Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Рамсес III

Статья находится в рубриках
2
+2
Рамсес III

Фараон Рамсес III вдыхает благовония. Роспись из гробницы KV11 в Долине Царей

сермаатра-Мериамон Хекаиуну Рамсес III (также Рамесес или Рамзес) - второй фараон XX-й Династии, который считается последним великим правителем эпохи Нового Царства, имевшим власть над всей Египетской империей. Его длительное правление стало началом падения Египетской державы и было связано с целым рядом военных и экономических проблем.

Фараон Рамсес III являлся родным сыном своего предшественника Сетнахта и царицы Тийи-Меренисет. Был убит в результате придворного заговора во главе с одной из его второстепенных жен Тийей и ее сыном Пентауром.

1. Имя

Рамсес III

Рельеф с изображением Рамсеса III из святилища храма Хонсу в Карнаке

Основное имя Рамсеса III транслитерируется, как "wsr-mꜢʿt-rʿ–mry-ỉmn rʿ-ms-s–ḥḳꜢ-ỉwnw", и читается, как "Усермаатра-Мериамон Рамессе-хекаиуну", что означает "Сильный правдою Ра, Любимец Амона; Рожденный Ра, правитель Гелиополя".

Также, как и у любого другого древнеегипетского монарха, имя этого фараона состояло из целого ряда титулов и эпитетов, указанных ниже, которые могли упоминаться как все сразу, так и частично.

Хорово имя: "Сильный бык, царство которого велико; Могучий лев с сильной рукой, влиятельный Господин, который покоряет азиатов, с великолепными памятниками; Тот, чьими деяниями довольны боги, расширяющий Египет с великим влиянием и сильной рукой; Убивающий ливийцев, Телец, с сильной рукой и двумя торчащими рогами, с твердой волей и большой храбростью на поле боя; Сильный бык с могущественным влиянием и сильной рукой, которого боятся все чужеземные страны и который разбивает ливийцев; С могучей силой, которая атакует сотни тысяч объединившихся врагов и повергает их под его подошвами; С многочисленными памятниками, Повелитель праздника "сед" в Татенене с сияющей короной; Прекрасен на своем троне, как сын Исиды; Живой Бог, как и его отец Ра; Сын Амона; Правитель с великими памятниками и большими чудесами, записавший в Карнаке свое имя; Величественный образ на горизонте, который освещает жизнь его народа; Прекрасный Царь, как Атум, которого любят и восхваляют, как Ра".

Небти-имя: "Знаменитый праздником "сед", как Птах-Татенен; Наделенный силой, как его отец Монту, разрушитель Девяти Луков, убийц в его стране; Тот, кто исполняет волю Маат и Эннеады богов и делает каждый день в храмах праздничным; Отметивший много праздников "сед", как Татенен; Тот, кто топчет кучу ливийских трупов на ее месте".

Золотое имя: "Богатый годами, как Атум; Божественно родившийся из утробы матери, Превосходное и разумное яйцо (что означает еще не родившегося бога Горахти); Прекрасный и могучый образ всех богов и богинь, умножающий свои жертвы; Храбрец, владеющий сильными руками и устанавливающий границы по своему усмотрению, упираясь в спину своим врагам".

Царская титулатура фараона Рамсеса III из древнеегипетских источников

Тронное имя

Усермаатр-Мериамон - Wsr-m3ˁt-Rˁ-mrj-Jmn - "Сильный правдою Ра, Любимец Амона"

Личное имя

Рамессе-хекаиуну - Rˁ msj sw ḥq3 Jwnw - "Рожденный Ра, властитель Иуну (Гелиополя)"

Ховоро имя

Канахт-аанисут - K3-nḫt-ˁ3-nsyt - "Сильный бык с великим царством"

Небти-имя

Урхабусед-Митатенен - Wr-ḥˁb.w-sd-mj-T3-ṯnn - "Знаменитый праздником "сед", как Птах-Татенен"

Золотое имя

Усерренпут-Миатун - Wsr-rnp.wt-mj-Jtm - "Золотой Сокол, богатый годами, как Атум"

2. Семья

Рамсес III

Рельеф из храма Рамсеса III в Мединет-Абу

Рамсес III являлся сыном и преемником фараона Сетнахта. Его "Великой Царской женой" была Исет-Тахемджерт, дочь иностранца с аккадским именем Хадасилату. Кроме того, у Рамсеса была, по крайней мере, одна второстепенная жена, имя которой неизвестно (поскольку двое из его сыновей называются первенцами и, соответственно, имеют разных матерей).

К сыновьям Рамсеса III можно отнести принца Амонхерхепешефа (похоронен в гробнице Q55 в Долине Цариц), Хаэмуасета, Амонхерхепешефа II (позднее сменившего имя на "Рамсес VI"), Сетхерхепешефа (в дальнейшем - Рамсеса VIII), Рамсеса-Мериатума и преемника фараона - Рамсеса IV. Все они, кроме троих будущих царей, были погребены в Долине Цариц.

Также известно, что наложница по имени Тийя родила для фараона сына, имя при рождении которого неизвестно и который выступает в документах, описывающих заговор в гареме (см. ниже), как некий Пентаур.

3. Восхождение на престол

Предполагается, что Рамсес III царствовал в качестве фараона с марта 1186 года до н.э. по апрель 1155 г. до н.э. Эти данные опираются на известную дату его вступления на престол (1-й год, 26-й день первого месяца Шему) и дату его смерти (32-й год, 15-й день третьего месяца Шему). Соответственно, общая продолжительность правления фараона составляла 31 год 1 месяц и 19 дней. Альтернативным периодом его господства являются 1187-1156 гг. до н.э.

В описании коронации Рамсеса III, сохранившемся в храме в Мединет-Абу, говорится, что в этот день четыре голубя были "направлены в четыре стороны горизонта, чтобы подтвердить, что живой Гор - Рамсес III - (отныне) владеет своим троном, и порядок Маат преобладает в космосе и обществе".

4. Вторжение "народов моря"

Рамсес III

Рамсес III, побеждающий врагов, и бог Амон. Рельеф на главном пилоне храма в Мединет-Абу

Во время правления Рамсеса III Египет подвергся целому ряду различных чужеземных угроз. Хотя некоторыми исследователями и утверждается, что в 5-м году царствования фараона на страну повторно напали ливийские племена, как указывается в текстах из храма в Мединет-Абу, в данном описании можно провести очень сильные параллели с таким же изложением о битве с ливийцами времен Мернептаха. Поэтому может быть вполне вероятным, что это описание было скопировано из заупокойного храма Мернептаха дабы приукрасить победы египетского монарха, в отличие от сражений "в море и на суше" с так называемыми "народами моря", с которыми Рамсесу III пришлось столкнуться на самом деле.

В течение своего долгого пребывания на престоле этот фараон застал пик политического хаоса в Греции и на Ближнем Востоке. В это время под непрекращающимися набегами "народов моря" исчезает Хеттская империя, а также ряд других, менее значительных политических образований древнего мира. Из-за этого весь Ближний Восток оказался затронут волной хаоса и разрухи, однако Рамсес III избегал какого-либо решительного вмешательства в эти события со стороны Египта. Тем не менее, очень скоро сложная ситуация, которая сложилась в Азии, потребовала решительного ответа от египетской стороны: "народы моря" полностью разграбили и разрушили Хаттусу - столицу Хеттского царства, захватили Кипр и Нахарину - область на месте бывшего государства Митанни, а также напали на Сирию и Палестину, где многие города были сожжены или разрушены (Кархемиш был одним из немногих городов, которые пережили нападение "народов моря"). Вследствие этого египетские провинции в Ханаане стали подвергаться непрерывным набегам со стороны новых захватчиков, которые могли распространиться на весь остальной Египет.

Поскольку рельефы из храма в Мединет-Абу содержат изображения многочисленных женщин и детей, загруженных в повозки, историки предположили, что нападающие являлись одновременно и мигрантами с севера, искавшими новые территории для расселения из-за того, что их собственные постигли длительные засухи, неурожаи и, соответственно, крах тамошних городов-государств. Об их атаках рассказывают многие документы того времени, к примеру, письма Аммурапи - последнего правителя Угарита, - который умолял о помощи Эшувара, царя Аласии:

"Мой отец [Эшувара], вот, корабли противника пришли (сюда); города мои (?) были сожжены, и они творили зло в моей стране. Знает ли мой отец, что все мои войска и колесницы (?) в земле Хатти, а все мои корабли в земле Лукка? Таким образом, страна оказалась брошеной и незащищенной. Возможно, мой отец знает, что семь кораблей противника, что пришли к нам, принесли нам уже много бед?".

Рамсес III

Битва в Дельте Нила между египтянами и 'народами моря'. Зарисовка рельефа в храме в Мединет-Абу

Вторжение "народов моря" часто называется одной из основных причин упадка бронзового века, когда исчезли многие великие цивилизации древности, такие как Великая Хеттская империя, Микены, Кипр и Угарит. Независимо от происхождения этих народов, они стремительно продвигались вдоль восточного побережья Средиземного моря, попутно нападая на берега Анатолии, Кипра, Сирии и Ханаана, прежде чем вторглись в Египет в 1180-х годах до н.э. Нам известно, что "народы моря" являлись великими воинами, и некоторые данные свидетельствуют, что они имели довольно высокий уровень организации и военной стратегии. Египет оказался в большой опасности, поскольку эти захватчики не просто хотели получить его товары и добычу от его земель, но и планировали обосноваться здесь: ведь не было больше ни одной страны в древнем мире с более плодородными почвами и большими запасами золота, чем в Египте. Как свидетельствуют надписи из заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Ни одна другая страна не выдержала атак "народов моря":

"Чужеземные страны (т.е. "народы моря") составили заговор на своих островах. Сразу все земли были опустошены и разрознены под их атаками. И не было земли, которая могла устоять перед их оружием: Хатти, Кади (Кадеш), Кархемиш, Арцава и Аласия, которые были отрезаны (т.е. уничтожены) в одно время. (Основной) лагерь был создан в Амурру. Они изгнали его жителей, а его земля стала такой, где словно бы никто не рождался. Они шли вперед, к Египту, и пламя было подготовлено для них. в их состав входили объединенные силы Пелесет, Зекер, Шекелеш, Деньен и Вешхеш. Они возложили свои руки на земли, насколько хватало этих земель, и сердца их уверенно говорили: "Наши планы увенчаются успехом!"".

В результате нападения "народов моря" практически все среднеземноморские цивилизации были уничтожены, и лишь египтяне были способны дать отпор. Тем не менее, эта победа оказалась для них "пирровой", поскольку после нее Египет оказался настолько ослабленным, что уже никогда не смог стать таким же могущественным государством, каким был до вторжения. Данный конфликт также значительно подорвал египетскую экономику, что повлекло за собой голод и разруху; позднее египтяне часто использовали выражение, что "смерть приходит с другой стороны моря".

4.1. Битва на границах Джахи
Рамсес III

Битва с 'народам моря' на границе в Джахи на рельефе в храме в Мединет-Абу. Зарисовка Артура Эванса, 1921 г.

Битва в землях Джахи являлась основным столкновением между силами фараона Рамсеса III и "народом моря", которые намеревались вторгнуться в Египет и завоевать его. Конфликт произошел в 8-м году правления Рамсеса III, т.е. в 1178 или 1175 году до н.э. (точная дата пока что не определена, поскольку зависит от того, правил ли фараон Аменмес самостоятельно или параллельно с Сети II), где-то на восточной границе Древнеегипетской империи, в области, именуемой "Джахи" и соответствующей территории современного Южного Ливана. В этом бою египтяне под личным предводительством фараона победили армию "народов моря", которые пытались организовать атаку по суше. Почти все, что нам известно об этой битве, происходит из заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Описание битвы и данные о пленных очень подробно задокументированы на стенах храма и составляют самую длинную иероглифическую надпись, известную современной египтологии.

До начала сражения "народы моря" захватили хеттское вассальное государство Амурру, которое было расположено неподалеку от египетских границ. Это дало Рамсесу III немного времени для того, чтобы как следует подготовиться к ожидаемому нападению врага. Как отмечают надписи в его заупокойном храме: "Я укрепил границы Захи (Джахи), готовясь к ним". Сухопутные войска "народов моря" продвигались на юг, вдоль левантийского побережья через Палестину, когда внезапно были остановлены силами фараона "на египетской границе в Джахи - одной из областей поздней Финикии", как заметил австралийский хеттолог Тревор Брюс.

Рамсес III описывает эту битву довольно резко и бескомпромиссно:

"В [египетских] колесницах находились воины ... , и все были умелыми командирами, готовыми сражаться. Их лошади заставляли дрожать все конечности и готовы были раздавить [чужеземные] страны под своими копытами ... Что касается тех, кто достиг моей границы, то семени их нет больше, а их сердца и души потеряны навсегда".

После того, как сражение возле границ Джахи закончилось большой победой египтян, сама война между Египтом и "народами моря" была далека от завершения. Немного позднее, используя свой военно-морской флот, захватчики решили напасть на Египет со стороны моря возле устья реки Нил.

4.2. Битва в Дельте Нила
Рамсес III

'Народы моря' на своих кораблях во время сражения в Дельте Нила. Рельеф из храма в Мединет-Абу. Фото из книги Г.Масперо 'История халдеев Египта, Сирии, Вавилона и Ассирии', 1903-1904 гг.

Около 1175 года до н.э. фараону Рамсесу III удалось отбить крупное морское вторжение. Конфликт произошел где-то у берегов восточной Дельты Нила и, возможно, частично затронул границы Египетской империи в Сирии. Описание этого сражения в мельчайших подробностях также описано на стенах храмового комплекса Рамсеса III в Мединет-Абу.

После победы над "народами моря" в сирийской провинции Джахи фараон вернулся обратно в Египет, где уже завершилась подготовка в штурму захватчиков. Согласно надписям в Мединет-Абу, когда Рамсес посмотрел в сторону моря, то увидел грозную силу, состоящую из тысяч вражеских кораблей, и возможный конец Египетской империи. Это был важный момент для фараона, в частности, как для стратега и верховного командующего, поскольку до этого времени египтянам никогда не приходилось участвовать в столь масштабных морских сражениях. Тем не менее, Рамсес блестяще отреагировал на вражеский вызов, выстроив на берегах Дельты своих лучников, которые осыпали корабли неприятеля постоянным градом стрел, когда те пытались бросить якорь. Зная, что он будет повержен, если столкнется с врагами в открытом море, Рамсес III заманил вражеский флот вглубь Дельты Нила, где была подготовлена засада из египетских кораблей, собранных со всей страны для этого случая. Вдохновленные своими тактическими успехами, египтяне выманивали "народы моря" ближе к берегу, где уже находились лучники с очередным мощным залпом из стрел. В конце-концов им удалось потопить все вражеские корабли, и выловить из воды множество вражеских воинов, многие из которых были убиты на берегу и взяты в плен. Таким образом, это сражение было выиграно прежде, чем захватчик ступил на египетскую землю. Битва была описана следующими словами:

"Я укрепил свои границы в Джахи (сирийско-палестинские территории, контроллируемые Древним Египтом) и поставил в них местных князей. гарнизонных командиров и марианну (азиатских наемников). После чего я подготовил устье реки, укрепив его мощной стеной из военных и транспортных кораблей и парусных лодок. Все они были полностью снаряжены и на корме и в носовой части, с храбрыми солдатами и отборной египетской пехотой".

Далее Рамсес рассказывает о дальнейшей судьбе, постигшей "народы моря", которые осмелились напасть на Египет:

"Перед теми, кто прорвался вперед по морю, в устье реки горело пламя, а град стрел и копий встретил их на берегу ... Сети, чтобы поймать их, были готовы: те, кто вошел в устье реки, оказались окружены и пали на месте. Их убили и разорвали на части, затем вытащили, поверженных и мертвых, на песчаный берег; ... свалили в кучу от носа до кормы на их же кораблях, в то время, как все их вещи были выброшены за борт".

4.3. Последствия
Рамсес III

Шествие пленных воинов 'народов моря'. Рельеф из храма в Мединет-Абу. Фото из книги Г.Масперо 'История халдеев Египта, Сирии, Вавилона и Ассирии', 1903-1904 гг.

Хотя и не сохранилось каких-либо документов о любом возможном преследовании разгромленных "народов моря", бежавших на восток, тем не менее Египет был спасен от полного разрушения, которое постигло Хеттское царстов, Аласию и другие крупные государства на Ближнем Востоке в период, ныне называемый "катастрофой бронзового века".

Рамсес III утверждает, что он включил "народы моря" в общее число покоренных им народов и поселил их в Южном Ханаане, хотя каких-либо четких доказательств по этому поводу так и не было обнаружено. Тем не менее, фараон был не в состоянии предотвратить дальнейшую массовую миграцию этих племен в ханаанские провинции. Позднее, после того, как Египетская империя лишилась своих владений в Азии, присутствие "народов моря" в Ханаане поспособствовало формированию новых государств в этом регионе (таких как Филистия).

Война с "народами моря" была выиграна египтянами, но этот конфликт настолько опустошил государственную казну и подорвал экономику Египта, что страна оказалась не в состоянии больше вернуться к былому величию: Рамсес III рассматривается как последний великий фараон-завоеватель эпохи Нового Царства.

5. Другие конфликты

Долгое время ливийская граница оставалась столь же тревожной, как и египетские владения в Сирии. На 11-м году своего правления Рамсеса III ливийская армия, желавшая захватить плодородные территории Египта, приблизилась к стенам Мемфиса; неподалеку от города состоялась битва, в которой фараон также одержал неоспоримую победу. Были захвачены многочисленные пленники, которые затем в качестве рабов поступили в собственность египетских храмов.

После устранения этой опасности Рамсес двинулся в сторону Ливии, выступающей очагом восстания, возможно, спровоцированного восхождением на престол местного князя, получившего военный опыт и образование при египетском дворе. В конце-концов ливийские войска были полностью разбиты, а египтяне привели с собой множество новых заключенных.

6. Экономические потрясения

Рамсес III

Заупокойный храм Рамсеса III в Мединет-Абу

Большая стоимость практически непрекращающихся военных кампаний медленно исчерпала казну Египта и способствовала постепенному снижению египетского влияния в азиатских провинциях. Всю сложность тогдашнего экономического положения в стране подчеркивает и тот факт, что первая известная в человеческой истории забастовка рабочих датируется 10-м днем второго месяца Перет 29-го года (4 ноября 1159 г. до н.э.) правления фараона Рамсеса III, когда для строителей царских усыпальниц в поселке "Сет-Маат хер-именти-Уасет" (ныне известном, как Дейр-эль-Медина), считавшихся представителями благородной и элитной профессии, был существенно урезан продовольственный рацион, входивший в состав их зарплаты. Согласно мнению некоторых египтологов, к причинам этого кризиса стоит также отнести извержение вулкана Гекла в Исландии, произошедшее примерно в это же время, вследствие чего воздух оказался загрязнен на громандных площадях: солнечные лучи не могли нормально достигать земной поверхности, и вся растительность приостановила свой рост на довольно длительное время, примерно до 1140 года до н.э. В результате этого в Египте наблюдается существенное увеличение цен на все виды зерна вплоть до правления фараона Рамсеса VII, в то время как цены на птицу и рабов оставались неизменными. Таким образом, в последние годы царствования Рамсеса III его способности бесперебойно обеспечивать продовольствием население своей страны и, в частности, рабочих из Дейр-эль-Медины, были сильно ограничены.

Рамсес III

Описание победы над 'народами моря' из заупокойного храма Рамсеса III

Рабочие из поселения голодали более двадцати дней, из-за того, что управитель Восточных Фив вместе со своими последователями отложили поставку необходимого продовольствия. Спустя четыре месяца случился еще один подобный конфликт. На этот раз доставку продуктов отложили на 18 дней, и рабочие вынуждены были вновь потребовать то, что заработали по праву. По этой причине они прекратили все работы в Долине Царей и направились в небольшой храм Тутмоса III в Мединет-Абу, где представили свои жалобы, требуя, чтобы сам фараон был проинформирован о сложившемся положении:

"Мы голодали восемнадцать дней в этом месяце ... Мы пришли сюда, гонимые голодом и жаждой. У нас нет ни одежды, ни масла, ни рыбы, ни овощей. Сообщите об этом фараону, нашему доброму Богу, и визирю, нашему управителю. Отдайте нам наши средства к существованию!".

Храмовые жрецы должны были провести целый ряд жестких переговоров с протестующими, и, хотя достоверно неизвестно, чем закончилась вся эта ситуация, с тех пор частота ограблений в царском некрополе значительно возросла.

Тем не менее, такие трудные реалии полностью были проигнорированы в официальных текстах Рамсеса III, многие из которых стремились изобразить фараона подобным его знаменитому предшественнику Рамсесу Великому. Жалобы голодающих египтян были обнаружены на одном из папирусов, который ныне хранится в Египетском музее в Турине под номером P1880.

7. Пожертвования храмам и внутренняя политика

Рамсес III

Изображения богини Нехбет на потолке храма в Мединет-Абу

В папирусе Харриса, написанном при сыне и преемнике Рамсеса III, Рамсесе IV, и ныне хранящемся в Британском музее, сообщается о золотых статуях и монументальных сооружениях, которые фараон представлял в качестве подарков в египетских храмах Пи-Рамсеса, Гелиополя, Мемфиса, Атрибиса, Гермополя, Тиса, Абидоса, Коптоса, Эль-Каба и других городов Нубии и Сирии. Также отмечается, что царь приказал отправить торговую экспедицию в страну Пунт и организовал добычу меди в рудниках Тимны.

Щедрость Рамсеса III в пользу храмов обеспечила его мощной поддержкой египетского жречества. Прежде всего фараоном одаривались храмы в Карнаке и в Мединет-Абу. В Гелиополе и Мемфисе в собственность местных храмов поступали новые сельскохозяйственные угодья, рабочие и ремесленники, продовольствие, драгоценные металлы, медь и налоговые отчисления. Согласно тому же папирусу Харриса, один только храм Амона в Карнаке в конце царствования Рамсеса III имел в своем распоряжении 86 486 человек, 433 сада, 83 транспортных корабля, 46 верфей, 65 рабочих поселков и деревень, из которых 9 находились в Палестине, 421 362 голов крупного рогатого скота и, основное, 864 168 аруров земельных угодий, что равнялось 1/10 площади всех плодородных и пахотных земель Египта.

При слабых преемниках Рамсеса III жречество Амона-Ра еще более расширило свое влияние за счет регулярных отчислений из царской казны и различных декретов, предоставляющих ему политический иммунитет. К концу XXI-й Династии верховный жрец Амона фактически стал правителем Фив, в то время как проживающий в Мемфисе фараон лишь номинально считался царем Верхнего и Нижнего Египта.

Известными современниками Рамсеса III были царские визири Хори и Та, нубийский наместник Хори III, управитель Фив по имени Пасер, а также верховные жрецы Амона в Фивах: Бакенхонсу, Усермаатренахт и Рамсеснахт.

8. Строительная деятельность

Рамсес III

Общий вид на храмовый комплекс Рамсеса III в Мединет-Абу

Доказательства обширной строительной деятельности Рамсеса III могут быть обнаружены в Абидосе, Атрибисе, Гелиополе и в Западных Фивах. В Карнаке он начал реконструкцию храма Хонсу, используя для этого фундамент разрушенного ранее погребального храма Аменхотепа III.

Особо стоит выделить "Дом миллионов лет" или заупокойный храм царя в Мединет-Абу, который был завершен на 12-м году его правления и ныне относится к самым большим и лучше всего сохранившимся архитектурным комплексам Древнего Египта. Храм служил местом поклонения Амону-Ра и приравниваемому к нему фараону, о чем свидетельствуют многочисленные настенные рельефы, в том числе и описывающие военные победы царя. Однако при этом, многие тексты, по-видимому, были скопированы из памятников Рамсеса II. Так, здесь описываются военные походы против Амурру и Хеттского царства, что, конечно же, было бы невозможным во время царствования Рамсеса III.

Строительный материал для храма в Мединет-Абу доставляли из песчаных карьеров в Гебель-эль-Сильсиле. После завершения строительства Рамсес III приказал разместить здесь две стелы, которые изображают его отдельно с богами Амоном-Ра и Хапи, а также с фиванской триадой - Амоном, Мут и Хонсу. В связи с этим фараон отметил в египетском календаре 15 и 16 дни третьего месяца Шему в качестве дополнительных праздничных дней, когда в храмах Карнака и Гебель-эль-Сильсилы должны были подноситься священные жертвы в честь Амона-Ра, Хапи и Мут.

Кроме того Рамсес III возвел целый ряд приграничных крепостей для защиты Египетской империи. Его гробница (KV11) в Долине Царей отличается большим изяществом и мастерством древних зодчих, а настенные украшения следуют традиционному изобразительному искусству Древнего Египта.

9. Заговор и смерть фараона

Рамсес III

Изящно окрашенные рельефы с именем Рамсеса III из храма Хонсу в Карнаке

Благодаря открытию папируса с судебной стенограммой, которая датируется временем правления Рамсеса III и ныне хранится в Туринском музее (так называемый "Юридический" папирус), в настоящее время известно, что в результате придворного заговора было сделано покушение на жизнь фараона во время празднования в Мединет-Абу. Заговор был спровоцирован Тией, одной из трех известных жен Рамсеса III, которая хотела таким образом посадить на трон своего сына Пентаурета (или Пентаура). По праву же царский престол после Рамсеса III должен был перейти к Рамсесу Амонхерхепешефу (будущему Рамсесу IV) - старшему сыну фараона и, соотвественно, его законному наследнику.

В начале апреля 1155 года до н.э. фараон Рамсес III находился в своем придворном гареме, наслаждаясь спокойным вечером, когда на его жизнь было совершено покушение. Сохранившиеся судебные документы показывают, что в заговор были вовлечены многие люди. Кроме Тийи и Пентаурета в число заговорщиков входили чиновники из царской администрации, а также некоторые второстепенные служащие, помогающие передавать послания за пределелами дворца. Тийя смогла убедить всех этих людей осуществить заговор два раза, если вдруг первая попытка оказалась бы неудачной. Одним из ее союзников был управляющий дворцовыми кладовыми по имени Пабеккамен, который доставлял послания царицы вне гарема. Пабеккамен, в свою очередь, заручился поддержкой одного из дворецких Меседсоура, надзирателя за скотом Панхайбони и двух администраторов гарема - Паника и Пентуа. Поскольку в гарем можно было входить лишь ограниченному кругу лиц, Панхайбони связывался со смотрителем царской сокровищницы Паири, чтобы при необходимости получать туда доступ.

Большинство имен заговорщиков были стерты со всех памятников, где они были записаны ранее; в документах судебного процесса, например, в "Юридическом" папирусе из Турина, они были преобразованы в так называемые "имена позора", которые почти сохраняли их прежнее звучание, однако полностью меняли смысл:

"Имя позора"ЗначениеНастоящее имяЗначениеОбязанности
    Тийя   Жена Рамсеса III
    Пентаур   Сын Рамсеса III и Тийи
Паник "Демон"     Управитель гарема
Пентуа       Писарь управителя гарема
Илелем       Представитель писаря управителя гарема
Аменхау       Заместитель управляющего гаремом
Паири, сын Рума       Царский казначей
Па-Лука "ликиец" Сатехемхеб   Писарь Паири
Панхайбони "Злодей Хай" Хай   Надзиратель за скотом
Пабеккамен "Слепой раб" (Па‑)Бакенамон "Служитель Амона" Главный дворецкий
Ашахебсед       Помощник Пабеккамена
Меседсоура "Ненавидимый Ра" Мерира "Любимец Ра" Придворный
Уарна       Придворный
Йенини       Придворный
Небджефау       Придворный
Хентуэнамон       Придворный
Бинемуасет "Злодей в Фивах" Хаэмуасет   Командующий армией в Куше
Паис "Лысый" Пахемнечер "Священнослужитель" Генерал
Паракаменеф "Ослепленный Ра" Парахеранемеф "Исполняющий волю Ра" Главный жрец по ритуальным обрядам
Ийирой       Ритуальный жрец, главный жрец богини Сехмет в Бубастисе
Шаднемтетеф "Тот, чьи уши отрезали" Асехнемтет "Тот, чья походка легка" Писарь в "Доме Жизни" (школе)
Мессауи       Писарь в "Доме Жизни" (школе)
Рамсес III

Двойная статуя Рамсеса III и бога Тота в северной части гипостильного зала храма в Мединет-Абу

Заговорщики предположили, что их замыслам по убийству фараона помогло бы использование черной магии для того, чтобы обмануть охранников гарема и успешно доставлять некоторые послания другим соучастникам. К тому же магические заклинания использовались, чтобы сделать Рамсеса III более уязвимой и легкой мишенью для убийства. Для этого заговорщики заручились поддержкой придворного мага Паракаменефа и личного врачевателя Рамсеса III, Ийироя, чтобы те практиковали необходимые заклинания в момент, когда была совершена попытка лишить жизни фараона.

До недавнего времени среди египтологов продолжались споры о том, как именно был убит Рамсес III. Некогда считалось, что заговорщиками было использовано отравленное оружие, а сам царь пережил изначальное нападение и умер спустя несколько дней. Однако, недавнее обследование его мумии с помощью компьютерной томографии явно наводит на мысль, что фараону просто перерезали горло. В ходе этого исследования также удалось выяснить, что ранее неизвестная мужская мумия (так называемая "неизвестная мумия Е"), обнаруженная в Дейр-эль-Бахри и изначально похороненная в неочищенных козьих шкурах, имела тот же генотип, что и Рамсеса III, что помогло египтологам идентифицировать ее как царского сына Пентаурета.

Окончательной датой смерти Рамсеса III считается 15-й день третьего месяца Шему 32-го года его правления (7 апреля 1155 года до н.э.), которая совпадает с организованным им же праздником в честь жертвоприношений богам Амону и Хапи.

Рамсес III

Осирические статуи Рамсеса III в Карнакском храме

После нападения на своего отца законный наследник престола Рамсес IV быстро взял ситуацию под свой контроль. Заговорщики оказались не в состоянии собрать необходимую поддержку при дворе, чтобы отстранить его от власти, и, собрав 12 судей для расследования преступления, Рамсес IV осудил всех преступников. Туринский юридический папирус является основным источником информации об этом событии и представляет собой документ, в котором описаны судебные процессы вплоть до приговора для каждого из заговорщиков.

Согласно сохранившимся стенограммам, всего было проведено три судебных заседания, в которых были приговорены к смерти в общей сложности 38 человек. Все главные заговорщики были казнены впоследствии: некоторым из них отрезали уши и нос, а нескольким особо важным сановникам была предоставлена возможность совершить самоубийство (возможно, от яда). Также был признан виновным и Пентаурет: "[Судья] оставил его [в одиночку] в своей комнате, и он забрал свою собственную жизнь". Какое наказание постигло его мать Тийю из документов неизвестно. Их гробницы были вскоре ограблены, а имена стерты, чтобы лишить всяких почестей в загробном мире. В плане этого египтяне проделали столь тщательную работу, что имена этих личностей и участь их гробниц известны только по упоминаниям в сохранившихся судебных записях.

Некоторые из обвиняемых гаремных наложниц пытались соблазнить некоторых членов судейского состава, однако были пойманы с поличным, а судьи, которые поддались на их уговоры, были жестоко наказаны.

9.1. Мумия фараона
Рамсес III

Мумия фараона Рамсеса III

Тело Рамсеса III, спустя 74 дня с момента смерти, было погребено в гробнице KV11 в Долине Царей на 24-й день первого месяца Ахет. Исследования показали, что на момент смерти фараону было около 65 лет. Во времена правления фараона Шешонка I из XXII-й Династии жрецы некрополя вынуждены были перепрятать мумию Рамсеса III в скальном тайнике в Дейр-эль-Бахри из-за интенсивного разграбления царских усыпальниц. Она была обнаружена в 1886 году и с тех пор стала одним из прообразов египетских мумий для современного искусства и кинематографа. В настоящее время мумия последнего великого фараона Древнего Египта хранится в Египетском музее в Каире, его саркофаг выставлен в парижском Лувре, а крышка от него находится в Кембридже.

Рамсес III

Красный гранитный саркофаг Рамсеса III в музее Лувра, Париж

Долгое время египтологи считали, что на мумифицированном теле Рамсеса не было никаких очевидных ран, однако в ходе недавнего обследования мумии (проведенное совместной египетско-немецкой командой египтологов и медэкспертов и транслировавшееся в прямом эфире в 2011 году по каналу "Science" под общим названием "Рамсес: Загадка мумии фараона" (Ramesses: Mummy King Mystery)) ученые обратили внимание на чрезмерное скопление повязок вокруг ее шеи. Последующая компьютерная томография, сделанная в Египте Ашрафом Селимом и Сахаром Селимом - профессорами радиологии при Каирском университете, - позволила обнаружить под бинтами ножевое ранение в области горла, которое было достаточно глубоким, чтобы достичь позвонков. Согласно комментатору документальной трансляции, "Это была такая рана, после которой никто не смог бы выжить". В декабре 2012 года в интервью "Британскому Медицинскому журналу" ("British Medical Journal") команда ученых во главе с доктором Захи Хавассом, бывшим главой египетского Высшего совета по древностям, а также доктор Альберт Цинк из Института Мумии и Ледяного Человека при Европейской Академии в Больцано (Италия), представили официальное заключение по данному исследованию, согласно которому заговорщики убили Рамсеса III, перерезав ему горло. Как заметил в ходе конференции доктор Цинк:

"Разрез [в горле Рамсеса III] является очень глубоким и достаточно большим, доходящим почти до самой кости (позвоночника), и явно был смертельным".

Рамсес III

Роспись из гробницы Рамсеса III в Долине Царей (KV11)

До этого открытия египтологи предполагали, что Рамсес III был убит с помощью ядовитых веществ, не оставивших никакого следа в организме, поскольку, как сообщалось выше, в состав заговорщиков были привлечены люди, практикующие магию и которые, возможно, умели приготовить нужный яд. Другие ученые выдвигали гипотезу, что причиной смерти царя стал укус подброшенной к нему ядовитой змеи - вероятно, гадюки, - поскольку на его мумии был обнаружен амулет для защиты в загробной жизни от змей. Отравление подкупленным рабом еды и питья также называлось одним из способов убийства, которым могли воспользоваться заговорщики.

В любом случае, заговорщикам так и не удалось достигнуть намеченной цели и возвысить на троне своего кандидата Пентаура, поскольку после смерти Рамсеса III корона перешла к его сыну и законному преемнику Рамсесу IV. Видимо, до своей кончины Рамсес III предчувствовал какую-то борьбу за престол после себя, поскольку в Большом папирусе Харриса говорится, что в последние годы своей жизни фараон умолял Амона гарантировать права на трон своему избранному наследнику.

Согласно генетическому исследованию мумии в 2012 году, ДНК фараона Рамсеса III принадлежало к галлогруппе E1b1a, которая преобладает у большинства нынешних представителей, живущих к югу от Сахары.

10. Хронологический спор

Рамсес III

Голова статуи Рамсеса III из храма Мут в Карнаке. Музей Изобразительных Искусств в Бостоне

И по сей день существует неопроделенность в отношении точных дат царствования фараона Рамсеса III, которая также влияет на датировку перехода между поздним бронзовым и железным веками на территории Ближнего Востока. Этот переход, как правило, определяется появлением микенской керамики в прибрежных равнинах Палестины (Филистия), которую могли принести с собой "народы моря", оседлые здесь после 8-го года правления Рамсеса III. Радиоуглеродный анализ находок и другие внешние данные позволяют определить этот переход не позднее 1100 года до н.э., по сравнению с традиционной датой появления здесь "народов моря" в 1179 г. до н.э.

Некоторые исследователи пытались установить отправную хронологическую точку для правления этого фараона как 1159 год до н.э., на основании принятой в 1999 году датировки извержения вулкана Гекла в Исландии. Сохранившиеся до сегодняшнего дня древнеегипетские записи рассказывают, что в 29-м году своего правления Рамсес III испытывал трудности в снабжении продовольствием своих рабочих в Дейр-эль-Медине, что может согласовываться с моментом извержения Геклы, которое приписывалось к 28-му или 29-му году царствования фараона. Незначительное расхождение в один год объяснялось с той позиции, что зернохранилища Египта могли иметь собственные резервы, позволяющие справиться с плохими урожаями, начавшимися в течение года после катастрофы. Это означает, что правление царя закончилось бы всего через 3 или 4 года после этого события, т.е. в 1156 или 1155 году до н.э. Тем не менее, в 2002 году были проведены тщательные радиоуглеродные исследования торфяных месторождений, содержащих вулканический пепел Геклы, что позволило ученым ограничить диапазон момента извержения вулкана между 1087 и 1006 годами до н.э., что, конечно же, никак не согласуется с периодом правления Рамсеса III.

Источники
  • E.F. Wente & C.C. Van Siclen, "A Chronology of the New Kingdom" in Studies in Honor of George R. Hughes, (SAOC 39) 1976, p.235, ISBN 0-918986-01-X
  • Murnane, W. J., United with Eternity: A Concise Guide to the Monuments of Medinet Habu, p. 38, Oriental Institute, Chicago / American University in Cairo Press, 1980.
  • Wilfred G. Lambert; A. R. George; Irving L. Finkel (2000). Wisdom, Gods and Literature: Studies in Assyriology in Honour of W.G. Lambert. Eisenbrauns. pp. 384–. ISBN 978-1-57506-004-0
  • William F. Edgerton, The Strikes in Ramses III's Twenty-Ninth Year, JNES 10, No. 3 (July 1951), pp. 137-145
  • J. H. Breasted, Ancient Records of Egypt, Part Four, §§423-456
  • Joyce Tyldesley, Chronicle of the Queens of Egypt, Thames & Hudson October 2006, p.170
  • British Medical Journal, Study reveals that Pharaoh’s throat was cut during royal coup, Monday, December 17, 2012
  • Hawass, Ismail, Selim, Saleem, Fathalla, Waset, Gad, Saad, Fares, Amer, Gostner, Gad, Pusch, Zink (December 17, 2012). "Revisiting the harem conspiracy and death of Ramesses III: anthropological, forensic, radiological, and genetic study". British Medical Journal 2012 Christmas 2012
  • acobus Van Dijk, 'The Amarna Period and the later New Kingdom' in The Oxford History of Ancient Egypt, ed. Ian Shaw, Oxford University Press paperback, (2002) p.305
  • Bob Brier, The Encyclopedia of Mummies, Checkmark Books, 1998., p.154
  • Mazar, Amihai (1985). "The emergence of the Philistine material culture". Israel Exploration Journal 35 (2/3): 95–107. JSTOR 27925978
  • Van Den Bogaard, C.; Dörfler, W.; Glos, R.; Nadeau, M. J. E.; Grootes, P. M.; Erlenkeuser, H. (2002). "Two Tephra Layers Bracketing Late Holocene Paleoecological Changes in Northern Germany". Quaternary Research 57 (3): 314.
  • Beckman, Gary (2000). "Hittite Chronology". Akkadica. 119–120: 19–32 [p. 23 ]. ISSN 1378-5087
  • Bryce, Trevor (1998). The Kingdom of the Hittites. Oxford University Press. p. 371. ISBN 0-19-924010-8.
  • Jean Nougaryol et al. (1968) Ugaritica V: 87-90 no.24; letter RS 18.147
  • Dothan, Trude; Dothan, Moshe (1992). People of the Sea: The search for the Philistines. New York: Scribner. p. 23. ISBN 0-02-532261-3.
  • James H. Breasted, Extracts from Medinet Habu inscription, trans. 1906, iv.§§65-66
  • Darrell D. Baker: The Encyclopedia of the Egyptian Pharaohs, Volume I: Predynastic to the Twentieth Dynasty (3300-1069 BC). Bannerstone Press, London 2008, ISBN 978-1-905299-37-9, S. 312–316.
  • Jacobus van Dijk: The Luxor Building Inscription of Ramesses III. In: Göttinger Miszellen (GM) 33, Göttingen 1979, S. 19–30.
  • Pierre Grandet: Ramses III. Histoire d’un règne. Pygmalion/ G. Watelet, Paris 2009, ISBN 978-2-8570-4408-6.
  • Erik Hornung: The New Kingdom. In: Erik Hornung, Rolf Krauss, David A. Warburton (Hrsg.): Ancient Egyptian Chronology (= Handbook of Oriental studies. Section One. The Near and Middle East. Band 83). Brill, Leiden/Boston 2006, ISBN 978-90-04-11385-5, S. 197–217 (Online).
  • Kenneth Anderson Kitchen: Ramesside Inscriptions: Historical and Biographical/ V. Blackwell, Oxford 1983, ISBN 0-903563-40-1.
  • Alessandra Nibbi: The Chief Obstacle to Understanding the Wars of Ramesses III. In: Göttinger Miszellen 59, Göttingen 1982, S. 51–60.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Düsseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 233-236.
  • Wolfgang Waitkus: Zur Deutung einiger apotropäischer Götter in den Gräbern im Tal der Königinnen und im Grab Ramses III. In: Göttinger Miszellen 99, Göttingen 1987, S. 51–82.
Опубликовано: 04 июля 2015
Обновлено: 06 июля 2015
Просмотров: 3408

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Кто, по-вашему, мог быть легендарным фараоном Исхода?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus