Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Менкаура

Статья находится в рубриках
1
+1
Менкаура

Статуя Менкаура. Музей Изящных Искусств в Бостоне

енкаура (Минкау-Ра, или, в грецизированной форме, – Mykerinos (Микерин)) был шестым фараоном IV-й династии Древнего Царства. Годы его правления у различных историков могут различаться, но в целом устоялось мнение, что он правил около 2530-2510 до н.э. От времени его правления осталось очень мало памятников, поэтому о его личностных качествах и особенностях государственной политики можно говорить лишь очень приблизительно. Менкаура известен строительством третьей из Великих пирамид Гизы, а его внешний облик может быть восстановлен по многочисленным хорошо сохранившимся статуям, найденным вокруг его пирамиды.

1. Имя

Его имя содержит в себе имена (и, соответственно, иероглифы) двух божеств: солнечного божества Ра, пользовавшегося огромным почитанием в Верхнем Египте и ливио-кушитского божества Мина. Такое имя стало по всей видимости результатом компромисса между собственно египетским населением долины Нила и племенами кочевников-скотоводов, спускавшимся в долину Нила, спасаясь от постепенно опустынивавшейся Сахары. Бога Мина, почитавшегося в Коптосе (Гебту) и Ахмиме (Панополисе) изображали с чёрной (негроидной) головой и с напряжённым фаллосом. Также часто Мина изображали в виде Быка, а под устоявшимся именем «Камутеф» ("Мин, телец крепкий, сын матери своей") он считался сыном богинь Нут (богиня Неба) и Хатхор, изображавшихся в облике Небесной Коровы. Другие имена, которые носил Менкаура приведены в таблице.

Царская титулатура фараона Менкаура из разных древнеегипетских источников

Личное имя

Менкаура - mn kA.w ra - «Непоколебим, как дух Ра»

Менкара - Mn-k3(.w)-Rˁ (альтернативное написание)

Хорово имя

Хор-Кахет - Hr kA X.t - «Хор, тело которого сильно своим духом»

Небти-имя

Ка-небти - kA nb.tj - «Могучий бык (дух) Двух Владычиц»

Золотое имя

Нечер-бикнебу - Nṯr-bjk-nb.w - «Божественный золотой сокол»

Абидосский список (№24)

Менкаура - Mn-k3.w-Rˁ

Саккарский список (№21)

...каура - ...k3.w Rˁ

2. Семья

Менкаура

Статуи Менкаура и его жены Хамерернебти II. Музей Изящных Искусств, Бостон

Согласно наиболее обоснованной гипотезе Менкаура был сыном фараона Хафра и Хамерер-Небти I. Нож с картушем Менкаура был обнаружен в пирамиде, в которой была похоронена Хамерер-Небти I. Правда происхождение самой королевы Хамерер-Небти I, в силу запутанной схемы родства членов царской семьи IV династии, неясно. Скорее всего она была дочерью фараона Хуфу. К такому выводу пришли египтологи Яноши и Каллендер, проанализировав надписи в её гробнице:

«Мать фараона Верхнего и Нижнего Египта [Менкаура], дочь [фараона Верхнего и Нижнего Египта [Хуфу], и дочь] бога, та, которую видят Гор и Сет, великая властью над одним из скипетров Хетес, единственная достойная большой похвалы жрица Джехути, жрица Тиасепеф, самая любимая жена фараона [Хафры], дочь фараона [Хуфу] от плоти его, почтенная госпожа пред великими богами, Хамерер-Небти I»

Любопытно, что в этой же надписи, но несколькими строками ниже, с теми же титулами и прозвищами (фактически – жены фараона и королевы-матери) упомянута её дочь Хамерер-Небти II. Это позволяет Яноши и Каллендеру утверждать, что Хамерер-Небти I была матерью Менкаура и его единственной жены Хамерер-Небти II.

При дворе IV династии царила свобода нравов, дети фараонов от различных матерей рождали собственных детей друг от друга. Более того, в древнеегипетском языке слово «zenet» обозначало и сестру и жену. Но, по-видимому, дети от таких близкородственных браков во втором и третьем поколении оказались нежизнеспособными. Причины по которым Менкаура избрал себе в жёны Хамерер-Небти II неизвестны, вполне вероятно, что она была единственной, кто могла родить здорового сына, но он, их единственный сын – принц Хуэн-Ра – умер при жизни фараона и был похоронен в небольшой пирамиде рядом со строящейся пирамидой отца.

Неизвестно какими семейными узами Менкаура был связан со своим преемником Шепсескафом. Некоторые исследователи, например, Рейснер, видели в нём сына Менкаура, основываясь на том, что Шепсескаф достроил пирамиду Менкаура и учредил в ней заупокойный культ. Напротив, другие египтологи отмечают, что такие действия были обычной для Древнего Египта практикой, даже в тех случаях, когда между умершим и действующим фараонами не было прямого родства, но текущий фараон надеялся при помощи ритуальных действий и жертвоприношений своему предшественнику улучшить свою жизнь и жизнь своих подданных. Так, что скорее вызывают удивление случаи, когда действующий фараон не обеспечивал надлежащего культа своего предшественника: как, например, Хафра, который не достроил едва начавшееся строительство пирамиды Джедеф-Ра, а Менкаура – Ба-Ка (об этом – чуть ниже).

3. Правление фараона

Менкаура

Картуш с именем Менкаура из Абидосского списка царей

Согласно Манефону, Микерин-Менкаура сменил на престоле своего кузена Бихериса, чьё имя реконструируется как Бака или Бака-Ра. Археологических свидетельств от времени правления Ба-Ка осталось крайне мало, поэтому многие египтологи либо вообще опускают время его правления, (как опускается, следуя за Манефоном, VII династия, в которой, якобы, за 70 дней сменилось 70 фараонов, о которых ничего неизвестно), либо пишут о нём совсем вскользь, отводя ему не более одного-двух лет правления. Бака был сыном Джедефра и царицы Хентетен-Ка. После смерти Хафры у него было больше прав на трон, нежели у Менкаура. Некоторые египтологи предполагают, что они – Бака и Менкаура могли править совместно некоторое время, пока Ба-Ка не умер. Вполне вероятно, что Ба-Ка представлял ливийскую или даже ливио-кушитскую линию династии, поэтому не пользовался популярностью у чистокровных египтян. Манефон, которому свойственно преувеличивать сроки правления фараонов ранних династий, пишет о 22-х годах правления Бихериса. Вместе с тем, исключать Ба-Ка из перечня фараонов этой династии представляется неразумным: несмотря на неуверенность чтения повреждённого фрагмента, он упомянут в Туринском папирусе. Допустима, хотя и трудно доказуема гипотеза о том, что Ба-Ка и его отец Джедеф-Ра могли быть соправителями Хуфу, Хафры и Менкаура, владевшими Дельтой (Нижним Египтом). Был ли Ба-Ка убит сторонниками египетской линии или же умер своей смертью, но, правил он не более семи лет. Его пирамида, строительство которой началось в Завьет эль-Арьян, так и не было завершено его преемником.

Немногочисленные источники, сохранившиеся от времени правления Менкаура, дают несколько важных свидетельств об эпохе Древнего Царства, так одна из надписей с картушем Менкаура является древнейшим текстом, в котором упоминается 365-тидневный египетский календарь, который по всей видимости был введён в 2783-2764 гг. до н.э. Более ранняя датировка его введения (4213-4186 г. до н.э.) затруднительна из-за отсутствия письменных источников.

Строка Туринского папируса, в которой указано правление Менкаура, повреждена, так что она может быть прочитана как «Х + 8 лет» (8, 18 или 28). 63 года, которые отводит Микерину Манефон – чрезмерно преувеличенный срок. Наиболее поздняя дата правления Менкаура, известная по письменным памятникам – время одиннадцатой переписи скота, которая проводилась в Древнем Египте раз в два года, для сбора натурального налога, а это означает, что Менкаура правил не менее 20 лет, но и 18-тилетний и 28-летний сроки, соответствующие указанию Туринского папируса считаются неверными.

Кроме пирамиды Менкаура, его заупокойного храма и гробниц приближённых вокруг пирамиды, от него практически не осталось достоверных памятников. Предмет с картушем фараона, найденный в Библосе свидетельствует о значительной морской торговле с Сиро-Палестиной, а многочисленные оттиски его печатей на керамике из Бухена указывают на то, что при Менкаура присутствие египтян в Куше было значительным. Во время Древнего Царства Бухен представлял собой египетскую торговую и военную колонию в Куше. Здесь же были обнаружены и медеплавильные цеха фараонов Древнего Царства. Вполне вероятно, что здесь некоторое время был и заупокойный культ Менкаура. Картуши Менкаура встречаются в биографиях Дебхена (гробница в Гизе), в биографии Ника-Анха (гробница в Техне), Шепсесптаха (надпись на ложной двери его гробницы, ныне хранится в Британском музее), а также на гизехских гробницах Сехемкара и Нисутпунет-Джер. Известно также, что Менкаура добывал асуанский гранит для облицовки пирамиды и отправлял достаточно регулярные экспедиции на Синай для добычи малахита, из которого изготовляли медь.

История сохранила имена только высокопоставленных чиновников из окружения Менкаура, тогда как имена простых людей неизвестны. При Менкаура большое значение приобретает должность «Чати», которая обычно переводится как «визирь», хотя такой перевод несколько анахроничен – настоящие визири появятся в Египте только во второй половине I тыс. н.э. Визирями при Минкауре были его родственники Никау-Ра, Иунмин, Небемахет, Анх-Ма-Ра и Дуанэн-Ра.

4. Пирамида Менкаура и другие гробницы его эпохи

Менкаура

Пирамида Менкаура в Гизе

Менкаура был строителем третьей и последней из трёх пирамид Гизы. По-древнеегипетски она называлась «Нечер эр-Минкау-Ра» ("Минкау-Ра божественен"). Размеры этой пирамиды по завершению строительства составляли: основание 102,2 х 104,6 м при высоте 65,55 м. – что значительно меньше, чем пирамиды его предшественников Хуфу и Хафры. При относительно небольших размерах пирамида Менкаура во многом повторяет технику и планировку пирамиды Хафры. Это в принципе и неудивительно, поскольку над обоими проектами могла работать одна и та же команда жрецов. Как и при Хафре в качестве строительного материала для основной кладки был использован известняк, добываемый в карьере в непосредственной близости от пирамиды. До высоты в 15 м. пирамида была облицована привозным красным гранитом, выше же – таким же известняком. Вход в пирамиду Менкаура, как и в пирамиду Хафры, открывался на северной стороне и вёл в предварительную камеру, расположенную под землёй. По пути к настоящей погребальной камере ход встречается со слепым ходом, идущим над основным, но заканчивающимся тупиком кладке на северной стороне пирамиды. На основании этого египтологи предполагают, что план и этой пирамиды мог измениться во время постройки. Впрочем, за почти 200 лет исследований на этот счёт было высказано довольно много гипотез, в том числе и довольно фантастических. Из наиболее реалистических и правдоподобных можно отметить такие: слепой ход мог служить «отверстием для выхода души» (аналогичная гипотеза была высказана и относительно вентиляционных каналов в пирамиде Хуфу), для ритуалов или же как ловушка для грабителей. Спускающийся вниз коридор открывается в вестибюль с дворцовым орнаментом на стенах. За ним идёт коридор с подъёмными каменными плитами. Из него вы попадаете в Верхнюю погребальную камеру. В процессе строительства планировка была усложнена и из Верхней камеры было сделано два хода в Нижнюю погребальную камеру, в которой был обнаружен знаменитый каменный саркофаг Менкаура. Один из ходов вёл непосредственно в Нижнюю камеру, а второй соединялся также и с дальними кладовыми (так называемыми «кельями»).

Гранитный саркофаг Менкаура размерами 2,43 х 0,94 х 0,88 метра поразил первооткрывателей простотой своей отделки, по сравнению с богатыми саркофагами других фараонов. Он представлял собой прямоугольный параллелепипед орнаментированный так, что выглядел как дворец фараона в миниатюре. В 1838 году его погрузили на корабль для того, чтобы отправить его в Британский музей, однако корабль на котором саркофаг плыл в Англию в пути затонул. Обычно гибель этого корабля принято считать проклятием фараона.

У восточной стороны пирамиды Менкаура располагался верхний заупокойный храм, по своей планировке напоминающий аналогичный храм при пирамиде Хуфу. С пристанью на Ниле и нижним храмом его соединяет 600-тиметровый крытый коридор, который иногда по аналогии с греческими гробницами называют дромосом. Отметим, что у пирамиды преемника Менкаура – фараона Шепсес-Кафа – и коридор и оба храма (верхний и нижний) остались незаконченными. Так, что по-видимому после Шепсес-Кафа достройка погребальных комплексов хоть и оставалась обязанностью преемника, но ей уделялось не слишком много внимания и недостаточное количество ресурсов. Местность перед нижним храмом Менкаура не может быть полностью раскопана, из-за того, что на её территории находится современное исламское кладбище, а по законам Египта кладбища являются неприкосновенной территорией.

Менкаура

Вид на пирамидальный комплекс Менкаура

В непосредственной близости от пирамиды Менкаура находятся три похожие пирамиды меньших размеров. Самая восточная из них (также именуемая G-III) является довольно точной копией пирамиды Менкаура. Она была построена как жилище для Ка умершего фараона, его бессмертной души. Вместе с тем, в ней был найден саркофаг, поэтому некоторые египтологи склонны думать, что в ней была похоронена единственная жена Менкаура – Хамерер-Небти II. Две другие пирамиды (G III-B u G III-C) – ступенчатые и рассматриваются как гробницы его жён. Найденный в G III-B скелет молодой женщины мог принадлежать как дочери фараона, так и его молодой жене. Однако достоверно сказать о том, кем была эта молодая женщина невозможно. Дело в том, несмотря на некоторые различия в планировки этих трёх пирамид, все они строились в рамках одного строительного проекта.

Археологи отмечают, что некрополь в Гизе при Менкаура был значительно расширен. Из многочисленных гробниц здесь надо отметить каменную гробницу его сына Хуэн-Ра, расположенную в карьере к юго-востоку от пирамиду. Отметим, что яма, в которой была похоронена погребальная ладья Менкаура была спрятана среди могил времени Хуфу и Хафры, что свидетельствует не только о том, что при Менкаура этому священному кораблю придавалось большее значение, но и о том, что при Менкаура проводились значительные работы в гизехском некрополе.

5. Статуи

Религиозно-мифологическая концепция, лежащая в основе заупокойного храма Менкаура несколько отличается от традиционных для нас представлений о древнеегипетской религии, сформировавшихся в основном под влиянием религии Нового Царства. И сам храм и статуарные композиции построены на основе принципа триады небесных божеств: солнечного бога-отца Ра, небесной и лунной богини-матери Хатхор и их бога-сына Гора. Последнего часто заменяет сам умерший фараон Менкаура. Такой подход находит свои прямые аналогии на современном Менкаура Ближнем Востоке и в мифологиях европейских народов древности (греков, этрусков, римлян, кельтов), однако в самом Египте он получает несколько ограниченное распространение. Подобные триады отец-мать-сын здесь безусловно встречаются, но они представлены другими божествами (чаще всего: Осирис, Исида и Гор) и распадались на пары, изображаемые по строгому изобразительному канону (Исида и Осирис, Исида и Гор-младенец). Хатхор как мать Гора (дословно её имя переводится как «Дом Гора») к началу Нового Царства была окончательно вытеснена Исидой, но согласно осирическому циклу мифов Исида зачала Гора от мёртвого («правогласного») Осириса, а, значит, их совместное «триадное» изображение невозможно.

Почти все известные статуи Менкаура приходят из раскопок проведённых Джорджем Эндрю Рейснером в 1908 году в Гизе. Большинство частей статуй были обнаружены в нижнем заупокойном храме. Дальнейшие открытия были сделаны в верхнем храме. Сейчас большинство из известных статуй Менкаура и их обломков хранятся в бостонском музее изобразительных искусств и Египетском музее Каира.

5.1. Триады Менкаура
Менкаура

Скульптурная группа, изображающая Менкаура в сопровождении богини Хатхор (слева) и богини-покровительницы нома Диосполя-Парва. Каирский музей

Самые известные из статуй Менкаура называются «триады Менкаура». Все они происходят из Нижнего заупокойного храма фараона. В Верхнем храме были открыты статуи Менкаура с его женой Хамерер-Небти II. В триадах изображение фараона замещает изображение Гора. Любопытно, что в позднейшей религии такое замещение встречается намного реже: умерший правитель отождествлялся не с соколом-Гором, а с Осирисом, тогда как с Гором ассоциировался новый фараон, его преемник, по умолчанию считавшийся его сыном, даже если их не связывало даже отдалённое родство. Рейснер обнаружил четыре прекрасно сохранившиеся триады и несколько сохранившихся лишь частично. Все триады вырезаны из граувакки и изображают Менкаура с богиней Хатхор, Ра и другими божествами. Помимо триад, в которых Менкаура изображён вместе с Хатхор и Ра в Нижнем заупокойном храме были обнаружены триады, в которых умерший фараон изображён вместе с номовыми божествами, причём Хатхор, носящая титул «госпожа сикоморы» обязательный элемент триады. Похоже, что и Ра во времена Менкаура воспринимался не как общеегипетское божество, а божество-покровитель отдельных номов, а, возможно, что и всей династии в целом. В ряде случаев Менкаура изображён с двумя богинями, что должно было символизировать двойное (небесное и номовое) покровительство его власти.

На одной из отлично сохранившихся таких триад (№ JE 46499 каирского музея) Менкаура изображён идущим. Его левая нога немного вынесена вперёд. Справа от него – Хатхор с солнечным диском между рогов, а слева – богиня Бат. На стеле обе богини-коровы изображены женщинами с характерными для них атрибутами над головами. Бат, подобно Хатхор часто изображалась в облике коровы или женщины с головой коровы, рога которой завиваются к середине. Бат, которую иногда называли «двуликой» была лунной богиней Ху (VII-го верхнеегипетского нома известного в эллинистическое время как Диосполис Парве). Совершенно аналогичная композиция у другой триады, хранящейся в Египетском музее Каира (№ JE 40679). Единственное отличие – слева от фараона не богиня Бат, шакалоголовая богиня Инпут, супруга бога Анубиса (в древнеегипетском языке - Инпу), покровительница XVII-го нома, носившего то же имя (Инпут) и названного греками Кинополисом. На третьей триаде (№ JE 40678 Каирского музея) выполненной по общему шаблону с Хатхор и Менкаура изображён бог Монту, покровитель IV (фиванского) нома.

Иная композиция представлена на триаде из Бостонского музея изобразительных искусств (№ 09.200). На ней Хатхор изображена сидящей на троне в середине, слева от неё стоит Менкаура, а справа – богиня Унут, покровительница города Шмун и всего XV-го (заячьего) нома Верхнего Египта. Египтологи предполагают, что аналогичная композиция была у сохранившейся лишь частично триады, также хранящейся в Бостоне (№ 12.1514). Вызывает интерес ещё одна частично сохранившаяся триада. Её основная часть хранится в Бостоне, а голова Менкаура – в королевском музее Брюсселя. Плохая степень её сохранности не позволяет определить третье божество этой триады.

5.2. Другие статуи
Менкаура

Фрагмент триады Менкаура в Бостонском музее

Также в нижнем заупокойном храме были обнаружены две статуарные группы «Менкаура и Хамерер-Небти II» (находятся в Бостонском музее) вырезанные из граувакки и две скульптуры сидящего фараона из алебастра. Последние сохранились фрагментарно. Остановимся на парной статуе «Менкаура и Хамерер-Небти II» (Бостонский музей изобразительных искусств № 11.1738). Фараон и его супруга показаны стоящими. На Менкаура мы видим платок Немес, накладную бородку и набедренную повязку. Слева от него стоит царица, положив правую руку ему на плечо. Она держит левую руку фараона в своей руке. Эта статуя из граувакки является одной из самых ранних изображений супружеских пар в искусстве Древнего мира.

И на триадах и на парных скульптурах Менкаура изображён в белой короне фараона Верхнего Египта, парадной бородке и плиссированной юбке. То, что фараон на этих статуях носит не двойную корону, а только корону Верхнего Египта вызывало определённое удивление у египтологов, высказывались даже предположения, что они были сделаны ещё тогда, когда Менкаура был правителем только Верхнего Египта, а в Дельте правил Ба-Ка. По другому предположению, такие триады представляли собой соединение под властью фараона Нижнего (олицетворяемого Хатхор) и Верхнего (номовые божества) Египта. Другая гипотеза предполагает, что граувакку использовали в качестве материала для статуй связанных с номовыми божествами Верхнего Египта, а для божеств номов Севера использовали алебастр. Это предположение плохо согласуется с тем, что одна из плохо сохранившихся статуй Менкаура была изготовлена из порфира (Бостонский музей № 11.739ac), а другая (Бостонский музей № 11.280ab) – из слоновой кости. Причины по которым в качестве материала для статуй Менкаура служили только некоторые минералы (граувакка, порфир, алебастр) остаются невыясненными. Но, возможно, что корни такого предпочтения кроются в религиозно-мифологической символике Древнего Египта и связаны с верховными божествами-покровителями IV династии.

Помимо готовых статуй из граувакки и алебастра вблизи нижнего заупокойного храма Менкаура были обнаружено около двух десятков незавершённых статуй фараона. По всей видимости после смерти Менкаура его преемник Шепсес-Каф значительно сократил расходы на заполнение заупокойного храма своего предшественника культовым инвентарём, в том числе и статуями, из-за чего многие из них так и остались незавершёнными.

Фрагменты статуи фараона были обнаружены на Западном кладбище пирамиды Хуфу, однако египтологи не пришли к окончательному мнению – изображён ли на ней Хафра или же Менкаура. Вне комплекса пирамид в Гизе известны всего две статуи Менкаура. Одна из них (CG 42 каирского музея), изготовленная из светло-серого диорита, была открыта близ мемфисского храма Птаха. На ней фараон изображён сидящим на троне в накладной бородке и платке Немес. Похожа на неё и диоритовая статуя Менкаура, сидящего на троне. На ней фараон одет в набедренную повязку и платок Немес.

6. Память о Менкаура в Древнем Египте

6.1. Древнее Царство
Менкаура

Группа царских незавершенных статуэток. Бостонский музей

Остатки деревянного антропоморфного гроба с картушем Менкаура свидетельствуют, что его заупокойный культ продолжался как минимум до конца Древнего Царства (VI династии). Историкам известны имена 21 заупокойных жреца Менкаура. Это число кажется довольно незначительным, если учесть, что число известных жрецов Хуфу – 73, а Хафры – 35. Также незначительно число «доменов», то есть поселений, которые должны были платить натуральный оброк погребальному храму Менкаура – их всего два, тогда как к припирамидальному храму Хуфу были приписано 60 селений-доменов, а к храму Хафры – 51.

В заупокойном храме Менкаура были обнаружены стелы с указами фараонов Мрэн-Ра I и Пиопи II (четвёртый и пятый фараоны VI династии), которые предоставляли жречеству заупокойного культа Менкаура значительные льготы и «кормления». Поскольку имя Менкаура в указанных стелах написано с детерминативом «статуя сидящего фараона», египтологи предполагают, что во времена Мрэн-Ра I и Пиопи II поклонялись уже не мумии реального фараона, а его статуе, в которую, согласно религиозным верованиям того времени вселялась душа умершего фараона. Также в указе Пиопи II указывается, что фараон повелел произвести серьёзные реставрационные работы в припирамидальном храме Менкаура.

6.2. Среднее Царство

О культе Менкаура в Первый Переходный период ничего неизвестно. В Среднем Царстве, а, особенно, при XIII династии имя Менкаура появляется в «Текстах Саркофагов», представляющих собой тексты, восполняющие пробел между «Текстами Пирамид» и новоегипетской «Книгой Мёртвых» и содержащих ценные свидетельства о среднеегипетском культе мёртвых. В ряде «Текстов Саркофагов» и некоторых свитках «Книги Мёртвых» (заклинания 30В, 64 и 148) указывается, что сакральные знания и ритуалы заупокойного культа были получены во времена правления Менкаура, принцем Джедеф-Гором, жрецом бога Джехути (Тота).

6.3. Новое и Позднее Царства

Во время Нового Царства весь комплекс Великих Пирамид в Гизе был восстановлен и стал частью культа Исиды. При фараонах Псусеннесе I и Аменемопе заупокойный храм Менкаура значительно расширили. Помимо храма Менкаура был восстановлен и заупокойный храм Хуфу. Помимо строителей Великих Пирамид в этих заупокойных храмах почитались и другие известные фараоны Египта. Заупокойный культ Менкаура продолжался вплоть до XXVI (Саисской) – XXVII династий, во всяком случае сохранились имена двух жрецов Менкаура XXVI династии и одного – XXVII. Есть основания считать, что культ Менкаура вплоть до эллинистического времени сохранял свою самостоятельность, относительно других культов умерших фараонов более раннего времени и не сливался полностью с культами божеств загробного мира, таких как Исида. XXVI династией датируется и антропоморфный деревянный саркофаг, найденный в погребальной камере пирамиды Менкаура. Обычно считается, что он был сделал для того, чтобы заменить старый, прохудившийся от времени гроб Менкаура. Однако, внутри этого саркофага были обнаружены останки человеческого скелета. Инвентарь при покойном датируется раннехристианским временем, а, значит, вполне возможно, что речь идёт о попытке родственников покойного захоронить своего умершего по обычаям предков, а не по новому (христианскому) канону. Вполне вероятно, что по верованиям египтян рубежа эр, захоронение вблизи или на территории заупокойного храма древнего фараона могло даровать умершему определённые блага в загробной жизни. Аналогичные верования о святости заупокойного храма Тийи (жены Аменхотепа III) были отмечены в Седеинге (Куш).

7. Менкаура в греческой традиции

Остатки деревянного гроба

Деревянный гроб с именем фараона Менкаура, по своему стилю относимый к Саисскому периоду. Зарисовка Говарда Виза, 1840 г.

Древнегреческий историк Геродот (490/480 – 425 гг. до н.э.) сохранил несколько анекдотических историй о похороненных в Гизе фараонах. В его «Истории» Хуфу и Хафра представлены жестокими тиранами позакрывавшими все храмы в стране ради того, чтобы обеспечить постройку пирамид. Им противопоставлен Менкаура (Микерин) как правитель добрый и разумный, который разрешил открыть храмы. Из своего собственного состояния он, якобы, выдавал деньги недовольным приговорами суда. Но, несмотря на то, что его правление было добрым и справедливым, оно было омрачено несколькими значительными несчастьями. Так, его единственная дочь умерла во время путешествия в Саис. Скорбя о ней, Микерин пожелал похоронить её с ещё большей пышностью, чем обычно хоронили дочерей фараона в то время. Он приказал изготовить из дерева пустотелую статую коровы, позолотить и затем положить в неё покойную дочь. По словам Геродота он сам видел эту статую в одной из пышно украшенных комнат царского дворца, а в соседней комнате, по словам саисских жрецов, стояли статуи наложниц Микерина. Согласно другой легенде, пересказанной Геродотом, дочь Микерина не просто умерла, а повесилась от горя, когда её отец овладел ею. Несмотря на всю нелогичность этой легенды (отношения в Древнем Царстве были намного более свободными, чем во времена пребывания Геродота в Египте), в ней есть отголосок реальных династических проблем, связанных с тем, что Менкаура не оставил после себя прямого наследника.

По другой, переданной Геродотом, легенде Микерин получил прорицание от оракула в городе Буто (Пер-Уаджет) о том, что ему суждено прожить только 6 лет, а на седьмой год – умереть:

«Но я же веду праведную жизнь – отвечал Микерин оракулу и вопрошал: - почему я должен умереть?». Ответ оракула был неутешительным: «Египет должен претерпевать бедствия 150 лет, а ты мешаешь этим бедствиям свершиться».

Тогда Микерин решил обмануть оракул и стал веселиться ночи напролёт, превращая их в дни и таким образом вместо отмеренных ему 6 лет прожил 12. Однако и в этой легенде есть некоторая реальная историческая основа. Дело в том, что в додинастическое время в Буто (Пер-Уаджет) располагалась столица Нижнего Египта, древность которой восходит к концу V тыс. до н.э. (культура Маади или Маади-Буто). Местные божества – красная кобра Уаджет и богиня-кошка Бастет враждебно относились к Верхнему Египту. Так, древнейшая версия легенды об истреблении людей «Оком Ра» связывает гибель египтян не с богиней-львицей Сохмет, а именно с Бастет. Так что вполне вероятно, что во времена Менкаура могли быть трения с Нижним Египтом, а его недолгое правление и отсутствие наследника, могли отнести к проклятию богинь Нижнего Египта.

Рассказ Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) содержит сокращённый пересказ Геродота. А вот Страбон (63 г. до н.э. – 23 г.н.э.) пересказывает распространённую среди александрийских греков легенду о том, что пирамида Микерина на самом деле была построена для его жены по имени Родопсис.

8. Менкаура в современной культуре

В 1849 году английский поэт Мэттью Арнольд издал поэму «Микерин», в которой образ Микерина следовал геродотовской традиции. Из пятитомной серии романов, опубликованных в 1997-98 годах французским археологом Ги Раше, последний, пятый том («Божественная пирамида») был полностью посвящён Минкауре и его времени. В честь Менкаура было названо два астероида, входящих в основной пояс астероидов: (4413) Микерин и (4568) Менкаура.

(помощь при переводе статьи: Артем Корсун)

Источники
  • Peter A. Clayton: Die Pharaonen. Bechtermunz, Augsburg 1994, ISBN 3-8289-0661-3, S. 31, 45, 49, 55f., 58, 59, 60f.
  • Jean-Jacques Fiechter: Mykerinos le dieu englouti. Maisonneuve & Larose, Paris 2001, ISBN 2-7068-1488-8.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 163–164.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2, S. 52, 179–180.
  • Peter Kaplony: Die Rollsiegel des Alten Reiches. Band III, Fondation Egyptologique, Brussel 1981, Tafel 34, 35.
  • Zahi Hawass: Die Schatze der Pyramiden. Weltbild, Augsburg 2003, ISBN 3-8289-0809-8, S. 134–137.
  • Mark Lehner: Geheimnis der Pyramiden. Econ, Berlin 1997, ISBN 3-572-01261-9, S. 134–137.
  • George Andrew Reisner: Mycerinus. The Temples of the Third Pyramid at Giza. Harvard University Press, Cambridge (Massachusetts) 1931.
  • Rainer Stadelmann: Die agyptischen Pyramiden. von Zabern, Mainz 1991, ISBN 3-8053-1142-7, S. 140–152 u. Tff. 54–59a.
  • Rainer Stadelmann: Die gro?en Pyramiden von Giza. 1990, S. 192–204 u. Abb. 125–134, 143–153.
  • Miroslav Verner: Die Pyramiden. Rowohlt, Reinbek 1999, ISBN 3-499-60890-1, S. 272–285.
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-2310-7, S. 26, 28, 33–34, 39, 155–159, 175, 179, 188.
  • Aidan Dodson, Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004, ISBN 977-424-878-3, S. 52–61.
  • Peter Lacovara, Nicholas Reeves: The colossal statue of Mycerinus reconsidered. In: Revue d’Egyptologie. Nr. 38, 1987, S. 111–115.
  • Miroslav Verner: Archaeological Remarks on the 4th and 5th Dynasty Chronology. In: Archiv Orientalni. Bd. 69, Prag 2001, S. 363–418.
  • Dietrich Wildung: Die Rolle agyptischer Konige im Bewu?tsein ihrer Nachwelt. Teil I. Posthume Quellen uber die Konige der ersten vier Dynastien. In: Munchener Agyptologische Studien. Bd. 17, Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1969, S. 213–224.
Опубликовано: 31 марта 2012
Обновлено: 11 марта 2016
Просмотров: 3684

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus