Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Пианхи

Статья находится в рубриках
3
+3
Пианхи

Изображение бога Амона и рядом стоящего фараона Пианхи (стертый образ) на его "Победоносной стеле" из Джебель-Баркала

ианхи (сокращенная транслитерация: Пи или Пийе) - кушитский царь, считающийся основателем XXV-й древнеегипетской династии и правивший Египтом с 747 по 722 гг. до н.э. (согласно Р.Крауссу и Д.Уорбертону). Он наследовал своему отцу Каште на царском престоле в 8-м году правления леонтопольского фараона Иупута II из XXIII-й Династии и во время своего более чем 20-летнего правления провел масштабную завоевательную кампанию, начиная с Верхнего Египта и вплоть до самой Дельты Нила.

В 1862 году в храме Амона в Напате, возле 4-го нильского порога (Джебель-Баркал), архелогами была обнаружена стела, детально описывающая победоносные походы Пианхи в Египет. Данный памятник является основным источником о политической ситуации в Египте во второй половине VIII века до н.э.

1. Семья

Отцом Пианхи был нубийский царь Кашта, а его матерью являлась царица Пебатма. Как известно, у него было три или четыре жены. Одна из них, по имени Абар, приходилась матерью его преемника Тахарки. Другими женами были Табири (дочь Алары), Пексатер и, вероятно, Хенса. Возможно, еще одной супругой Пианхи была Неферукакашта. Братьями для него являлись фараон Шабака и военачальник Пекартрор, сестрой была Аменирдис I.

Пианхи

Голова гранитной статуи "Божественной супруги Амона" Шепенупет II, дочери царя Пианхи, обнаруженной в Карнаке. Ныне хранится в Национальном музее Александрии. Остальная часть статуи находится в музее Сиднея, Австралия.

Как известно, у царя Пианхи было несколько детей:

  • Фараон Шабатака. Согласно К.Китчену, указывается сыном Пианхи; согласно А.Додсону, Д.Хилтон и Р.Моркоту - его братом.
  • Фараон Тахарка. Сын царицы Абар. Взошел на царский престол после своего дяди Шабаки и другого вероятного родственника мужского пола - Шабатаки.
  • "Божественная супруга Амона" Шепенупет II. Занимала должность Верховной жрицы в Фивах при царствовании своего брата Тахарки.
  • Царица Калхата. Жена фараона Шабаки. Также являлась матерью царя Танутамона и, вероятно, царя Шабатаки.
  • Царица Табекенамон. Вышла замуж за своего брата Тахарку.
  • Царица Напарайя. Также приходилась супругой своему брату Тахарке.
  • Царица Такахатенамон, которая позднее вышла замуж за своего брата Тахарку.
  • Царица Арти. Супруга фараона Шабатаки.
  • Принц Хар. Известен по настенным набписям в фиванской гробнице (ТТ-34) своей дочери Уаджренес.
  • Принц Халиут, который занимал должность губернатора Канада, согласно стеле из Джебель-Баркала.
  • Принцесса Мутирдис, которая была главной "Пророчицей Хатхор и Мут" в Фивах и дочерью Пианхи (согласно Р.Моркоту). Однако Кеннет Китчен предположил, что она могла приходиться дочерью местному правителю Гермополя по имени Менхеперра-Хмуни.

2. Имя

Традиционное чтение царского имени "Пианхи" в результате различных исследований было исправлено на "Пийе" или "Пи" (Р.Паркер, 1966; Ю. фон Бекерат, 1969; Дж. Виттман, 1974; Э.Каузен, 1985). В 1974 году Дж. Виттман показал, что традиционное имя "Пианхи" можно использовать как чисто египетский вариант нубийского имени "Пийе". Оба имени, впрочем, обозначают одно и то же понятие - "Живой".

2.1. Титулатура
Пианхи

Египетские цари поклоняются Пианхи, изображенные на его "Победоносной стеле", которая ныне хранится в Каирском музее. Зарисовка О.Мариетта из его книги "Различные памятники, собранные в Египте и Нубии" (1872)

Полная титулатура Пианхи, как и практически любого другого фараона со времен Среднего Царства, состояла из последовательности пяти имен, сопровождаемых различными царскими атрибутами: личного, или данного при рождении имени, так называемых "хорового" и "небти" имен, золотого и тронного имени.

Тронное имя. "Сильный правдою Ра (Усер-маат-Ра); Тот, кто украшает Ра (или: Благодетель Ра); Постоянный образ Ра".

Личное имя. Имя "Пийе", что можно перевести как "Живой" или "Выживший".

Хорово имя. "Довольный своей столицей; Умиротворяющий Два Царства; Бык в Двух Землях; Сильный бык (восседающий) в Напате; Сильный бык, появляющийся (и восседающий) в Фивах; Объединитель Двух Царств".

Небти-имя. "Правитель Египта; С вечной царской властью, как Ра на небе; Бык; Создающий памятники искусства".

Золотое имя. "Священный образ с большой силой; Тот, при созерцании которого все живут; Обладающий многочисленным войском".

Первый и последний атрибуты тронного имени Пийе ссылаются на таких могущественных завоевателей древности как Тутмос III или Рамсес II. Личное имя, которое, вероятно, читалось как "Пийе" (знак "анх" в данном случае не произносился, но указывал на значение мероитского слова "пи-(й)е", как "жизнь" или "живой").

Царская титулатура фараона Пианхи из древнеегипетских источников

Тронное имя

Усермаатра-Менхеперра - Wsr-m3ˁ.t-Rˁ mn ḫpr rˁ - "Сильный правдою Ра, Постоянный образ Ра"

Личное имя

Пи - p y  (Лувр, стела 100)

Пианхи - p ˁnḫ y  (музей в Хартуме, обелиск 426)

Хорово имя

Сематауи - smȝ tȝ.wy - "Тот, кто объединяет Две Земли"

Небти-имя

Месихемут - msy ḥmt.wt - "Создающий памятники искуства"

Золотое имя

Сашакену - sˁšȝ ḳnw

3. Продолжительность правления

Наиболее высокой датой царствования фараона Пианхи довольно продолжительное время считался "24-й год, III месяц Ахет, День 10-й", который упоминается на "Малой стеле из Дахлы" (музей Ашмола, эксп. №1894), обнаруженной в храме Сета в Мут-эль-Хараб (оазис Дахла). Тем не менее, в 2006 году в Дейр-эль-Бахри была обнаружена гробница царского визиря Падиомонета и надписи в ней, которыe указывали на то, что чиновник умер на 27-м году правления Пианхи. Еще одна возможная информация, подтверждающая такие сроки его господства, представлена на рельефах из Большого храма Амона в Джебель-Баркале, где Пианхи изображен на праздновании собственного "сед"-фестиваля. Традиционно подобные празднества отмечались на 30-м году правления фараона. Однако вопрос, насколько эти изображения соотвествуют исторической действительности, продолжает обсуждаться среди исследователей, поскольку царь мог приказать просто подготовить рельефы для будущей церемонии, но умереть до своего 30-го года нахождения у власти. Тем не менее, открытие 2006 года предает больший вес в сторону первого варианта.

Английский египтолог Кеннет Китчен предположил, что царствование Пианхи длилось 31 год, основываясь на жертвенной стеле, датированной 7-м годом правления некоего Шепсесра Тефнахта I, которого он рассматривает в качестве противника Пианхи. Тем не менее, в настоящее время данную стелу сопоставляют с царем Тефнахтом II из поздней нубийской эпохи, благодаря ярко выраженному стилистическому сходству с другим подобным памятником, который относится ко 2-му году царствования фараона Нехо I.

Совсем недавно, в 2008 году, в февральском выпуске журнала "National Geographic" американский публицист Роберт Дрейпер написал, что Пианхи правил в течение 35 лет и вторгся в Египет на 20-м году своего царствования, примерно в 730 году до н.э. Однако, никаких археологических свидетельств, которые могли бы подтвердить правление Пианхи большее, чем 31 год, до настоящего времени не обнаружено.

4. Завоевания Пианхи

4.1. Предпосылки и первые годы экспансии
Пианхи

Развалины Великого храма Амона в Джебель-Баркале - сердце древней нубийской столицы Напаты

На протяжении многих веков Нубия была тесно связана с Египтом и являлась его частью. Официальным языком был египетский, а фараоны воздвигали здесь храмы, посвященные богам Египта. Власть здесь осуществляли специальные наместники, назначаемые лично фараоном. В Напате ими был построен храм Амона-Ра согласно традиционной египетской политике, убранство которого составляли сцены, несущие образы многовекового классического правления фараонов, в соответствии с египетской иконографией и ритуалами.

Во времена ливийского господства, когла Египет распался на многочисленные княжества, чьими правителями являлись бывшие сановники и представители жречества, оставившие за собой право наследования власти фараонов, Нубия оказалась отделена от Египта, но в то же время осталась верной древней религии и традициям. В годы всеобщей анархии она стала оплотом лучших культурных достижений в духе расцвета Нового Царства. Вероятно, именно в то время, когда Египет одолели внутренние противоречия и массовые гражданские волнения, - где каждый из местных правителей был заинтересован сохранением собственной власти, - царь, жрец и лидер в одном лице, Пианхи - гордый наследник нубийских завоевателей - увидел для себя возможность восстановить закон и порядок в Двух Землях.

В течение первых десяти лет своего правления он систематически перемещал границу освоенных территорий дальше на север. Примерно на 12-м году правления Пианхи "Божественная супруга Амона" Шепенупет I, властвовавшая в Карнаке, "удочерила" его сестру Аменардис, ознаменовав тем самым начало периода правления кушитов в Египте. Вероятно, в эти годы Пианхи уже сумел освоить всю область Верхнего Египта до Фив, а может и дальше на север, вплоть до Гермополя и Гераклеополя.

Стремительное расширение Пианхи начало представлять реальную угрозу для ливийского владычества в Дельте. В ответ на действия кушисткого фараона, саисский царь Тефнахт объединил под своим началом четырех "Великих вождей Ма": западное царство, расположенное к западу от дамьеттского рукава Нила, царство с центрами власти в Себбените и Бусирисе, царство со столицей в Мендесе и царство, расположенное к югу от Пелузийского нильского рукава, с центром в Пи-Сопду (столице XX-го нижнеегипетского нома). К коалиции Тефнахта присоединились также царства с центрами в Атрибисе и Танисе, подконтрольные Осоркону IV, и царство Иупута II со столицей в Леонтополе. После этого объединенные силы Тефнахта двинулись на юг, занимая по пути Мемфис, Гераклеополь и Гермополь.

4.2. Борьба с коалицией Тефнахта I
Пианхи

Статуэтка богини Бастет с вписанным на ней сзади именем фараона Пианхи. XXV-я Династия

По всей видимости, движение сил Тефнахта с самого начала контролировалось внедренными агентами Пианхи. Однако когда они достигли окрестностей Гераклеополя, кушитский царь усмотрел в Тефнахте грозного соперника и конкурента за власть над всей территорией Обеих Земель, после чего решил отправить против него несколько военных отрядов. Эти войска вынудили силы Тефнахта сначала скрыться за стенами Гераклеополя, а затем выйти из города и принять бой. В результате решающей битвы армия Тефнахта стихийно отступила. Одновременно с этим основные войска Пианхи начали осаду Гермополя.

На данном этапе войны, в 21-й год своего правления, Пианхи, по-видимому, остался недоволен ходом военной кампании, что побудило его принять командование своими войсками на себя. Отправившись на север, он остановился по пути в Карнаке, где принял участие в праздновании великого Праздника Опет, возможно, для того, чтобы проверить свою власть в регионе и показать покровительство самого Амона на свои дальнейшие действия. Вскоре он воссоединился со своими силами и возглавил войска под стенами Гермополя, правитель которого, Нимлот, вынужден был вскоре сдать город. После этого также сдался и Гераклеополь, а его правитель возложил большую дань победителю. Затем силы Пианхи занимают Мейдум и Лишт и прибывают под стены Мемфиса.

Пианхи понимал, что контроль над этой древней столицей был необходим ему для того, чтобы достичь полной победы в борьбе против ливийцев и что дало бы ему полную власть над всем Египтом. В результате энергичных осадных действий и идеальной стратегии Мемфис вскоре пал. Используя нильские паводки, кушитские войска напали на город со стороны реки и болотистых заводей. Оборона на этой стороне была наименее сильной, поскольку защитники никак не ожидали, что нападение могло произойти с этого направления.

После поражения в Мемфисе остаткам армии Тефнахта I и ему самому удалось бежать и скрыться в болотистых заводях Дельты Нила. Остальные князья распавшейся коалиции сдались на милость Пианхи, принеся ему огромную дань в его резиденцию в Атрибисе. Здесь были: Пефтаубастет из Гераклеополя, Нимлот из Гермополя, Осоркон IV из Таниса, Иупут II из Леонтополя, Падиисет из Атрибиса, Хуканес из Себеннита и остальные участники бывшего военного союза. Среди них не было лишь Тефнахта, который попытался еще раз собраться с силами и дать отпор чужеземным завоевателям. Эти стремления не дали никаких результатов, однако, после ряда искусных переговоров, Тефнахт I добился перемирия с Пианхи и вскоре отдал ему должную дань наравне с остальными князьями Дельты.

Получив признание своей власти всеми нижнеегипетскими правителями, кушитский фараон отправился в Гелиополь, где организовал большие торжества в честь бога Ра и обновления собственной коронации. Утвержденный данью князей Дельты, Пианхи одобрил дальнейшее правление четырех подконтрольных ему нижнеегипетских царей: Иупута II в Леонтополе, Пефтаубастета в Гераклеополе, Осоркона IV в Танисе и Нимлота в Гермополе. В свою очередь, Тефнахт I остался в качестве местного правителя в Саисе. Эти события дали начало повторного объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство под властью одного фараона, завершив тем самым приход кушитов к власти в Египте. Тем не менее, власть эта в регионах Дельты оставалась лишь номинальной и закрепилась ненадолго. Несколько лет спустя сын Тефнахта, Бокхорис, заручившись поддержкой ассирийцев, сумел вернуть контроль над Мемфисом. Однако в 712 году до н.э. преемник Пианхи по имени Шабака все же одержал над ним победу, после чего нубийская власть в Египте продержалась вплоть до 664 года до н.э.

5. Победоносная стела Пианхи

Пианхи

"Победосная стела" фараона Пианхи. Египетский музей в Каире. Зарисовка

Важнейшим источником правления Пианхи (Пийе) является его большая "Победоносная" стела в Каирском музее. Она была обнаружена в 1862 году на месте развалин нубийского храма Амона возле царской резиденции в Напате, у подножия горы Джебель-Баркал (Четвертый нильский порог). С 1864 года данный памятник выставлен в качестве постоянного экспоната в Египетском музее Каира под каталожным номером JE 48862.

Стела изготовлена из серого гранита и имеет 180 см в высоту, 184 см в ширину и 43 см в толщину. На ней сохранилась большая часть надписей (в целом, это один из самых длинных древнеегипетских текстов), состоящих из 159 строк и начертанных иероглифами на всех четырех сторонах стелы, которые сопровождаются иллюстрированными представлениями наиболее важных событий этого доклада.

Пианхи воздвиг стелу по случаю своей победы над ливийским князем Тефнахтом I в 720 году до н.э. Его отчет является одним из наиболее важных и наиболее хорошо сохранившихся исторических документов позднего периода египетской хронологии, а также имеет литературное значение, благодаря своему свежему и натуралистическому стилю написания, что приятно выделяет его на фоне многих других шаблонных отчетов о египетских победах. Язык текстов на стеле является архаическим среднеегипетским, правила которого, однако, не всегда строго соблюдались.

Следующие несколько разделов посвящены различным этапам завоевательной кампании Пианхи в Египет, описанной на этой стеле.

5.1. Начало боев с силами коалиции

"Тогда Его Величество приказал наместникам и вождям, которые были в Египте, генералу Пуарма, генералу Ламерсекни и всем командирам войск Его Величества, находящимся в Египте: "Продвигайтесь вперед в боевом порядке, бейте и окружайте врага, захватывайте его! Возьмите в плен его людей, заберите его скот и корабли на реке! Не позволяйте его фермерам выходить в поле, чтобы вспахивать землю! Возьмите в осаду Заячий ном (Гермополь) и боритесь с врагом каждый день!" Так они и сделали. Затем Его Величество послал войска в Египет и повелел: "Не теряйте бдительность в ночной темноте, но сражайтесь только тогда, когда что-то видите и поражайте врагов на расстоянии! Если враг говорит: "Подождите пехоту и боевые машины из другого города", то ждите пришествия его войск и сражайтесь тогда, когда вам заявят о готовности. Также, если его союзники находятся в другом городе, следует подождать и их. Прежде всего, необходимо бороться против вождей, которые могут прийти в качестве союзников, и против ливийской гвардии. Им следует сказать: "Мы не знаем, к кому обращаться в вашем войске, поэтому готовьте лучших лошадей с колесницами из ваших конюшен и отправляйтесь в бой! Тогда вы поймете, что это бог Амон нас прислал!" Когда же вы достигнете Фив и Ипет-Исут (Карнака), зайдите в воду, очиститесь в реке и оденьтесь в чистое белье; отложите в сторону свои лук и стрелы. Не восхваляйте свою силу и храбрость перед тем, без согласия которого вы были бы бессильными. Он (Амон) делает слабого сильным так, что много людей обращается в бегство перед горсткой, и один может победить тысячу! Окропитесь водой из Его алтарей. Поцелуйте землю перед Ним и скажите Ему: "Укажи нам путь, чтобы мы сражались в тени твоей силы! Пусть солдаты, которых ты прислал, проведут победоносную битву, и пусть толпы дрожат перед ними от страха!"

("Победоносная стела", строки 8-14)

5.2. Дань Нимлота, правителя Гермополя
Пианхи

"Победосная стела" фараона Пианхи. Вид сбоку

"... Радуйся, Хор, Победоносный Царь, Бык, который победил быков. Я был слеп и бродил в темноте. Надеюсь, мне будет позволено видеть сияние твоего лица! Не нашел я своих сторонников на поле боя в день суда; ты один, о Царь, рассеял тьму выше ... Я буду рабом твоим вместе с моим богатством. Неннесут заплатит все налоги твоему правительству. Ты, без сомнения, Горахти, который возглавляет несокрушимых: так, как он, ты станешь Царем, как он, будешь бессмертным и не умрешь, царь Верхнего и Нижнего Египта Пи(анх)и. Живи вечно!"

("Победоносная стела", строки 71-76)

После принятия даров Пианхи решил посетить царские конюшни Нимлота в Гермополе:

"Его Величество (Пийе) в настоящее время отправился к стойлам кобыл и конюшням жеребцов. Когда он увидел, что лошадям (во время войны) пришлось голодать, он сказал Нимаарету (т.е. Нимлоту): "При моей жизни - как я люблю Ра и мое почтение к нему велико - настолько то, что эти лошади были голодными, является намного болезненней для моего сердца, чем любое другое преступление, которое вы совершили в своем безрассудстве ..." После этого его (Нимлота) собственность была перезаписана в царскую казну, а его личные зернохранилища - во владения жрецов Амона в Ипет-сут (Фивах)".

5.3. Чествование Ра в Гелиополе

"Его Величество направляется в святилище к западу от Ити, чтобы принять свое очищение. Очистили его в озере Кебех, лицо его искупали в реке Нун, где Ра однажды вымыл свое лицо. Его Величество направляется на высокий священный холм в Гелиополе, чтобы преподнести на нем восходящему Ра жертву из белых быков, молока, мирры, ладана и всех благовоний со сладким ароматом. Его Величество направляется в торжественном шествии к святилищу Ра и входит в храм под громкие крики радости, когда жрец поклоняется богу для того, чтобы противостоять всем врагам царя, завершить ритуал Дуат и связать царский венец. Они омывают его (т.е. царя) ладаном и водой, дают ему венец от холма Бенбен и приносят ему мазь Анху. Он поднимается по лестнице на большой балкон, чтобы увидеть Ра на холме Бенбен. Царь сам, собственной персоной, ломает печати и задвижки, открывает обе створки двери и видит своего отца Ра на священном холме Бенбен, утреннюю ладью Ра и вечернюю ладью Атума. Он закрывает обе створки дверей, наносит на них глину и опечатывает своей собственной царской печатью, а жрецам поручает следующее: "Я сам наложил печать, поэтому пусть никто не имеет сюда доступа из тех, кто называет себя царями!" Они упали на животы перед Его Величеством и сказали: "Несокрушимый и могучий, пусть не умрет Гор, любимец Гелиополя!" Его Величество вошел в храм Атума и поставил смирну своему отцу Атуму-Хепри, правителю Гелиополя".

("Победоносная стела", строки 101-106)

6. Возвращение в Нубию

После победы и проведения многодневных праздников и торжеств произошли события довольно неожиданные удивительные для всех противников Пианхи. Армия завоевателей после покорения всей территории Египта погрузила на свои корабли многочисленные трофеи и дань и отступила так же быстро обратно в Нубию, как до этого появилась в египетских землях. Причина такого решения остается неизвестной. Возможно, ею являлось истощение провизии и других ресурсов, необходимых для поддержания завоевательной кампании подобного рода. Или же, возможно, нубийцев поразили гламур, величие и великолепие Египта, настолько, что они решили быстро покинуть эти края, оставив у власти местных правителей, которые господствовали здесь до появления Пианхи. Тем не менее, несмотря на вывод нубийских войск, Египет продолжал оставаться под властью фараонов-эфиопов - преемников Пианхи, формирующих XXV-ю Династию.

7. Строительная деятельность

Пианхи

Блок №1 из храма Мут в Карнаке. Прибытие кораблей Пианхи из Нубии. Фото из книги М.Бенсон "Храм Мут в Ашере" (1899)

Царь Пианхи известен как великий строитель, в частности, в своей столице Напате и ее окрестностях. В свою местную резиденцию он перевез величественные статуи из заупокойного храма Аменхотепа III. Также он расширил храм Амона и другие более мелкие святилища в Напате. Тем не менее, в Египте Пианхи проводил довольно скудную деятельность за исключением событий, описанных в его "Победоносной стеле".

7.1. Каменные блоки Пианхи

В 1896 году, при раскопках храма Мут в Западных Фивах, любительница египтологии Маргарет Бенсон наткнулась на относительно хорошо сохранившиеся каменные блоки, на которых были изображены древние корабли. На момент открытия их возраст не имел значения, однако в следующем году были обнаружены еще два таких блока, после чего ученые констатировали, что все они были нубийского происхождения и принадлежали времени правления царя Пианхи из XXV-й Династии. Эта находка стала настоящей сенсацией, и исследователи предприняли попытки отыскать другие подобные блоки, чтобы отследить общий сюжет, изображенный на них, но эти поиски оказались тщетными.

Таким образом, к нашему времени частично сохранилось лишь пять блоков. На них представлено прибытие кораблей из Нубии в фиванскую гавань. Изображены сами суда и указано описание перевозимого ими груза. Британские исследователи Маргарет Бенсон и Перси Ньюберри указывают читаемые названия суден следующим образом:

"Первый корабль назывался "судном Амона" и был гружен золотом. Следующий назывался "Большим кораблем из Саиса" и привез на своем борту генерала Тефнахта, вассала Пианхи, который указывается здесь как "Командующий флотом". Третье судно было "Кораблем царя Пианхи" длиной около 23 метров, и еще одно, которое называлось "Кораблем Гарема Амона".

Пианхи

Рельефные блоки №2 и №3 фараона Пианхи из храма Мут в Карнаке. Выше: части двух кораблей; ниже: полностью корабль с гребцами. Фото из книги М.Бенсон "Храм Мут в Ашере" (1899)

Груз других кораблей состоял, в основном, из запасов "неф"-растения, которое упоминается еще в гробнице Рехмира (ТТ100), и пальмовых плодов. Общее их количество указывается. С обратной стороны некоторых блоков находятся поврежденные рельефы с религиозным содержанием. Из-за отсутствия остальных блоков последовательность представленного повествования не может быть окончательно выяснена.

Согласно Перси Ньюберри, указанное прибытие кораблей должно было датироваться до 21-го года правления Пианхи, поскольку Тефнахт, который упоминается здесь по имени, впоследствии стал одним из главных руководителей восстания против Пианхи и являлся "Властителем Саиса". Таким образом, находка этих блоков имеет большое значение, поскольку до этого времени не существовало никаких сведений о периоде правления Пианхи, кроме его стелы из Джебель-Баркала.

Надписи - если их возможно разобрать - находятся в верхней части рельефов и, помимо длины и ширины судов, указывают весь их груз. Размеры указаны в "локтях". Перси Ньюберри вычислил, что корабль царя Пианхи имел длину в 43 с лишним локтей, что примерно равняется 75 футам или 23 метрам.

В 5-й части книги Маргарет Бенсон "Храм Мут в Ашере" (1899) дается подробное описание блоков и указывается перевозимый груз:

  • растения "неф" (без перевода) - 6400, 2200, 4000 и 4000 связок (на 4 кораблях);
  • орехи пальмы "дум" (Hyphaene Thebaica) - 60 000 шт, и еще 30 000 шт от другого нечитаемого растения;
  • горлицы - 340, 240, 240, 300 и 440 птиц (на 5 кораблях);
  • щиты из воловьей кожи - 1, 2, 2 и 2 шт (на 4 кораблях);
  • свитки из пергамента или кожи - 12 и 15 шт (на 2 кораблях);
  • растение "песса" - 20, 12, 13 и 12 связок (на 4 кораблях);
  • солома "зеф" - 300, 300 и 300 пучков (на 3 кораблях);
  • камень "бенну" - 12 и 12 блоков (на 2 кораблях). Этот камень использовался для инкрустации;
  • посохи (или жезлы (?)) для "жрецов по часам" (посменных) - 50, 50, 50 и 50 шт (на 4 кораблях);
  • текстильная ткань - 50, 50 и 50 шт (на 3 кораблях);
  • связки растения "шут" (Andropogon Schoemanthus);
  • два вида льна.
Пианхи

Блоки №4 и №5 из храма Мут в Карнаке. Выше: части двух кораблей; ниже: прибытие кораблей в Карнак. Фото из книги М.Бенсон "Храм Мут в Ашере" (1899)

Латинские названия растений Ньюберри, который являлся сам опытным биологом, взял из книги Виктора Лорэ от 1892 года "Флора при фараонах из иероглифических документов и образцов, обнаруженных в гробницах". Растение "песса", согласно Ньюберри, также упоминается в "Папирусе Харриса", однако так и не было еще идентифицировано. Кроме того, в том же папирусе числится и так называемый камень "бенну".

Далее предоставляется подробное описание сцен, изображенных на блоках:

  • Блок I. Первый корабль, от которого видна только половина, имеет название "Судно Амона" и, как кажется, был нагружен золотом. Второе судно - "Большой корабль из Саиса" - несет на своем борту "Генерала гераклеопольской армии" и "Командующего флотом" Тефнахта, который стоит перед каким-то навесом на палубе. Видна передняя часть третьего судна - "Корабля царя Пианхи".
  • Блок II. Представлены части двух лодок и остатки четырех надписей. Имена не читаемы. Также присутствуют два корабля, второй из которых называется "Кораблем Гарема Амона".
  • Блок III. Корабль изображен полностью и укомплектован с каждой стороны по 10 гребцов, рулевым и смотровым. Название судна неизвестно, а перечень груза дается лишь частично.
  • Блок IV. Различимы очертания двух кораблей. Списки грузов неизвестны. Весь камень изъеден солью, поэтому сцена на нем является сильно поврежденной.
  • Блок V. На этом поврежденном блоке частично можно увидеть один из кораблей экспедиции, который, по-видимому, приближается к пристани Карнака. Также можно различить благородные заросли у края воды, храмовый пилон и сфинкс.
  • Обратная сторона блоков. Трое из перечисленных блоков с обратной стороны снабжены религиозными сценами, которые, тем не менее, не могут быть связаны в логическую последовательность. Блок I показывает коленопреклонного священнослужителя и указывает дату "IV месяц сезона наводнений, День 19-й".

8. Выводы

Пианхи являлся прямолинейным человеком, великим стратегом и проницательным командиром. С египетской точки зрения он, однако, был агрессором и чужеземным правителем, который впервые в истории Египта совершил вторжение и сумел покорить всю территорию Обеих Земель. В прошлом различные захватчики неоднократно пытались освоить Египет, но ни одному из них не удавалось достичь таких территориальных свершений. Гиксосы правили только Нижним и частью Среднего Египта, ливийцы - примерно так же. Тем не менее, нубийское вторжение не было такого же масштаба, как, допустим, когда-то нашествие гиксосов. Царь Напаты, совершая свое завоевание Египта, в то же время осуществил его объединение под одним, своим, скипетром во имя восстановления порядка и законности. Как он сам отмечал, произошло это по приказу самого бога Амона:

"Амон из Напаты дал мне власть над всеми странами. Тот, кому он скажет: "Будь царем!", становится им, а тот, кому скажет: "Не будешь царем!", не станет им. Амон из Фив дал мне власть над Египтом, так что тот, кому скажу: "Ты будешь коронован!", станет царем, а тот, кому скажу: "Не будешь коронован!", не получит корону. Все, кто находится под моим покровительством, пусть не боятся, что их город будет захвачен мною. Боги создают царей и люди создают царей; меня же создал Амон".

Пианхи

Пирамида и вход в гробницу царя Пианхи в нубийском некрополе эль-Курру

Вплоть до своей смерти, которая наступила около 715 года до н.э., этот правитель проживал в Напате. Он был фараоном, который положил конец периоду анархии и распада, охватившим Египет. Тело Пианхи похоронили в некрополе эль-Курру в захоронении KU17, примерно в 8 километрах к югу от Напаты, между гробницами его предков. Он стал первым правителем Нубии, приказавшим построить над местом своего захоронения пирамиду, длина основания которой составляла 12 метров, а угол наклона сторон 68 градусов. В настоящее время пирамида полностью разрушена и представляет собой груду из камней и блоков различной величины.

С восточной стороны, вниз в гробницу вела лестница из 19 ступеней, которая оканчивалась у погребальной камеры, полностью вырезанной в скальной породе и накрытой сверху каменными плитами. Останки фараона покоились на специальной кровати, которая размещалась посреди комнаты на каменной скамье с четырьмя срезанными углами для ее ножек, чтобы таким образом создавалось впечатление, что плоскость кровати лежала прямо на скамье.

Около пирамиды Пианхи (первый фараон, который построил подобное погребение для себя более, чем за 500 лет), были похоронены четыре его любимых лошади. Тела животных были установлены в стоячем положении и имели при себе полное парадное снаряжение. Позднее близлежащие места будут также заняты гробницами нескольких последующих членов династии.

Источники
  • Mariette, Auguste Ferdinand Francois: Monuments divers en Egypte et en Nubie. Pls. I–VI. Paris 1872–1889. (Erstveroffentlichung des Texts der Siegesstele, heute veraltet.)
  • Schafer, Heinrich: Urkunden des agyptischen Altertums III. Leipzig 1905. (Standardtext der Siegesstele, S. 1–56.)
  • Kausen, Ernst: Die Siegesstele des Pije. In: Otto Kaiser (Hrsg.) Texte aus der Umwelt des Alten Testaments. Historisch-chronologische Texte III. Gutersloher Verlagshaus Gerd Mohn, Gutersloh 1985. (Vollstandige Ubersetzung der gro?en Siegesstele des Pije, nach dem agyptischen Original mit ausfuhrlichen Erlauterungen.)
  • Grimal, Nicholas-Christophe: La stele triomphale de Pi('ankh)y au Musee du Caire. Publications de l'institut francais d'archeologie orientale du Caire 564, Kairo 1981. (Franzosische Gesamtbearbeitung und Ubersetzung der Siegesstele.)
  • Lichtheim, Miriam: Ancient Egyptian Literature III. Berkeley – Los Angeles – New York 1980. (Englische Ubersetzung.)
  • Breasted, James Henry: Ancient Records of Egypt IV. Chicago 1906. (Altere englische Ubersetzung.)
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. Die Zeitbestimmung der agyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. (= Munchner agyptologische Studien. Bd. 46). von Zabern, Mainz 1997, ISBN 978-3-8053-2310-9.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. 2. verbesserte und erweiterte Auflage, von Zabern, Mainz 1999, ISBN 978-3-8053-2591-2.
  • Rudolf Fischer: Die schwarzen Pharaonen. Tausend Jahre Geschichte und Kunst der ersten innerafrikanischen Hochkultur. Lubbe, Bergisch Gladbach 1980, ISBN 978-3-7857-0252-9.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 197–198.
  • Roberto B. Gozzoli: The Writing of History in Ancient Egypt during the First Millennium BC (ca. 1070–180 BC), Trends and Perspectives. Golden House, London 2006, ISBN 0-9550256-3-X, S. 54–67.
  • Karl Jansen-Winkeln: The Chronology of the Third Intermediate Period: Dyns 22–24. In: Erik Hornung, Rolf Krauss, David A. Warburton (Hrsg.): Ancient Egyptian Chronology (= Handbook of Oriental studies. Section One. The Near and Middle East. Band 83). Brill, Leiden/ Boston 2006, ISBN 978-90-04-11385-5, S. 234–264 (Online).
  • Kenneth A. Kitchen: The Third Intermediate Period in Egypt (1100–650 B.C.). Aris & Phillips, Warminster 1973, ISBN 978-0-85668-001-4.
  • Hermann De Meulenaere: Fischer Weltgeschichte IV. Fischer, Frankfurt 1967.
  • Karol Mysliwiec: Herr Beider Lander. Agypten im 1. jahrtausend v. Chr. (= Kulturgeschichte der antiken Welt. Bd. 69). von Zabern, Mainz 1998, ISBN 978-3-8053-1966-9.
  • Anthony Spalinger: The Military Background of the Campaign of Piye (Piankhy) (= Studien zur Altagyptischen Kultur. Bd. 7). Hamburg 1979, ISSN 0340-2215, S. 273–301.
  • Jurgen von Beckerath: Zu den Namen des kuschitischen Konigs Pi'anchy. In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. (MDAIK) Nr. 24, Wiesbaden 1969.
  • Richard A. Parker: King Py, A Historical Problem. In: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde. (ZAS) 93, Leipzig/ Berlin 1966, S. 111–114.
  • Gunther Vittman: Zur Lesung des Konigsnamens (P-anx-y)|. In: Orientalia. Commentarii periodici Pontificii instituti biblici, Nova Series (OrNS) Bd. 43, Rom 1974, S. 12–16 (Zur Lesung des Konigsnamens Pije – Pianchi).
  • Christian Jacq: Der schwarze Pharao, Rowohlt gebundene Ausgabe, 1999, ISBN 3-8052-0647-X, Rowohlt Taschenbuch, 2000, ISBN 3-499-22760-6, Originaltitel: Le Pharao noir (1997)
  • Karola Zibelius-Chen. 2006. "Zur Problematik der Lesung des Konigsnamens Pi(anch)i." Der Antike Sudan 17:127-133.
  • Jean Yoyotte, 'Pharaon Iny, un Roi mysterieux du VIIIe siecle avant J.-C.', CRIPEL 11(1989), pp.113-131
  • Lucyk, Szymon (March 6, 2006). "Polish archaeologists have discovered a tomb of a vizier in the temple of Hatshepsut". Nauka w Polsce. Polish Press Agency. Archived from the original on 2011-07-17. Retrieved 2014-06-17 – via Egyptology Blog, Translated from Polish by A. Bak.
Опубликовано: 25 марта 2016
Обновлено: 26 марта 2016
Просмотров: 592

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus