Нефернеферуатон

Статья находится в рубриках

нххеперура-мери Неферхеперура Нефернеферуатон (также Нефернефруатон, /-мери Уаэнра, /-мери Атон) - древнеегипетская царица, которая правила в качестве фараона в конце Амарнского периода во времена XVIII-й Династии. Принадлежность к женскому полу подтверждается характерными символами в ее имени, а также благодаря эпитету "Ахет-эн-хис" ("Желанная для своего мужа"), включенным в царский картуш в одной из версий ее тронного имени.

Эту царицу следует отличать от фараона Сменхакара Джесер-Хеперу, который также использовал тронное имя "Анххеперура", однако без каких-либо эпитетов внутри своего картуша.

1. Хронология конца XVIII-й Династии

На проведенном в 2011 году в Метрополитен-музее симпозиуме о фараоне Хоремхебе была принята окончательная хронология конца XVIII-й Династии:

ПравительПродолжительность правления
Эхнатон 17 лет
Анххеперура Нефернеферуатон 2(+) года
Анххеперура Сменхкара 1–2 года
Тутанхатон (Тутанхамон) 10 лет
Эйе 3 года
Хоремхеб 14 лет
Нефернеферуатон

Берлинская стела №17813, на которой изображен фараон Эхнатон рядом с женщиной-соправителем, возможно, Нефернеферуатон

Тем не менее, в отношении преемственности Сменхкара и Нефернеферуатон нет определенного согласия. В виду того, что от времени их правления сохранилось весьма немного памятников, сегодня невозможно с уверенностью определить порядок их правления, и чаще всего он зависит от того, как имеющиеся данные интерпретировались. Многие энциклопедические источники и хронологические атласы показывают Сменхкара преемником Эхнатона, основываясь на установленных традициях с 1845 года. А некоторые ученые до сих пор продолжают отождествлять Сменхкара к Нефернеферуатон.

Период с 13-го года правления Эхнатона и вплоть до восхождения на престол Тутанхамона является очень туманным в древнеегипетской истории. Время правления Сменхкара и Нефернеферуатон было очень непродолжительным, и с помощью немногих сохранившихся памятников и записанных свидетельств довольно затруднительно нарисовать четкую картину политических событий того периода. Также стоит добавить, что Нефернеферуатон имеет такое же тронное имя, как и у Сменхкара, а ее личное имя (данное при рождении) звучало как "Нефертити-Нефернеферуатон", что в разу затрудняет точную идентификацию этой царицы.

Древние египтяне сами пытались скрыть правления царей Амарны. Похоже, что преемник Нефернеферуатон полностью лишил ее места захоронения и каких-либо почестей в этом плане, а позднее, при правлении Хоремхеба, весь Амарнский период стал рассматриваться как нечто чуждое египтянам, и вся линейка его правителей, начиная от Эхнатона и вплоть до Эйе, была вычеркнута из истории, словно бы эти фараоны никогда и не царствовали до Хоремхеба. Результатом такого отношения стало то, что спустя 3300 лет современные ученые вынуждены по крупицам собирать воедино давние события и воскрешать забытые личности египетских монархов, пользуясь лишь остатками стертых или соскорбленных древних текстов.

Из-за таких довольно туманных и неясных доказательств имя, пол, личность и даже само существование Нефернеферуатон были предметом широких дискуссий среди египтологов. Отсутствие для нее уникальных имен продолжает создавать проблемы в книгах и статьях, написанных до начала 1980-х годов: так, рассматриваемый персонаж может быть охрактеризован как Сменхкара, тогда как в дейтсвительности о нем известно лишь по имени "Анххеперура", которое может относиться к любому из двоих правителей.

1.1. Хронология по Манефону

Манефон являлся священнослужителем во времена правления династии Птолемеев в III веке до н.э., и его бесценный труд "История Египта" разделил всех древнеегипетских царей на правящие династии, что является основой для современного составления хронологии Древнего Египта. Однако записи Манефона были утрачены и известны лишь в фрагментарной форме из трудов более поздних историков, цитировавших его работы. В результате гонений на амарнских царей, Манефон и его рукописи являются единственным древнеегипетским источником, официально признающим их существование.

В "Эпитоме Манефона" - резюмирующих сведениях о своей работе - древний историк описывает преемственность конца XVIII-й Династии после "Аменофиса, правившего 30 лет и 10 месяцев", который, как полагают, был Аменхотепом III. Затем правил "его сын Орус в течение 36 лет и 5 месяцев" - здесь ученые часто рассматривают узурпацию Хоремхебом всего Амарнского периода, как собственного времени правления, однако некоторые исследователи отождествляют Оруса с Эхнатоном.

Далее пишется, что "его дочь Акенхерес правила 12 лет и 1 месяц, затем ее брат Ратотис в течение 9 лет". Здесь, согласно французскому египтологу Марку Габольду, Акенхерес является ни кем иным, как Анххеперура, а допущенная ошибка в транскрипции преобразует реальное время ее правления (2 года и 1 месяц) в 12 лет и 1 месяц (Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский соотвественно указывают для этого правителя 32 и 16 лет царствования). Большинство ученых соглашаются с тем, что Ратотис относится к Тутанхамону, что также подтверждает правильность утверждения, что Акенхерес отождествляется с Анххеперура. Вслед за Ратотисом следуют "его сын Акенхерес, правивший в течение 12 лет и 5 месяцев, и сын Акенхерес II, в течение 12 лет и 3 месяцев", имена которых необъяснимы и, возможно, свидетельствуют о временных пробелах, которые Манефон, по всей видимости, пытался как-то заполнить.

2. Основные сведения о соправителе Эхнатона

Нефернеферуатон

Рельеф. на котором, как полагают, изображены Сменхкара и Меритатон. Однако с такой же вероятностью здесь могут быть образы других амарнских правителей

Существует несколько основных доказательств, относящихся к существованию, полу и личности соправителя Эхнатона, которые продолжают оставаться ключевыми элементами различных гипотез об этой царице:

  • Имя фараона Анххеперура Сменхкара Джесерхеперу было известно еше в 1945 году, когда его впервые обнаружили в гробнице чиновника Мерира II. Египетский правитель был изображен рядом с "Великой царицей" Меритатон, и оба монарха награждали владельца гробницы за верную службу. Рельеф с именем фараона с тех пор был вырезан, но Рихард Лепсиус успел задокументировать его в 1850 году. Другая известная сцена в гробнице приурочена к знаменитому празднеству, устроенному на 12-м году правления Эхнатона.
  • Кальцитовая "шаровидная ваза" из гробницы Тутанхамона, на которой начертан двойной картуш Эхнатона рядом с двойным картушем Сменхкара. Это единственный объект, представляющий вместе имена этих двух правителей.

Эти и другие находки могут указывать на наличие вероятного сорегента, как это и предполагалось ранее. Тем не менее, сцена в гробнице Мерира никак не датирована, а сам Эхнатон, к примерному времени правления которого ее относят, нигде не изображен на ней и не упоминается. Поэтому нельзя с уверенностью определить, когда именно умер хозяин гробницы и нес ли он службу уже при новом царе. Ваза из гробницы Тутанхамона также, кажется, указывает на наличие сорегенства при Эхнатоне, однако может быть и такое, что царствующий правитель мог таким образом ассоциировать себя со своим предшественником, поскольку объединение двух царских имен в одном месте не всегда могло свидетельствовать о совместном правлении. Как и многие другие предметы, сохранившиеся от того периода, эти находки наталкивают на определенные мысли, однако не являются окончательными доказательствами их правдивости.

  • Крайне редки изображения Сменхкара. Помимо гробницы Мерира II, ему часто приписывают рельефное изображение, показывающее правителя Амарны со своей царице, гуляющими в саду. Данная сцена никак не подписана, но поскольку царская чета на ней не похожа на аналогиченые образы Тутанхамона и его жены, ее часто отождествляют со Сменхкара и Меритатон. Хотя не исключено, что здесь изображены Эхнатон и Нефертити.
  • Фрагмент сосуда с сохранившимся на нем винным ярлыком, имеющий датировку "1-й год, вино из дома Сменхкара", может указывать на вероятное короткое правление этого фараона. Другой аналогичный ярлык, но уже от "Дома (умершего) Сменхкара", изначально интерпретировался как то, что правитель мог умереть во время сбора урожая винограда в первый год своего царствования; тем не менее, совсем недавно было предложено другое объяснение, в котором преемник Сменхкара мог управлять оставшимися после него винными угодьями, продолжая использовать маркировку предшественника.
  • Имеется несколько именных кольцеобразных надписей, на которых сохранилась большая часть имени фараона. Одним из подобных примеров является экспонат UC23800 в музее Петри, на котором наглядно показаны элементы "джесер" и "хеперу", а также часть символа "ка".
  • Зарисовка каменного блока с начертанными на нем почти полными именами фараона Сменхкара и "Великой царицы" Меритатон. В настоящее время эта находка была утеряна.
Нефернеферуатон

Именные кольца с именем 'Анххеперура' из Амарны, обнаруженные Флиндерсом Петри. Некоторые египтологи отождествляют их с Нефернеферуатон

Определенное количество предметов из гробницы Тутанханмона изначально были адресованы Нефернеферуатон. К ним омжно отнести потрясающую золотую пектораль с изображением богини Нут (каталог Картера, №261p(1)), а также каменный саркофаг, оберточную ткань для мумии, царские фигурки, ящики для хранения каноп, различные браслеты и ушебти. Также исследователи полагают, что многие другие предметы также могли предназначаться изначально для женщины, основываясь на стиле их изготовления, хотя стертое имя прежнего владельца и не подлежит восстановлению.

Стоит отметить, что там, где встречаются редкие имена Сменхкара, нет никаких упоминаний о Нефернеферуатон.

Особый интерес в вопросе о женщине-царице представляет небольшая деталь деревянной коробки, на которой имеется надпись:

"Царь Верхнего и Нижнего Египта, истинно живущий, правитель Двух Земель, Неферхеперура-Уаэнра. Сын Ра, истинно живущий, Владелец Короны, Эхнатон, Великий царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Обеих Земель, Анххеперура Мери-Неферхеперра, Сын Ра, Владелец Короны, Нефернеферуатон Мери-Уаэнра, Великая царская супруга, Меритатон, пусть она живет вечно".

Более определенный текст, свидетельствующий о Нефернеферуатон, имеется в иератической надписи из гробницы Паири (ТТ139), начинающейся со слов:

"3-й год царствования, третий месяц Наводнения, 10-й день. Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Двух Земель, Анххеперура, Любимец Атона, Сын Ра, Нефенеферуатон, Любимец Уаэнра. Исповедуясь Амону и целуя землю для Уэненнефера, мирского жреца, писец божественных подношений Амона в Доме [храме] Анххеперура в Фивах, Пауи, рожденный Иотефсенебом, говорит: … "

3. Женщина-правитель

"

Надпись на фрагменте деревянного ящика (Картер, 001К) из гробницы Тутанхамона. Слева направо: царь Неферхеперура-Эхнатон, царь Анххеперура-Нефернеферуатон, Великая жена царя Меритатон.

В течение некоторого времени среди ученых кругов было принято считать, что Сменхкара занимал место сорегента рядом с Эхнатоном, начиная примерно с 15-го года правления последнего и используя тронное имя "Анххеперура". В какой-то момент, возможно, чтобы отметить начало своего единоличного царствования, он изменил свое имя на "Анххеперура Нефернеферуатон". Согласно альтернативной теории, под именем "Нефернеферуатон" выступала царица Нефертити, в некоторых версиях принимая также образ царя-мужчины и используя для этого имя "Сменхкара".

Такой порядок вещей оставался неизменным вплоть до начала 1970-х годов, когда английский египтолог Джон Харрис отметил в серии своих работ наличие оригинальной версии царского картуша, которая, казалось, имела признаки правителя женского пола. Исследования ученого также упоминали несколько других свидетельств, включая статуэтку, обнаруженную в гробнице Тутанхамона, с изображением царя, внешний вид которого представлялся особенно женственным даже для амарнского искусства, всячески благоволившего проявлениям гермафродитизма. Также имеется несколько стел с изображениями фараона, рядом с которым практические в интимных позах находится женская фигура в царской короне. Все эти стелы являются незавершенными или сильно поврежденными. К ним относятся:

  • Незаконченная стела №17813 в Берлинском музее, которая изображает двух царских представителей в очень близкой родственной позе. Один из образом носит двойную корону фараона, в то время, как на другом имеется головной убор, очень похожий на тот, который изображается на Нефертити, но на самом деле является так называемой "синей короной" или "хепреш" фараона. Айдан Додсон высказал гипотезу, что в какой-то момент времени Нефертити, возможно, выступала в качестве законного сорегента, что отмечено наличием царской короны на ней, однако не имела полной власти фараона, о чем говорит отсутствие таких обязательных атрибутов как, к примеру, двойной картуш.
  • Берлинская стела №25574, на которой изображен Эхнатона и, как кажется, царица Нефертити в ее привычной поской короне. Эти образы сопровождаются четырьмя пустыми картушами, т.е. вполне достаточным количеством для обозначения двух самостоятельных правителей. Египтолог Николас Ривз считает, что это довольно значимое свидетельство в пользу царствования Нефертити. Когда работа над созданием стелы только начиналась, она была еще царицей, и, таким образом, изображена в своей стандартной короне. Однако писцы добавили четвертый картуш, чтобы обозначить двух отдельных царей.
  • Так называмая "Стела сорегента" (UC410), семь фрагментов которой в 1891 году обнаружил Флиндерс Петри и которая ныне хранится в лондонском музее Петри. На одном из фрагментов стелы имеется двойной картуш Эхнатона рядом с именем "Анххеперура Мери-Уаэнра Нефернеферуатон Ахетенхис ("полезная для мужа")", которое вырезано над единственным картушем Нефертити.

Сегодня уже кажется довольно очевидным, что рассмотренные свидетельства ясно указывают на наличие во времена Эхнатона женщины-соправителя, однако уникальная ситуация с использованием такого же тронного имени, как и у фараона-мужчины Сменхкара, привела к некотрой путанице. Наличие столь интимных сцен на многих стелах привело ранних исследователей к предположению, что место имели гомосексуальные связи между двумя правителями, что, впрочем, было опровергнуто со временем более поздними свидетельствами и интерпретациями археологических данных.

Исследователь Рольф Краусс из Египетского музея в Берлине предложил свою "золотую середину" в разрешении этой ситуации. Он заявил, что в то время, как Сменхкара / Нефернеферуатон был один, его будущая жена Меритатон, возможно, уже могла править с женским тронным именем "Анх-хеперура" после смерти Эхнатона и до вступления на престол Сменхкара. После заключения брака с ней Сменхкара присваивает себе мужскую форму ее тронного имени. В то время, как эта теория является возможным шагом вперед в разрешении вопроса о женщине-фараоне, она также вызывает новые дискуссии о том, какие фактические данные имеются в отношении каких-либо связей между Меритатон и Сменхкара.

3.1. Решение проблемы
Нефернеферуатон

Имя 'Анххеперура' с женскими признаками (93, 94) и без таковых (95). Читается: 93 - 'Анххеперура, желанная для Неферхеперура (Эхнатона)'; 94 - 'Анххеперура, желанная для Уаэнра' (с использованием эпитета); 95 - 'Анххеперура, лучший для Уаэнра'. Зарисовки надписей из Тель-эль-Амарны Ф.Петри, 1894 г.

В 1988 году египтологу Джеймсу П. Аллену удалось в некотором смысле распутать "гордиев узел" этой проблемы и отделить Сменхкара от Нефернеферуатон. Он отметил, что имя "Анххеперура" писалось по-разному в зависимости от того, было ли оно связано со Сменхкара или с Нефернеферуатон. В сочетании с Нефернеферуатон в тронное имя включался эпитет "желанная для Уаэнра", ссылающийся на Эхнатона. Также не было отмечено ни одного случая, когда "длинные" варианты тронного имени (т.е. те, которые включали в себя различные эпитеты) могли упоминаться с личным именем "Сменхкара" или "короткие" его версии связывались с "Нефернеферуатон".

На прилагающемся рисунке слева можно видеть, что различия между женской и стандартной формами минимальны: в женском имени или эпитете появляется дополнительно иероглиф "Т" (№93-94), который может быть с течением времени легко утерян, особенно на мелких предметах. Если не брать во внимание уточнение Аллена, то все три указанных имени будут ссылаться на царицу Нефернеферуатон, поскольку все три включают в себя эпитеты и связь с Эхнатоном ("желанная(-ый) для Уаэнра / Неферхеперура").

В статье "Нефертити и Сменхкара", опубликованной в 1994 году, Дж. Аллен написал: "… Сами имеющиеся доказательства не требуют обязательной идентификации Сменх-ка-ра с Нефер-неферу-Атон, а утверждение, что эти два набора имен должны принадлежать одному человеку, лишь еще больше ослабляет позицию каждого из них".

Ученый также отметил еще один нюанс в своих исследованиях: иероглифический символ тростника ("jtn"), присутствующий в имени "Нефернеферуатон", всегда развернут в сторону символа сидящей женщины, определяющего в конце имени связь с образом Нефертити. Для мужской формы имени "Анххеперура" символ тростника не используется. Это может означать, что данный элемент либо указывает на отдельную личность по имени "Нефернеферуатон", имевшую все привилегии Нефертити, либо же отождествляет этих двух женщин между собой.

Позднее французский египтолог Марк Габольд отметил, что несколько предметов из гробницы Тутанхамона, адресованные Нефернеферуатон и подписанные как "… желанная для Эхнатона", изначально имели надпись "Ахет-эн-хис", т.е. "Полезная для мужа". Данный факт был также подтвержден позднее и Джеймсом Алленом.

Наличие или отсутствие определенных эпитетов и атрибутов в именах царей для определения их личности в конце-концов стало широко применяться среди ученых и ныне регулярно цитируется при проведении различных анализов в этой области. Хотя изредка, при рассмотрении какого-либо конкретного случая, некоторыми учеными все еще предпринимаются попытки использовать идентификацию той или иной надписи в пользу своих более объемных гипотез. В то же время следует заметить, что дебаты в научных кругах по поводу Сменхкара и Нефернеферуатон если не прекратились совсем, то уже существенно поутихли.

Титулатура царицы Нефернеферуатон из древнеегипетских источников

Тронное имя

Анххеперура - ՚nḫ.t ḫprw r՚ - "Живой образ Ра" (+ эпитеты)

Личное имя

Нефернеферуатон - nfr nfr w itn - "Великолепная красота Атона" (+ эпитеты)

3.2. Единоличное правление

Позднее Аллен показал, что все эпитеты Нефернеферуатон можно разделить на три группы. Одни из них, как правило, означают "необходимый …" и время от времени могут быть заменены на "полезная для мужа". В некоторых случаях в имени наряду с женскими атрибутами может присутствовать термин "оправданный" ("мет-херу"), являющийся показателем того, что человек уже умер. Аналогичный термин связывается с царицей Хатшепсут в гробнице Пеньяти, где упоминается, что она недавно умерла. И, наконец, несколько картушей Нефернеферуатон несут вовсе уникальные эпитеты, никак не связанные с Эхнатоном. К ним относятся "желанная для Атона" и "правитель".

Доктор Аллен пришел к выводу, что сильная принадлежность к Эхнатону во вногих эпитетах подтверждает вероятность того, что Нефернеферуатон была его сорегентом и, следовательно, могла предшествовать Сменхкара. Эпитет "Полезная" или "Эффектная" может указывать на период, в течение которого Эхнатон уже не исполнял свои обязанности фараона или, возможно, был уже мертв в это время. Наконец, согласно менее распространенным версиям, это могло говорить о периоде единоличного правления для Нефернеферуатон.

Джеймс Аллен также предложил возможное объяснение для использования одного и того же тронного имени для двух последовательных царей. Согласно его гипотезе, постоянные ссылки на Эхнатона, в частности "лучшая для Эхнатона", может служить прокламацией легитимности в сторону Нефернеферуатон. То есть подобные эпитеты использовались для того, что объявить ее как официального преемника / сорегента Эхнатона. Одним из следствий этого были ожидания того, что это место займет Нефернеферуатон, что, по всей видимости, подтверждает определенное количество погребальной утвари с ее именем, узурпированной последующими правителями, и отсутствие ее гробницы.

Аллен предположил, что имя "Анххеперура" было принято, "чтобы подчеркнуть легитимность вступления на царский престол в противовес претензиям Сменхкара, выступающего против такого "избранника" Эхнатона". То есть наряду со Сменхкара место соправителя и его конкурента в царском дворце могла занять Нефернеферуатон. Такое объяснение было предложено в качестве вполне логичной и простой интерпретации имеющихся данных и природы эпитетов, а также использования одинаковых тронных имен и того, почему Нефернеферуатон было отказано в царском погребении. Хотя при отсутствии датированных свидетельств со стороны любых ее современников или преемников, это предположение остается лишь гипотезой.

Тронные (левая колонка) и личные (правая) формы имени для Анххеперура-Нефернеферуатон

Варианты имени Анххеперура в иероглифах

Следует отметить, что отдельно от картушей женская форма имени "Анххеперура" до сих пор не была обнаружена. В какой-то момент, надпись "Ахет-эн-хиэс" ("Желанная для своего мужа") была прочитана как "Лучший для Эхнатона" из-за наличия иероглифического символа птицы. Четвертый набор имен взят из иератической надписи в гробнице Паири (ТТ139), где также присутствуют, по всей видимости, женские эпитеты. Последний ряд имен показывает символ тростника, всегда присутствующий в именах Нефертити-Нефернеферуатон.

4. Идентификация Нефернеферуатон

К концу XX века в ученых кругах, вследствие многих лет дискуссий и поиска решений, твердо укоренилось мнение, что Нефернеферуатон являлась древнеегипетской женщиной-правителем, а Сменхкара - отдельным царем мужского пола (хотя в некоторых общественных и интернет-изданиях до сих пор могут смешивать между собой две этих личности). Многие египтологи полагают, что царица могла также выступать в качестве со-регента, основываясь на имеющихся стелах и эпитетах и иногда присваивая эту роль в пользу Меритатон. Очень вероятным кажется ее единоличное правление, тем более имеется надпись в гробнице Паири датируется годами царствования именно этой царицы. Взгляды ученых остаются более разделенными, когда вопросы начинают касаться хронологической позиции и характера правления по сравнению со Сменхкара.

В настоящее время внимание большинства ученых сосредоточено на личности Нефернеферуатон. Каждый кандидат на эту роль имеет своих сторонников, однако постоянно возникающие дискуссии дают понять, что, по всей видимости, данная проблема никогда не будет разрешена до результата, устраивавшего бы всех.

4.1. Нефертити
"

Фрагменты, так называемой 'Стела сорегента', на которой указано имя царицы Нефернеферуатон.

Царица Нефертити была самым ранним кандидатом на роль Нефернеферуатон, впервые предложенная в 1973 году Дж. Р. Харрисом. Одна из теорий того времени (Дж. Самсон, 1972) также гласила, что Нефертити могла выступать и под видом правителя-мужчины Сменхкара. Стоит заметить, что подобного мнения отчасти придерживаются и некоторые современные египтологи, такие как Н. Ривз (2001) и А. Додсон (2004).

Имя Нефертити явно использовалось еще до установления точного пола Нефернеферуатон. К примеру, остатки окрашенной штукатурки с именем последней были обнаружены в Северном дворце Амарны, который долгое время считался резиденцией Нефертити, что способствовало ее ассоциации с привилегиями фараона.

В период правления ее мужа Нефертити всегда находилась в первых рядах на любых царских мероприятиях и даже изображалась в образе монарха, повергающего своих врагов - т.е. стиле, чаще всего типичном для фараонов-мужчин. Основными предпосылками этому являлось то, что ее известность и могущество в период Амарны были почти беспрецендентными для египетской царицы, что делает ее наиболее вероятным женским кандидатом, способным преуспеть на то время до уровня самого Эхнатона.

"Стела сорегента" (UC410), возможно, прояснила бы этот вопрос, если бы не была так сильно повреждена. На ней имя Нефертити заменено именем Нефернеферуатон. Однако для того, чтобы урегулировать возможные споры по этому поводу, не хватает самого образа царицы. Если на стеле был изменен весь ее образ, то это могло бы означать, что Нефертити была заменена кем-то по имени "Нефернеферуатон" и, скорее всего, умерла на тот момент. Если же был заменен только царский картуш с ее именем, то это могло бы говорить в пользу того, что Нефертити приняла новое имя и титул. Кроме всего прочего, на стеле удалось прочитать имя еще одного представителя царского семейства - Меритатон, - что, кажется, является еще одним аргументом в пользу того, что под царицей Нефернеферуатон могла выступать Нефертити, изображенная в окружении своей семьи.

Основным аргументом против Нефертити выступает то, что она, скорее всего, умерла сразу после 12-го года правления Эхнатона, так как этим периодом датируются последние общеизвестные упоминания о ней. Исходя из общих наблюдений, обычно, когда имя кого-либо из представителей царского семейства пропадает из надписей и изображений, то это значит, что он просто умер. К подобным свидетельствам можно отнести:

  • Фрагменты ушебти - погребальной фигурки, на которой указано ее имя на момент предполагаемой смерти и титул "Великой царицы". Ушебти состоит из двух частей, одна из которых носит имя "Нефертити-Нефернеферуатон", а другая - титул "Великая царица". Стоит заметить, что по сравнению с 200 обнаруженными фигурками ушебти для Эхнатона, только одна подобная для Нефертити кажется слишком скудным доказательством ее смерти. В 1999 году французский египтолог Жан-Люк Бовот предположил, что два фаргмента ушебти на самом деле принадлежат двум разным фигурками - одной для Нефертити и другой для Меритатон.
  • В надписи маркировочных ярлыков для винных сосудов из виноградных угодий, входящих в собственность царицы, прекращают упоминать ее имя после 13-го года. Реестры более поздних лет содержат лишь титул "Царицы".
  • Царская гробница, предназначавшаяся для Нефертити, но так, по-видимому, никогда и не использовавшаяся, содержит различные следы на полу, свидетельствующие о том, что ее строительство заканчивалось в спешке.
  • Титул Меритатон в качестве "Великой царицы" рядом с именем Эхнатона, обнаруженный в гробнице Тутанхамона, указывает на то, что она заменила Нефертити в этой роли. По всей видимости, на это же указывает и ее упоминание в качестве "Хозяйки" царского дома в Амарнском письме EA11.
4.2. Нефертити в 16-й год правления Эхнатона
"

Ушебти с именем Нефертити-Нефернеферуатон

В декабре 2012 года ученые из Левенской Археологической миссии объявили о находке иератической надписи в известняковом карьере Дейр эль-Берша, в которой упоминался некий строительный проектв Амарне. Как говорится в сообщении, этот текст сильно поврежден, однако несмотря на это докторант Афина ван дер Перре сумела его расшифровать, выяснив дату его написания, относящуюся к 16-му году царствования Эхнатона, и отметив, что в нем упоминается имя Нефертити в качестве главной жены фараона. Полная надпись нигде официально не опубликовывалась, но ее фрагменты были представлены Афиной ван дер Перре, и они ясно показывают, что Нефертити была жива и оставалась главной царицей при Эхнатоне в конце 16-го года его правления. Текст явно датируется "16-м годом, третьим месяцем сезона Ахет, 15-м днем" единоличного царствования Эхнатона и в третьей строке упоминает царицу Нефертити или "Великую царицу, Его возлюбленную, Госпожу Двух Земель, Нефернеферуатон Нефертити". Остальные пять строк являются сильно поврежденными.

В июле 2014 года полный текст расшифрванной надписи был опубликован Афиной ван дер Перре в журнале "Journal of Egyptian History (JEH)", где подтверждалось существование Нефертити в конце царствования Эхнатона. Ее имя, пол и хронологическое положение могут довольно точно утверждать, что она являлась женщиной-фараоном под именем "Нефернеферуатон". Это также может оказать значительное влияние на различные теории о правопреемстве в Амарнский период. К примеру, некоторые египтологи, такие как Айдан Додсон, предполагают, что Нефернеферуатон выступала в качестве сорегента на протяжении трех лет, после чего еще три года выполняла роль самостоятельного правителя. Таким образом, обнаруженная надпись может оспаривать сроки соправления более одного года, если таковое вообще имело место, поскольку указывает Нефертити в качестве царицы Эхнатона практически в за один год до смерти последнего. Ван дер Перре пишет о своем открытии:

"Имеющиеся данные показывают, что в какой-то момент Нефертити вступила в должность царя под именем "Анх[ет]хеперура Нефернеферуатон"… Тем не менее, это событие не могло произойти до 16-го года царствования Эхнатона, поскольку надпись из карьера в Дейр Абу-Хиннис все еще содержит ивезстные имена и титулы царицы, как "Великой царицы [Эхнатона]". Наиболее вероятным продолжением этих событий может быть то, что, в конечном итоге, Нефертити приняла тронное имя своего предшественника Анххеперура [Сменхкара] и соединила его со своим личным именем "Нефернеферуатон". Ссылки на ее мужа были добавлены в качестве дополнительных эпитетов, чтобы подтвердить легитимность своего правления … Однако позднее царица изменила эти эпитеты на "Возлюбленная Атона" и "Правитель" … После царствования на протяжении 3 лет Нефертити окончательно исчезает и, вероятно, умирает … [после чего ей наследует Тутанхамон]".

Афина ван дер Перре, "Журнал египетской истории", №7, 2014

Данное утверждение может означать, что Нефернеферуатон выступала в качестве независимой женщины-фараона XVIII-й Династии сразу после смерти Эхнатона на 17-м году его правления.

4.3. Теория "заката"

И все-таки даже среди египтологов, которые всячески выступают за отождествление Нефертити и Нефернеферуатон, точная природа ее правления вызывает некоторые разногласия. Н. Ривз предполагает, что Нефертити правила самостоятельно некоторое время до вступления на трон Тутанхамона, и определяет ее как царицу Дахамунзу, упоминаемую в хеттских летописях того времени. Согласно этой теории становится ясно, что Нефертити никуда не исчезала и оставалась значимой фигурой в последние годы жизни Эхнатона. Наличие ушебти с ее именем ученый объясняет как подношение от имени царицы в адрес близкого ей человека (к примеру, дочери Мекетатон) до периода ее возвышения.

Теория "Амарнского заката" египтолога Айдана Додсона была выдвинута в 2009 году и является на сегодняшний день последним предположением в этом плане, предлагая несколько новых идей относительно хронологии и последовательности событий того времени. Основываясь на расположении и состоянии завершенности изображения фараона Сменхкара в гробнице Мерира, Додсон считает, что оно могло быть создано не позднее, чем в 13/14 или 14/15 годах правления Эхнатона. В случае правдивости данной гипотезы, Сменхкара вообще не мог быть самостоятельным правителем и выступал только в качестве сорегента на протяжении одного года, а Нефернеферуатон, таким образом, царствовала уже после него.

"

Рельеф с изображением Нефертити в типичном виде фараона, побеждающего своих врагов. Обнаружен в Гермополе, период правления Эхнатона 1353-1336 гг. до н.э.Музей Изобразительных искусств в Бостоне

Нефертити также выступала в качестве соправителя, используя имя "Анххеперура Нефернеферуатон". В своем анализе Додсон пришел к выводу, что она была матерью Тутанхатона и после смерти Эхнатона продолжала оставаться в качестве сорегента молодого фараона. Ученый также предположил, что, выступая в этой роли, Нефернеферуатон помогала проводить необходимые реформы в первые годы правления Тутанхатона для "быстрого приспособления к политической реальности". Для поддержки своей гипотезы исследователь приводит обнаруженные рядом картуши Нефертити и Тутанхатона на фрагментах посуды в северной части Синая.

В общей сложности. засвидетельствованная продолжительность правления Нефернеферуатон составляет два года, т.е. срок явно недостаточный для того, чтобы совместить в себе короткое сорегенство с Эхнатоном плюс независимое царствование или другое сорегенство с Тутанхатоном. Насчет этого Додсон считает, что отсчет следует вести с момента смерти Эхнатона, как предположил еще в 1977 году американский египтолог Уильям Марнейн, ссылаясь на то, что в период Нового Царства отсутствовало упоминание совмещенных сроков правления для монархов, даже если наличие соправительства подтверждалось документально. Додсон также указывает, что позднее царица все же должна была разделить период царствования с Тутанхамоном, таким образом, немного отстрочив переход к нему верховной власти в стране.

В связи с теорией "заката" было предложено несколько достойных к рассмотрению идей, но тем не менее основное ее предположение, что Нефертити являлась матерью Тутанхамона, было опровергнуто. Результаты исследований ДНК, опубликованные через год после выхода книги Додсона, привели ученых к выводу, что родители Тутанхамона приходились друг другу братом и сестрой, являясь детьми Аменхотепа III, в число которых Нефертити не входила.

Египтолог Марк Габольд утверждает, что молодой Тутанхатон не мог царствовать в Амарне больше нескольких месяцев. Он отмечает, что в то время, как Эхнатон, Нефернеферуатон и даже Сменхкара отмечаются как амарнские цари, сведения о Тутанхатоне ограничиваются лишь несколькими резными кольцами. То есть о нем нет никаких доказательств, связанных с пребыванием в царской резиденции: нет промаркированных кирпичей, рельефов или росписей с его изображениями; он не упоминается ни в одной из частных гробниц того периода, культовых стелах, царских изображениях или документах. Результатом является то, что не имеется вообще никаких доказательств царствования фараона Тутанхатона в Амарне. Кольца и скарабеи, носящие его имя, указывают лишь на то, что город Ахетатон продолжал еще существовать в период его правления. Таким образом, поскольку свидетельства о царице Нефернеферуатон едва выходят за пределы Амарны, а упоминания о Тутанхатоне практически нигде в ней не заверены, совместное регенство между ними кажется маловероятным.

Стоит также уточнить, что к керамическим фрагментам из Тель эль-Борга (Северный Синай) относятся две амфоры, на которых изображен картуш Нефернеферуатон и которые были найдены в яме строительного мусора в 200 метрах от места, где так же были обнаружены картуши с именем царя Небхеперура (Тутанхатона). Кроме этого, здесь же были найдены другие небольшие объекты, такие как печати и резные кольца с именами многих представителей XVIII-й Династии, в том числе Эхнатона, Эйе, царицы Тийи и Хоремхеба. Поэтому египтологи, проводившие здесь раскопки, заключают, что "следовательно, как-то связывать политически Тутанхамона и Нефернеферуатон, основываясь на открытии их имен на амфорах в Тель эль-Борге, является необоснованным".

4.4. Меритатон в качестве Нефернеферуатон

Наиболее изменчивым кандидатом на место Нефернеферуатон является Меритатон, которая, в зависимости от гипотез египтологов, может принимать различные формы. Впервые она была выдвинута на эту роль Рольфом Крауссом в 1973 году, пытавшегося таким образом объяснить наличие женских следов и эпитетов в тронном имени "Анххеперура", а также чтобы соответствовать описанию Манефона о царице "Акенхерес", как дочери "царя Ороса". Некоторые египтологи одобрили эту гипотезу и приняли ее на время в качестве основной, чтобы объяснить присутствие женской фигуры с именем "Анххеперура" на месте правителя после смерти Сменхкара и, возможно, в качестве регента при Тутанхатоне.

Основным аргументом против теории Краусса, делающим упор на то, что Меритатон выступала под "временным" титулом "Анххеперура Нефернеферуатон" до брака со Сменхкара в качестве сорегента Эхнатона, служит тот факт, что она хорошо засвидетельствована как жена и царица Сменхкара. Поэтому для нее самой, а еще больше для ее подданных, было бы довольно необычным явлением, что она снизошла до роли обычной жены фараона после того, как некоторое время сама выполняла его функции. Согласно данной точке зрения, фараона Сменхкара стоит помещать после Нефернеферуатон, а росписи в гробнице Мерира датировать через 5-6 лет после проведения празднества "дурбар" на 12-м году правления Эхнатона.

Вразрез с теорией Ривза идут предположения египтолога Марка Габольда, которые считает, что, по-видимому, была какая-то политическая необходимость в понижении титулов Меритатон. Для подтверждения своих взглядов ученый использует фрагменты деревянной коробки (деталь "Картер, 001К" из гробницы Тутанхамона), где, по его мнению, Меритатон выступает сразу в двух ролях: в качестве Нефернеферуатон, как соправителя, и под своим личным именем, как царской жены Эхнатона. Он также предположил, что рисунок в гробнице Мерира был нанесен в предверие ожидаемой коронации, которая, в конечном итоге, не произошла из-за смерти царицы.

Большинство египтологов все же считают, что под именами "Меритатон" и "Нефернеферуатон" скрывались два разных человека. Во многих случаях во времена Амарнского периода представители руководящей власти заменяли в своих именах оскорбительную для них приставку "-амон" на "-атон", чтобы стать ближе к фараону. Для Меритатон же такой потребности не было, и при этом она не должна была принимать такие символы фараона, как двойной картуш, изменяя при этом свое имя, просто для того, чтобы действовать от имени своего мужа.

Также вследствие того, что с 2014 года считается подтвержденным тот факт, что царица Нефертити оставалась живой на 16-м году правления Эхнатона, теория о Меритатон становится все менее вероятной, поскольку в этом случае она уже не может притендовать на использование имени "Нефернеферуатон" и эпитета "Эффектная для мужа", как привелегии для царицы правящего фараона. То, что женщина-фараон Нефернеферуатон и Меритатон не могут быть одним и тем же лицом, подчеркивают также исследователи Айдан Додсон и Билл Мернейн. Додсон пишет:

"… В следующем вопросе рассматривалось ее (Нефернеферуатон) происхождение, и были предложены варианты, в которых ею могла быть бывшая Нефертити (Харрис, Самсон и другие), Меритатон (Краусс, 1978; Габольд, 1998) и, совсем с недавних пор, Нефернеферуатон-ташерит - четвертая дочь Эхнатона (Аллен, 2006). Из всех троих кандидатура Меритатон кажется особенно сомнительной из-за существования фрагмента JE61500 ящика из гробницы KV62, на котором содержатся имена и титулы Эхнатона, Нефернеферуатон и Меритатон, как отдельных индивидуумов".

4.5. Меритатон в теории о царице Дахамунзу

Французский египтолог Марк Габольд остается, пожалуй, самым откровенным и стойким сторонником гипотезы о Меритатон в качестве царицы Нефернеферуатон; исходя из этого, его нижеследующая теория заслуживает более подробного рассмотрения. Совсем недавно он предположил, что Меритатон возвысилась до сорегента Эхнатона в последние годы его жизни. В этот период междуцарствия она выступала под именем "Анххеперура", и именно ее стоит отождествлять с египетской царицей Дахамунзу, упоминаемую в хеттском эпосе о царе Суппилулиуме. Согласно этому документу, ее замысел удается, и хеттский принц Заннанза отправляется в Египет, чтобы жениться на ней и претендовать на престол в качестве фараона. Здесь он сменяет свое имя на "Сменхкара" и принимает тронное имя своей жены. Однако после его скоропостижной кончины, Меритатон принимает на себя все полномочия фараона и продолжает править как царь Анххеперура-Нефернеферуатон. Поскольку в это время был жив молодой Тутанхамон, то все эти действия со стороны царицы следует расценивать как попытки предотвратить его восхождение на трон.

Тем не менее, точка зрения в гипотезе о Дахамунзу уже давно утвердилась, и общепринятый сюжет в данной истории выглядит так: описываемые события состоялись уже после смерти Тутанхамона, а его жена Анхесенамон является упоминаемой царицей, которая в итоге вынуждена была выйти замуж на своем "слуге" Эйе. Дж. Миллер считает, что, в данном случае, упоминание ""раб" или "слуга", скорее всего используется в уничижительной манере, а не в буквальном смысле, и, вероятно, служит ссылкой на реального человека / людей, которые могли быть выдвинуты в качестве возможных кандидатов на царский престол". Если же ссылку на Эйе в качестве возможного "слуги" опустить, то тогда возможными кандидатами на роль Дахамунзу могут выступить и Меритатон и Нефертити, поскольку ни одна из них не имела сыновей, известных современной науке.

Версия о Сменхкара / Заннанзе получила довольно небольшую поддержку среди египтологов. Исходя из наличия Тутанхамона, Миллер отмечает, что Меритатон "предположительно располагала необходимой поддержкой какого-то могущественного сторонника(-ов), чтобы осуществить такой план, какой описан в рассказе о Дахамунзу. Остается лишь один вопрос в том, почему этот сторонник мог рискнуть своей репутацией ради столь дерзкого плана". Чтобы соответствовать успешному сюжету в этой истории, ученый также предполагает, что молодая Меритатон и ее сообщник успешно обманули Суппилулиума и его шпионов (скрывая молодого наследника трона Тунахамона, который на самом деле не являлся ее сыном), а также сумели оставить весь свой замысел в тайне в период от написания письма хеттскому царю и до самого приезда Заннанзы в Египет. Такой разворот событий предполагает, что другие элементы египетского общества в это время бездействовали, а законный наследник находился в стороне, когда разыгрывалась эта история. Касательно хеттов можно полагать, что царь Суппилулиум был готов не только рискнуть возможными последствиями подобного обмана, если бы он проявился, но был также крайне беспощадным и готовым рисковать жизнью своего сына ради такого сомнительного начинания.

История о Дахамунзу и Заннанзе полностью взята из хеттских источников, написанных спустя много лет после указанных событий. Как утверждает Миллер, они были "написаны с полным знанием предстоящего провала этого сюжета, и никто не может исключать возможность того, что Мурсили (от имени которого идет повествование) пересматривает всю историю, чтобы в какой-то степени возложить полную ответственность за допущенное фиаско на египтян. Таким образом он освобождает своего отца от каких-либо обвинений и подчеркивает то, что его не удалось втянуть в азартную игру, создавая впечатление, что царь сделал все, что было в его силах, чтобы удостовериться в наличии свободного египетского трона для Заннанзы".

4.6. Нефернеферуатон-ташерит
"

Фреска из Амарны, на которой изображены две дочери Эхнатона: Нефернеферура и Нефернеферуатон-ташерит. Музей Ашмола в Оксфорде, Великобритания.

В 2006 году египтолог Джеймс Аллен предложил новую интерпретацию гипотезы о царице Нефернеферуатон. Ссылаясь на свидетельства, указанные выше, он считает, что Нефертити, вероятно, умерла после 13-го года правления Эхнатона, после чего последний женился на своих дочерях и стал отцом для своих же внуков. Примерно в этот период на рельефах из Амарны, там, где ранее были изображены царица Кийя со своей дочкой, появляются изображения Меритатон и Анхесенпаатон вместе со своими дочерьми. Они носят имена "Мериатон-ташерит" и "Анхесенпаатон-ташерит" соответственно, а также титулы "Дочь царя от его тела, им желанная…" и "рожденная царской дочерью от его тела, им желанная…". Такая формулировка послужила поводом для очередных дебатов по поводу того, являлся ли Эхнатон фактическим отцом для своих внуков. Однако Аллен находит этим титулам более простое объяснение и воспринимает этих "фантомных" детей как обычную попытку заполнить пространство в росписях.

После того как у Меритатон родилась девочка, фараон, возможно, попробовал получить мужского наследника от Мекетатон, чья смерть при родах изображется в нескольких царских гробницах. И хотя имя младенца отсутствует на изображениях, по всей видимости, это также была девочка. Все еще без наследника мужского пола, Эхнатон далее предпринимает аналогичную попытку с Анхесенпаатон, которая, однако, также выносила девочку (тоже с титулами, свидетельствующими, что Эхнатон был отцом). Его следующая, четвертая по счету, предполагаемая младшая дочь, которая могла носить имя "Нефернеферуатон-ташерит", почти наверняка была слишком юной для заключения с ней брака, поэтому Дж. Аллен объясняет в своей книге "Преемственность в Амарне" (2006):

"Насколько можно определить, первичный элемент в личном имени фараона всегда соответствовал тому имени, которое он (или она) носил до своего вступления на престол; продвигаясь от начала XVIII-й Династии, к традиционному имени в картуше фараона начали добавляться различные эпитеты. Однако Эхнатон является единственным примером полной и последовательной смены основных элементов личного имени, и даже использовал имя "Аменхотеп", данное ему при рождении, некоторое время после вступления на престол. Наличие этой традиции может утверждать, что его сорегент носил имя "Нефернеферуатон" до своей коронации, и, так как теперь является очевидным, что этим сорегентом не была Нефертити, то им должна была выступать другая женщина, известная под этим именем: а именно, четвертая дочь Эхнатона, Нефернеферуатон "Младшая"".

Аллен объясняет, что часть имени "ташерит" могла быть отброшена сразу после смерти Нефертити вследствие того, что звание "младший" являлось неприличным для царя.

Возраст Нефернеферуатон-ташерит является основным возражением, выступающим против данной теории. Как полагают ученые, на момент смерти Эхнатона девочке было около 10 лет. Тем не менее, Джеймс Аллен утверждает, что некоторые дочери фараона на самом деле могли быть старше предполагаемого возраста, который стоит расчитывать на основе внешнего вида изображений в росписях и рельефах. К примеру, считается что принцесса Мекетатон родилась на 4-м году правления Эхнатона, когда впервые появляются ее образы. Однако если это так, то тогда ей было 10 или 11 лет, когда она умерла при родах на 14-й год царствования Эхнатона, что явно отличается от 13-14-летнего возраста, когда девушки достигали возможности вступления в брак.

Аллен также предполагает, что, возможно, как в случае с Мекетатон, и другие дочери Эхнатона были изображены минимум в 3-летнем возрасте, а на момент смерти им могло быть уже 13 или 14 лет. Этот аргумент принимает во внимание и Айдан Додсон в своей теории "Амарнского заката". Кроме того, поскольку Анхесенпаатон родила своего ребенка от Эхнатона поздно, то Нефернеферуатон-ташерит, которая родилась примерно через год после своей сестры, к моменту смерти фараона находилась уже примерно в 13-летнем возрасте. Более позднее использование в ее имени эпитетов "эффектная" может означать, что, в конечном счете, она была уже в довольно зрелом возрасте, чтобы действовать в качестве жены при поддержке своего царственного отца.

Главным в это теории является то, что Эхнатон всячески пытался произвести на свет наследника мужского пола, что выливалось в становление его в качестве отца для своих же внуков. Если же все внуки были рождены его дочерьми не от него или просто являлись фиктивными, то тогда выбор Нефернеферуатон-ташерит в качестве своего соправителя остается, по крайней мере, загадкой, если вообще имел место быть. Без наличия внуков ей можно давать еще более юные годы, но тем не менее возраст не должен лишать ее права на данную роль, поскольку Тутанхамон, как известно, взошел на престол в 10-летнем возрасте. Несмотря на это, остается очень маловероятным, что 10-летняя девочка могла быть наделена какими-либо существенными полномочиями.

Сильной стороной в этой гипотезе служит наличие в ней имени, которое не предполагает никаких поздних попыток изменить его на "Нефернеферуатон". Тем не менее, после обнаружения граффити с именем Нефертити, датируемого 16-м годом правления Эхнатона, эта теория становится все менее привлекательной для широкого круга исследователей.

5. Сменхкара и преемственность в Амарне

Имеющиеся в распоряжении современных египтологов данные ясно указывают на то, что человек с именем "Сменхкара" существовал и был в какой-то степени наделен властью фараона, однако весьма недолго. Однако кроме этого о нем мало что можно еще добавить. В результате, сторонники различных теорий, касающихся хронологии Амарнского периода, могут присваивать ему различное место во времени или роль при дворе фараона.

Например, основываясь на изображении из гробницы Мерира, Айдан Додсон приводит Сменхкара в качестве непродолжительного сорегента, правившего в 15-м году царствования Эхнатона, и имеется довольно мало доказательств, которые могут опровергнуть данную формулировку. Марк Габольд использует винные ярлыки с именем Сменхкара, чтобы поддержать идею о том, что он мог править уже после Эхнатона. Наконец, Джеймс Аллен использовал винные ярлыки и тесную связь Нефернеферуатон с Эхнатоном, благодаря эпитетам в ее имени, чтобы предположить, что Сменхкара мог выступать в качестве конкурента в борьбе за власть соправителя при Эхнатоне. В гибридной теории Аллена-Додсона соперником Нефернеферуатон мог также выступать и молодой Тутанхамон. Исходя из этих наблюдений, можно предположить, что существует столько же теорий и предполагаемых хронологий относительно Амарнского периода, сколько имеется и египтологов, интересующихся им.

Недавно учеными была обнаружена надпись, в которой Нефертити указывалась как царица на 16-м году царствования Эхнатона, и после детального изучения стало ясным, что она была еще живой в это время и исполняла свои должностые обязанности. Что будут предпринимать египтологи далее, исходя из этих свидетельств, еще предстоит увидеть, однако с доказательствами жизни Нефертити на 16-м году многие из них начинают поддерживать ее кандидатуру в качестве царицы Нефернеферуатон. С другой стороны, если Нефертити засвидетельствована в качестве царицы непосредственно перед смертью Эхнатона, то и у Сменхкара появляется больше шансов занять место законного преемника сразу после него.

Вопрос о более четкой фиксации места Сменхкара во времени и его роли (сорегента или фараона), как и вопрос о точной преемственности в период Амарны, не может быть решен без наличия дополнительных доказательств. Если же исходить из того, что его правление было очень недолгим, о чем свидетельствуют имеющиеся данные, то разъяснение в этой ситуации врядли стоит ожидать в ближайшем будущем. Таким образом, общий результат в решении вопроса о царской преемственности в Амарне диктуется установлением точной личности царя по имени "Анххеперура-мери Неферхеперура Нефернеферуатон-мери Уаэнра".

6. Выводы

В настоящее время существует довольно скудное количество данных, которые могли бы что-то с уверенностью рассказать о жизни и царствовании Анххеперура Нефернеферуатон. Большинство египтологов признают, что она являлась женщиной и правила обособленно от Сменхкара. Многие специалисты, осоновываясь на наличии в ее имени различных эпитетов, убедительно свидетельствуют о том, что она правила в течение некоторого времени в качестве сорегента Эхнатона. Однако то, царствовала ли она до или после Сменхкара, зависит от основной теории о ее идентичности.

На основании надписи в гробнице Паири, датируемой 3-м годом ее правления, становится ясным, что Нефернеферуатон могла выступать в качестве единоличного правителя. Сколько же длилось ее царствование как сорегента и сколько в качестве самостоятельного фараона, является постоянным предметом дискуссий и спекуляций. Эта же надпись упоминает храм Амона в Фивах, возможно, заупокойный комплекс царицы, что, похоже, указывает на то, что запрет на поклонение Амону в ее время значительно ослаб, и традиционная религия при ней постепенно восстанавливалась. Также большая часть ее погребальной утвари была использована в захоронении Тутанхамона, что может означать, что ей было отказано в царском погребении при ее преемнике. Причины этому продолжают оставаться темой для горячих дискуссий, так же как и совместное регенство с Тутанхатоном.

Если достаточное количество свидетельств о существовании Нефернеферуатон было изъято уже при ее преемнике, то сведения обо всем Амарнском периоде систематически уничтожались при Хоремхебе и, особенно, при царях XIX-й Династии. Поэтому, по всей видимости, точные детали событий того времени уже никогда не будут восстановлены. А весьма двусмысленный характер имеющихся данных чаще всего порождает больше вопросов, чем ответов. К примеру, различные стелы ясно изображают женщину-соправителя, однако умалчивают, кем она являлась на самом деле.

Спекуляции относительно завершающей стадии Амарнского периода, скорее всего, будут продолжаться в течение еще многих последующих лет. Недавно обнаруженная надпись с доказательствами о существовании Нефертити в последние годы жизни Эхнатона показывает, что имеется еще много секретов, которые, возможно, египтологам предстоит еще разгадать.

Источники
  • Aldred, Cyril, Akhenaten, King of Egypt (Thames & Hudson, 1988).
  • Aldred, Cyril (1973). Akhenaten and Nefertiti. London: Thames & Hudson.
  • Aldred, Cyril (1984). The Egyptians. London: Thames & Hudson.
  • Allen, James H. (2006). "The Amarna Succession" (PDF). Archived from the original on May 28, 2008. Retrieved 2008-06-23.
  • Dodson, Aidan and Hilton, Dyan. The Complete Royal Families of Ancient Egypt. Thames & Hudson. 2004. ISBN 0-500-05128-3
  • Dodson, Aidan. Amarna Sunset: Nefertiti, Tutankhamun, Ay, Horemheb, and the Egyptian Counter-Reformation. The American University in Cairo Press. 2009, ISBN 978-977-416-304-3
  • Freed, Rita E., Yvonne J. Markowitz, and Sue H. D'Auria (ed.) (1999). Pharaohs of the Sun: Akhenaten - Nefertiti - Tutankhamen. Bulfinch Press. ISBN 0-8212-2620-7.
  • Gabolde, Marc, Under a Deep Blue Starry Sky in "Causing His Name to Live: Studies in Egyptian Epigraphy and History in Memory of William J. Murnane"; Gabolde - Starry Sky
  • Giles, Frederick. J., Ikhnaton Legend and History (1970, Associated University Press, 1972 US)
  • Giles, Frederick. J. The Amarna Age: Egypt (Australian Centre for Egyptology, 2001)
  • Hornung, Erik, Akhenaten and the Religion of Light, translated by David Lorton, Cornell University Press, 1999, ISBN 0-8014-3658-3)
  • Miller, Jared; Amarna Age Chronology and the Identity of Nibhururiya in the Light of a Newly Reconstructed Hittite Text (2007); Altoriental. Forsch. 34 (2007) 2, 252–293
  • Redford, Donald B., Akhenaten: The Heretic King (Princeton University Press, 1984, ISBN 0-691-03567-9)
  • Redford, Donald B.;Akhenaten: The Heretic King (1984) Princeton University Press
  • Reeves, C. Nicholas., Akhenaten, Egypt's False Prophet (Thames & Hudson, 2001).
  • Reeves, C. Nicholas., The Complete Tutankhamun: The King, the Tomb, the Royal Treasure. London: Thames & Hudson, 1 November 1990, ISBN 0-500-05058-9 (hardcover)/ISBN 0-500-27810-5 (paperback)
  • Tyldesley, Joyce. Nefertiti: Egypt's Sun Queen. Penguin. 1998. ISBN 0-670-86998-8
  • William J. Murnane, The End of the Amarna Period Once Again’, Orientalistische Literaturzeitung (OLZ) Vol. 96 (2001), p.21
  • Pendlebury, J. D. S. ; The City of Akhenaten (1951), Part III, p.164
  • J. R. Harris, Neferneferuaten, "Gottinger Miszellen" 4 (1973), 15-17;
  • Gabolde, Marc (1998). "D’Akhenaton a Tout-ankhamon". pp. 147–62, 213–219.
  • Samson, J; City of Akhenaten and Nefertiti; Aris & Phillips Ltd, 1972; ISBN 978-0856680007
  • artin, G. T., The Rock Tombs of El-'Amarna. Part VII. The Royal Tomb at El-'Amarna, 1974. The Objects. (Vol. I.) London: Egypt Exploration Society.
  • Bovot, J.-L. (1999). Un chaouabti pour deux reines amarniennes?. Egypte Afrique et Orient 13. pp. 31–34.
  • Athena Van der Perre, "Nofretetes (vorerst) letzte dokumentierte Erwahnung," (Nefertiti's (now) latest documented attestation) in: Im Licht von Amarna - 100 Jahre Fund der Nofretete. [Katalog zur Ausstellung Berlin, 07.12.2012 - 13.04.2013]. (December 7, 2012 - April 13, 2013) Petersberg, pp.195-197
  • van der Perre, JEH 7 (2014) pp.82-87 & 96-102
  • Hoffemeir, Van Dijk; New Light on the Amarna Period" (2010) pp.201-202
  • van Dijk, Jacobus; The Death of Meketaten in Causing His Name to Live: Studies in Egyptian Epigraphy and History in Memory of William J. Murnane; (2006) pp 7-8

Алфавитный указатель