Псамметих I

Статья находится в рубриках
Псамметих I

Фараон Псамметих I делает подношение богу Ра-Горахти. Рельеф в гробнице Пабаса в Фивах

самметих I (также Псамметикус, Псамметихус, Псамтик; греческое: Ψαμμήτιχος; ассирийское: Набусезибани, Писамилки или Тусамилки) - древнеегипетский фараон, царствовавший с 664 по 610 гг. до н.э. Считается основателем XXVI-й "Саисской" Династии. Его тронное имя "Уахибра" можно перевести как "Вечен (или постоянен) в сердце Ра".

Имя этого фараона впервые появляется в клинописных текстах, рассказывающих о том, что после завоевания Египта ассирийский царь Асархаддон назначил для контроля над ним 20-х местных князей, которые были утверждены на своих должностях уже его сыном Ашшурбанипалом. Главным из этих князей стал Нехо I, отец Псамметиха, который, однако, оказался не в состоянии внедрить пропаганду ассирийцев среди египтян и, таким образом, настроить их против царствовавших на тот момент над большей частью Египта нубийцев.

Псамметих I

Статуя VII века до н.э. из Иераполя, современная времени правления Псамметиха I и обнаруженная в Кале (Турция). Надпись на классическом греческом языке гласит: "Сын Амфимеоса, Педон, привез меня из Египта и подарил в качестве обета; Псамметикос, Царь Египетский, даровал ему город и золотую диадему за его добродетели". Археологический музей в Памуккале, Турция

Кроме того, исторические ссылки на время прихода к власти Псамметиха I подробно описаны у Геродота ("История", Книга II, 151-157). Греческий историк называет этот период "Додекархией" или "Правлением Двенадцати Царей", что должно было характеризовать комбинацию владычества ассирийских вассалов в Египте, и относит к нему постройку так называемого "Лабиринта" - на самом деле, заупокойного храма царя Аменемхета III из XII-й Династии. По словам Геродота, Псамметих являлся сыном Нехо I, погибшего в 664 году до н.э. во время одной из битв с кушитским фараоном Танутамоном, который безуспешно пытался восстановить контроль над Нижним Египтом и очистить его от ассирийцев. После смерти отца Псамметиху I удалось объединить весь Египет и в течение первых десяти лет своего правления полностью освободить его от влияния Ассирийской империи.

Коронация нового фараона произошла на второй день 664 года до н.э., согласно египетскому лунному календарю (2-й день первого месяца Ахет или 29 января по грегорианскому календарю) и знаменует собой начало его длительного царствования.

1. Семья

Главной супругой Псамметиха I была женщина по имени Мехитенусхет, дочь Харсиеса, занимавшего должности Визиря Севера и Верховного жреца Атума в Гелиополе. Псамметих и Мехитенусхет являлись родителями для Нехо II и "Божественной супруги Амона" Нитокрис I.

Тесть Псамметиха - вышеупомянутый Харсиес - был женат три раза: первой его женой была Шета, которая родила ему дочь по имени Нанеферхерес, второй - Танини, и, наконец, третьей супругой являлась неизвестная женщина, родившая ему Джедкара, "Визиря Юга", и Мехитенусхет, будущую жену Псамметиха. Сам Харсиес приходился сыном визирю Харкхеби и имел родственные связи с двумя другими визирями Харсиесами, которые, в свою очередь, являлись членами семьи знаменитого фиванского губернатора Монтуэмхата.

Царская титулатура фараона Псамметиха I из древнеегипетских источников

Тронное имя

Уахибра - W3ḥ-jb-Rˁ - "Вечен в сердце Ра"

Личное имя

Псамметих - Psmṯ [j] k - "Торговец вином/супруг (богини) Метик"

Хорово имя

Псамметих - Psmṯ [j] k - "Торговец вином/Cупруг (богини) Метик"

Небти-имя

Неба - Nb-ˁ

Золотое имя

Кену - Qnw

2. Псамметих I как ассирийский вассал

Псамметих I

Фрагмент базальтовой стены, вероятно, из храма. Рельеф изображает Псамметиха I, подносящего дары богу Атуму. Изначально обнаружен близ Розетты. Британский музей, Лондон

Когда фараон Танутамон из XXV-й Династии, вскоре после смерти своего предшественника Тахарки, вторгся в Дельту Нила около 664 года до н.э., чтобы положить конец ассирийскому господству в Египте, в одной из битв был убит губернатор Саиса Нехо I. После поражения своего отца Псамметих I был вынужден бежать в Сирию, где Ашшурбанипал утвердил его в качестве преемника Нехо и даровал ему все отцовские титулы.

Временно оккупировав Дельту Нила, Танутамон созвал в Мемфисе всеобщее собрание для обсуждения дальнейших шагов по освобождению Египта. Интересы всех нижнеегипетских князей, находившихся в оппозиции по отношению к ассирийцам, в этих переговорах представлял некий Пакруру. В то же время Псамметих I и Ашшурбанипал готовились к подавлению восстания Танутамона и собирали общую армию, которая в 663 году до н.э. вторглась в Египет и отбросила нубийцев на юг.

После взятия Нижнего Египта Ашшурбанипал преследовал Танутамона до самых Фив (ассирийское название города: "Ни'а"), которые были "разрушены и разграблены" его войском. Танутамон был вынужден временно покинуть Верхний Египет, однако впоследствии вернулся обратно в фиванский регион. В свою очередь, Ашшурбанипал после одержанной победы передал бразды правления в Египте Псамметиху, поставив перед ним задачу объединить под своим началом всех разрозненных князей Дельты Нила, чтобы те служили на благо Ассирии, и в то же время оставив под его руководством всю военную мощь страны.

3. Воссоединение Египта

Псамметих I

Амулет, посвященный празднику "Хеб-сед" фараона Псамметиха I. Надпись гласит: "Объявление: Хеб-сед, … Царя Юга и Севера, Псамметиха, Любимца Ра навсегда". Лувр, Париж

По мере того как Ассирийская империя около 660 года до н.э. была внезапно ослаблена серией крупных восстаний в Вавилоне и Эламе, новый правитель Египта становился все более независимым от своих прежних покровителей. Остается неизвестным, с чего именно началось открытое сопротивление Псамметиха I Ассирии, однако мы знаем, что при помощи царя Гига из Лидии и греческих наемников, он вскоре сумел полностью очистить Нижний Египет от ассирийского господства. Углубляющийся кризис внутри Ассирийской империи позволил Псамметиху восстановить главенствующие позиции Египта в ближневосточном регионе (хотя Египет так и не смог достигнуть того уровня своего могущества, который наблюдался в период Нового Царства). В последние годы своего царствования Псамметих I даже оказывал военную поддержку Ассирии, которую, однако, это так и не смогло спасти от окончательного упадка.

Фараон Псамметих I объединил Египет вскоре после смерти Танутамона, на 9-м году своего правления, когда в марте 656 года до н.э. он направил мощную военно-морскую флотилию к стенам Фив, этим самым вынудив действующую Верховную жрицу Амона в Фивах Шепенупет II принять его дочь Нитокрис I в качестве своей преемницы. Об этом событии свидетельствует так называемая "Стела Принятия", ныне хранящаяся в Каирском музее, где указывается что на 15-й день второго месяца Ахет (12 марта) 656 года до н.э. Нитокрис I официально сменила имя на "Шепенупет III" и была наделена правами преемственности на должность "Божественной супруги Амона". Авторитет Псамметиха I также признал старый и могущественный фиванский управитель Монтуэмхат, правление которого началось еще во времена нубийского владычества. Вероятно, благодаря дружеским контактам с новым фараоном ему удалось до самой смерти сохранить свою должность и подготовить для себя монументальную гробницу у входа в долину Дейр-эль-Бахри в Западных Фивах. Таким образом, бескровная победа Псамметиха I в Фивах окончательно разрушила остатки влияния нубийской XXV-й Династии в Верхнем Египте. Впоследствии Нитокрис I будет занимать свою должность в Фивах в течение 70 лет, с 656 до 585 гг. до н.э., всячески способствуя укреплению власти саисских монархов в регионе.

Псамметих I

Памятная стела в честь быка Аписа, провозглашенного священным на 26-м году правления Тахарки (XXV-я Династия) и умершего на 21-м году царствования Псамметиха I. Обнаружена в Серапеуме в Саккаре. Изображение из книги О. Мариетта "Мемфисский Серапеум, открытый и описанный Огюстом Мариеттом" (1857)

Сам фараон Псамметих I далее энергично выступал против тех местных князей, которые сопротивлялись его воссоединению Египта. Одна из его подобных побед над ливийскими мародерами описана на двух стелах из Оазиса Дахла, датируемых 10-м и 11-м годами его правления. Кроме того, из-за возникшей конфронтации с Ассирией, Псамметих существенно укрепил северо-восточную окраину новосозданной Египетской империи ионийскими и карийскими наемниками, дислоцировавшихся в постоянных военных лагерях возле Пелусия. Такое укрепление обороноспособности страны стало возможным благодаря расширению трех крупных египетских гарнизонов в Дафне, Марее и Элефантине. В то же время город Саис в Западной Дельте Нила был провозглашен Псамметихом новой египетской столицей.

4. Внутренняя политика

В последующие годы Псамметих I пытался решать социальные проблемы внутри страны путем восстановления традиционного древнеегипетского порядка в обществе. Однако из-за того, что фараон попытался по-новому распределить должностные звания, это привело к сильному сопротивлению со стороны официальных чиновничьих и жреческих кланов, которые настаивали на сохранении наследственности своих должностей и территориальных владений. На одном из фрагментов папируса Райленда содержатся слова священнослужителя Патиеса, которые свидетельствуют о том, что эгоизм жрецов и чиновников был настолько сильным, что предприятие Псамметиха потерпело неудачу по всем направлениям. Поэтому, чтобы сохранить свою власть, фараон мог опираться только на армию, состоявшую в большой степени из греческих наемников. Скорее всего именно из-за этого правление Псамметиха I принято считать началом целой эпохи сильного греческого влияния в Египте.

В своей "Истории" (книга 2) древнегреческий историк Геродот уделяет особое внимание политике фараона Псамметиха, описывая ее весьма доброжелательной по отношению к грекам. Кроме того, что царь расширил египетскую армию с помощью греческих наемников, распределив их по колониям в Дельте Нила (к примеру, города Навкратис и Тафнис (Дафна)), с периода его правления начинается повышенный интерес архаических греческих элит к Египту, что, в свою очередь, поспособствовало налаживанию связей Египта со средиземноморским миром, увеличению торговых контактов и, в результате, экономическому процветанию в стране.

Псамметих I

Голова статуи из XXVI-й династии, которая, возможно, принадлежала Псамметиху I. Лувр, Париж

Вместе с вниманием к грекам, Псамметих поддержал основание в Египте еврейской колонии на острове Элефантина, где был основан храм Яхве, что, в свою очередь, является чрезвычайно интересным фактом, который наложил свой отпечаток на формирование раннего иудаизма.

Экономическое и военное процветание в Египте всегда было тесно связано с консерватизмом в вопросах религии и художественной деятельности. В искусстве и идеологии Псамметих I и его преемники из XXVI-й Династии будут всячески подчеркивать свою связь с традициями великих эпох прошлого Египта. В связи с этим их правление часто принято называть "Саисским Возрождением" или "Саисским Ренессансом". В искусстве и архитектуре в этот период очень удачно копируется стиль Древнего и Среднего Царств (настолько хорошо, что порой бывает трудно определить эпоху, к которой принадлежит тот или иной памятник), а для возрождения классических религиозных традиций Псамметих всячески препятствовал распространению иностранных культов (в том числе, и культа египетского бога Сета, связывавшегося с азиатскими захватчиками). Во время царствования XXVI-й Династии своего пика достигла зоолатрия (т.е. почитание священных животных); в частности, при Псамметихе I был существенно расширен и реставрирован Серапеум в Саккаре, о чем, к примеру, рассказывают надписи о захоронениях священных Аписов в 666 (20-й день четвертого месяца Шему, или 7-го января) и 612 гг. до н.э. (24-й день второго месяца Перет, или 8 июля, на 53-м году правления фараона). После этого периода подобное масштабное почитание божественных животных в египетской религии больше никогда не будет достигнуто.

Процесс внутренней реорганизации государства был прерван через 28 лет после вступления Псамметиха I на престол с появлением новой внешней угрозы, возникшей из-за падения Ассирийской империи и появлением на ее месте Нововавилонского царства. Тем не менее этому фараону удалось поднять Египет к тому уровню международной торговли и величайшего культурного расцвета, которого страна не знала уже на протяжении 500 лет.

В 628 году до н.э. Ассирийская империя предприняла очередную попытку возвращения Египта под свой контроль, которая потерпела крах в 627 году до н.э. А уже в 616 году до н.э. Псамметих I сам поддержал войсками сильно ослабленную Ассирию в борьбе против вавилонян. Видя в Вавилоне нависшую над Египтом опасность, фараон желал оставить Ассирию в качестве буферной зоны.

5. Свидетельства о правлении

Псамметих I

Стела из песчаника, воздвигнутая при Псамметихе I. Храм в Эдфу

Фараон Псамметих I создал внушительную линию оборонительных фортов на восточных и западных границах Дельты Нила. Кроме того некоторыми значимыми памятниками, свидетельствующими о его правлении являются:

  • Храм богини Нейт в Саисе;
  • Храм Атума в Саисе;
  • Святилище Осириса в Эдфу;
  • Колонны в Танисе;
  • Храмовая постройка в Гермополе-Парва;
  • Строительные блоки из Элефантины;
  • Свидетельства строительных работ в эль-Кабе;
  • Блоки из Коптоса;
  • Фрагмент царского (?) саркофага (музей Петри, эксп. UC14743);
  • Фаянсовые пластины UC14840 и UC40317 (музей Петри);
  • Ушебти UC8960 (музей Петри).

6. Легенда о происхождении языка

Псамметих I

Глиняный отпечаток с картушем фараона Псамметиха I. Музей Изобразительных Искусств в Лос-Анджелесе, США

Во втором из девяти томов своей "Истории" греческий историк Геродот поведал любопытный сюжет о времени правления Псамметиха I. Во время своего путешествия по Египту, Геродот слышал, что "царь Псамметикус" задался целью выяснить поисхождение египетского языка путем проведения эксперимента с двумя детьми. Он приказал передать одному пастуху двух младенцев с указанием, чтобы с ними никто не смел говорить. В то же время пастух должен был кормить их и внимательно слушать, чтобы попытаться определить, какими могли быть первые слова детей.

Гипотеза Псамметиха, согласно рассказу Геродота, заключалась в том, что все люди с рождения обладали неким универсальным языком, и первые слова, которые могли произнести дети, будут относиться именно к нему. Опять же, в соответствии с Геродотом, когда один из детей выкрикнул "βεκὸς" ("bekos"), пастух пришел к выводу, что слово было произнесено на фригийском, поскольку в переводе с этого языка обозначало "хлеб". Таким образом, фараон пришел к выводу, что фригийцы являлись очень древним народом - более древним, чем египтяне - и фригийский язык был первоначальным языком людей.

До сих пор так и не было найдено каких-либо других источников, которые могли бы подтвердить достоверность этой истории. Тем не менее, в версиях Аристофана и Аполлония Родосского можно найти примечание, что слово "bekos" могло быть звуком, подражающим блеянию коз, которые находились рядом все то время, пока пастух ухаживал за младенцами.

Подобные геродотовские легенды, как и те, которые касаются "Правления двенадцати царей" или восхождения Псамметиха на престол, являются весьма сомнительными. Подтверждением этому может послужить история о "Лабиринте" царя Аменемхета III из XII-й Династии, строительство которого греческий историк относит к периоду "Додекархии".

7. Смерть Псамметиха I

Псамметих I

Фрагмент "ушебти" Псамметиха I. Музей Петри в Лондоне, эксп. UC 8960

В июне 610 года до н.э. Ассирия, в которой на тот момент правил царь Ашшур-убаллит II, подверглась нападению со стороны вавилонского царя Набопаласара. Вместе со своим народом ассирийский правитель уповал на военную помощь Египта, которому было невыгодно подпускать к своим границам войска мидийцев и вавилонян. По всей видимости, фараон Псамметих I умер именно во время подготовки своей военной кампании в Ассирию, находясь в восточной части Дельты Нила в Дафне. Вероятно, бальзамирование тела египетского монарха произошло там же.

Приблизительным временем смерти Псамметиха I, исходя из отчетов о солнечных затмениях того времени, могло быть 23 сентября 610 года до н.э. Дело в том, что первое задокументированное упоминание о коронации Нехо II происходит от 24 августа (по грегорианскому календарю); поэтому вероятно, что смерть Псамметиха произошла в период около этой даты. На то же время приходится регистрация египтянами частичного солнечного затмения, произошедшего рано утром 12-го дня первого месяца Шему. Особенностью этого мероприятия также стало одновременное начало празднества в честь Амона-Ра в Фивах, поэтому затмение было истолковано как предзнаменование какого-то отрицательного события.

После смерти Псамметиха I царский престол занял его сын Нехо II, который продолжил опираться на достижения своего отца в Египте.

Источники
  • Peter Clayton, Chronicle of the Pharaohs, Thames and Hudson, 1994. p.195
  • Christian Settipani, Nos ancetres de l'Antiquite, 1991, p.153, 160 & 161
  • Alex Axelrod, Charles Phillips Wladcy, tyrani, dyktatorzy. Leksykon, wyd. Politeja, Warszawa 2000, s. 501-502
  • James Henry Breasted: Geschichte Agyptens. Phaidon, Zurich 1936, (Reprint der Ausgabe 1957: Parkland-Verlag, Koln 2001, ISBN 3-89340-008-7)
  • Leo Depuydt: Saite and Persian Egypt, 664 BC–332 BC (Dyns. 26–31, Psammetichus I to Alexander's Conquest of Egypt). In: Erik Hornung, Rolf Krauss, David A. Warburton (Hrsg.): Ancient Egyptian Chronology (= Handbook of Oriental studies. Section One. The Near and Middle East. Band 83). Brill, Leiden/Boston 2006, ISBN 978-90-04-11385-5, S. 265–283 (Online).
  • Alan H. Gardiner: Geschichte des Alten Agypten. Weltbild, Munchen 1993, ISBN 3-89350-723-X.
  • Albert Kirk Grayson: Assyria 668–635 BC: The Reign of Ashurbanipal. In: John Boardman: The Assyrian and Babylonian Empires and other states of the Near East, from the eighth to the sixth centuries B.C. Cambridge University Press, Cambridge 2006, ISBN 0-521-22717-8, S. 142–161.
  • Wolfgang Helck: Geschichte des Alten Agypten. Brill, Leiden 1968, ISBN 90-04-06497-4.
  • Friedrich Karl Kienitz: Die politische Geschichte Agyptens vom 7. bis zum 4. Jahrhundert vor der Zeitwende. Akademie, Berlin 1953
  • Diana Alexandra Pressl: Beamte und Soldaten: Die Verwaltung in der 26. Dynastie in Agypten (664-525 v. Chr.). Lang, Frankfurt 1998, ISBN 3-631-32586-X.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 200–201.
  • M. Smith: Did Psammetichus I Die Abroad? In: Orientalia Lovaniensia Periodica. (OLP) Bd. 22, 1991, S. 101–109.
  • Herodot: Historien. Buch II. 2

Алфавитный указатель