Предметы мебели

Статья находится в рубриках
Изображение из гробницы Рекмира

На этом изображении из гробницы Рекмира (1475 г. до н.э.) видно, как юноша-египтянин, делая стул, использует смычковую дрель, чтобы просверлить отверстие в сиденье.

елкие предметы мебели из дерева имелись в изобилии в домах и приемных залах дворцов. Использовались высококачественные и дорогие материалы. Черное дерево было у египтян одной из наиболее ценимых древесин. Ввозимое из Судана, оно сочеталось с инкрустациями из слоновой кости, стекла и драгоценных камней. Другие виды древесины, такие, как кедр, кипарис и сосна, прибывали из Сирии и Ливана.

Меблировка была весьма разнообразной. Имелись кресла со спинками и складные стулья. Изготовлялись также арки, сейфы и шкафы. Найденные в гробницах предметы мебели имели церемониальный характер, отчего они должны были быть более роскошными, чем мебель повседневного пользования. Подпорки и ножки всей мебели украшались формами из животного мира, воспроизводя лапы и головы, в особенности быка и льва. Высокие спинки кресел также украшались гравюрами из чеканного металла (золота, серебра и меди), из кожи с инкрустациями из драгоценных камней, воспроизводившими определенные сцены. Самым изысканным из сохранившихся образцов является трон Тутанхамона, полностью покрытый листами золота, с лапами и головой льва. На спинке имеется сцена, на которой изображена царская чета.

Большая роскошь, которую обретает орнаментация в Новом Царстве, не умаляет элегантности и качества, характерных для столярного искусства Древнего Египта. В этом смысле царские деревянные саркофаги представляют собой образец необыкновенного богатства, которое скрывалось в гробницах фараонов. Это были антропоморфные скульптуры, покрытые листами золота с инкрустациями из ляпис-лазури и стеклянной глазури. Выделяется саркофаг Тутанхамона, который изображает царя в виде Озириса и полностью покрыт золотом. Саркофаги, не предназначавшиеся для фараонов или членов царской семьи, были более строгими. Имевшие прямоугольную форму, они обнаруживали расписную декорацию, которая покрывала всю их поверхность.

Расписная коробка

Эта коробка - из гробницы Тутанхамона, имеет выпуклую крышку над прямоугольным ящиком. Вся поверхность декорирована изысканными изображениями Тутанхамона в героических деяниях. Около 1347 - 1337 до н.э. Живопись. Мчащийся на колеснице Тутанхамон, поражающий нубийскую армию.

Мебель Древнего Египта намного лучше документирована, нежели мебель других античных цивилизаций, и к ней явно относились в те времена с большим вниманием. Раскопки в Месопотамии и в других местах показали наличие предметов обстановки египетского происхождения, то есть мебель египтян шла на экспорт или ее образцы получали в подарок иностранные вельможи.

Религиозная система древних египтян включала сложный комплекс верований, связанных с загробной жизнью. Считалось, что одна из составляющих бессмертной души, «Ка», являлась двойником физического тела; в момент смерти она освобождалась, но была способна в каких - то случаях вернуться в мертвое тело. Чтобы продолжать свое существование, эта часть души требовала «поддержания условий», вот почему погребальные камеры представителей египетской знати наполнялись не только пищей, но и церемониальной и домашней мебелью, которая являла собой наивысшие достижения египетских ремесленников. Деревянные конструкции не всегда выдерживали длительное пребывание под землей, однако найденные в гробницах фрагменты золотой обшивки и пластинки слоновой кости, служившие для инкрустации мебели, позволили египтологам воссоздать облик древней мебели.

1. Секреты гробниц

Реконструкция предметов, найденных в гробнице царицы Хетепхерес, дала представление о тщательно выполненном ложе с балдахином, переносном стуле и других образцах, в тои числе многочисленных коробках. Гробница Тутанхамона, родившегося около 1340 года до н.э., спустя тысячу лет после Хетепхерес, содержала объекты, сделанные специально для погребального обряда; погребальное ложе, к примеру, вырезано в форме Аммита, считавшегося пожирателем мертвых, бога с головой крокодила, телом леопарда и задней четвертиной гиппопотама. Тутанхамон правил менее десяти лет, и вокруг факта его смерти фигурирует много домыслов.

Кровать из гробницы Тутанхамона

Кровать из гробницы Тутанхамона. Эта кровать имеет прямоугольную деревянную раму, покрытую золотым листом, и сетку из витых веревок. Кровать снабжена изголовьем, ножки вместе со своими завершениями оформлены как лапы животного. Около 1567 - 1320 до н.э.

Когда Говард Картер в 1922 году обнаружил гробницу Тутанхамона, его открытие получило немедленный отклик в сфере декоративного искусства. В частности, мебель ар деко претерпела существенное влияние со стороны древнеегипетских форм и декоративных мотивов точно так же, как мебель французского ампира запечатлела триумфальный Египетский поход Наполеона 1798 года.

2. Домашняя мебель

Изображение предметов каждодневного пользования наиболее влиятельных членов общества сохранилось в образцах живописи и резьбы. Наиболее частым документальным подтверждением быта того времени является стул: и о трех, и о четырех ножках, с разной степенью декора.

Складной табурет, сконструированный из пары деревянных рам и подвесного кожаного сиденья, появился в Среднем Царстве и стал основой убранства античного интерьера от Аква Сулис до Константинополя. Низкие на прямых ножках столы использовались для размещения сосудов с водой или фаянсовых ваз, очень ценимых египтянами. Стойки, предназначенные специально для ваз, делались из деревянных жердей, оканчивающихся манжетой для придерживания сосуда.

Кровати обычно делались из дерева, хотя металл и слоновая кость тоже использовались. Меж двух сторон рамы натягивали плетеную веревку, поддерживавшую матрас. Единой высоты не было: многие кровати были высокими, в то время как некоторые едва возвышались над полом, имея вид низкой ступеньки.

3. Древесина

Золотой трон

Этот трон из гробницы Тутанхамона имеет деревянный остов, обернутый золотыми и серебряными листами с инкрустацией, полудрагоценными камнями и декором в виде лап и голов льва.

Доступная древним египтянам древесина включала местные породы: сикомор античный, акацию и сайду, твердое дерево, известное под названием «терновый венец Христа». Древесину ввозили также из районов Среднего Востока по торговым путям: это были породы кипариса и ливанского кедра, которые шли на постройку судов.

4. Конструкция и декор

Сухой климат сокращал рост деревьев, так что получить крупные куски древесины было трудно. Это усиливало у египетских плотников работу мысли по части применения имеющегося материала: они придумали изощренные способы выстраивания панелей и соединения частей мебели.

Соединения ласточкин хвост, шип и гнездо, а также многие другие приемы были хорошо известны наряду с более примитивными техниками, включавшими забивание деревянных гвоздей и связывание. Некоторые мастерские специализировались на сложных по рисунку интарсиях, зачастую очень трудоемких, собираемых из крошечных кусочков наиболее ценных пород дерева. Неаккуратно выполненные соединения или низкокачественное дерево обычно маскировались облицовкой, гипсом и раскрашивались.

Важной составляющей был декор поверхности, самая изысканная мебель покрывалась серебряной или золотой фольгой. Украшения, резные и накладные могли быть исполнены чрезвычайно искусно. Ножки складного табурета часто имели завершения в виде утиных головок или львиных лап. Обивка обычно ограничивалась сложенными в несколько слоев кусками льна или других тканей. Мебель, как правило, раскрашивалась. «Фронтальный» метод изображения, когда торсы фигур развернуты фронтально, а головы даны в профиль, был определяющей чертой древней египетской культуры.

Алфавитный указатель