Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Разновидности одежды

Статья находится в рубриках
0

1. Краткая история одежды в Египте

Изида принимает Рамзеса III

Изида принимает Рамзеса III и его сына. Роспись из гробницы Амен-хер-Хопшефа XX династия. Долина цариц,Фивы. Придворная церемониальная одежда фараонов Нового царства У фараона (в середине) воротник с расширяющимися концами, туника и королевская набедренная повязка" alt="Изида принимает Рамзеса III и его сына. Роспись из гробницы Амен-хер-Хопшефа XX династия. Долина цариц,Фивы. Придворная церемониальная одежда фараонов Нового царства У фараона (в середине) воротник с расширяющимися концами, туника и королевская набедренная повязка

сё в культуре и моде Древнего Египта было подчинено канону, и мода органично вливалась в египетскую систему культурных ценностей. Египтяне избегали вносить какие-либо новшества в свою культуру. Конечно, это не отрицало возникновения новых идей и приёмов, но они появлялись медленно и воспринимались не столько как принципиально новые веяния, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Египетские женщины, конечно же, хотели выглядеть красивыми и привлекательными, но их дизайнерская фантазия ограничивалась общепринятыми культурными рамками.

Основным признаком в истории одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды и платья, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке костюма. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления.

Фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно и в одном стиле с ней выдержана одежда. В этой стилизации замыслы моды проявлялись весьма выразительно, может быть, даже более резко, чем это было в действительности.

Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды: одеяния на древнеегипетских фресках всегда подчиняются определенным правилам.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами, но и здесь действуют точные законы. Различные сословия в древнем Египте носили различную одежду.

Ханонтон

Ханонтон. Деревянная фигурка, XIX династия. Египетский музей, Каир. Знатная женщина с высоким париком, одета в каласирис из мягкой шелковой ткани

Климат в долине Нила вообще не требовал одежды как таковой - достаточно было "прикрыть срам". Уже в ранний период существования Египта, а в особенности в историческую эпоху, вплоть до Нового царства, мужчины,по крайней мере состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу. Первоначально это была узкая полоска кожи, связанные или сплетенные тростниковые стебли ("пояс с полоской"). Когда в дальнейшем "пояс с полоской" был частично вытеснен передником, остался только узкий кусок материи, который оборачивался вокруг тела и завязывался.

Низшие слои населения носили передник вместе с поясом, который продолжал служит драпировкой. В период между Древним и Новым царством передник становится повсеместно распрастраненной характерной основной одеждой. Передник представлял собой кусок ткани, средняя часть которого, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальное же оборачивалось вокруг тела, а свободный конец пропускался под средней частью. Смещению конца препятствовал также пояс.

До начала Нового царства женщины всех сословий носили закрытую, доходящую до лодыжек рубаху, которая начиналась под грудью и держалась на бретелях. Варьировалась только ее форма, что влекло за собой некоторую "изменчивость" моды, которая проявлялась в основном в различных формах выреза на груди.

В эпоху Среднего царства особенно заметна тенденция к обнажению груди.

Рубаха всегда тесно прилегала к телу, однако, если судить по рельефам в гробницах, движений она не стесняла. В гробницах 5-й династии были обнаружены рубахи с клиновидным вырезом и длинными рукавами, которые должны были служить ночной одеждой.

До правления Тутмоса III простую рубаху могли носить и знатные женщины. Затем произошла быстрая перемена. Рубаха исчезает или сохраняется только как одежда работающих женщин, подобно простым формам передника у мужчин. Место рубахи занимает одеяние совершенно иного рода - плащ, который по-видимому, уже в эпоху Древнего царства составлял часть наряда знати - как мужчин, так и женщин.

Материалом для одежды служили белое льняное полотно и хлопковая ткань.

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин,  женщины и рабы изображались с кожей другого цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье «шито по мерке» из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться каласирис (kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными.

Слуги Себехотепа

Слуги Себехотепа. Роспись из гробницы Себехотепа, XVII династия. Фивы. Короткие парики, туники с рукавами из легкой белой льняной ткани, набедренная повязка

Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, вероятно, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и не привлекает к себе внимания.

Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь — такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь. Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогами (например, испанская мода периода маньеризма, мода поздней готики и рококо) кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершенном эталоне, которому предшествовал длительный период развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией несохранившейся предшествующей «моды неолита»?

Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду. Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо.

Египтяне гримировались, и, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции, подкрашивали глаза, брови и губы.

Семитки

Семитки. Роспись из гробницы управляющего Хнемхотена, XII династия. Бени Хассан. Короткий каласирис простого покроя из узорчатой синей, зеленой и красной ткани,вероятно, набивной." alt="Семитки. Роспись из гробницы управляющего Хнемхотена, XII династия. Бени Хассан. Короткий каласирис простого покроя из узорчатой синей, зеленой и красной ткани,вероятно, набивной.

В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно, это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно, никто и никогда не превзошел. Оно и положило начало нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

В сфере косметики египтяне также были признанными специалистами. Еще царица Шеш, мать Туты, второго царя первой египетской династии, изобрела отличное средство для ращения волос. А вслед за этим появилась и другая косметика: всевозможные краски, румяна, притирания, фальшивые волосы, парики и т. п. Разумеется, все эти соблазнительные вещи были в большом ходу особенно у женщин. Кое-что из них сохранилось до сих пор, благодаря тому, что в Египте издавна существовал обычай хоронить вместе с покойником все, что он любил при жизни. В берлинском музее хранится туалетный ящичек одной египетской царицы, который, очевидно, был одним из первых, потому что пролежал в земле почти 4000 лет. А из древностей, относящихся к Новому царству, в британском и берлинском музеях хранятся женские парики с длинными локонами из овечьей шерсти, зеркала, всевозможные украшения, шкатулочки и другие женские безделушки.

У египтянок был очень распространен обычай подкрашивать брови и кончики век. Судя по раскопкам, они долгое время пользовались для этой цели зеленой краской и лишь позднее стали употреблять черную. Чтобы увеличить блеск глаз и придать бровям кокетливый изгиб, они подводили и то и другое при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Очевидно, этим занимались особые специалистки из числа прислужниц, по крайней мере, это можно предполагать по изображениям, сохранившимся на памятниках. Кроме того, египтянки употребляли румяна для щек и губ, белила для лица и голубую краску для того, чтобы ярче оттенять жилки. Ногти на руках окрашивались в красный цвет.

Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды (открытие гробницы Тутанхамона в 1920 году). Сегодня общая линия египетской моды привлекает как творцов салонной моды, так и неформальную молодежь - единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела. Сегодняшний ренессанс египетской моды является выражением антиклассических тенденций всей нашей эпохи и проявлением его в одежде.

2. Одежда Древнего и Среднего царств

Схема 1

Схема 1. Одежда Древнее царство. 3000 г. до н.э.

 1. Фараон V династии в переднике из собранной в складки золотой парчи, сзади львиный хвост (отличительный знак фараонов, унаследованный, вероятно, от более раннего времени, когда вожди африканских первобытных народов украшали себя подобными трофеями). Спереди поверх передника — плотный полотняный треугольник с царским орнаментом. На голове платок в пеструю полоску со священной змеей-уреем. Другие знаки достоинства фараонов: искусственная борода и обе формы скипетра — изогнутый жезл и бич (вероятно, происходящие от древних символов земледелия и скотоводства).

2. Знатный египтянин. Знаки его высокого положения — парадный передник (частично из золотой парчи, как у царя), посох и палица (жезл военачальника). На голове — парик с короткими завитками.

3. Египтянка, растирающая зерно на ручной мельничке с двумя жерновами. О достаточно высоком общественном положении женщины свидетельствует рубаха (рабыни ходили практически нагими). Повязка удерживает волосы.

4. Знатная египтянка в рубахе-переднике. Бретели расширены и закрывают грудь, образуя клиновидный вырез. Ткань легкая и прозрачная. Полотняная полупелерина. Пестрый воротник, вышитый бисером. Браслеты на запястьях и лодыжках. Поверх расчесанных на пробор волос — парик с металлическим обручем или диадемой.

5. Женщина, идущая с рынка, в пестрой рубахе-переднике с широкими белыми бретелями. Воротник-ожерелье, браслеты на руках, большой черный головной платок (парика, по-видимому, нет).

3. Новое царство (эпоха Рамсессидов)

Схема 2

Схема 2. Эпоха Рамсессидов. 1350-1200 гг. до н.э. Чиновники, жрецы, храмовые служители

 1. Высокопоставленный чиновник с опахалом из белых страусовых перьев — знаком отличия, который был принят для титула «друг царя». Опахало получали царевичи, высшие чиновники и военачальники. Воротник (кольцевой), парик и лубяные сандалии. Передник повязан поверх длинного одеяния типа рубахи.

2. Писец. Профессия, широко распространенная в Древнем Египте. Из парика за ухом торчит тростниковая палочка для письма, под мышкой — ящик с красной и черной краской, в руке свиток папируса. Внизу — ящики для хранения свитков папируса.

3. Служитель храма, несущий сосуд для жертвенных возлияний.

4. Верховный жрец из Гелиополя в шкуре леопарда (с прикрепленными серебряными звездами). Одежды жрецов не сшивались.

5. Жрец с курильницей, совершающий жертвоприношение. Передник, шкура леопарда, белая повязка вокруг верхней части корпуса. Соломенные сандалии.

Схема 3

Схема 3. Древний Египет. Эпоха Рамсессидов. 1350-1200 гг. до н.э. Воины

 1,2. Нубийские лучники.

3-5. Солдаты в головных платках, с кожаным полотнищем в форме сердца спереди поверх передника или (4,5) в стеганых куртках, с серповидным ножом, боевой палицей или топором. Щиты со смотровым отверстием.

Схема 4

Схема 4. Древний Египет. Эпоха Рамсессидов. 1350-1200 гг. до н.э. Фараон и его слуги

 1,5. Царевичи в военном облачении. Их отличительным признаком служит длинный локон сбоку, который сначала был характерной деталью только детских портретов, а затем, в стилизованной форме, перешел на портреты царевичей. Панцирь из окованной кожи.

2. Слуга, сопровождающий царевича, с обтянутым кожей щитом своего господина.

3. Фараон с характерным украшением на поясе спереди, в своеобразном царском шлеме "хепереш" со змеей-уреем; на панцире вышит священный сокол, который должен оберегать фараона во время битвы.

4. Царский оруженосец в узкой, обшитой бронзовыми пластинками защитной одежде на ватной подкладке и в прочной стеганой шапке с такой же подкладкой.

4. Новое Царство. XIX-XXI династии

Схема 5

Схема 5. Древний Египет. Новое Царство. Фараон и его слуги

 1. Фараон. Головной платок со змеей-уреем ниспадает по бокам двумя полосами, которые сплетаются на спине наподобие косы. Искусственная борода — знак царского достоинства, воротник, прозрачное тонкое одеяние поверх передника, украшения на поясе и сандалии из папируса.

2. Слуга, сопровождающий царя, или скороход в верхней одежде, затканной золотом. Лук и колчан; жезл или палица, с помощью которой скороход освобождает дорогу для царской процессии.

3. Царица XIX династии (XIV в. до н.э.). В руке бич — один из знаков царского достоинства. На парике — клобучок сокола, который носили царицы. Два прозрачных легких одеяния (наряд знатной дамы по моде того времени) — легкое платье и завязывающийся на груди легкий плащ. Старинная рубаха-передник отсутствует. Только к концу правления 20-й династии под плащом и платьем снова появляется более короткая, непрозрачная нижняя юбка.

4. Фараон в синем парике. Урей, искусственная борода, воротник, пояс с украшениями и два скипетра (знаки царского достоинства) — бич и изогнутый жезл.

5. Царевна. Вокруг парика — нарядная повязка. Воротник, платье, плащ. Обувь отсутствует.

Схема 6

Схема 6. Древний Египет. Новое Царство. Фараон, жрецы, образы богов

 1. Царь, приносящий в дар божеству золотой сосуд с благовонной мазью. Поскольку в данный момент он выступает в роли жреца, на нем мало одежды и нет обуви. Кроме двойной короны и ожерелья — только широкий царский передник и пояс с украшениями.

2. Слепой жрец-арфист. Бритая голова без парика. Широкий плащ.

3. Бог Монту с головой сокола и украшением из перьев (наряду с солнечным диском и уреем). Крест с ушком, характерная деталь изображений многих богов, - так называемый «ключ Нила», символ жизни, и скипетр, отличительный знак божества. Подобным образом — с головой сокола — часто изображается также бог света и солнца Гор, которому сокол был посвящен.

4. Царица в роли «жены бога». Египетские боги имели «жен» среди знатных египтянок, в особенности Амон — бог-покровитель Фив, изображавшийся с человеческой или бараньей головой. Чаще всего земной женой Амона считалась царица, жена фараона. Ее атрибуты — украшение из перьев, солнечный диск, головная повязка, ожерелье, крест с ушком и скипетр в виде лотоса. Ее одеянием, согласно старинному ритуалу, служила рубаха-передник, как у женщин Древнего царства, с бретелями, оставляющая открытой грудь, плотно прилегающая к телу и расширяющаяся ниже колен (Клеопатра, возлюбленная Цезаря и Антония, велела изобразить ее на рельефе именно в таком наряде). Светло-бронзовый цвет кожи женщин передавался желтой краской, мужчин — красной.

5. Бог Осирис в человеческом образе. Божество из популярного цикла мифов, в котором он выступает как властелин Земли, наставник земледельцев и законодатель Египта. Позднее, убитый Сетом, богом тьмы, он становится повелителем царства мертвых, а Гор, сын Осириса и Изиды, — богом света и повелителем живых. Осирис изображен в виде фараона в золотой короне, подобной короне царей Верхнего Египта, с перьями по бокам, с белой царской бородой, двумя скипетрами — бичом и изогнутым жезлом, в широком пестром плаще. Цвет его кожи — зеленый, в соответствии с мифом.

Схема 7

Схема 7. Древний Египет. Новое Царство. Рабыни

 1. Арфистка в длинной рубахе с вырезами для рук. Гирлянды из цветов и растений вокруг головы и шеи.

2. Женщина с тамбурином. Воротник, пояс с вышивкой, легкий плащ, завязывающийся на груди.

3. Рабыня с глиняной кружкой и кожаным мешком. Воротник и пояс, на котором держится узкая полоска кожи между ногами.

4. Рабыня с цветами лотоса. Легкая ткань на бедрах. Повязка для волос, венок из цветов.

5. Плакальщица из погребальной процессии.

5. Новое царство (поздний период)

Схема 8

Схема 8. Древний Египет. Новое Царство (поздний период). Фараон и слуги, жрецы, солдаты, оружие и воинские значки

 1. Рамзес II (1324 — 1258 до н.э.) в образе лучника на боевой колеснице. К поясу прикреплены вожжи; над боевым шлемом парит двойная змея-урей, символ царского достоинства. Колчан, длинные кинжалы или прямые узкие мечи на поясе и колеснице. Рельеф.

2. Фараон Херемхеб (1374 — 1350 до н.э.) на носилках, которые несут воины. Рядом с ним (внизу) шагает знатный «опахалоносец», название должности которого — всего лишь почетный титул. Настоящие опахалоносцы следуют впереди и позади воинов. Перед процессией — пленный. У царя в руках изогнутый жезл, который является его атрибутом наряду с бичом и серповидным мечом. Рельеф.

3. Процессия жрецов несет священную ладью бога Амона-Ра. Ладья, хранимая в главном храме, украшена спереди и сзади головой посвященного богу животного. Она имеет вертикальный руль и каюту, украшена опахалами и бронзовыми фигурками. Рельеф.

4. Панцирь на ватной подкладке, с вышивкой. Изображение на гробнице Рамзеса II, последнего выдающегося правителя приходящего в упадок Нового царства.

5,7. Египетские военные значки и штандарты.

6. Воин с большим щитом. Эпоха Среднего царства.

Схема 9

Схема 9. Древний Египет. Новое Царство (поздний период). Жрецы, жрицы

 1. Жрица Изиды. Греко-римская трактовка одеяния. Мраморная статуэтка.

2,3. Жрица Изиды в египетской трактовке. Плащ завязан только на правом плече, левый конец свободно ниспадает поверх руки. Бронзовая фигура.

4. Женская фигура, плащ. Базальтовая скульптура.

5,6. Саисские жрецы в плащах с зубчатым краем. VII — VI вв. до н.э.

7. Египтянин в плаще.

8. Птолемей Эвергет (246 — 221 до н.э.). Корона, плащ, скипетр, крест с ушком.

Источники
Опубликовано: 22 декабря 2012
Обновлено: 29 мая 2015
Просмотров: 2636

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

 Orphus