Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Сменхкара

Статья находится в рубриках
0
Сменхкара

Этот образ оыбчно приписывают фараону Сменхкара и царице Меритатон, хотя он также может относиться к Тутанхамону и Анхсенпаатон. Старый музей в Берлине

нххеперура Сменхкара Джесер Хеперу (иногда пишется как Семенхкара или Сменкара) - древнеегипетский фараон, который царствовал непродолжительное время в конце XVIII-й Династии. Его имя переводится как "Живое олицетворение Ра" и "Сильный дух Ра, Священный образ". Его царствование приходится на Амарнский период, когда фараон Эхнатон стремился внедрить в древнеегипетское общество новые религиозные взгляды. Также этого фараона следует отличать от царицы, которая использовала имя "Анххеперура Нефернеферуатон" и, по всей видимости, правила после него в качестве фараона.

Фараон Сменхкара оставил после себя очень мало документальных свидетельств, к тому же, более поздние правители пытались всячески уничтожить память об Амарнском периоде. Так, фараон Хоремхеб стремился стереть любые упоминания о продолжительности правления царей, от Эхнатона до Эйе, выдавая период их царствования за свой собственный. Позднее, во времена XIX-й Династии, были предприняты еще более радикальные усилия, чтобы вычеркнуть Амарнский период из египетской истории: они проявились в уничтожении памятников того времени и разрушении города Ахетатона.

 

1. Путаница с именами

Имя фараона Сменхкара было известно еще в 1845 году, когда оно было впервые обнаружено в гробнице Мерира II. На настенных сценах были изображены он сам и "Великая Царица" Меритатон, награждающие владельца гробницы за верную службу. Позднее рельефы с именем царя были вырезаны, однако упоминания о них сохранились в записях Рихарда Лепсиуса от 1850 года.

Через некоторое время египтологи обнаружили другой набор царской титулатуры, использовавшую точно такое же тронное имя: "Анххеперура мери-Неферхеперура [Эхнатон] Нефернеферуатон мери-Уаэнра [Эхнатон]". Это в значительной степени озадачило ученых и привело к большой путанице, поскольку тронные имена, как правило, всегда были уникальными. На протяжении большей части существования современной египтологии доминировала теория о том, что повторение тронного имени было связано с изменением личного имени Сменхакара на "Нефернеферуатон" в какой-то момент его правления, вероятно, в самом начале единовластия. Именно к таким выводам приходит Флиндерс Петри в своих работах от 1894 года.

Сменхкара

Зарисовка рельефа из гробницы Мерира II с упоминаниями имен Сменхкара и Меритатон

К 1970 году наличие признаков женского пола в некоторых версиях имени и, чаще всего, в эпитетах породило различные гипотезы. Среди них, в частности, можно отметить ту, где считалось, что в качестве фараона Сменхкара выступала сама царица Нефертити перед тем, как снова сменить свое имя на женское "Нефернеферуатон". Также при анализе изображений на некоторых стелах, где Эхнатон был показан рядом с другим фараоном в довольно близких, если не интимных, позах, возникла теория о том, что Эхнатон и Сменхкара были гомосексуалистами.

В 1978 году немецким египтологом Рольфом Крауссом впервые была озвучена версия о том, что, возможно, было два царских лица, пользовавшихся одним и тем же тронным именем: фараон-мужчина Сменхкара и фараон-женщина Нефернеферуатон. Десять лет спустя, американский египтолог Джеймс Аллен отметил, что имя "Анххеперура" в сочетании с "Нефернеферуатон" практически всегда включало эпитеты со ссылкой на Эхнатона, такие как "желанная Уаэнра". Также не обнаружилось случаев, когда "длинные" версии упоминаемого тронного имени могли произойти от имени "Сменхкара", как и не было "коротких" версий, как-либо связанных с именем "Нефернеферуатон". Вопрос о женской принадлежности Нефернеферуатон был окончательно решен, когда Джеймс Аллен подтвердил выводы археолога Марка Гобольда о том, что некоторые объекты из гробницы Тутанхамона изначально предназначались для Нефернеферутон: рядом с эпитетом " ... нужный для Эхнатона" удалось разобрать надпись "Ахет-эн-хиэс", т.е "Эффектная для своего мужа". Сменхкара, как законный сын и преемник, мог быть "нужным для Эхнатона", однако второй эпитет мог относиться только к женщине.

К началу XXI века большинством специалистов, изучающих Амарнский период, было признано, что царица Нефернеферуатон и фараон Сменхкара были отдельно правящими представителями XVIII-й Династии (тем не менее, в различных общественных и интернет-изданиях современности до сих пор можно наблюдать путаницу и споры в этом вопросе). Общепризнанным является также тот факт, что использование женских эпитетов с именем "Анххеперура" указывает на Нефернеферуатон, а их отсутствие - на Сменхкара.

Царская титулатура фараона Сменхкара из древнеегипетских источников

Тронное имя

Анх-хепер-у-Ра - ˁnḫ-ḫpr.w-Rˁ - "Живое олицетворение Ра"

Личное имя

Сменхкара-Джесерхеперу - Smnḫ k3 Rˁ ḏsr ḫpr.w - "Сильный дух Ра, священный образ"

2. Доказательства существования

Сменхкара

Шаровидная ваза из гробницы Тутанхамона с именем фараона Сменхкара

Помимо уже упоминаемых изображений из гробницы Мерира II в распоряжении современных исследователей имеется несколько улик, которые позиционируют Сменхкара, как египетского правителя:

    • Кальцитовая "шаровидная ваза" из гробницы Тутанхамона, на которой изображены полный двойной картуш Эхнатона рядом с полным двойным картушем Сменхкара. Это единственный объект, где имена двух фараонов указаны бок о бок;
    • Фрагмент винного сосуда с сохранившимся на нем маркировочным ярлыком от "1-го года винного Дома Сменхкара", что может указывать на непродолжительное правление фараона. На другом подобном фрагменте имеется упоминание о "Доме (умершего) Сменхкара", что изначально трактовалось как то, что правитель умер в первый год уборки урожая; в последнее время, однако, была выдвинута гипотеза, согласно которой здесь имелась в виду собственность покойного монарха, продолжавшая производить вино в первый год правления его преемника;
    • Зарисовка каменного блока, на котором имелись полные имена Сменхкара и Меритатон в качестве "Великой царицы", сделанная до того, как сам блок был утерян;
    • Флиндерс Петри задокументировал 5 колец-печатей с именем "Анххеперура" и еще 3 кольца с именем "Сменхкара" во время своих раскопок дворцовых руин в Амарне. Одним из примеров этих находок является экспонат UC23800, выставленный ныне в музее Петри, на котором четко видны иероглифические элементы "джесер" и "хеперу" и часть символа "ка". Позднее, когда древний город был полностью очищен от песка, Джон Пендлбери обнаружил больше подобных свидетельств;
    • Кольцо с именем "Сменхкара" из Малкаты в Фивах;
    • Вероятно, самым значимым памятником этого фараона был огромный зал, площадью более 125 квадратных метров и насчитывающий более 500 колонн. Он являлся последней пристройкой к центральной части амарнского дворца и был известен как "Зал Радости", "Зал для коронаций" или просто как "Зал Сменхкара", поскольку здесь было обнаружено великое множество кирпичей, проштампованных именем "Анххеперура".
    • Очень редкими являются изображения Сменхкара. Помимо росписей из гробницы Мерира II с ним часто связывают изображение, показывающее правителя Амарны вместе со своей царицей, гуляющими в саду. Стоит заметить, что данный памятник никак не подписан, однако в виду того, что образы царской четы на нем не похожи на изображения Тутанхамона и его жены, то многими учеными они часто считаются изображенными Сменхкара и Меритатон. Хотя иногда возникают версии, что это Эхнатон и Нефертити;
    • Надпись в гробнице Паири (TT139), от времени правления Анххеперура Нефернеферуатон, упоминает функционирование "храма Анххеперура" для бога Амона.
    • Также несколько обнаруженных предметов из гробницы Тутанхамона носят имя фараона Сменхкара:
    • Льняные одежды, украшенные 39 позолоченными цветками ромашек или маргариток и 47 другими узорами, среди которых были обнаружены тронное имя Сменхкара наряду с именем Меритатон;
    • Задокументированный Г. Картером (№101s) белый платок с именем "Анххеперура";
    • Составной лук (Картер, №48h) и льняные полоски для мумии (Картер, №256b), переадресованные Тутанхамону.
Сменхкара

Второй антропоморфный гроб Тутанхамона из его гробницы, возможно, изначально предназначавшийся для Сменхкара

Менее очевидным, но гораздо более впечатляющим свидетельством является второй антропоморфный гроб, содержащий мумию Тутанхамона. На нем лицо изображено гораздо более квадратной формы, чем у других гробов, и совсем не похоже по своим очертаниям на золотую маску и другие изображения Тутанхамона. Гроб выполнен в стиле "риши" и инкрустирован цветным стеклом - особенность, которая прослеживается только на нем и еще одном гробу из гробницы KV55, предположительно служившей местом захоронения для мумии Сменхкара. Поскольку оба царских картуша, начерченных на нем, имеют явные признаки вносимых в них позднее изменений, египтологи Додсон и Харрисон сделали вывод, что изначально гроб, скорее всего, предназначался для фараона Сменхкара, но немного позднее был присвоен Тутанхамоном.

В тот период исследований, когда считалось, что Сменхкара использовал в качестве своего второго имени имя "Нефернеферуатон", в качестве доказательств его существования выступали различные фрагменты памятников, интерпретация которых иногда бросала вызов всякой логике. К примеру, на основе фрагмента винного сосуда с упоминанием "Дома (умершего) Сменхкара" было высказано предположение, что фараон обратно мог изменить свое имя, прежде чем умереть.

Из-за того, что правление этого фараона было недолгим и, соответственно, со времени его правления сохранилось весьма немного памятников, все же нет никаких оснований считать, что он мог выступать только в качестве соправителя. Его значение, несомненно, было больше, чем просто "несколько колец и ярлыки на винных сосудах" или "появления его имени на нескольких памятниках в самом конце царствования Эхнатона", как это слишком часто любят повторять в различных публикациях.

3. Соправитель Эхнатона

Изображения в гробнице Мерира, показывающие Сменхкара в качестве самостоятельного правителя, а также надписи на обнаруженных фрагментах кувшинов, где он называется зятем Эхнатона, по все видимости, указывают на то, что Эхнатон и Сменхкара царствовали совместно. Тем не менее, сцены в гробнице Мерира никак не датированы, а сам Эхнатон в них нигде не упоминается. Надписи же на фрагментах погребальной утвари можно расценить, как попытку одного царя ассоциировать себя со своим предшественником. Простое объединение имен, особенно на предметах быта, не может являться убедительным доказательством со-регенства.

Чтобы сделать этот вопрос еще более запутанным, стоит напомнить, что первым кандидатом на совместное правление с Эхнатоном, а также его прямым преемником, выступает женщина по имени Анххеперура Нефернеферуатон.

3.1. Нефернеферуатон
Сменхкара

Деревянная деталь ящика из гробницы Тутанхамона (№001K) с начертанными на ней в иератическом стиле именами Эхнатона, Нефернеферуатон и Меритатон

Признаки прямых связей между Нефернеферуатон и Эхнатоном являются более существенными. Как уже упоминалось выше, практически на всех, кроме немногих, картушах ее имя связывается с Эхнатоном в форме " ... желанная (для) Неферхеперура [тронное имя Эхнатона]" или "... желанная (для) Уаэнра [эпитет тронного имени Эхнатона]".

Многие вещи из гробницы фараона Тутанхамона либо носят имя этой женщины, либо же имеются явные следы, что изначально они были сделаны для нее, а позднее на них было добавлено имя Тутанхамона. К таким вещам можно отнести потрясающую золотую пектораль с изображением богини Нут, каменный саркофаг фараона, оберточную ткань для мумии, царские фигурки, различные браслеты и погребальные канопы. Особый интерес представляет небольшая деталь деревянного ящика (Картер, №001K) с выгравированными на ней в иератическом стиле именами Эхнатона, Нефернеферуатон и Меритатон, как "Великой Царицы".

Также имеется целый ряд стел, на которых изображен Эхнатон вместе с женской фигурой в царской короне. Большинство из этих памятников повреждены либо имена на них стерты, но тем не менее они наглядно свидетельствуют об объединении власти Эхнатона с женщиной-соправителем, которую, к сожалению, невозможно идентифицировать по имени.

Одна из таких стел (экспонат №17813 в Берлинском музее) изображает двух царских персонажей в довольно близкой, если не в интимной, позе. На одной из фигур одета двойная корона, в то время как другая, изображенная с явно женскими признаками, носит "синюю" корону или "хепреш". Набор из трех пустых картушей, начертанных рядом с ними, можно объяснить лишь возможными именами царя и царицы. Таким образом, это может означать, что Нефертити в какой-то определенный период времени могла выступать в качестве законного соправителя Эхнатона, однако, по всей видимости, ей никогда не принадлежала полная власть фараона, о чем может свидетельствовать отсуствие такого важного признака, как двойной картуш.

На еще одной стеле из Берлинского музея (№25574) четко изображены Эхнатон и Нефертити в ее привычной высокой короне. Над ними находятся четыре пустых картуша - вполне достаточно для обозначения двух царей; один из картушей, похоже, был добавлен позже остальных. Египтолог Николас Ривз видит в этом важное свидетельство того, что женщиной-сорегентом Эхнатона выступала Нефертити. Когда создание стелы началось, она выступала в качестве царицы в стандартной для нее плоской короне, однако вскоре она возвысилась до должности соправителя, и на стеле был добавлен четвертый картуш для обозначения полной титулатуры двух царей.

Возможно, наиболее важным свидетельством по вопросу Нефернеферуатон выступала бы еще одна стела, если бы не была так сильно повреждена. Ее останки были обнаружены в 1891 году и ныне хранятся в музее Петри (эксп. UC410), называясь "Стелой сорегента". На этой стеле, большая часть которой отсутствует, имеются читаемые надписи, которые изображают двойной картуш фараона Эхнатона рядом с царским именем "Анххеперура Мери-Уаэнра Нефернеферуатон Ахет-эн-хиэс ("эффектная для мужа")". Изначально на этом месте был картуш с именем Нефертити, который однако был стерт вместе с присутствующим рядом именем Меритатон, чтобы освободить место для двойного картуша царицы Нефернеферуатон.

Личность Нефернеферуатон до сих пор является предметом для дискуссий. Изначально Сменхкара и Нефернеферуатон считались одним и тем же человеком, прежде всего из-за идентичного тронного имени. Сегодня же эту царицу все чаще отождествляют либо с Нефертити, либо с Меритатон.

3.2. Другие интерпретации
Сменхкара

Берлинская стела №17813

Из вышеизложенного анализа складывается впечатление, что нет каких-либо существенных доказательств для того, чтобы выдвигать Сменхкара в качестве возможного соправителя и преемника Эхнатона. Тем не менее, более ста лет назад появилась теория о том, что Сменхкара и Нефернеферуатон выступали одной и той же личностью, поэтому если все имеющиеся доказательства для каждого из них относить к одному человеку, то будет вполне естественно, логично и очевидно сделать вывод, что он/она однозначно был/была сорегентом и законным преемником.

На некоторых находках Сменхкара упоминается как зять Эхнатона, а его образ в синей короне изображен в гробнице Мерира, что наталкивает некоторых египтологов на мысль о его возможном соправлении. Тем не менее, следует учитывать, что имя Сменхкара фигурирует только в период правления Эхнатона, и о каком-либо единоличном его правлении нельзя сегодня говорить с уверенностью.

Имя Нефернеферуатон выступает в качестве относительно недавнего дополнения к общей картинке по этому вопросу. Большая часть доказательств о ее существовании была изъята из полустертых и сильно поврежденных надписей, и в качестве реально существующего человека она была признана в течение последних 20 лет. Многие обзорные статьи из различных энциклопедий, музейных хронологий, исторических атласов и списков царей даже не упоминают о ней. Однако в ее случае, надпись в гробнице чиновника Паири с упоминанием "храма Анххеперура" указывает на четкое наличие единоличного правления и сорегенства; открытым остается вопрос интерпретации личности соправителя.

В результате этого, современные египтологи по-прежнему разделены в своих мнениях относительно личности соправителя Эхнатона и непосредственного преемника.

На основе изображений из гробниц Мерира Айдан Додсон предполагает, что Сменхкара выступал лишь в качестве соправителя, начиная примерно с 13-го года царствования Эхнатона, а найденные археологами винные ярлыки могут говорить о том, что по прошествию нескольких лет с прежним царским имуществом продолжали проводится некоторые операции. По мнению ученого, вскоре после Сменхкара место соправителя заняла Нефертити в качестве царицы Нефернеферуатон (возможно, с сокращенными отличиями), а затем и преемника. Основным аргументом против данной гипотезы до последнего времени выступало предположение, что Нефертити умерла в тот период, как всякие упоминания о ней исчезают из официальных записей (после 13-го года правления Эхнатона).

С другой стороны, египтолог Джеймс Аллен на основе имеющихся стел и именных эпитетов видит Нефернеферуатон в качестве непосредственного сорегента Эхнатона. Исследователь предполагает, что Нефертити умерла и оставила после себя дочь по имени Нефернеферуатон-ташерит ("ребенок"), впоследствии ставшей царицей Нефернеферуатон. После 2-3 лет правления на ее место приходит Сменхкара. Египтолог также размышляет, что "оба" сорегента в данном случае следовали за Эхнатоном: Нефернеферуатон была "выбранным" преемником Эхнатона, а Сменхкара выступал в качестве конкурирующего царя, использующего такое же тронное имя, возможно, в надежде затмить таким образом неприемлемый выбор Эхнатона.

Другие ученые выдвигают на место разлиных форм Нефернеферуатон царицу Меритатон, подчеркивая этим самым ее возросшее значение для Эхнатона в период междуцарствия. К примеру, Марк Габольд уже давно поддерживает гипотезу, в которой она продолжала править как Нефернеферуатон сразу после смерти Сменхкара. основным аргументом, опровергающим эту и другие подобные теории, является ящик из гробницы Тутанхамона, на котором указаны три имени рядом: Эхнатон, Меритатон и Нефернеферуатон.

Следует отметить, что несколько теорий о преемственности всё же учитывают все имеющиеся доказательства, однако редко предлагают объяснение по поводу использования одного и того же тронного имени. Айдан Додсон, например, относит соправление Сменхкара к 13-14 годам царствования Эхнатона, в то время как построенный при нем зал в Амарне датируется, как правило, 15-м годом. Безусловным является тот факт, что этот большой зал должен был датироваться каким-то знаменательным событием при жизни Анххеперура.

Сменхкара

Льняной белый платок из гробницы Тутанхамона с именем 'Анххеперура'. Каирский музей

Хронологическое размещение Сменхкара в гипотезах Дж. Аллена выглядит не лучше. Ученый полагает, что поскольку работы над строительством амарнских гробниц были прекращены примерно в 13-й год правления Эхнатона, то и изображения Сменхкара, как египетского царя, в гробнице Мерира II также должны датироваться 13-м годом. Неясным остается лишь тот факт, почему он не оставил после себя ни единого следа, кроме винного ярлыка, в течение последующих 5-6 лет (14-17 гг. правления Эхнатона и 2-3-летнее царствования Нефернеферуатон).

Теория Габольда о правлении Меритатон, в свою очередь, имеет ряд проблем с сопоставлением на различных частных стелах с изображениями женщины-соправителя и Эхнатона, который в таком случае был бы уже мертв к началу ее царствования. Ученый объясняет это тем, что, вероятно, стелы являются ретроспективными, изобрающими покойного фараона в качестве наставника для своего преемника. Тем не менее, Аллен опровергает эту гипотезу, указывая на то, что все стелы являются частными, а повседневные взаимодействия, изображенные на них, скорее всего, указывают на двух живых людей.

4. Храм Анххеперура

Учеными была обнаружены одна из самых интригующих улик, связанных с египетскими царями, носящими имя "Анххеперура". В фиванской гробнице №139 (TT139) имеется иератическая надпись, которая начинается со слов:

"3-й год царствования, третий месяц Наводнения, 10-й день. Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Двух Земель, Анххеперура, Любимец Атона, Сын Ра, Нефенеферуатон, Любимец Уаэнра. Исповедуясь Амону и целуя землю для Уэненнефера, мирского жреца, писец божественных подношений Амона в Доме [храме] Анххеперура в Фивах, Пауи, рожденный Иотефсенебом, говорит: ... "

Поскольку имеется прямая ссылка на правящего царя, то данная надпись может быть непосредственно привязана ко времени правления Анххеперура Нефернеферуатон и предполагает, что подношения в честь бога Амона в заупокойном храме были сделаны на третьем году ее правления. Также представляется очевидным тот факт, что третий год правления Анххеперура можно отнести к 3-5 годам после смерти Эхнатона, когда уже был снят запрет на поклонение другим богам, и связи между Амарной и культом Амона проявлялись все теснее.

Однако, кому на самом деле принадлежал этот храм: Анххеперура Сменхкара или Нефернеферуатон? По мнению Джеймса Аллена, поскольку указанное в надписи имя не несет никаких эпитетов, то храм стоит относить к Сменхкара. Додсон также соглашается с этим подходом, благодаря тому, что "первый со-регент Эхнатона, Сменхкара, сильно связывается с культом Амона". Если это действительно так, то Сменхкара, вероятней всего, предшествовал Нефернеферуатон на престоле соправителя и построил свой заупокойный храм, который носил его тронное имя в 3-й год правления последней.

С другой стороны, Аллен, кажется, игнорирует собственные гипотезы по этому поводу, обращаясь к этому храму как к "ЕЕ возможному заупокойному храму". Он объясняет это тем, что, возможно, это единственный случай, когда эпитеты не применялись к имени царицы. В том числе ссылка на культ Эхнатона в храме, посвященном Амону, могла быть оскорбительной и неполиткорректной на то время, что, вероятно, является самым простым ответом: момент открытия или ввода в эксплуатацию святилища Амона в качестве своего заупокойного храма мог стать одним из лучших способов загладить собственную вину перед культом Амона. Данная теория хоть и не проясняет вопрос преемственности, однако устраняет единственную возможную ссылку на Сменхкара после правления Эхнатона.

5. Граффити 16-го года правления Нефертити

Сменхкара

Сильно повржденная 'Стела сорегента'. Музей Петри, эксп. UC410

В декабре 2012 года представители Левенской Археологической миссии объявили об обнаружении в одном из известняковых карьеров в Среднем Египте иератической надписи, в которой упоминались какие-то строительные работы в Амарне. По сведениям ученых, текст оказался сильно поврежден, однако докторант Афина ван дер Перре все же сумела прочитать его, чтобы определить дату его написания, которая восходила к 16-му году совместного царствования Эхнатона и Нефертити, упоминаемой главной женой фараона. Тем не менее, перевод надписи нигде не был опубликован, а общая информация о нем имеется лишь из краткого пресс-релиза группы.

В настоящее время изучение этой надписи продолжается, однако уже становится ясно, что царица Нефертити продолжала оставаться в здравии на 16-м году правления Эхнатона, но все так же занимая положение его главной супруги. По крайней мере, данная находка обесценивает общепринятое до этого времени мнение, что она умерла примерно на 13-14-м году правления Эхнатона. Год 17-й, по всей видимости, оказался последним для Эхнатона, и, принимая во внимание также данные из "Стелы сорегента" (UC410), можно предположить, что к этому времени рядом с ним на троне восседала женщина-соправитель, действующая от имени фараона.

Какие-либо другие доказательства по данному вопросу египтологам пока что не удалось обнаружить. Становится очевидным лишь тот факт, что, поскольку фараон и царица упоминаются в надписи все еще в качестве семейной четы, то период, минувший после ее написания и до появления сорегента, составляет не более одного года.

6. Хеттские упоминания о царице Дахамунзу

Памятник хеттской литературы "Деяния Суппилулиума", написанный сыном этого царя, Мурсили II, иногда используется современными учеными для разрешения проблемы преемственности власти в Египте после фараона Эхнатона. Вследствие детального изучения документа родились несколько различных гипотез.

В документе идет речь о посланиях хеттскому правителю Суппилулиуму, написанных от имени египетской царицы Дахамунзу. Она рассказывает ему, что умер ее муж - царь Нибхурурийя, - и просит его прислать в Египет одного из своих сыновей, чтобы тот женился на ней, поскольку "у нее нет сыновей, а он имеет их великое множество" и чтобы его сын "стал царем Египта". Хеттский царь высказывает опасения по этому поводу и, с целью проверки отсутствия законного наследника мужского пола, отправляет своего посланника. Египетская царица записывает обратное послание Суппилулиуму, обвиняя его в подозрениях о лжи насчет сына и указывая, что никогда не согласиться заключить брак со "слугой". После этого Суппилулиум все-таки решает прислать одного из своих сыновей по имени Заннанза, однако тот вскоре после отбытия умирает. Американским египтологом Бобом Бриером высказывалось предположение, что он был убит на границе с Египтом противниками его восхождения на египетский престол, но, тем не менее, к настоящему моменту не обнаружено никаких явных доказательств тому, что этот сценарий развивался именно таким образом: принц также мог умереть в пути от смертельной травмы, несчастного случая или болезни.

Традиционно, в качестве царицы Дахамунзу (вероятно, хеттская транслитерация древнеегипетского выражения "та хемет несу" или "жена царя") рассматривается Анхесенамон, поскольку у нее не было сыновей, и, в конечном счете, она была вынуждена выйти замуж за "слугу" Эйе. Имя умершего правителя "Нибхурурийя", как правило, относится к тронному имени Тутанхамона "Небхеперура". Однако некоторые ученые утверждают, что оно может также служить ссылкой на тронное имя Эхнатона "Неферхеперура", и, конечно, стандартная форма для царских имен XVIII-й Династии "(Х)-хепер-у-Ра" делает это предположение вполне возможным. Из всех мужских имен в этот период только фараон Сменхкара может быть исключен, поскольку его тронное имя в переводе на хеттский будет передавать нечто вроде "Анахурийя".

Анализируя записи о царице Дахамунзу, исследователь Джаред Миллер отмечает, что слово ""раб" или "слуга", скорее всего используется в уничижительной манере, а не в буквальном смысле, и, вероятно, служит ссылкой на реального человека / людей, которые могли быть выдвинуты в качестве возможных кандидатов на царский престол". Поэтому если упоминание "слуга" указывает не только на Эйе, то Нефертити и Меритатон также могли стать потенциальными кандидатками на место Дахамунзу. В случае вышеизложенного сюжета, для того, чтобы добиться успеха в своих намерениях и предотвратить или отсрочить брак со "слугой", царице пришлось бы задействовать невероятное количество личных сил или же вопользоваться поддержкой могучих и влиятельных сторонников, во время поездок или переписок с ними. Миллер также считает, что соотношение солнечного божества с хеттским царем могло стать мотивирующим фактором для царицы в ее выборе между хеттскими и вавилонскими правителями.

6.1. Отождествление с Нефертити
Сменхкара

На этой незавершенной стеле женская фигура считается Нефертити, одетой в Синюю корону 'хепреш' и наливающую вину в чашу Эхнатона. XVIII-я Династия. Старый музей в Берлине

Николас Ривз отождествляет Дахамунзу с царицей Нефертити. После 17 лет правления вместе с мужем она, конечно, могла заручиться достаточной поддержкой и связями с чужеземными правителями. И хотя она пишет послание хеттскому царю от своего имени, она также могла выступать на тот момент и в качестве правителя Нефернеферуатон, возможно, чтобы таким образом обезопасить себя или предусмотреть со-регенство по типу такого же, которое она имела вместе с Эхнатоном.

Аргументом против Нефертити выступает тот факт, что она могла скрывать по крайней мере присутствие одного мужского представителя царского рода от шпионов и посланников Суппилулиума. Кроме того, если царь хеттов знал о Тутанхамоне или Сменхкара, а не только использовал свою проницательность в данном вопросе, то следует исходить из того, что он не был настолько беспощадным и готовым идти на крайности, чтобы рисковать жизнью одного из своих сыновей в начинании, в котором заподозрил бы обман. Но с другой стороны, образ Нефертити достаточно изучен для того, чтобы предположить, что царица была полностью информирована о таких тонкостях хеттской культуры, как отождествление Суппилулиума с хеттским богом солнца.

6.2. Отождествление с Маритатон

Как указывается на коробке из гробницы Тутанхамона, после Нефертити место царской жены рядом с Эхнатоном заняла Меритатон. В ряде своих работ Марк Габольд высказывает предположение, что именно она выступала в качестве царицы Дахамунзу, а умершим царем следует считать Эхнатона. Ученый также предполагает, что сын хеттского правителя Заннанза все-таки добрался до Египта, занял место фараона, как Сменхкара, но вскоре после этого умер. Именно после смерти Сменхкара / Заннанзы царица Меритатон смогла взять полную власть в свои руки в качестве Нефернеферуатон.

Несмотря на эти доводы, Меритатон выступает в качестве наименее вероятного кандидата на основании того, что в момент смерти Эхнатона ей было лишь около 20 лет. С другой стороны, Анхесенамон было примерно 25 лет, и до этого, по некоторым данным, она выступала 10 лет в качестве царской жены. Кажется маловероятным, что молодая Меритатон смогла бы строить какие-либо козни, чтобы обмануть Суппилулиума, одновременно поддерживая свое междуцарствие, сопротивляясь домашнему давлению жениться на "слуге" и скрывая присутствие наследника мужского пола в лице Тутанхамона.

6.3. Отождествление с Анхесенамон

В поддержку Анхесенамон в разрешении данного вопроса выступает гипотеза о том, что тело Тутанхамона "оставалось лежать" для всеобщего обозрения еще некоторое время после его смерти. Хеттские источники указывают на то, что он умер осенью, однако его нагрудная пектораль с элементами цветков васильков может указывать, что он не был похоронен до апреля или мая. Таким образом, возможно, у царицы было время для поездок и написания писем. Аргументом в пользу Анхесенамон может также выступать деятельность при ее жизни Эйе или Хоремхеба, или обоих одновременно. Против данной теории, как правило одновременно делая ее еще проще, выдвигаются объяснения, что задержка с погребением тела фараона являлась результатом его неожиданной смерти и незавершенности гробницы на тот момент.

Детали истории о Дахамунзу и Заннанзе взяты полностью из хеттских источников, написанных через много лет после этих событий. Поэтому существует вероятность того, что Мурсили II пересматривает данную историю на свой взгляд, возлагая полную отвественность за фиаско в ней на египтян, оставляя многие детали неясными.

7. Правление Сменхкара

Единственной засвидетельствованной датой царствования фараона Сменхкара является "1-й год", который упоминается на винном ярлыке от имени "дома Сменхкара". Эта дата может относиться либо к царствованию самого Сменхкара, либо же к его правопреемнику, оставляя под сомнением тот факт, что он мог править более года. Как уже отмечалось ранее, А. Додсон считает, что Сменхкара являлся соправителем Эхнатона на 13-м году его правления, так ни разу и не выступив в качестве единоличного монарха. В то же время Дж. Аллен указывает Сменхкара как преемника Нефернеферуатон.

Есть также некоторые другие ученые (Джаред Миллер, Рольф Краусс, Эрик Хорнунг), которые высказывают мнение, что этот фараон мог править 2 или 3 года, основываясь на сохранившихся с того времени многочисленных винных ярлыках, датированных 2-м и 3-м годами, однако не указывающими царское имя. И хотя данную версию поддерживает ограниченный круг египтологов, она все же открыта для возможных дискуссий на этот счет и не может считаться непреемлемой.

Четких доказательств о единоличном царствовании Сменхкара до сих пор не обнаружено.

8. Смерть и погребение

Сменхкара

Оскверненный царский саркофаг из гробницы KV55.

В 1907 году во время археологических работ в Долине Царей командой исследователей под покровительством Теодора Дэвиса и возглавляемой Эдвардом Р. Айртоном была обнаружена доселе неизвестная гробница. В ней ученые нашли ряд различных погребальных объектов, предназначавшихся разным людям, неизвестную мумию, а также святилище для царицы Тийи, построенное Эхнатоном. Это натолкнуло Дэвиса на мысль, что усыпальница принадлежала царице Тийе, и он обозначил ее как "KV55". Эту гробницу также иногда называют тайником, поскольку предметы в ней были собраны, по всей видимости, из различных захоронений и адресовались разным усопшим. К примеру, святилище для Тийи, так называемые "магические кирпичи" с картушем Эхнатона и алебастровые канопы, предназначавшиеся для одной из его жен Кийе.

Однако особый интерес все-таки представляет мужская мумия, обнаруженная в гробнице. Гроб для нее был выполнен в стиле "риши", характерном для XVIII-й Династий, но был частично поврежден, а всякие упоминания о его владельце стерты. Как правило, принято считать, что изначально он предназначался для женщины, возможно, жены Эхнатона Кийи, но позже был переделан для погребения в нем мужчины. В последнее столетие, в ходе ряда гипотез среди историков и египтологов, главными кандидатами на место этого человека стали Эхнатон либо Сменхкара.

В случае, если погребенным был Эхнатон, то это могут подтверждать надписи на кирпичах и некоторые видоизмененные надписи на самом гробе. В пользу Сменхкара говорит предполагаемый возраст мумии человека, которому на момент смерти было 18-26 лет, что никак не может соответствовать Эхнатону, который царствовал в течение 17 лет и являлся отцом для своих детей с первого года своего правления. Тем не менее, в гробнице не обнаружено абсолютно ничего, что может быть идентифицировано с именем Сменхкара. Сама гробница явно не выглядит царской, и, конечно, врядли могла предназначаться Эхнатону.

8.1. Ранние исследования мумии

Останки мумии были рассмотрены учеными несколько раз за минувшее столетие, в том числе Э. Смитом (в 1912 г.), Д. Дерри (1931), Р. Дж. Харрисоном (1966), Э. Строухолом (1998/2000) и Дж. Филер (2001). В 1995 году Эдвард Венте провел черепно-лицевой анализ (а также изучил рентгеновские снимки прошлых лет) для нескольких обнаруженных в разных тайниках мумий, в основном, из XVIII-й Династии, для того, чтобы более подробно разобраться в отношении настоящих личностей каждой из них. Серия сравнительных тестов по останкам мумий из гробницы KV55 и Тутанхамона была опубликована еще в 1974 году в издании "Nature". Также мумия из KV55 была подробно рассмотрена Харрисоном в 1988 году, но были опубликованы лишь общие результаты. В последнее время (2010 г.) исследования в этой области проводили З. Хавасс, Й. Гад и другие.

Выводы Джойс Филер во многом подтвердили проведенный в 2010 году анализ мумии. Исследовательница отмечает, что "... этот человек был достаточно молодым, и когда он умер, ему было между 18 и 21 годами". Она заключила:

"Человеческие останки из гробница KV55, которые были мне предоставлены, принадлежат молодому челвоку, который не имел каких-либо очевидных аномалий и был не старше 20 лет, вероятно, даже на несколько лет моложе".

в основном, это соответствовало предыдущим результатам (18-26 лет) с учетом имеющихся на то время технологий. Например, еще Дерри пришел к выводу, что умершему было около 23 лет, а Строухол дал ему возростной диапазон от 19 до 22 лет. Исследования Венте позволили выявить очевидное сходство между черепами мумий из KV55, Тутанхамона и Тутмоса IV. А тесты из "Nature" указывали на то, что мумии из KV55 и Тутанхамона имели одну и ту же редкую группу крови. Согласно всем этим данным, мумия из KV55 считалась отцом или братом Тутанхамона. В этом случае, отношение к брату казалось более вероятным благодаря наличию молодого возраста на момент смерти.

8.2. Генетические тесты с 2010 года
Сменхкара

Череп мужской мумии из гробницы KV55, возможно, принадлежавший фараону Сменхкара

В 2010 году мумия из гробницы KV55 подверглась ряду генетических тестов и компьютерной томографии, результаты которых были опубликованы в международном медицинском еженедельнике "JAMA" и транслировались по телевидению благодаря поддержке "National Geographic". В ходе генетического анализа, "статистические данные показали, что мумия из KV55, скорее всего, приходилась отцом Тутанхамона (с вероятностью +99,99999981%), а мумия "молодой леди" из KV35 может быть идентифицирована как его мать (99,99999997%)". Отчет также указывал на то, что люди, останки которых были обнаружены в KV55 и KV35, могли приходится друг другу родными братом и сестрой и быть детьми Аменхотепа III и царицы Тийи.

Компьютерная томография, проведенная над мумией из KV55, показала, что она была намного старше, чем заявлялось ранее.

"Новая компьютерная томография мумии из KV55 также выявила возрастную дегенерацию в позвоночнике и признаки остеоартрита в коленных суставах и ногах. Оказывается, что человек умер ближе к 40 годам, чем к 25, как это указывалось первоначально. Таким образом решив проблему возрастного несоотвествия, мы можем заключить, что мумия из гробницы KV55, была сыном Аменхотепа III и Тийи, а также отцом Тутанхамона, что практически наверняка идентифицирует ее с Эхнатоном. (Но так как мы очень мало знаем о Сменхкара, он также не может быть полностью исключен.)"

Захи Хавасс. "Семейные тайны Тутанхамона", National Geographic, 2012 год

Однако, кроме наличия дегенерации позвоночника, каких-либо других доказательств, говорящих о столь зрелом возрасте умершего, не нашлось. Поэтому вскоре стали появляться работы, оспаривающие такую оценку возраста мумии и ее идентификацию с Эхнатоном. К примеру, Филер и Строухол опираются на несколько показателей для определения молодого возраста мумии, а нижеследующий анализ в этой области привел еще один аргумент в пользу того, что умерший на момент смерти находился в довольно молодом возрасте. Письмо, пришедшее в редакцию журнала "JAMA" из Университета штата Аризона (США) от биоархеолога Бренды Дж. Бейкера, было опубликовано на сайте "Archaeology News Network" и является образцом инакомыслия в данном вопросе:

"Специалист в области человеческой остеологии и палеопатологии Б. Дж. Бейкер видит проблему в связи с идентификацией скелетной мумии из KV55 как отца Тутанхамона, Эхнатона. Авторы [Хавасс и другие, указанные в "JAMA"] определили возраст этого индивидуума на момент смерти, как 35-45 лет, не приводя на этот счет никаких доказательств, что опровергает хорошо известные более ранние исследования мумии, где значится возраст 18-26 лет. Ранние анализы - задокументированные письменные описания, фотографии и рентгенограммы - показывают образцы слитых и неслитых эпифизов (шишковидные расширения на концах костей) по всему скелету, что указывает на человека, находящегося в гораздо более молодом возрасте на момент смерти, чем Эхнатон. Бейкер также использует фотографию лобкового симфиза таза, чтобы сузить возможный возраст мумии из KV55 до 18-23 лет, используя последние технологии, применяемые в современной остелогии и судебной антропологии".

Бренда Дж. Бейкер. "Мумия KV55 - не Эхнатон". Статья от 4 июня 2010. Archaeology News Network, декабрь 2012 г.

Экспертиза мумии из KV55 была также проведена чешским антропологом Юджином Строухолом в 1998 году. Он опубликовал свои результаты в 2010 году, в которых совершено исключает возможность принадлежности к Эхнатону:

"Довольно обширный список биологических особенностей мужского скелета из гробницы KV55 показывает, что его возраст на момент смерти может быть определен в диапазоне 19-22 лет, что полностью согласуется с результатами предыдущих исследований Харрисона (1966) ... Он не обладает ни малейшими признаками какой-либо стоматологической паталогии или даже начальными дегенеративными изменениями в позвоночнике и других суставах".

Юджин Строухол, "KV55: Выводы 1998/2010 гг."

Другие критики отмечают, что исследования в данном вопросе еще не завершены. Венте указывает на то, что обе мумии, KV55 и Тутанхамона, имеют очень сильное черепно-лицевое сходство с мумией Тутмоса IV, однако последняя так и не была протестирована на этот счет. Доктор Дилан Бикерстафф называет "почти извращенным" тот факт, что мумия юного принца из KV35, так называемого "мальчика на лодке", до сих пор не была проанализирована должным образом, в отличие от обнаруженных там же "Старой" и "Молодой леди". Этот мальчик с большой долей вероятности может оказаться старшим братом Эхнатона, принцем Тутмосом, или даже малоизвестным Сменхкара, учитывая, что обе женщины из KV35, как известно, связаны родственными узами с Тутанхамоном.

Остается сделать вывод из всех вышеизложенных данных по этому вопросу, что хотя и кажется наиболее вероятным, что неизвестная мумия из гробницы KV55 может быть отцом Тутанхамона, для многих ученых ее идентификация как Эхнатона остается крайне сомнительной, как и раньше.

8.3. Погребение
Сменхкара

Царская золотая пектораль в виде грифа, находившаяся возле головы мумии из гробницы KV55

Находясь в месте своего захоронения без каких-либо отличительных древнеегипетских атрибутов, мумия из гробницы KV55, по всей видимости, была не столько погребена, как утилизирована. Поскольку убедительным является тот факт, что эта мумия при жизни приходилась очень близким родственником Тутанхамону, возможно, даже отцом, то тогда возникает законный вопрос: почему для нее было проведено такое никчемное погребение? Ответ может быть довольно простым: потому что по прошествию некоторого времени она была изьята из своей настоящей гробницы и помещена в KV55.

Семья Эхнатона и его ближайшее окружение готовили для себя гробницы в некрополях Амарны, но не Фив. Как становится ясным из свидетельств в гробнице чиновника Мерира, работы по строительству этих гробниц были резко остановлены после 13-го года правления Эхнатона. Примерно в это же время значительное число приближенных к фараону людей скончались, включая троих дочерей Эхнатона, его мать и жену Кийю. В одном из "амарнских писем" (№35) царь Аласии шлет свои извинения Эхнатону за то, что прислал довольно скромный приветственный подарок из меди в виду того, что чума скосила многих его рабочих в медных шахтах. Вполне возможно, что в то время что-то подобне могло настигнуть и Амарну, если не весь Египет.

После окончательного переезда из Амарны преемник Эхнатона мог бы столкнуться с острой нехваткой свободных гробниц для царских перезахоронений. Особенно нелегкая участь в этом плане могла постигнуть Сменхкара, поскольку он умер молодым и царствовал столь недолго,что даже не успел накопить сколько-нибудь серьезные богатства для гробницы, подобающей древнеегипетскому монарху. В конце концов, гробница с его мумией и доступными предметами, по-видимому, была просто опечатана без каких-либо особых почестей.

Исходя из имеющихся наблюдений, при погребении мумии гробница KV55 была вскрыта, а затем опечатана во второй раз. Сохранившиеся остатки печатных пломб датируются концом XVIII-й Династии и указывают, что гробница была введена в эксплуатацию и закрыта, вероятно, во времена правления Тутанхамона. Имеющиеся внутри кучи мусора, щебня и остатки цементной кладки возле стен предполагают осквернение гробницы и попытку удалить святилище Тийи, возможно, чтобы не оставлять упоминаний о бывшем владельце.

Гробница была вновь вскрыта спустя некоторое время, во времена XIX-й, XX-й или XXI-й Династий (мнения по этому поводу расходятся). Археолог Марта Белл предположила, что данное событие могло быть связано с перезахоронением царских мумий, в результате чего тело царицы Тийи было перемещено в гробницу KV35. Именно в это время предпринялись попытки уничтожить любые упоминания имени Эхнатона и всего, что могло напоминать о нем. Тем не менее, сама мумия сохранилась в относительно нетронутом виде: ее оберточные материалы остались целыми, на своих местах также сохранились некоторые золотые изделия, в том числе, и воротник в виде золотого грифа для головы мумии. Тем не менее, любая царская атрибутика была удалена с тела. М. Белл объясняет сохранность мумии тем, что ко времени ее перезахоронения всякие негативные чувства к памяти об Эхнатоне уже успели смягчиться в сердцах египтян, в результате чего "безымянного царя все еще почитали, как священного фараона". Другие египтологи (такие как Юрий Перепелкин) считают, что после осквернения места захоронения Эхнатона, а также возможного уничтожения его мумии, в его гроб были помещены останки Сменхкара и перезахоронены.

9. Выводы

Пожалуй, ни один из древнеегипетских правителей Амарны не является предметом стольких спекуляций, как Сменхкара. К настоящему моменту существует убедительное количество доказательств, чтобы с определенной уверенностью говорить, что он был вполне отдельной от Нефернеферуатон личностью. Однако в то же время практически не существует никаких свидетельств о том, что он мог выступать единоличным правителем. Поэтому разные египтологи, чаще всего, используют его как промежуточную фигуру для соответствия их более крупным гипотезам. На сегодняшний день фараон Сменхкара может выступать и в качестве чужеземного принца Заннанзы (по Габольду), и в качестве Нефертити (по Ривзу). Он мог править от нескольких недель до нескольких лет. Он мог быть непродолжительным сорегентом без какого-либо самостоятельного правления (по Додсону) или же он являлся законным преемником Эхнатона (по Аллену).

Источники
  • Aldred, Cyril; Akhenaten, King of Egypt (Thames & Hudson, 1988)
  • Aldred, Cyril; Akhenaten, Pharoah of Light (Thames & Hudson, 1968)
  • Allen, James P; Two Altered Inscriptions of the Late Amarna Period, Journal of the American Research Center in Egypt 25 (1988)
  • Allen, James (2006). "The Amarna Succession" (PDF). Archived from the original on May 28, 2008. Retrieved 2008-06-23.
  • Allen, James P.; Nefertiti and Smenkh-ka-re. Gottinger Miszellen 141; (1994)
  • Dodson, Aidan. Amarna Sunset: Nefertiti, Tutankhamun, Ay, Horemheb, and the Egyptian Counter-Reformation. The American University in Cairo Press. 2009, ISBN 978-977-416-304-3
  • Dodson, A., Hilton, D. The Complete Royal Families of Ancient Egypt: A Genealogical Sourcebook of the Pharaohs (Thames & Hudson, 2004)
  • Filer, J; Anatomy of a Mummy, (2001) Archaeology; Mar/Apr2002, Vol. 55 Issue 2
  • Giles, Frederick. J.; Ikhnaton Legend and History (1970, Associated University Press, 1972 US)
  • Giles, Frederick. J.; The Amarna Age: Egypt (Australian Centre for Egyptology, 2001)
  • Habicht, Michael E.: Semenchkare - Phantom-Konig(in) von Achet-Aton (epubli, Berlin 2014). ISBN 978-3844281699
  • O'Connor, D and Cline, E, (eds); Amenhotep III: perspectives on his reign (1998) University of Michigan Press
  • Dayr al-Barsha Project; Press Release, Dec 2012; Online English Press Release
  • Gabolde, Marc. D’Akhenaton a Tout-ankhamon (1998) Paris
  • Hawass, Z., Y. Gad, et al. Ancestry and Pathology in King Tutankhamun’s Family (2010) in Journal of the American medical Association 303/7.
  • Hornung, E., 1999, Akhenaten and the Religion of Light, Cornell University
  • Hornung, E. 2006: The New Kingdom, in E. Hornung, R. Krauss and D.A. Warburton, eds., Ancient Egyptian Chronology (HdO I/83), Leiden – Boston.
  • Krauss, Rolf; Das Ende der Amarnazeit (The End of the Amarna Period); 1978, Hildesheim
  • Petrie, W M Flinders; Tell el Amarna (1894)
  • Pendlebury J., Samson, J. et al.; City of Akhenaten, Part III (1951)
  • Murnane, W.; Ancient Egyptian Coregencies, (1977)
  • Murnane, W.; Texts from the Amarna Period, (1995)
  • Miller, J; Amarna Age Chronology and the Identity of Nibhururiya in Altoriental. Forsch. 34 (2007)
  • Reeves, C.N., Akhenaten, Egypt's false Prophet (Thames and Hudson; 2001)
  • Reeves, C.N., The Valley of the Kings (Kegan Paul, 1990)
  • Reeves, C.N., The Complete Tutankhamun: The King - The Tomb - The Royal Treasure. London: Thames and Hudson; 1990.
  • Wente, E; Who Was Who Among the Royal Mummies?; (1995), Oriental Institute, Chicago
  • Strouhal, E.; Biological age of skeletonized mummy from Tomb KV 55 at Thebes in Anthropologie: International Journal of the Science of Man; 2010; Vol 48 Issue 2, pp 97-112. Dr. Strouhal examined KV55 in 1998, but the results were apparently delayed and perhaps eclipsed by Filer's examination in 2000. Strouhal's findings were published in 2010 to dispute the Hawass et al conclusions.
  • A. van der Perre, The Year 16 graffito of Akhenaten in Dayr Abu ?innis. A Contribution to the Study of the Later Years of Nefertiti, Journal of Egyptian History (JEH) 7 (2014), pp.72-73 & 76-77
  • Hawass, Z., Y. Z. Gad, et al.; Ancestry and Pathology in King Tutankhamun’s Family; 2010. Journal of the American Medical Association Ancestry and Pathology in King Tutankhamun's Family
  • "News from the Valley of the Kings: DNA Shows that KV55 Mummy Probably Not Akhenaten". Kv64.info. 2010-03-02. Retrieved 2012-08-25.
  • Nature 472, 404-406 (2011); Published online 27 April 2011
  • JAMA; 2010;303(24):2471-2475. King Tutankhamun’s Family and Demise (subscription)
  • Bickerstaffe, D; The King is dead. How Long Lived the King? in Kmt vol 22, n 2, Summer 2010
  • Brenda J. Baker (June 24, 2010). "KV55 mummy not Akhenaten". Archeology News Network. Retrieved December 2012.
  • Bell, M.R.; An Armchair Excavation of KV 55, JARCE 27 (1990) p. 133
  • Ю.Я. Перепелкин. Тайна Золотого гроба. 1978. Стр. 163-164.
Опубликовано: 16 марта 2015
Обновлено: 30 июня 2015
Просмотров: 2092

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Кто, по-вашему, мог быть легендарным фараоном Исхода?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus