Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Рамсес XI

Статья находится в рубриках
2
+2
Рамсес XI

Отпечаток с именем фараона Рамсеса XI. Художественный музей в Лос-Анджелесе

енмаатра Сетепенптах Хаэмуасет Рамсес XI - десятый и последний фараон из XX-й Династии Нового Царства, правивший в 1107-1078/1077 (или 1105-1076/1075) гг. до н.э. Его царствование в Египте длилось, по крайней мере, 29 лет, хотя некоторые египтологи считают, что данный срок составлял 30 лет. Последнее известное упоминание об этом царе датируется 28-м годом его правления, или 10-м годом так называемой эпохи "Ухем-Месут" ("Whm Mswt", или "эпохи Повторного Возрождения"). Голландский исследователь и египтолог Эд Тайс даже предположил, что Рамсес XI мог править на протяжении 33 лет: такова степень неопределенности последних лет его столь долгого господства.

Ныне большинством ученых предполагается, что этот фараон царствовал 29 лет, поскольку на одном из фиванских граффити указано, что верховный жрец Амона Пианх, который, как известно, руководил военной кампанией в Нубии на протяжении 28-го года правления Рамсеса XI (или 10-го года эпохи "Ухем-Месут"), вернулся в Фивы из Нубии на третий день начала 29-го года царствования Рамсеса XI (или 23-й день третьего месяца Шему).

Безусловно, Рамсес XI был одним из наиболее долгоправящих египетских монархов после Рамсеса III, однако его правление получилось далеко не таким ярким, как у его известного предка. Можно даже сказать, что оно ознаменовало собой конец ранее могущественной Египетской империи, как за ее пределами, так и внутри страны. Этот период характеризуется падением централизованной власти, нарастающим экономическим кризисом, массовыми грабежами царских усыпальниц, голодом и, в самом конце, гражданской войной.

1. Семья фараона

В прошлом считалось, что Рамсес XI был сыном царицы Тити, которая в древнеегипетских источниках указывается как "Мать Царя", "Жена Царя" и "Дочь Царя". Однако недавние научные исследования некоторых частей папируса Харриса (папируса BM EA 10052), в котором описывается гаремный заговор против Рамсеса III и который был обнаружен в XIX веке коллекционером и путешественником Энтони Харрисом, доказали, что Тити являлась одной из жен фараона Рамсеса III. Таким образом, она не могла выступат в роли матери для Рамсеса XI, и, хотя последний мог приходиться сыном своему предшественнику, личность его отца также не установлена. Известно, что женой Рамсеса XI была царица Тентамон, родившая ему дочь по имени Дуатхатхор-Хенуттауи - будущую супругу верховного жреца Пинеджема I. Кроме этого, у этого фараона была еще одна дочь по имени Тентамон (II), которая позднее стала женой фараона Смендеса - основателя XXI-й Династии.

2. Царствование Рамсеса XI

Рамсес XI

Фараон Рамсес XI, принимающий "душ жизни" от двух божеств. Зарисовка рельефа из храма Хонсу в Карнаке (комната E), сделанная Рихардом Лепсиусом

Вероятный сын Рамсеса X, Рамсес XI, взошел на царский престол примерно в 1105 году до н.э., унаследовав от своего отца государство, большей частью контролируемое жречеством Амона. Вероятно, в виду этих обстоятельств при этом фараоне был отстранен со своей должности верховный жрец Амона по имени Аменхотеп, который посмел изобразить собственную фигуру на стене Карнакского храма такого же размера, как и у своего государя, таким образом высказывая свои претензии на равенство с последним. По всей видимости, в виду такого пренебрежения к влиянию фараона, резиденция которого в то время находилась в Нижнем Египте, в Верхнем Египте начались гражданские волнения и массовые разграбления царских гробниц. Чтобы обуздать взбунтовавшиеся земли во главе с мятежным жрецом, Рамсес XI вынужден был обратиться за помощью к своему наместнику в Нубии, Панехси, и его войску. Однако последний, придя в Фивы, начинает вести себя здесь как настоящий завоеватель и управлять этими землями, словно своим собственным царством.

На 17-м году царствования Рамсеса XI солдаты Панехси окружили верховного жреца Аменхотепа вместе с его преспешниками, укрепившихся в храме в Мединет-Абу на западном берегу Нила. После этого недолгого противостояния имя Аменхотепа навсегда исчезает из документальных источников, а Панехси, получив решительную победу, присвоил себе титул "верховного жреца Амона" и, вероятно, осуществил ряд грабежей некоторых поселений Верхнего и Среднего Египта, таким образом фактически взяв под контроль эти земли. После такого поворота событий он был провозглашен "врагом государства", и, чтобы пресечь дальнейший беспредел со его стороны, Рамсес XI решил наделить необходимыми полномочиями своего визиря и военачальника Херихора - человека, вероятно, ливийского происхождения, который достиг довольно высокого положения при царском дворе, заключив в своих руках много разных должностей и званий, в том числе и титул "Первого Пророка Амона". Новая миссия Херихора заключалась в том, чтобы отправиться в Фивы и навести там порядок.

Вместе с армией фараона Херихор заставил Панехси отступить к Первому нильскому порогу, однако в Фивах начал вести себя практически тем же образом, что и его противник. Окончательный разрыв Верхнего Египта с центральной властью состоялся на 18-м году правления Рамсеса XI, когда Херихор провозгласил начало эпохи "Weehann-meswe" (или "Ухем-Месут", что переводится как "Повторное Возрождение"), ознаменовавшей собой начало периода, относительно которого следовало вести учет всех дальнейших деяний новоиспеченного правителя. В истории Древнего Египта ранее встречалось лишь два случая провозглашения фараоном периода "Ухем-Месут": при Аменемхете I во времена XII-й Династии и при Сети I из XIX-й Династии (о чем могут свидетельствовать их имена).

Таким образом, в Египте времен Рамсеса XI сложилась такая ситуация, когда сам фараон, проживающий в Дельте Нила, номинально продолжал считаться царем Верхнего и Нижнего Египта, однако его фактическая власть распространялась лишь на территории последнего. В то же время в Верхнем Египте "Первый Пророк Амона", проживающий в Фивах, узурпировал в свою пользу целый ряд царских титулов и прерогатив, тем не менее, пока еще открыто не заявляя о своей независимости от фараона.

Несмотря на это, существуют различные свидетельства (к примеру "Рассказ о путешествии Унамона", относящийся к началу XXI-й Династии), где говорится, что Египет по-прежнему номинально находился под контролем нижнееегипетского монарха, которым на тот момент выступал фараон Смендес, женившийся на дочери Рамсеса XI Тентамон и основавший XXI-ю Династию. Из других источников мы знаем, что в Восточной Дельте, а также в некоторых пустынных оазисах на востоке страны возникли мелкие полунезависимые княжества, которыми управляли потомки ливийцев, заселивших эти земли еще при Рамсесе III, сначала в качестве военнопленных, а позднее в роли наемников.

Визирь Херихор умер в 1074 году до н.э., и его наследником стал его сын Пианх (или Пианхи). В то же время Рамсеса XI, умершего на следующий год (1075 г. до н.э.), сменил его зять Смендес.

3. Свидетельства о правлении

Сохранились следующие надписи, датированные временем правления Рамсеса XI:

  • Мемфис, в погребении священного быка Аписа (Серапеуме) в Саккаре;
  • Абидос, стела от 27-го года царствования Рамсеса XI;
  • Карнак, надписи;
  • Асуан, дверной порог.

Также правление Рамсеса XI отличается большим количеством сохранившихся и довольно важных папирусов, объединяющих ряд писем, написанных придворными писцами Дутмосом и Бутехамоном и верховным жрецом Пианхом, в которых рассказывается об общем упадке власти последнего царя XX-й Династии.

Царская титулатура фараона Рамсеса XI из древнеегипетских источников

Тронное имя

Менмаатра-Сетепенптах - Mn-m3ˁt-Rˁ-stp-n-Ptḥ - "Несокрушимая правда Ра, Избранник Птаха"

Личное имя (различные иероглифические вариации)

Рамессе-Хаэмуасет-Мериамон-Нечерхекаиуну - Rˁ-msj-sw-Ḫ3-m-W3st-mrj-Jmn-nṯr-ḥq3-Jwnw - "Рожденный Ра, Появляющийся в Фивах, Любимец Амона Божественный правитель Гелиополя"

Хорово имя

Канахт-Мерира - K3-nḫt-mrj-Rˁ - "Сильный бык, Любимец Ра"

Небти-имя

Усерхепеш-недхефену - Wsr-ḫpš hd-ḥfnw - "Тот, чей удар могуч и атаки бесчисленны"

Золотое имя

Урпехтисаанхтауи-Итианхуэджсенеб-Сехерибмаат-Сехетептауи - Wr-pḥtj-s.ˁnḫ-t3wy-jty-ˁnḫ-wḏ-snb-shr-ib-M3ˁt-s.ḥtp-t3wy - "Тот, чья власть безгранична, Дающий новую жизнь Двум Землям, Жизнь, Процветание и Здоровье, Примиряющий Обе Земли под величием Маат"

4. Эпоха "Ухем-Месут"

4.1. Хронологическая позиция

Эпоха под древнеегипетским названием "Ухем-Месут" (транслитерация: "wHm msw.t") образует часть периода правления Рамсеса XI и берет свое начало на его 19-м году, как можно заключить из заголовков списков грабителей царских гробниц, представленных в папирусе Эббота:

"Год 1, первый месяц Наводнения, день 2-й, что соответствует 19-му году"
"Год 1, второй месяц Наводнения, 24-й день, что соответствует 19-му году"

Долгое время оставалось неясным, в каком именно хронологическом порядке должна была размещаться эпоха "Ухем-Месут" и с кем из последних представителей Рамессидов ее сопоставлять. Так, нам известно, что фараон Рамсес IX правил в течение 19 лет, и, принимая в качестве доказательств записи из папируса Эббота, некоторые ученые предположили, что эпоха начиналась сразу после его царствования и была идентична времени правления Рамсеса X. В пользу этого говорили и те факты, что 16-й и 17-й годы правления Рамсеса IX и первые два года "Ухем-Месут" связаны с целой чередой различных судебных заседаний, посвященных разграблениям гробниц. Однако все сомнения развеял чешский египтолог Ярослав Черны, который в 1930 году в своем представленном отчете убедительно показал, что данная эпоха начиналась в 19-м году правления Рамсеса XI. Однако несмотря на то, что сегодня это является общепринятым фактом среди египтологов, такая хронологическая позиция "Ухем-Месут" создала необъяснимый временной интервал продолжительностью почти в два десятилетия между двумя периодами массовых судебных разбирательств о грабежах царских усыпальниц, что повлекло за собой очередные дискуссии в научных кругах (к примеру, гипотезы Э. Тайса, см. ниже).

В публикациях современных египтологов часто можно встретить упоминания о том, что датой, когда была провозглашена эпоха "Ухем-Месут" считается дата, когда фараон Рамсес XI вступил на престол (т.е. "11-й месяц, 20-й день"). Тем не менее, подобные заявления остаются не более, чем гипотезами, поэтому в данном вопросе безопасней будет предполагать, что в настоящее время нам просто неизвестна точная дата, когда было объявлено о торжественном начале эпохи "Ухем-Месут".

Точная характеристика эпохи "Ухем-Месут" до сих пор остается неизвестной. Это, как часто предполагают, был период окончательного угасания централизованной власти в Египте, и, хотя фараон Рамсес XI продолжал считаться единственным номинальным правителем, Верхний Египет находился под фактическим контролем верховного жреца Амона, Херихора.

4.2. Документы и анализ эпохи
Рамсес XI

Ушебти для быка Аписа, похороненного во времена правления Рамсеса XI, из Серапеума в Саккаре. Ныне хранится в парижском Лувре. Изображение из отчета Огюста Мариета об открытии Серапеума, 1857 г.

Правление Рамсеса XI упоминается довольно в большом количестве важных папирусов, которые были обнаружены, в том числе и в так называемом "папирусе Принятия", где упоминаются 1-й и 18-й года его царствования. Также сведения об этом фараоне сохранились в папирусах BM 10052, BM 10403, BM 10383, папирусе Майера (все четыре содержат отчеты о расследованиях разграблений гробниц, составленные в течении первых двух лет эпохи "Ухем-Месут"), папирусе Амбраса (содержит перечень документов, которые были выкуплены жрецами в 6-й год "Ухем-Месут" после того, как были украдены из архивов какого-то храма, скорее всего, во время периода хаоса, возникшего в результате подавления власти верховного жреца Аменхотепа), Туринском "папирусе Налогообложения" (датированный неуточненным 12-м годом), папирусе BM 10068 (который включает в себя два так называемых "домовых списка" и также происходит от неуточненного 12-го года), папирусе BM 9997 (неуточненные 14-й и 15-й годы), а также во всей коллекции "писем поздних Рамессидов", в которых среди всего прочего содержатся записи некропольских писцов Дутмоса, Бутехамона и верховного жреца Пианха. В одном из этих писем (№9) указывается 10-й год эпохи "Ухем-Месут", что с большой вероятностью соответствует 28-му году правления фараона Рамсеса XI.

Эд Тайс отмечает, что в "домовом списке", который датируется неопреленным 12-м годом правления Рамсеса XI (т.е. документ был составлен в 12-м году, относящемся либо к предшествующему эпохе "повторного Возрождения" времени, либо же к самому периоду "Ухем-Месут"), упоминаются имена двух государственных чиновников: Главного привратника Пенуфера и Главного кладовщика Дутемхаба. Эти же лица были упомянуты в качестве обычных привратника и кладовщика, соответственно, в папирусах BM 10403 и BM 10052, датируемых 1-м и 2-м годами эпохи "Ухем-Месут". Исходя из этого, на первый взгляд можно предположить, что 12-й год "домового списка" относится также к "Ухем-Месут" (или 30-му году правления Рамсеса XI) и свидетельствует о служебном продвижении этих двух чиновников. Также Тайс анализирует несколько других анонимных дат из папируса BM 9997 - 14-й и 15-й годы - и утверждает, что к Рамсесу XI относятся, соответственно, 32-й и 33-й годы царствования. Дело в том, что в этом документе упоминается о некоем Сермонте, который служил в качестве простого "меджаи" (нубийского наемника) в 12-м году из "домового списка", однако уже на 15-й год из папируса BM 9997 этот же человек занимает должность "Начальника меджаи". Таким образом, карьерное продвижение Сермонта означает, что и папирус BM 9997 и папирус с "домовыми списками" должны датироваться концом эпохи "повторного Возрождения". Если это предположение верно, то фараон Рамсес XI правил в течении 33 лет, и на его последний год жизни приходится 15-й год периода "Ухем-Месут".

Тем не менее, стоит заметить, что даже в пределах одного и того же документа нередко встречаются случайные несоответствия в описании определенного персонажа. Так, в папирусе Майер А несколько раз упоминается некий "Джехутихотеп, главный привратник храма Амона", но в пятом столбце 15-й строки документа эта же особь указывается как просто "привратник". То есть налицо факт, который мог бы сильно подорвать состоятельность теории Э. Тайса. С другой стороны, профессор Колумбийского университета Огден Голет в связи с этой последней записью отмечает, что "вместо описания обычных процедур выбивания признаний, в тексте просто говорится: "Туда привезли привратника Джехутихотепа"". Поэтому, поскольку в документе не существует больше никаких подробностей, которые могли бы объяснить данную аномалию, ученый предполагает, что дальнейшее описание по этому делу, возможно, было оставлено древним писцом сразу после того, как он понял, что допустил столь серьезную ошибку в тексте. К гипотезе же Тайса, как добавляет ученый относительно данного примера, стоит относиться с осторожностью, поскольку существуют два задокументированных описания одних и тех же персонажей в двух отдельных папирусах, что дает существенные основания считать, что фараон Рамсес XI действительно мог править на протяжении 33 лет.

В своем докладе Эд Тайс также показывает, что папирус с "домовыми списками" и Туринский "папирус налогообложения" являются довольно близкими друг к другу относительно времени своего написания, поскольку оба документа датируются 12-м годом "Ухем-Месут" и содержат упоминания одних и тех же лиц, таких как "главный меджаи" Несамон, пастух Пенхаси и рыбак Кадора. В связи с этим исследователь утверждает, что "папирус налогообложения" также принадлежит к "эпохе повторного Возрождения". В то же время это будет означать, что на 12-м году "Ухем-Месут" кушитский наместник Панехси уже вернулся к своим прежним государственным обязанностям, чтобы участвовать в контроле за сбором налогов в фиванском регионе, после того, как в начале эпохи он был объявлен врагом государства из-за своей роли в подавлении власти верховного жреца Аменхотепа. Дело в том, что в папирусе BM 10383 (столбец 2, строки 4-5), происходящего со 2-го года "Ухем-Месут" (или, возможно, ее 1-го года, хотя эта эпоха явно и не упоминается в документе) указывается, что Панехси подавил некоего "вышестоящего", который большинством египтологов ассоциируется с верховным жрецом Аменхотепом в Фивах. Впоследствии, из-за этого события в нескольких более поздних папирусах, датированных концом первого и вторым годом "Ухем-Месут" (что соответствует 19-му и 20-му годам правления Рамсеса XI), имя Панехси устойчиво сопровождается детерменативом "nDs" (или "плохой") в виде птицы.

Как именно закончился этот период анархии и междуусобицы, как и то, что именно вынудило Панехси в конечном счете покинуть Фивы, на самом деле остается неизвестным из-за отсуствия каких-либо явных источников. По всей видимости, после борьбы с Аменхотепом, Панехси отступил в Нубию и организовал там что-то вроде собственного форпоста на протяжении более 10 лет. На 10-м году эпохи "Ухем-Месут" появляется сообщение, что верховный жрец Пианх организовал экспедицию в Нубию, чтобы "встретиться с Панехси". И хотя данное событие часто описывается как военный поход против бывшего вице-правителя Куша, каких-либо доказательств относительно достоверности данного предположенния не было обнаружено. Из имеющихся документов по этому вопросу можно почепнуть довольно неоднозначную информацию, однако ясно, что за эти годы политический климат, возможно, немного изменился в лучшую сторону. Также существует ряд доказательств, что за прошедшее время Пианх перестал быть верным слугой Рамсеса XI и начал тайно вести переговоры с Панехси, возможно, даже составляя некоторый заговор против правящего фараона. Американский египтолог Эдвард Венте по этому поводу написал: "Создается впечатление, что Пианх в письме №301 к нубийскому наместнику и его лоялистам делает довольно пренебрежительное замечание по отношению к фараону Рамсесу XI". В этом письме, более известном как "Письмо поздних Рамессидов №21", Пианх замечает:

"Как Фараон - Жизнь, Процветание и Здоровье - должен достигать (т.е. контролировать) эту землю? И кого Фараон - Жизнь, Процветание и Здоровье - все еще превосходит?"

В том же письме и еще в двух других (№34 и №35) Пианх дает поручение некропольскому писцу Тьярою (Дутмосу), придворной даме Ноджмет и некоему Пайшубену тайно арестовать и допросить двух дозорных "меджаи" о каких-то определенных вещах, о которых он выразился:

"Если они узнают, что (это) правда, вы должны поместить их в две корзины и бросить ночью в реку. Но не допустите, чтобы кто-то на земле узнал..."

Из этого послания очевидно, что наверняка Пианх имел достаточно полномочий, чтобы приказывать казнить людей. Также примечательно, что он отдает своим агентам приказ хранить подобные деяния в секрете, в виду чего некоторые исследователи, такие как Эд Тайс и Дженнифер Палмер, предположили, что подобная секретность со стороны верховного жреца Пианха могла касаться лишь самого фараона. Если это так, то тогда политическая ситуация того времени была довольно сложной, и Пианх, возможно, приследовал какие-то скрытые цели. К сожалению, из-за весьма ограниченного описания из первоисточников, точный характер отношений между тремя главными персоналиями этого периода - Пианхом, Панехси и Рамсесом XI - остается довольно туманным. Некоторые египтологи, к примеру Дженнифер Палмер, считают, что нубийская кампания Пианха являлась частью продолжающейся борьбы за власть между верховными жрецами Амона в Фивах и вице-правителем Куша. Впрочем, с такой же вероятностью, Пианх мог прийти на выручку последнему в борьбе против какого-то общего врага. Дело в том, что в вышеупомянутом сообщении от 10-го года эпохи "Ухем-Месут" глагол "встретиться (с Панехси)" может также часто переводиться как "нападать (на Панехси)", так что, по сути, и цель экспедиции и ее результаты до сих пор находятся под большим вопросом. Общая картина осложняется и продолжающейся дискуссией среди ученых о порядке правления верховных жрецов Амона (либо Херихор после Пианха, либо Пианх после Херихора) и правильной датировке некоторых документов времени правления Рамсеса XI (либо в период, предшествовавший эпохе "повторного Возрождения", либо же непосредственно ко времени "Ухем-Месут").

В настоящее время версию Эда Тайса о том, что Панехси был восстановлен в своих правах при фараоне на 11-м или 12-м году "Ухем-Месут" была поддержана только египтологом Айданом Додсоном.

4.3. Продолжительность правления Рамсеса XI

Окончательное решение по продолжительности правления Рамсеса XI и, соответственно, длительности эпохи "Ухем-Месут" так и не выходит за рамки споров между египтологами. В настоящее время гипотеза Э. Тайса о том, что папирус BM 10054 также датируется периодом "повторного Возрождения", была поддержана другими учеными, такими как Юрген фон Бекерат и Энн Гейсс; последняя занималась изучением и восстановлением нескольких обнаруженных фрагментов этого документа и опубликовала конечный отчет в журнале "JEA" в 2001 году. Тем не менее, бесспорной и наиболее поздней датой царствования Рамсеса XI в настоящее время признан 29-й год (или 11-й год "Ухем-Месут"), когда была прекращена нубийская кампания жреца Пианха. Это означает, что фараон умер после, как минимум, данного срока, который, возможно, может быть увеличен до 30 лет или, даже, до гипотетических 33-х лет. О существующем промежутке времени между окончанием правления Рамсеса XI и началом XXI-й Династии египтологи Краусс и Уорбертон пишут:

"Как правило, большинство египтологов признают, что правление этого фараон могло закончиться на один или два года позднее, чем засвидетельствованный 10-й год "Ухем-Месут", или 28-й год царствования Рамсеса".

Кроме того, проанализировав содержание папируса BM 9997, Айдан Додсон допускает, что правление Рамсеса XI могло длиться 33 года, вплоть до 15 года "Ухем-Месут".

5. Хронология конца Нового Царства при Рамсесе XI

Рамсес XI

Остракон из Фив, изображающий безымянного фараона из эпохи Рамессидов. XIX-XX Династии

Ныне в общепринятой хронологии Древнего Египта считается, что Рамсесу XI отводилось 29-30 или даже 33 полных года правления после Рамсеса X и вплоть до вступления на престол Смендеса. Незадолго до смерти Рамсеса XI, политическая столица Египта была перемещена в Танис, где он вскоре умер и был погребен своим преемником. Однако сменивший его Смендес теперь правил только в Нижнем Египте, в то время как потомки Херихора господствовали в Верхнем Египте в качестве верховных жрецов Амона в Фивах. Несмотря на это, Эд Тайс высказал отдельное предположение, что первые 17 лет правления Рамсеса XI могли пересекаться с периодами царствования его предшественников, которые в то время находились в Фивах: в годы с 5-го по 19-й для Рамсеса IX и годы 1-3 для Рамсеса X. В настоящее время эта гипотеза не принимается большинством современных ученых, кроме Айдана Додсона в его книге "Закат Империи", изданной в 2012 году.

6. Гробница

В период всеобщей смуты и анархии Рамсес XI умер при неизвестных обстоятельствах. Гробница KV4 в Долине Царей, построенная для него ранее, так и осталась незавершенной и лишь частично украшенной, поскольку фараон распорядился похоронить себя вдали от Фив, возможно, рядом с Мемфисом. Тем не менее, фиванская гробница царя включает в себя несколько необычных особенностей, таких как четыре прямоугольные, а не квадратные, колонны в погребальной камере и чрезвычайно глубокую центральную шахту для саркофага, глубиной более чем в 10 метров, что, возможно, должно было служить дополнительным средством безопасности для останков монарха. Во времена XXI-й Династии, в период правления верховного фиванского жреца Пинеджема I, гробница Рамсеса XI использовалась в качестве мастерской по переработке различных погребальных материалов из захоронений Хатшепсут, Тутмоса III и, возможно, Тутмоса I. Гробница оставалась открытой в древности и в раннехристианский период использовалась коптами в качестве жилища.

Сам Рамсес XI был похоронен где-то в Нижнем Египте своим преемником Смендесом, который принял после него царскую корону, основав новую XXI-ю Династию. Мумия Рамсеса XI никогда не была найдена.

Источники
  • Erik Hornung, Rolf Krauss & David Warburton (editors), Handbook of Ancient Egyptian Chronology (Handbook of Oriental Studies), Brill: 2006, p.475
  • Ad Thijs, "Reconsidering the End of the Twentieth Dynasty. Part III: Some Hitherto Unrecognised Documents from the Whm Mswt," Gottinger Miszellen 173 (1999), pp. 175-192.
  • Ad Thijs, The Troubled Careers of Amenhotep and Panehsy: The High Priest of Amun and the Viceroy of Kush under the Last Ramessides, SAK 31 (2003), 301-302
  • Ad Thijs, Pap. Turin 2018, the journeys of the scribe Dhutmose and the career of the Chief Workman Bekenmut, GM 199 (2004), pp.79-88
  • Aidan Dodson & Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. Thames & Hudson, 2004, p.191
  • Mark Collier, Aidan Dodson, & Gottfried Hamernik, P. BM 10052, Anthony Harris and Queen Tyti, JEA 96 (2010), pp.242-247
  • Cyril Aldred, More Light on the Ramesside Tomb Robberies, in: J. Ruffle, G.A. Gaballa & K.A.. Kitchen (eds), Glimpses of Ancient Egypt, (Festschrift Fairman), Warminster 1979, 92-99
  • Late Ramesside Letter 9 in "Late Ramesside Letters" by Edward F. Wente, The Oriental Institute of the University of Chicago, Studies in Ancient Oriental Civilization (SAOC) 33, University of Chicago Press, Chicago, Illinois, 1967. pp.11-12 & 37-38
  • T. E. Peet, The Mayer Papyri A & B, London 1920
  • T. Eric Peet, The chronological problems of the Twentieth Dynasty, JEA 14 (1928), 52-73
  • Jaroslav Cerny, Egypt: From the Death of Ramesses III to the End of the Twenty-first Dynasty', in I.E.S. Edwards, C.J. Gadd, N.G.L. Hammond and E. Sollberger (eds), Cambridge Ancient History Vol. II, Pt. 2, 634. 1965 (reprinted 1975) Cambridge University Press: Cambridge
  • The High Priests of Amun at the End of the Twentieth Dynasty by Jennifer Palmer, Birmingham Egyptologial Journal (2014), pp.7-9
  • Laszlo Torok, The Kingdom of Kush: Handbook of the Napatan-Meriotic Civilization, Brill Academic Publishers 1997
  • A. Niwinski, in: I. Gamer-Wallert & W. Helck (eds), Gegengabe (Festschrift Emma Brunner-Traut), Tubingen 1992, 257-258
  • Ad Thijs, "I was thrown out from my city" -Fecht's views on Pap. Pushkin 127 in a new light, SAK 35 (2006), 323-324, this is a paragraph which erroneously got dropped from SAK 31 (2003), 299
  • E. Wente, Letters from Ancient Egypt, Atlanta 1990, p.171
  • E. Wente, Late Ramesside Letters, SAOC 33, 1967, 24, 25
  • Edward Wente, The Suppression of the High Priest Amenhotep, JNES 25 (1966), 73-87
  • Jennifer Palmer, Birmingham Egyptology Journal 2014.2, 10-11
  • Aidan Dodson, Afterglow of Empire, Egypt from the Fall of the New Kingdom to the Saite Renaissance, AUC Press 2012, p. 16, 19-21.
  • Annie Gasse, "Panakhemipet et ses complices (A propos du papyrus BM EA 10054, R° 2, 1–5)", JEA 87 (2001), pp.81-92
  • Nicholas Reeves & Richard H. Wilkinson, The Complete Valley of the Kings, Thames & Hudson Ltd., 1996. p.173
  • Klaus Ohlhafer, Zum Thronbesteigungsdatum Ramses' XI. und zur Abfolge der Grabrauberpapyri aus Jahr 1 und 2 whm-mswt, GM 135 (1993), 59-72
  • Darrell D. Baker, The Encyclopedia of the Egyptian Pharaohs, Volume I: Predynastic to the Twentieth Dynasty (3300–1069 BC), Bannerstone Press, London 2008, ISBN 978-1-905299-37-9, S. 334–336.
  • Ogden Goelet, A new 'robbery' papyrus: Rochester MAG 51.346.1, JEA 82 (1996), 107-127
  • Franco Cimmino, Dizionario delle dinastie faraoniche, Bologna, Bompiani, 2003, ISBN 88-452-5531-X.
  • Alan Gardiner, La civilta egizia, Torino, Einaudi Editore, 1997, ISBN 88-06-13913-4.
  • Federico Arborio Mella, L'Egitto dei faraoni, Milano, Ugo Mursia Editore, 1976, ISBN 88-425-3328-9.
  • Maite Mascort, Il declino del Nuovo Regno. Ramses XI in Storica, 22-31, Milano, RBA Italia s.r.l., ottobre 2014, p. 22-31.
Опубликовано: 25 июля 2015
Обновлено: 30 июля 2015
Просмотров: 794

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Кто, по-вашему, мог быть легендарным фараоном Исхода?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus