Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Тахарка

Статья находится в рубриках
2
+2
Тахарка

Статуя божества с чертами фараона Тахарки. Британский музей

ахарка (также Тахарко или Тихарка; библейский Тирхак или Тиргак; Таракос у Манефона; Тиарк у Страбона) - фараон из XXV-й Династии, царствовавший в Египте в конце Третьего Переходного периода с 691/690 по 664 гг. до н.э., и один из самых могущественных кушитских правителей.

1. Семья

Тахарка являлся преемником Шабатаки и сыном царя Пианхи и царицы Абар. Его сестрами и, по совместительству, женами были: Текахатенамон, Напарайя, Атахебаскен и, возможно, Табакетенамон. Сыновьями Тахарки являлись принц Нисуонурис, принц Несишутефнут и, возможно, Атланерса - основатель новой Напатской династии, следующей сразу после XXV-й и властвовавшей только на территории Нубии. Как известно, дочерьми Тахарки были Аменирдис II, Йетура (супруга Атланерса) и Пелтасен. Его преемником в качестве последнего кушитского фараона Древнего Египта был Танутамон.

2. Продолжительность правления

Тахарка

Гранитный сфинкс Тахарки из Кавы. Британский музей

Царствование фараона Тахарки может быть датировано периодом с 690 по 664 гг. до н.э., согласно британскому исследователю Кеннету Китчену и его фундаментальным работам по Третьему Переходному периоду. Эти данные были взяты из стелы №192, обнаруженной в саккарском Серапеуме, записи на которой говорят, что бык Апис родился и официально был удостоен священному титулу в 26-м году правления Тахарки (четвертый месяц Перет, 9-й день) и умер на 20-м году царствования Псамметиха I (четвертый месяц Шему, 20-й день), прожив в общей сложности 21 год. Таким образом, господство Тахарки длилось 26 лет с 690 по 664 гг. до н.э. Кроме того, как ясно говорится в строке №15 стелы V из Кавы, Тахарка сменил на троне своего предшественника (которым принято считать Шабатаку) сразу после смерти последнего: "Я получил корону в Мемфисе после того, как сокол (т.е. Шабатака) взлетел к небесам".

Царская титулатура фараона Тахарки из древнеегипетских источников

Тронное имя

Нефертумхура - Ḫwj-Nfrtm-Rˁ - "Нефертум, Защитник Ра"

Личное имя

Тахарка - Thrq

Хорово имя

Каихау - Q3j-ḫˁ.w - "Величественный образ"

Небти-имя
Золотое имя

Хуитауи - Ḫwj-t3.wj - "Защитник Двух Земель"

3. Период царствования

3.1. Первые годы правления
Тахарка

Памятная стела о погребении быка Аписа на 24-м году правления фараона Тахарки. Обнаружена в Серапеуме в Саккаре. Изображение из книги О.Мариетта "Мемфисский Серапеум, открытый и описанный Огюстом Мариеттом" (1857)

Хотя правление Тахарки было заполнено конфликтами с ассирийцами, это был также период благополучия и ренессанса в Египте и Куше. Этого фараона можно рассматривать в качестве полноценного правителя уже с последних лет царствования Шабатаки, который, согласно Манефону, пал от его руки. После смерти последнего центр власти переместился в Танис, поскольку Тахарка понимал, что именно отсюда сможет эффективно противостоять нарастающей угрозе со стороны Ассирии. Власть в Фивах царь передал своему доверенному родственнику Монтуэмхату, который, помимо титула "Четвертого пророка Амона", занимал пост губернатора Верхнего Египта и фиванского управителя, и своей сестре Шепенупет II, "Божественной супруге Амона", в руках которой сосредоточился контроль над фиванским жречеством.

После прихода к власти Тахарка направил всю свою энергию на нормализацию внутренних дел, административное и экономическое развитие страны. Он оказался отличным организатором и эффективным исполнителем поставленных планов, что очень скоро привело к относительной стабильности в Верхнем Египте. Результатом этого стала обширная строительная программа, реализованная, в основном, в Карнаке, в Мединет-Абу и многих культовых центрах Верхнего Египта и Нубии.

В то же время, когда обстановка в Верхнем Египте достигла состояния относительной стабильности, характеризующейся усилением власти и экономическим подъемом, в северных регионах Египта ситуация по-прежнему оставалась чрезвычайно сложной, в основном, из-за раздробленности власти среди многочисленных местных богатых семейств и постоянной угрозы со стороны Ассирии.

Тахарка

Памятная стела о смерти быка Аписа на 20-м году правления Псамметиха I из саккарского Серапеума. Этому Апису был присвоен священный титул на 26-м году правления Тахарки. Изображение из книги О.Мариетта "Мемфисский Серапеум, открытый и описанный Огюстом Мариеттом" (1857)

3.2. Первое столкновение с Ассирией

Во время правления фараона Шабатаки, Тахарка, будучи главнокомандующим египетской армией, вел борьбу против ассирийского правителя Синаххериба на территории Иудеи и Палестины. В ходе развернувшихся боевых действий Тахарка со своим войском вынужден был отступить, а ассирийская армия, достигнувшая границ Египта, стала представлять прямую угрозу для страны фараонов. Однако, никакого вторжения так и не случилось, потому что по неизвестным ныне причинам ассирийцы отступили обратно в Ассирию, а чуть позднее, в 681 году до н.э., Синаххериб пал жертвой двух своих сыновей. Его преемником стал младший сын по имени Асархаддон, правление которого преследовало две цели: во-первых, подчинение мятежного Вавилона и, во-вторых, завоевание Египта. Для того, чтобы сломить сопротивление Тахарки, он решил использовать разбиение власти и постоянные междуусобицы среди благородных кланов Дельты Нила и, как он полагал, распространенное в Нижнем Египте нежелание покориться царям-эфиопам.

В 679 году до н.э. войска Ассирии повторно захватили пограничный город Арза, который когда-то уже принадлежал ей, а позднее был потерян при Синаххерибе. Чтобы остановить силы противника, Тахарка с помощью своих агентов принялся разжигать и поддерживать все виды антиассирийской деятельности в Палестине, Сирии и Финикии. В 677 году до н.э. восстание против ассирийцев разразилось в Сидоне, и для его устранения Асархаддону понадобилось около трех лет. К тому же ассирийскому правителю пришлось отказаться от своих планов о покорении Египта в связи с разразившейся борьбой против скифов и киммерийцев. Все эти события на некоторое время отодвинули непосредственную угрозу от границ Египта.

Тахарка

Бронзовая статуэтка, представляющая Тахарку в образе сфинкса. Лувр, Париж

Наконец, в 674 году до н.э. ассирийский монарх решил начать вторжение. Для этих целей он использовал арабские народы, проживавшие в районе Мертвого моря и предоставлявшие ему военную помощь в обмен на признание их весьма сомнительного нейтралитета, достигнутого еще при Синаххерибе. Решающая встреча сил Тахарки и Асархаддона произошла в непосредственной близости от города Ашкелона. Вероятно, благодаря посеянной египетскими агентами смуте, в тот же период на этой территории вспыхнуло очередное антиассирийское восстание. Более того, волна гражданских волнений прокатилась дальше по всей Ассирии. В результате многочисленных военных столкновений и сложной внутренней ситуации в стране, ассирийские войска вынуждены были вернуться домой. Таким образом, победителем первой серьезной битвы оказался Тахарка, однако очень скоро ассирийский правитель снова ударил по Египту, собрав на этот раз гораздо большие силы.

3.3. Второе столкновение с Ассирией

После победы в битве с Асархаддоном возле Ашкелона, Тахарка неизменно поддерживал любые действия, направленные на ослабление Ассирии и восстановление влияния Египта в Сирии, Финикии и Палестине. Может даже показаться, что он стремился восстановить былую славу Египетской империи и ее роль как сверхдержавы в восточной части Средиземноморья. Реализуя эту цель, фараон способствовал созданию новой антиассирийской коалиции, поддерживая малейшие проявления действий, которые могли оказаться благоприятными для реализации его планов. Однако Асархаддон после преодоления внутренних беспорядков вновь вернулся к своим планам о завоевании Египта. В то же время было ясно, что он не достигнет своих целей без победы над целым рядом сиро-палестинских царств, находившихся под влиянием Тахарки.

Тахарка

Гранитная статуя священного барана с образом Тахарки из Кавы в Нубии. Британский музей, Лондон

Около 671 года до н.э. ассирийская армия вновь отправилась покорять Египет. Вторгшись и захватив Тир и Газу, она заняла почти всю территорию Киликии и Палестины, а затем, перейдя Синай, остановилась у границ Египта. Быстро разгромив египетские пограничные гарнизоны, в течение двухнедельной кампании ассирийцы достигли стен Мемфиса, который был ими захвачен, разграблен и разорен. После падения древней столицы за довольно короткое время вся территория Дельты Нила была оккупирована захватчиками, а князья многочисленных нижнеегипетских царств вынуждены были принести богатую дань Асархаддону, чтобы сохранить свое положение и остаться в живых. Из-за значительного превосходства противника в живой силе и целой серии последовательных поражений Тахарка вынужден был отвести свои силы на юг - в Фивы. Однако, вскоре ассирийская армия достигнула и этих земель и начала осаду города. Войска фараона вынуждены были отступить еще дальше в глубокий тыл, вплоть до нубийской столицы Напаты. Тем не менее, Фивы так и не были покорены захватчиками, поскольку оставленные без надзора князья Дельты подготовили против ассирийцев заговор, стремясь вновь получить власть над своими землями. Узнав об этом, царь Асархаддон приказал всем своим силам отступить из Верхнего Египта. К тому же, сам ассирийский правитель не мог долго оставаться за пределами своей страны вместе со значительными военными силами, поскольку Ассирия до сих пор полностью не избавилась от внутренних беспорядков и испытавала постоянную угрозу со стороны азиатских племен на севере. Возможно, из-за этого Асархаддон в спешке провел некоторые кадровые изменения на ключевых должностях, в основном, среди местных правителей Дельты, оставил несколько гарнизонов под руководством верных ему генералов и покинул Египет.

Тахарка

Изображение бога Амона-Ра и фараона Тахарки в храме в Джебель-Баркале

Тахарка, остававшийся все таким же непокоренным, постепенно восстановил свою верховную власть над Верхним Египтом, постепенно вытесняя ассирийские гарнизоны все дальше и дальше на север. После вывода основных сил Ассирии он спровоцировал ряд восстаний против оккупантов в Нижнем Египте. Около 669 года до н.э. Мемфис, наконец, был освобожден и вернул контроль над князьями и мелкими царствами Дельты. Когда слухи об этом достигли Асархаддона, ассирийский царь снова собрал огромную армию и отправился в Египет. Однако ему так и не суждено было туда попасть, поскольку во время этой экспедиции, в 668 году до н.э., находясь в Харране, он заболел и умер. Однако он оказался весьма предусмотрительным монархом, заранее позаботившимся о распределении власти в своей стране. Асархаддон повелел, чтобы после его смерти власть над Ассирией перешла сыну по имени Ашшурбанипал, а контроль над Вавилоном второму сыну - Шамаш-Шумукину. Волю покойного правителя уважали, и переход власти прошел без каких-либо внутренних противоречий и гражданских волнений в стране.

3.4. Третье столкновение с Ассирией: вторжение Ашшурбанипала
Тахарка

Фараон Тахарка подносит вино богу Хемену. Лувр, Париж

После прихода к власти Ашшурбанипал продолжил политику своего отца в Египте, пытаясь сохранить существующие достижения и расширить господство Ассирии в долине Нила. С этой целью в 667 году до н.э. он отправился в Египет вместе со своей армией, в состав которой помимо ассирийского костяка входили жители Финикии, Сирии, Кипра, а также, весьма неохотно, обитатели Дельты Нила. После непродолжительной осады Мемфиса город снова пал, и фараон Тахарка был вынужден покинуть его второй раз и укрыться в Фивах. Ассирийская армия вскоре подошла и сюда и осадила город. Во время своего шествия через Египет Ашшурбанипал занимал любые административные должности новыми людьми на месте беглых чиновников, которые когда-то были назначены его отцом. Местные правители Дельты Нила на этот раз сохранили верность Тахарке, однако не решались долгое время открыто выступить против ассирийцев. Они сделали это только тогда, когда армия ассирийского монарха вновь оказалась далеко на юге, осаждая Фивы в 666 году до н.э. Вспыхнувшее восстание в Дельте вынудило Ашшурбанипала отойти от Фив и возвратиться на север, где он быстро и безжалостно его подавил, депортировав многих участников заговора в Ниневию, где они были казнены (больше всего князей из Саиса, Мендеса и Пелузия или Таниса). Однако, чрезвычайное политическое чутье, которым обладал Ашшурбанипал, подсказало ему сохранить жизнь нескольким руководителям восстания и использовать их для реализации своих планов по покорению Египта. Одним из помилованных оказался Нехо I, который изначально был похищен вместе со своей семьей в Ассирию, а затем доставлен обратно в Дельту Нила, чтобы основать там новую линейку местных царей в Саисе. В свою очередь, его сын по имени Псамметих стал править в Атрибисе в качестве местного номарха. Таким образом, оба правителя стали основателями XXVI-й Династии, будучи всего лишь марионетками в руках ассирийского монарха.

Во время осады Фив Тахарке удалось выйти из города и отступить далеко на юг - в родную Напату. С этих пор он больше никогда не возвращался в Египет, назначив преемником в Верхнем Египте своего племянника Танутамона - сына Шабатаки и царицы Калхаты.

4. Строительная деятельность

Тахарка

Святилище Тахарки в Карнаке, построенное для Верховных жриц Шепенупет II и Аменирдис II

Строительные работы, проведенные этим фараоном, стали самыми крупными со времен Нового Царства. Площадь, которую они охватили, варьируется от Судана до Дельты Нила. Наиболее важными объектами и памятниками, возведенными Тахаркой, являются:

  • Джебель-Баркал - расширение Великого храма Амона Напатского и возведение гигантских царских статуй (?);
  • Санам - храм Амона-Ра;
  • Кава - завершение святилища времен Тутанхамона и строительство храма Амона с процессуальной аллеей, пилоном и статуями овнов, а также небольшого святилища с гипостильным залом на северо-востоке;
  • Табо - храм;
  • Восточная Семна - святилище из кирпича для культа Сенусерта III и постамент для священной барки;
  • Бухен - рельефы, колонны и святилище в южном храме;
  • острова Дезира-Дабароса и Фарас - каменные блоки;
  • Каср-Ибрим - небольшой храм;
  • Старая Калабша - надписи от 19-го года правления;
  • Филе - каменные блоки и постамент для барки Амона из Такомпсо;
  • эль-Каб - амулет;
  • Хефат / Асфун эль-Матана - стела и бронзовая статуя Тахарки, стоящего перед богом-соколом Хеменом.
Тахарка

Колонна Тахарки в Карнаке

Карнак являлся центром строительной деятельности Тахарки: здесь были построены спускающийся в воду пандус и небольшое здание в честь праздника Нового Года; так называемый "киоск" с его 20-метровой колонной перед Вторым пилоном (и похожие строения с севера, юга и востока); складские помещения у входа в храм Монту; передняя часть святилища Харпри-Реттауи возле храма Монту; самое восточное святилище у южной стены храмового комплекса Монту; святилище для "Осириса, Властителя Вечности" и Шепенупет II; украшение проходов во Втором и Десятом пилонах; надписи во дворе перед Шестым пилоном; постройки Тахарки возле "Священного озера"; святилище Тахарки для "Осириса-Птаха, Властителя Жизни" в южной части храмового комплекса; ворота в храме Мут; каменные блоки от других строений Тахарки. Возле храма в Луксоре Тахарка также возвел небольшое святилище. В Западных Фивах он также строит окружающую стену для Малого храма в Мединет-Абу и завершает декорирование храмовых пилонов.

Тахарка

Колоссальная статуя фараона Тахарки из Джебель-Баркала. Была обнаружена в тайнике со статуями к северу от Первого пилона храма Амона-Ра в 1916 году. Музей Изобразительных Искусств в Бостоне

К северу от Фив и в районе Дельты фараон Тахарка довольно плохо засвидетельствован. Сохранились гранитный лев из Куса, остатки святилища для Амона-Ра в Мемфисе, бронзовая дверь из Саиса, стела от 26-го года правления из Серапеума, святилище в Атрибисе, статуя из Таниса и стела из Кавы, упоминающая переселение ливийского принца и жителей оазиса Бахария в Нубию.

Хорошо сохранились скульптурные изображения Тахарки: колоссальная статуя из Джебель-Баркала, гранитная голова в Каире, статуи из Карнака, Кавы и Таниса, сфинкс Тахарки из Кавы.

5. Пирамида Тахарки

Остается загадкой, где именно был погребен фараон Тахарка. По какой-то причине он решил перенести царский некрополь из эль-Курру на западный берег Нила в Нури. Его пирамида (№1) является одной из крупнейших из всех построенных для напатских правителей и изобилует развитыми формами по сравнению с пирамидами предшественников. Разница заключается в замене тоннеля под пирамидой на небольшой тамбур и преобразовании тесной погребальной камеры, как в предыдущих постройках, на большой зал, разделенный на три нефа рядами каменных столбов. Вокруг обоих помещений были вырезаны круговые коридоры для соединения прихожей и зала. Тем не менее, вся структура, по существу, не отклоняется от планировки, предложенной еще Шабакой.

Тахарка

Руины храма Тахарки в Санаме, Судан

Существуют серьезные сомнения в том, что Тахарка был когда-либо погребен в своей пирамиде в Нури. Во время раскопок, проведенных здесь в 1916-1918 годах, американские археологи не нашли никаких следов погребения, за исключением коллекции из 1070 статуэток "ушебти".

Во время других раскопок, проводившихся в 1963-1965 годах в местности под названием Седейнга в Судане, археологи обнаружили под наносами песка еще одну небольшую пирамиду со сторонами, длина которых составляла около 10 метров. Ее ядро представляло собой сплошную скалу с частичным наполнением из гравия и облицовкой из шифера, местами достигавшей толщины 1,8 метра. Пирамида и все постройки, примыкающие к ней, были окружены стеной с воротами, ведущими во внутреннюю часть комплекса с восточной стороны. Возле стены была обнаружена часть каменного дверного наличника, на котором сохранилось имя Тахарки и фрагменты его рельефного изображения. Внутри погребальной камеры под пирамидой были найдены многочисленные части скелета, по всей видимости, принадлежавшие одному мужчине, примерный возраст которого на момент смерти составлял 50 лет. Сама личность погребенного остается загадкой, и даже, если предположить, что это был фараон Тахарка, остается непонятной сама причина, побудившая его выбрать для себя место захоронения, находившееся так далеко от могил его предков.

6. Упоминания в поздние времена

Тахарка

Ушебти из гробницы Тахарки в Нури. Британский музей

Исследователи сопоставляют фараона Тахарку с "царем Тирхаком", царем Эфиопии (Куша), который вел войну против Синаххериба во времена правления царя Езекии в Иудее (2-я Книга Царств, 19:9; Книга Исайи, 37:9).

События, описанные в Библии, как полагают, происходили в 701 году до н.э., в то время как Тахарка вступил на престол лишь десять лет спустя. По этому поводу было предложено ряд объяснений, одно из которых заключалось в том, что титул "царь" в библейском тексте на самом деле относился к будущей царской титулатуре фараона, который на тот момент, вероятно, занимал должность военного командира.

Греческий историк Геродот в своем фундаментальном труде "История", написанном ок. 450 года до н.э., рассказал о всяческих бедах, ниспосланных богами на армию Синаххериба, которая в итоге была повержена Сетом. Боги послали "множество полевых мышей, которые пожирали все колчаны и тетивы противника, и ели ремешки, которыми они удерживали свои щиты". Как указывает историк, это событие было ознаменовано в "каменной статуе Сета с мышью в одной руке и надписью "Взгляните на меня и научитесь почитать богов"".

По словам английского египтолога Фрэнсиса Левеллина Гриффита, выдвинутая гипотеза должна отождествлять библейского царя с фараоном Тахаркой, а Сета - с его мемфисским священным титулом, "когда он был еще губернатором Нижнего Египта и Верховным жрецом Птаха, и что в должности губернатора он готов был обороняться против угрозы нападения со стороны Синаххериба. В то же время, когда Тахарка находился уже в районе Пелузия, некоторые неожиданные бедствия могли постигнуть ассирийского правителя на границах с Палестиной и отменить его вторжение в Египет".

Тахарка

Некоторые из многочисленных статуэток "ушебти", обнаруженных при раскопках пирамиды Тахарки в Нури. Музей Изобразительных Искусств в Бостоне

В свою очередь, две змеи на короне фараона Тахарки показывают, что он являлся правителем как Обеих Земель Египта, так и Нубии.

Тахарка был также описан древнегреческим историком Страбоном как "достигнувшим Европы" и (цитируя Мегасфена) добравшимся до самых Геркулесовых столбов в Испании.

В 2008 году американский актер Уилл Смит участвовал в разработке сценария к фильму "Последний фараон", который должен был рассказать о временах господства Тахарки.

7. Выводы

Тахарка был тем нубийским правителем на престоле фараонов, во время господства которого власть кушитов в Египте достигла своего апогея. На короткое время Египет восстановил, по крайней мере, частицу своего былого имперского величия, а Тахарка объединил и сосредоточил в своих руках власть над ним. Благодаря своим политическим талантам и бесстрашию, этот правитель в течение многих лет успешно бросал вызов могуществу Ассирийского государства, защищая Египет от чужеземного вторжения. Кроме того, он всегда придерживался многовековых традиций и истории государства фараонов, проявлением чего стала, в частности, весьма обширная строительная программа, реализованная им. Тем не менее, период с последних лет правления его брата Шабатаки и все 26-летнее царствование самого Тахарки прошли под знаменами борьбы с Ассирией, из-за натиска которой нубийцам, в конце-концов, пришлось отступить к своей родной Напате.

Источники
  • Clayton, Peter A. Chronicle of the Pharaohs: The Reign-by-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt. Thames & Hudson. p.190. 2006. ISBN 0-500-28628-0
  • Aidan Dodson & Dyan Hilton, The Complete Royal Families of Ancient Egypt, Thames & Hudson (2004) ISBN 0-500-05128-3, pp.234-6
  • Toby Wilkinson, The Thames and Hudson Dictionary of Ancient Egypt, Thames & Hudson, 2005. p.237
  • K.A. Kitchen, The Third Intermediate Period in Egypt (1100–650 BC), 3rd edition, 1996, Aris & Phillips Ltd,pp.380-391
  • Diop, Cheikh Anta (1974). The African Origin of Civilization. Chicago, Illinois: Lawrence Hill Books. pp. 219–221. ISBN 1-55652-072-7.
  • Bonnet, Charles (2006). The Nubian Pharaohs. New York: The American University in Cairo Press. pp. 142–154. ISBN 978-977-416-010-3.
  • Mokhtar, G. (1990). General History of Africa. California, USA: University of California Press. pp. 161–163. ISBN 0-520-06697-9.
  • Emberling, Geoff (2011). Nubia: Ancient Kingdoms of Africa. New York: Institute for the Study of the Ancient World. pp. 9–11. ISBN 978-0-615-48102-9.
  • Silverman, David (1997). Ancient Egypt. New York: Oxford University Press. pp. 36–37. ISBN 0-19-521270-3.
  • Herodotus (2003). The HIstories. London, England: Penguin Books. p. 153. ISBN 978-0-14-044908-2.
  • F.L. Griffith, Stories of the High Priests of Memphis: The Sethon of Herodotus and the Demotic Tales of Khamuas (1900), p. 11
  • Strabo (2006). Geography. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. p. 7. ISBN 0-674-99266-0.
  • Michael Fleming (2008-09-08). "Will Smith puts on 'Pharaoh' hat". Variety. Retrieved 2008-09-08.
  • „Biblia, to jest Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu”, Brytyjskie i Zagraniczne Towarzystwo Bibilijne, Warszawa 1990.
  • Karl Jansen-Winkeln: The Chronology of the Third Intermediate Period: Dyns 22–24. In: Erik Hornung, Rolf Krauss, David A. Warburton (Hrsg.): Ancient Egyptian Chronology (= Handbook of Oriental studies. Section One. The Near and Middle East. Band 83). Brill, Leiden/ Boston 2006, ISBN 978-90-04-11385-5, S. 234–264
  • Ahmed M. Moussa : A Stela of Taharqa from the Desert Road at Dahshur. In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo (MDAIK) 37, von Zabern, Mainz 1981, S. 331–337.
  • Karol Mysliwiec: Das Konigsportrat des Taharka in Napata. In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo (MDAIK) 39, von Zabern, Mainz 1983, S. 151–157.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 281–283.
Опубликовано: 13 апреля 2016
Обновлено: 14 апреля 2016
Просмотров: 707

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus