Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Колонны в египетской архитектуре

Статья находится в рубриках
0
1. Ствол

Колонны храма Сахура в Абусире (V Династия) с указанием размеров

ечение ствола колонны было круглым или состояло из нескольких полукружий (прием, обратный каннелюре). Соответственно круглому стеблю цветка лотоса и угловатому папируса сечения состояли из полукруглых выпуклостей или имели острые (выпуклые в Абусире) ребра. «Связок» было чаще всего восемь. Известна колонна с тремя ребрами (Саккара).

Горизонтально ствол обычно пересечен орнаментальными полосами или объемными жгутами, связывающими связки стеблей, также объемные в этом случае (Луксор).

Пропорции самой колонны (включая капитель) были относительно тяжелы, развиваясь исторически от стройных форм к массивным, хотя эта тенденция и не всегда последовательно проявляется. В Абусире высота колонны равна 6—7 наибольшим диаметрам, в Карнаке — 6 и 5 диаметрам (обе колонны в гипостильном зале), в Луксоре — около 5,5 диаметров, в Мединет-Хабу от 3 1/4 до 4 1/4 диаметров.

Ствол большинства колонн имеет сужение кверху, причем многие колонны имеют также сужение внизу около базы.

Низ колонн в большинстве случаев обработан прямоугольным или криволинейным орнаментом, подражающим листьям.

2. Капитель

Вид колонны гипостильного зала храма в Дендере (117 г. до н.э. - 98 г.н.э.)

Капители были двух основных типов — закрытый бутон и раскрывшаяся чашечка цветка.

Над всеми капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно толщине верхнего диаметра колонны.

Капитель в виде бутона расширялась внизу у своего основания над стволом и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки.

Капитель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бутону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны). Абака сохраняла размер толщины архитрава и потому становилась почти вдвое уже верхнего круга капители. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключительно декоративный характер.

Колокол или бутон имели гладкую простую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капитель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Луксор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капители сводилась к орнаментальному убранству, обычно подражающему листьям растений.

Объемная форма капители была простой и значительной по своему размеру. Только в эллинистическое время в Египту появились в сложных капителях скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

Высота капители по отношению к высоте колонны сравнительно велика (для ионического ордера Греции она около 1/15, для коринфского - 1/8 - 1/7, в Абусире —— 1/4,4 — 1/4 в Карнаке — от 1/3,25 — до — 1/5,3, в Луксоре — около 1/3, в Мединет-Хабу — около 1/3,5 и в Дендера - около 1/2 высоты колонны гипостильного зала), т. е. в последнем случае высота капители почти равна высоте ствола.

3. База

Составляющие части египетских колонн

База представляла собой круглый плоский диск, большей частью без резьбы, покрывающей ствол колонны. Диск этот имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали правильную криволинейную форму части окружности.

База во многих случаях была очень массивной и имела сильный вынос (до двух диаметров колонны).

4. Шаг колонн

Чаще всего для шага колонн применялся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Луксора при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя Пропорции ордера; часто средний входной интерколумний был шире остальных (Эдфу, Хонсу и др.).

5. Объединение колонн разной формы

Храм Хонсу в Карнаке. Гипостильный зал. На переднем плане - средние колонны зала, на заднем - боковые колонны, над которыми видна решетка окон

Для Нового царства характерно объединение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильных залах средние ряды колонн были выше других и капители их отличались по форме: в центре — раскрытый цветок, по краям — бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

В Поздний период капители в колоннадах иногда симметрично повторяли меняющуюся форму. В Эдфу в пределах половины фасада переднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметрично повторялись на другой половине фасада; иногда же, как в колоннаде острова Филе, все капители ряда были различны.

6. Антаблемент

Все изменения, происходившие в элементах ордера в разные периоды египетской архитектуры, в основном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившуюся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и въгносной прямоугольной плиты, положенной горизонтально; иногда применялись консоли. В Новом царстве и позже антаблемент состоял из архитравной балки, завершавшейся большой выкружкой со сравнительно тонким полувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве, позже стало применяться для венчания всех форм в египетском зодчестве: наличник двери, завершение стены, пилона, антаблемент колоннады и др. Формы антаблемента и карниза в египетском искусстве Позднего времени оставались неизменными.

7. Решение фасадов

Виды капителей храма в Эдфу (эпоха Птолемеев): 1 - пальмовидная капитель, 2 - сложная капитель, комбинация из пальметт и папируса, 3 - сложная капитель, 4 - капетель с открытым цветком лотоса

При решении фасадов чаще всего прибегали к приему рамки. Входящий в состав антаблемента вал не изменялся в своем сечении при переходе с горизонтальных частей на вертикальные. В Египте четкое разделение на несущие и нагружающие элементы не соблюдалось. Оно было обязательным только в интерьерах здания и в свободно стоявших колоннадах. Но в фасадах Позднего времени преобладала стена, и тогда антаблемент, теряя свою тектоническую четкость, сливался с боковыми отрезками стен.

Нормально антаблемент по своей высоте составлял от 1/4,5 до 1/5 высоты всего ордера (или здания), причем это отношение в колоннадах редко выходило за указанные пределы. Высота верхней карнизной выкружки составляла обычно от 1/3 до 1/2 высоты всего антаблемента. Однако египетская архитектура в построении пропорций карниза и деталей не знала жестко применяемых модульных и канонических отношений. В связи с размещением деталей и их значением в облике здания они претерпевали значительные отклонения от условной средней нормы. Увеличение размеров здания не вызывало пропорционального увеличения деталей. Египетская архитектура построена на масштабности; в связи с этим огромный пилон иногда венчался непропорционально малым карнизом (Луксор), подчеркивающим его величину, а центральный портал этого пилона получал огромный тяжелый карниз. Тем не менее модульность, в смысле кратности всех размеров по отношению к исходной единице построения, служила одним из приемов определения основных размеров здания. Правда, ее применение ограничено определенным» временем.

Жилая архитектура Египта, известная лишь по фрагментам, из нашего анализа исключена.

8. Прогрессивные черты египетской архитектуры

Египетские колонны: 1 - Колонна из Хавара с канителью в виде
 пучка бутонов папируса (Среднее царство, XII династия), 2 - Папирусообразная колонна с нерасчлененным стволом из большого храма в Мединет-Хабу, 3 - Колонна с капителью в виде закрытого бутона лотоса из гробницы
 в Абусире, 4 - Колонна с капителью в форме раскрытого
 цветка папируса (Фивы), 5 - Капитель с волютами из храма
 на острове Филе, 6 - Капитель в форме перевернутого колокола (Карнак), 7 - Капитель с головой Хатор из храма
 на о. Филе, 8 - Колонна из храма на острове Филе с канителью в виде раскрытого цветка папируса

Следует отметить ряд прогрессивных элементов египетской архитектуры, имевших значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

1) большие ансамблевые композиции;

2) разработка проблемы монументальности;

3) сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;

4) перистильный двор (в храме и жилом доме);

5) базиликальный разрез (в храме м жилье);

6) ордерная система;

7) разработка системы пропорциональной закономерности;

8) развитие стенной поверхности как основного мотива сооружений, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновременным использованием в интерьере колоннад);

9) появление (в эпоху Среднего царства) небольших интимных храмов, близких к форме периптера, окруженных с трех сторон открытыми портиками;

10) синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.

 

Источники
  • Гинзбург М.Я. и др. Всеобщая история архитектуры. Том 1. 1944/1949
Опубликовано: 15 сентября 2014
Обновлено: 29 мая 2015
Просмотров: 3772

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

 Orphus