Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Худжефа I

Статья находится в рубриках
0

уджефа I - древниеегипетский фараон, который, очевидно, правил страной во времена II-й династии. Точная продолжительность его царствования неизвестна. В Туринском папирусе указывается цифра в 11 лет, а древнегреческий историк Манефон указывает период правления в 48 лет. Современные египтологи считают оба этих заявляния явными преувеличениями и полагают, что фараон Худжефа I правил всего в течение 2-х лет.

1. Источники имени

Имя Худжефа I появляется впервые в царском списке из Саккары и Туринском папирусе. Оба источника указывают данного правителя как непосредственного преемника фараона Неферкасокара и предшественника Хасехемуи (которого называют именем "Бебти").

Царская титулатура фараона Худжефа I из древнеегипетских источников

Туринский папирус

Hw-df3 - Худжефа

Саккарский список

Hw-df3 - Худжефа

2. Идентификация личности
Худжефа I

Поврежденный картуш с именем Худжефа I в Туринском папирусе

Египтологи и историки с большим трудом идентифицируют любые археологические данные, тем или иным образом упоминающие фараона Худжефа I. Проблема в том, что "Худжефа" не является личным именем царя в общепринятом смысле данного понятия. В переводе с древнеегипетского, оно означает "стертый" и может свидетельствовать о том, что имя упоминаемого правителя, возможно, написанное на неком объекте, когда-то было нечитабельным для писца, составляющего списки египетских царей. Считается, что писец просто поставил пометку "стертый" и ошибочно поместил данное обозначение в царский картуш, сделав таким образом его похожим на имя фараона. Позднее другие писцы уже приняли данную оплошность как правдивые свидетельства и на основе этого составляли обычные списки царей, включающие и имя Худжефа I.

Манефон, по всей вероятности, называет Худжефа I именем "Сесохрис" и в своих трудах по египетской истории сообщает, что тело этого царя было "пять локтей в высоту и три руки в ширину". Египтологи, однако, не могут подтвердить эти данные, так как гробница Худжефа I до сих пор не была обнаружена.

Египтологи Т.Дауценберг и Вольфганг Хелк предположили, что этот фараон мог быть идентичен с другим правителем II-й Династии - Сетом-Перибсеном. В свою пользу они указывают на 11-летний период правления Худжефа I согласно Туринскому папирусу - срок слишком большой для царя, чье имя могло быть утерянным. Скорее всего, имя просто запретили указывать в более поздний период правления фараона. Подобные события имели место во времена Перисбена, чье личное имя было даже исключено из царских списков Рамессидов.

3. Правление
Имя Худжефа I в иероглифах

Имя Худжефа I в Саккарском списке царей

Египтологи Вольфганг Хелк, Николя Гримал, Герман Александр Шлогль и Франческо Тирадритти считают, что фараон Нинечер, третий правитель II-й династии и предшественник Перибсена, оставил государство, страдающее от чрезмерно сложного административного аппарата, двум своим сыновьям (преемникам (?)), в надежде на то, что два правителя свогут лучше управлять двумя частями страны. В противовес этой гипотезе, египтолог Барабра Белл предполагает, что в то время в Египте случился большой экономический кризис из-за голода и длительной засухи. Чтобы решить проблему пропитания большого количества египетского населения, Нинечер разделил государство на две независимые части, чтобы преодолеть голод меньших масштабов в каждой из них. В качестве доказательства, Б. Белл указывает на Палермский камень, где, по ее мнению, записаны чрезвычайно низкие уровни разливов Нила той эпохи. Теорию этого ученого сегодня опровергает Стефан Сейдлмайер. Он указывает на то, что ежегодные Нильские разливы были на своих обычных уровнях во время жизни Нинечера и до начала периода Древнего Царства. Барбара Белл не приняла во внимание, что высоты Нильских наводнений в надписях Палермского камня принимают во внимание только измерения ниломеров вокруг Мемфиса, но не в каком-либо другом месте вдоль реки. Поэтому любая длительная засуха может быть исключена из предлагаемой гипотезы.

Признанной теорией среди египтологов считается то, что Худжефа I должен был разделить правление страной с другим правителем, имя которого однако не удается точно определить. Более поздние царские списки, такие как Саккарский и Туринский, указывают фараонов Неферкара I и Неферкасокара как непосредственных предшественников Худжефа I, а Хасехемуи - как преемника. Напротив, Абидосский царский список вообще не упоминает ни Неферкара I, ни Неферкасокара, ни Худжефа I, а указывает правителем фараона Джедджея (идентичным с Хасехемуи). Если государство было уже разделено, когда Худжефа I взошел на трон, то он правил только Нижним Египтом, в то время как фараоны Сехемиб и Перибсен руководили Верхним.

Разделенное правление Египтом было прекращено при фараоне Хасехемуи.

Источники
  • Alan H. Gardiner: The royal canon of Turin. Griffith Institute of Oxford, Oxford (UK) 1997, ISBN 0-900416-48-3; page 15 & Table I.
  • Iorwerth Eiddon Stephen Edwards: The Cambridge Ancient History Vol. 1, Pt. 2: Early history of the Middle East, 3rd volume (Reprint). Cambridge University Press, Cambridge 2006, ISBN 0-521-07791-5, page 35.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen/Berlin 1984, page 49.
  • Winfried Bartha in: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde (ZAS), volume 108. Akademie-Verlag, Berlin 1981, ISSN 0044-216X, page 12–14.
  • Herman Alexander Schlogl: Das Alte Agypten: Geschichte und Kultur von der Fruhzeit bis zu Kleopatra. Beck, Hamburg 2006, ISBN 3-406-54988-8, page 78.
  • Walter Bryan Emery: Agypten, Geschichte und Kultur der Fruhzeit, 3200-2800 v. Chr. page 19.
  • Wolfgang Helck: Untersuchungen zur Thinitenzeit: Agyptologische Abhandlungen., Volume 45. Otto Harrassowitz Verlag, Wiesbaden 1987, ISBN 3-447-02677-4, page 125.
  • Nicolas Grimal: A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, Weinheim 1994, ISBN 978-0-631-19396-8, page 55.
  • Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, ISBN 88-435-6042-5, page 80–85.
  • Barbara Bell: Oldest Records of the Nile Floods, In: Geographical Journal, No. 136. 1970, page 569–573; M. Goedike: Journal of Egypt Archaeology, No. 42. 1998, page 50.
  • Stephan Seidlmayer: Historische und moderne Nilstande: Historische und moderne Nilstande: Untersuchungen zu den Pegelablesungen des Nils von der Fruhzeit bis in die Gegenwart. Achet, Berlin 2001, ISBN 3-9803730-8-8, page 87–89.
  • Hermann Alexander Schlogl: Das Alte Agypten: Geschichte und Kultur von der Fruhzeit bis zu Kleopatra. Beck, Hamburg 2006, ISBN 3-406-54988-8, page 77-78 & 415.
Опубликовано: 30 марта 2012
Обновлено: 31 мая 2015
Просмотров: 775

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus