны поверх ранее существующих надписей. Это означает, что имена, которые изначально были начертаны на сосудах, абсолютно отличались от имени Венега.

Иероглифический символ, который использовался, чтобы написать имя Венега, является объектом существенного спора между египтологами по сей день. Так называемый "венег-цветок" редко используется в египетском письме. Неясно и назначение шести штрихов - по три с каждой стороны "венег-цветка". После смерти Венега изображение этого цветка нигде не использовалось до эпохи фараона Тети (VI-я династия), когда оно вновь появляется в "текстах пирамиды" Тети, чтобы обозначить божество, которое было описано как "Любимец Ра" и "Представитель покойного правителя". Таким образом, вполне вероятно, что "венег-цветок" был так или иначе связан с египетским культом солнца. Но истинное значение символа этого цветка как и имя одноименного царя остается неизвестным.

 

Царская титулатура фараона Венега из древнеегипетских источников

Личное (небти (?)) имя

Нисут-бити Небти-Венег - Nsw.t-btj-nb.tj-wng - "Царь Верхнего и Нижнего Египта, с Двумя Владычицами, Венег"

2. Идентификация личности

Так как имя "Венег" было обнаружено первым из имен этого правителя, ученые попытались идентифицировать его с небти-именами других фараонов - современников того времени. Следующие разделы описывают некоторые из выдвинутых теорий.

2.1. Венег соответствует фараону Хор-Небра (или Ранебу)

Египтолог Йохем Каль утверждает, что Венег был той же самой личностью что и фараон Рэнеб, второй правитель II-ой династии. Он указывает на фрагмент сосуда, сделанного из магматической породы, который был найден в гробнице царя Перибсена (более позднего правителя II-ой династии) в Абидосе. Ученый полагал, что нашел на нем слабые, но различимые, следы "венег-цветка", подписанного ниже имени фараона Нинечера. Справа от имени Нинечера частично сохранено описание жилища Ka (гробницы) фараона Ранеба. Эти признаки привели Й. Каля к заключению, что "венег-цветок" и имя Ранеба были связаны друг с другом, а фараон Нинечер позже заменил надпись на свою. Й. Каль также указывает на то, что Нинечер написал свое имя зеркально отраженным, чтобы оно указывало в противоположном от имени Ранеба направлении. Гипотеза Каля - предмет продолжающихся дискуссий, так как надпись на сосуде очень сильно повреждена и, таким образом, оставляет много места для выдвигания разного рода предположений.

Венег

Алебастровый фрагмент с небти-именем фараона Венега

2.2. Венег соответствует фараону Хор-Сехемиб-Перенмаат

Египтологи, такие как Николас Гримэл, Вольфганг Хелк и Уолтер Брайан Эмери, идентифицируют Венега с правителем Сехемиб-Перенмаатом, благодаря имени Уадженес, которым называют этого фараона Рамессиды. Их теория базируется на том условии, что Сехемиб и Сет-Перибсен были разными правителями и что оба были непосредственными преемниками фараона Нинечера. Но эта теория обычно не принимается всерьез, потому что глиняные отпечатки Сехемиба были найдены в гробнице фараона Хасехемуи, последнего правителя II-ой династии. По ним удалось устанавить время господства Сехемиба, очень близкое ко времени Хасехемуи. В то время, как имя "Уадженес" из времени Рамессидов помещено почти в самое начало II-ой династии.

2.3. Венег как независимый правитель

Египтологи, такие как Питер Кэплони и Ричард Вейл утверждают, что Венег был самостоятельным фараоном своего времени. Они предполагают, что Венег правил вслед за Нинечером, и его имя сохранилось в списках царей эпохи Рамессидов как "Уадженес". Их предположение основано, во-первых, на широко принятой теории, что писцы Рамессидов заменили знак "венег-цветка" на стебель папируса, изменяя имя "Венег" на  "Уадженес". Во-вторых, теория Каплони и Вейла опирается на надписи каирского фрагмента Палермского камня, где указано имя "Венегсехемуи" в третьем году линии хронологических событий. Эта теория широко не признана, поскольку Каирский фрагмент ужасно поврежден, и очень слабые следы иероглифов оставляют слишком много места для появления различных теорий.

3. Правление

Немного известно о господстве Венега. Надписи на сосудах, упоминая только его имя, содержат различные отчеты о церемониальных событиях, таких как "Поднимание столбов Хора". Об этом празднике довольно много рассказывают надписи на сосудах, сохранившихся со времен правления Нинечера, что позволяет провести некоторое сходство времен Венега и Нинечера. Продолжительность правления Венега неизвестна. Если он был тем же самым человеком, что и фараон Уадженес, то он управлял страной (согласно Туринскому папирусу) в течение 54 лет. Если же Венег был тем самым человеком, что и фараон Тлас, упомянутый историком Манефоном, то он управлял в течение 17 лет. Но современные египтологи выдвигают сомнения относительно обоих заявлений и оценивают их как неверные или, по крайней мере, преувеличенные. Если Венег существовал как отдельный правитель, как полагают Ричард Вейл и Питер Кэплони, то он, возможно, правил в течение 12 лет, в зависимости от интерпретации надписей на Каирском фрагменте.

Одна из теорий предполагает, что когда-то объединенное государство Египет было разделено после смерти Нинечера на две части. Следовательно, в течение некоторого периода фараон Венег мог управлять какой-то частью страны как один из двух независимых правителей. Это предположение основано на наблюдении, что и Тинисский и Мемфисский списки царей эпохи Рамессидов одинаково упоминают имена "Уадженес" и "Сенед" как непосредственных преемников фараона Нинечера. Абидосский список царей упоминает только шестерых царей для II-ой династии в то время как, все другие королевские списки называют девятерых царейй. Таким образом, Венег, возможно, был последним фараоном, который управлял всем Египтом, прежде, чем разделить свой трон (и соответственно контроль над Египтом тоже) с другим царем. Остается однако неясным до сих пор, кем же все-таки был этот другой правитель.

Источники
  • P. Lacau, J.P. Lauer: La Pyramide a Degeres IV. Inscriptions Gravees sur les Vases. Cairo 1959; obj.104
  • B. Grdseloff: King Uneg. In: Annales du Service des Antiquites de l’Egypte, No. 44, 1944, page 279–306.
  • Winfried Barta in: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde, No.108. Akademie-Verlag, Berlin 1981, ISSN 0044-216X, page 20–21.
  • Iorwerth Eiddon Stephen Edwards: The Cambridge ancient history, Vol. 1, Pt. 2: Early history of the Middle East, 3rd reprint. Cambridge University Press, Cambridge 2006, ISBN 978-0-521-07791-0, p. 31.
  • Jochem Kahl: Das System der agyptischen Hieroglyphenschrift in der 0.–3. Dynastie. In: Gottinger Orientforschungen, volume IV. 1994, page 354-355.
  • Jochem Kahl: Ra is my Lord - Searching for the rise of the Sun God at the dawn of Egyptian history. Harrassowitz, Wiesbaden 2007, ISBN 978-3-447-05540-6, pp. 12–14, 74.
  • Wolfgang Helck: Untersuchungen zur Thinitenzeit. Otto Harrassowitz, Wiesbaden 1987, ISBN 978-3-447-02677-2, page 103–107.
  • Walter Bryan Emery: Agypten. Geschichte und Kultur der Fruhzeit. Fourier-Verlag, Wiesbaden 1964, ISBN 978-3-921695-39-5, page 105.
  • Gunter Dreyer in: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts Kairo, No.59. Deutsches Archaologisches Institut, Orient-Abteilung (Hrsg.). de Gruyter, Berlin 2003, S. 115.
  • Peter Kaplony: Steingefa?e der Fruhzeit und des Alten Reiches. In: Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskund, Volumes 133-135. Akademie-Verlag, Berlin 1981, ISSN 0044-216X.
  • Aidan Dodson: The Mysterious Second Dynasty. In: Kemet, volume 7, chapter 2 (1996), page 19-31
  • Werner Kaiser: Zur Nennung von Sened und Peribsen in Saqqara B3. In: Gottinger Miszellen - Beitrage zur agyptologischen Diskussion. No. 122. Agyptologisches Seminar der Universitat Gottingen, Gottingen 1991, ISSN 0344-385X, page 22–23.
  • Barbara Bell: Oldest Records of the Nile Floods. In: Geographical Journal, volume 136, 1970, page 569–573.
  • Hans Goedike in: Journal of Egypt Archaeology. volume 42, 1998, page 50.
Опубликовано: 30 марта 2012
Обновлено: 28 мая 2015
Просмотров: 1134

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus