Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Танцы в Древнем Египте

Статья находится в рубриках
0
Танцоры

Танцоры. Сцена из погребальной камеры Антефокера

ошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. В домашнем кругу, в общественном месте, в храме – всегда и везде встречается танец. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев.

Танец господствовал в Египте как выражение экстаза, радости. Ликование и танец являлись синонимами в поэзии египтян. Танцевальными ритуалами было окружено большинство древнеегипетских священных культов.

Богами-покровителями веселья, музыки и танцев у египтян являлись Хатор, Нехемаут и бородатый, карликообразный Хатий. Хатий — изображался всегда либо приветствующим бога Солнца, либо танцующим и играющим на музыкальных инструментах перед ним или перед богиней Хатор.

Можно быть совершенно уверенным, что до наших времен танцы Древнего Египта не дожили. На протяжении многовекового существования Египет завоевывался различными народами и достоверных данных о том, что собой представляли танцы фараонов, нет. Судить о том, как выглядел танец в те времена можно лишь по настенным росписям и рельефам, которые говорят о том, что они были довольно статичными.

1. Направленность танцев

В древнем Египте мифы, связанные с культом Осириса, нашли отражение в многочисленных мистериях, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа. Жрицы исполняли танец, изображавший поиск бога, оплакивание и погребение. Драма заканчивалась водружением столба «джед», символизирующего воскресение бога, а вместе с ним и всей природы. Танцевальный ритуал входил в большинство священных культов Египта. При храме Амона существовала специальная школа, которая готовила жриц-танцовщиц, вся жизнь которых проходила в танце. Это были первые профессиональные исполнители.

Танцовщица

Изображение египетской тацофщицы на известняковом черепке. Туринский музей. XIX династия

Храмовые танцовщики исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно было видеть женщину, делающую шпагат, или женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.

Погребальные и церемониальные танцы отличались строгостью и простотой, но со временем стали возникать и другие, более декоративные виды танца. Рабов и рабынь обучали танцам для домашних развлечений.

В Египет привозились танцовщики из других стран. Имелись странствующие труппы профессиональных актеров, которые разыгрывали пантомимы, исполняли акробатические номера под аккомпанемент бубнов и кастаньет. Некоторое время пользовались популярностью танцы негров-пигмеев.

Около 1500 до н.э. баядеры – прибывшие в Египет храмовые танцовщицы из Южной Индии – значительно изменили строгую угловатость и некоторую жесткость египетского танца и привнесли в него мягкие, плавные линии.

Известен также астрономический танец жрецов, который изображал гармонию небесной сферы, ритмическое движение небесных тел во Вселенной. Танец проходил в храме, вокруг алтаря, поставленного посередине и представлявшего солнце. Описание этого танца есть у Плутарха. По его объяснению, сначала жрецы двигались с востока на запад, символизируя движение неба, а затем с запада на восток, что соответствовало движению планет. С помощью жестов и различных видов движений жрецы давали представление о гармонии планетной системы.

2. Ритуальный танец «глаз Гора»

На одной из могил были обнаружены изображения танцующих мужчин, выполнявших танец под названием «глаз Гора». Смысл, который передается в этом танцевальном ритуале следующий – все мы Божьи глаза. Бог Гор выступает в обличии сокола, тем самым заявляя о его высокой остроте зрения. Исполнение танца несет в себе идею того, что Высшее Существо может видеть наши поступки, а смотрит Оно на мир с помощью наших собственных глаз.

3. Музыкальное сопровождение танцев

Деталь фрески

Деталь фрески из гробницы Небамона из Фив. XVIII династия. Британский музей, Лондон

Известно, что музыкальные инструменты и ритмы Египта во времена фараонов совершенно отличаются от тех, что используются в современной аутентичной музыке. Музыка с Востока уходит корнями в период Оттоманской империи. До 19 века в египетской музыке использовались характерные неровные ритмы, имеющие некоторое сходство с турецкой классической музыкой.

Если судить о танцах на основании музыки, то ритм подчеркивался с помощью хлопков в ладоши и различных ударных инструментов. А некоторые исполнители использовали в танце хлопушки из дерева, чем задавали тон танцу.

Опубликовано: 26 декабря 2012
Обновлено: 30 мая 2015
Просмотров: 3280

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

 Orphus