Стоматология Древнего Египта

Статья находится в рубриках
Хеси-Ра

Хеси-Ра - древнейший стоматолог. Изображение на деревянной панели из гробницы Хеси-Ра в Саккаре

коло 3100 г. до Р.Х. царь Менес объединил царства Верхнего и Нижнего Егип­та. С этого времени начинается отсчет исторического периода, известного как Древнее Царство (3100-2181 гг. до Р.Х.). Около 2600 г. до Р.Х. по приказу фараона Джосера в городе Саккара была построена огромная Ступенчатая пирамида — одно из самых величественных сооружений древних времен. Джосер вообще прославился не только как архитектор, но и как очень разносторонний ученый, хорошо разбиравшийся в астрономии, литературе, искусствах, а также в медицине. Личным другом фараона считался врач Имхотеп, которому египтяне даже поклонялись наравне с богом исцеления, а древние греки впоследствии отождествили со своим богом Асклепием. К Имхотепу тогдашние врачи отсылали безнадежных больных. Джосер настолько высоко оценивал знания Имхотепа, что даже распорядился похоронить его рядом с местом, отведенным для собственной могилы в некрополе Мемфиса.

Практическая медицина в древнем Египте сформировалась около 4600 лет назад. Примерно в то же время или чуть позже врачи начали специализироваться в лечении различных частей тела и внутренних органов человека. Спустя две с половиной тысячи лет, в V веке до Р.Х. греческий историк Геродот так описывал специализацию египетских врачей:

Практическая медицина так разделена между ними, что каждый врач — лекарь одной болезни и не более. Вся страна полна врачами, одни — по глазам, другие — по зубам, еще кто-то лечит болезни живота или внутренние болезни”.

Древнейший египетский стоматолог, чье имя дошло до нас, — Хеси-Ра, также жил во времена правления Джосера. Вот что начертано о нем на одной иероглифической таблице: “Величайший из врачей, который лечит зубы”.

Подтверждением того, что стоматологическое лечение, на взгляд древних египтян, отличалось от других видов врачебной помощи, можно считать стелу, подаренную фараоном Сахурой своему любимому врачу Ни-Анх-Сехмету. В нижней части стелы имеется небольшое изображение человеческой фигурки. Как следует из ие­роглифической надписи, это Мен-Кауре-Анк, “зубной человек”.

Египтяне страдали от множества стоматологических болезней, и даже святость фараонов не спасала тех от таких неприятностей. Видимо, основным способом лечения стоматологических недугов было удаление зубов. Древнеегипетские стоматологи практиковали также сверление челюстных костей для уменьшения давления гнойной жидкости, накапливающейся около воспаленного зуба. Подобных черепов с просверленными костями было найдено немало, а один из самых старых, датируемый периодом Древнего Царства, хранится сейчас в коллекции музея Гарвардского университета.

Интересная находка подобного плана была обнаружена в районе захоронений вблизи Саккары и относится уже ко времени Нового Царства (1570-1085 гг. до Р.Х.). Это череп мужчины с обширным кариесом первого нижнего моляра. На уровне верхнего края корня этого зуба имеются два отверстия правильной цилиндрической формы, каждое ровно по пять миллиметров глубиной и по два миллиметра в диаметре. Они проходят через корень, и их происхождение, конечно же, никак нельзя объяснить, например, боевыми ранами или фистулами естественной природы. В настоящее время этот череп хранится в парижском Музее Человека. Очевидно, египтяне были достаточно искушены в работе со сверлами, о чем свидетельствуют и многочисленные росписи в усыпальницах.

Мостики и коронки

Мостики между зубами и коронки из Древнего Египта. Ок. 2900-2750 гг. до н.э.

Одной из главных причин заболеваний зубов у древних египтян можно считать грубую и убогую диету, равно характерную и для бедняков, и для зажиточных людей, Основным ежедневным блюдом был хлеб, а зерна для его выпечки измельчались при помощи каменных жерновов примитивной обработки. Поэтому естественно, что в муку попадало большое количество каменной пыли и осколков. Кроме того, диета египтян была преимущественно вегетарианской, а почвы — песчаными, что, вкупе с низкой культурой приготовления пищи, также обуславливало большое количество песка в главных блюдах. Все это приводило в результате к серьезному износу окклюзионных поверхностей зубов с последующим обнажением пульпы, воспалительными процессами и образованием опухолей.

Многие черепа тех времен носят на себе следы травм зубов, что обусловлено как общим рискованным образом жизни, так и беспрерывными войнами. Потеря зубов в результате травм не считалась чем-то необычным. Распространенным явлением было также искривление зубов. Найдено немало черепов фараонов с сильно выступающими вперед верхними передними зубами.

Относительно характера древнеегипетской стоматологии среди специалистов существует много серьезных разногласий. Ряд специалистов считают, что оральная медицина действительно была широко распространена, однако похоже, что операций профилактического характера на зубах не практиковалось. Следов подобного вмешательства не сохранилось даже на мумиях фараонов, хотя повреждения и раз­рушения зубов видны невооруженным глазом.

Нам повезло, что египтяне умели делать бумагу из папируса, а этот материал благодаря исключительно сухому климату за прошедшие тысячелетия практически не разрушился. Наиболее полно характер стоматологической помощи описывается в папирусах, расшифрованных учеными Херстом, Эдвином Смитом и Георгом Эберсом. Последний документ, хранящийся ныне в библиотеке Лейпцигского университета, вообще является наиболее объемистым и сохранился лучше других. Относится он приблизительно к 1550 г. до Р.Х. и является не оригинальным трудом, а скорее компиляцией многих ранних медицинских текстов, начиная с самых древних времен — вплоть до 3500 г. до Р.Х. В нем содержатся упоминания о многих заболеваниях зубов, включая гингивиты, эрозию, пульпиты, а также приводятся рецепты от зубной боли. Среди других описывается случай, когда “зуб шатается из-за волдыря” — вероятно, имеется в виду вздутие или воспаление десны. Для того, чтобы “лечить зуб, который беспокоит ближайшую плоть”, давалась такая рекомендация: “Изотри в пасту и при­кладывай к зубу одну часть тмина, одну часть фимиама, одну часть лука”.

Заметим, что в папирусе Эберса хирургическое вмешательство для лечения болезней зубов никак не упоминается. А вот папирус Эдвина Смита, относящийся к XVI веку до Р.Х., описывает много способов лечения переломов и вывихов челюст­ных и скуловых костей, рассечений губ и т. д. Поскольку хирургические щипцы очень часто изображались на стелах и настенных росписях, напрашивается вывод, что удаление зубов не было секретом для древних египтян.

Гигиена же полости рта, видимо, совершенно не волновала этот древний народ. Были раскопаны и обнаружены в захоронениях тысячи туалетных и косметических принадлежностей, но ничего похожего на зубную щетку или подобные чистящие приспособления найти не удалось. На многих черепах сохранились следы обширных отложений зубного камня, а также последующих пародонтальных осложнений и разрушиения тканей. Никаких же попыток по предотвращению или удалению этих вредных отложений, скорее всего, не предпринималось.

Папирус Эберса

Фрагмент медициноского папируса Эберса

Немало споров и предположений среди историков стоматологии вызвали еще две находки. Одна из них — два моляра, скрепленные между собой золотой проволокой и относящиеся к 2500 г. до Р.Х. Похожая находка улыбнулась в 1914г. Герману Юнкеру в погребальной камере в Гизе, там проволока обеспечивала очень плотное соединение зубов. Ряд ученых сделали вывод, что прикрепление было сде­лано при жизни пациента и имело целью усилить периодонтально ослабленный зуб путем соединения его с более сильным соседним. Другие же считают, что утраченный зуб привязывался к соседним уже после смерти, чтобы избежать выпадения его во время бальзамирования и похорон.

Еще более интересная находка была сделана Шафиком Фаридом в 1952 г.: три зуба, соединенные вместе золотой проволокой. Несмотря на длительное изучение протеза, ученые так и не пришли к единому выводу относительно характера операции. Одни утверждали, что это пример ранней замены зуба с использованием правого центрального резца в качестве опорного зуба. Но поскольку резец имеет неповрежденный здоровый корень, трудно представить себе, как можно осуществить подобную операцию без рассечения десны в области утраченного зуба. Более правдоподобно звучит объяснение, что и в данном случае замена зуба производилась посмертно. Египтяне очень щепетильно относились к своим покойникам в плане сохранения, насколько возможно, прижизненного состояния тела. Они твердо верили, что тело во время странствий души в потустороннем мире должно оставаться неповрежденным. Тем не менее, как уже говорилось, египтяне при необходимости не чурались и сверления зубных тканей.

Источники

Алфавитный указатель