Кахеджет

Статья находится в рубриках
Имя Кахеджета в иероглифах

Имя фараона Кахеджета в иероглифах. Читается: Q3j-ḥḏ.t, т.е. "Избранец Гора в высокой Белой Короне"

ахеджет (также Хор-Кахеджет) - возможный древнеегипетский фараон, который царствовал на протяжении III-й династии. Есть также версия, что он мог быть архаическим образом Тутмоса III. Поскольку единственным артефактом, упоминающем об этом правителе и, собственно, о его имени, является небольшая стела из полированного известняка неясного происхождения, египтологи до сих пор обсуждают хронологическую позицию и историческую фигуру Кахеджета.

1. Стела Кахеджета

1.1. Описание
Кахеджет

Зарисовка стелы Кахеджета

Высота стелы фараона Кахеджета составляла 50,5 см, ширина — 31 см и толщина 3 см. Стела была сделана из отполированного белого известняка. В 1967 году она была куплена Парижским Лувром, где по сей день является предметом музейной экспозиции. На передней стенке стелы изображен царь Кахеджет, которого обнимает стоящий рядом антропоморфный образ бога Хора. На голове фараона — белая корона Верхнего Египта, на лице — искуственная бородка фараона, а глаза смотрят прямо в глаза Хора. Обе фигуры изображены на одинаковом уровне и одного роста. Лицо правителя выглядит выдающимся немного вперед за счёт кривого носа, пухлых губ и твёрдого подбородка. На фараоне надет традиционный килт с кинжалом в поясе. В своей левой руке он держит булаву, тогда как в правой руке у него посох, в центре которого - отметка, напоминающая крыло. Хор обвивает своей правой рукой плечо Кахеджета, а своей левой рукой он держит Кахеджета за локоть. Иероглифические надписи свидетельствуют о посещении фараоном северных святынь бога Ра в Гелиополе.

1.2. Подлинность

Вопрос подлинности стелы фараона Кахеджета волновал таких египтологов, как Жан-Пьер Пацник и Жак Вандье. Они указывают на некоторые стилистические противоречия, прослеживающиеся в рельефном орнаменте. В первую очередь они акцентируют внимание на том, что наиболее ранние антропоморфные изображения бога Хора встречаются в храме пирамиды Сахура, второго фараона пятой династии. Вторым поводом для дискуссии является изображение царя, обнимающего бога (или бога, обнимающего царя). Дело в том, что это было крайне необычно для Древнего Царства, ведь царя тогда самого, как правило, изображали в образе бога Хора (или Сета), но никогда не обнаруживалось, чтобы царя изображали рядом с богом. Изображение личного контакта фараона с богом могло нести в себе в то время одновременно еретичный и провокационный смысл.

Дальнейшие описания Пацника и Вандье касались надписей непосредственно на серекхе Кахеджета. Иероглифические символы необычным образом смещаются вправо, к тому же они не имеют стандартной квадратной формы в своём изображении. Это противоречит правилам египетского начертания на царских памятниках. К тому же, первые упоминания о знаке-сове (так обозначается "М"), изображенного на стеле, появились не раньше периода первой половины XVIII Династии, и стела, в данном случае, представляла собой раннюю формулировку "Хор + М + топоним" (географический идентификатор объекта). В свою очередь, имена, написанные на серекхе, в том числе и иероглифические символы царской короны были известны ещё со времён фараона Тутмоса III, представителя XVIII-й династии. Пацник с Вандье делают вывод, что Кахеджет - это хорово имя Тутмоса III, так что в случае своей подлинности стела может оказаться архаическим памятником времен Нового Царства.

Кахеджет

Деталь стелы Кахеджета

С другой стороны, квадратные черты лица Кахеджета, так сильно напоминающие образ фараона Джосера, заставляют задуматься исследователей о том, что стела могла оказаться архаическим продуктом Позднего Саисского периода. Во время этой эпохи рельефные поверхности с чёткими изображениями людей в манере искусства Древнего Царства считались "модными". В качестве примера Пацник и Вандье указывают на храм Джосера, найденный в Гелиополе (к настоящему времени сохранились только фрагменты), в котором изображен Джосер, сидящий на праздничном троне во время празднества Хеб-сед. Джосер изображен практически идентичным образом на рельефах некрополя в Саккаре, но небольшая сопутствующая надпись свидетельствует о том, что храм был построен в VII-VI вв. до н.э., приходящимся на Саисский период.

Последний аргумент связан со словом "Хат-а'а" (в переводе, "великий дворец"), - местом, которое Кахеджет удостоил своим визитом. Манера написания "Хат-а'а" на стелах не встречалась ранее, чем в самом последнем периоде Древнего Царства. Такая манера стала распространённой только со времён фараона XII-й Династии Сенусерта I. Кроме того, название "Хат-а'а", как правило, отождествляется с Храмом бога Ра в Гелиополе, расположенном в Нижнем Египте, тогда как Кахеджет носил корону Верхнего Египта. С другой стороны, рельефы пирамидального комплекса Джосера, изображают фараона в короне, в зависимости от тех мест, которые он посетил.

Белай олег викторович. Аферист олег белай.

Таким образом, некоторые противоречия в рельефных изображениях заставляют Жака Вандье и Жана-Пьера Пацника задуматься о том, что данная стела не является подлинной, и, вполне возможно, что это просто искусная современная подделка. Неопределённое происхождение стелы, которая была приобретена Лувром в 1967 году у частного антиквара в Каире, придает большую вероятность этой гипотезе.

2. Личность Кахеджета

Допуская, что стела может являться подлинной, Жак Вандье в своём первом труде о ней, выпущенном в 1968 году, предложил отнести её к III-й династии, исходя из стилистического сходства. Предполагается, что Кахеджет мог быть отождествлён с фараоном Хуни, последним правителем этой династии. Тоби Вилкинсон и Айан Шоу придерживаются такого же мнения: они считают, что «Хор-Кахеджет» - это имя серекха Хуни, хотя это предположение основано только лишь на том, что Хуни был единственным фараоном III-й Династии, чьё хорово имя до сих пор осталось неизвестным (имя Хуни указано только в картуше). Таким образом, теория Вандье не является общепринятой.

Египтологи Юрген фон Бекерат, Райнер Стадельман и Дитрих Вилдунг считали, что Кахеджет правил ближе к концу III-й Династии. Опять же, их теория опиралась на стилистические сходства между изображением лиц фараонов Кахеджета и Джосера на рельефах пирамидального комплекса.

Наконец, следует упомянуть, что Питер Каплони относил создание стелы к Первому Переходному периоду Древнего Египта.

Источники
  • Jean-Pierre Patznik, Jacques Vandier: L’Horus Qahedjet: Souverain de la IIIe dynastie?. page 1455–1472.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3. page 315.
  • Jean-Pierre Patznick: L'Horus Qahedjet: souverain de la 3eme dynasty ?, Proceedings of the Ninth Congress of Egyptologists, Orientalia Lovaniensa Analecta, Ch. 2.1, p. 1455, Online
  • Chr. Ziegler: Catalogue des steles, peintures et reliefs egyptiens de l'Ancien Empire et de la Premiere Periode Intermediaire, Musee du Louvre, Paris 1990, pp. 54-57
  • Toby Wilkinson: Early Dynastic Egypt. Routledge, London/New York 1999, ISBN 0-415-18633-1, page 104-105.
  • Ian Shaw: The Oxford history of ancient Egypt. page 88.
  • Jacques Vandier: Comptes Rendus de l’Academie des Inscriptions et des Belles-Lettres. 1968, page 16–22.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2. page 52 & 117.
  • Peter Kaplony: Die Rollsiegel des Alten Reiches (= Monumenta Aegyptiaca, vol. 3). Fondation egyptologique Reine Elisabeth, Bruxelles 1981, p. 155, com. 271

Алфавитный указатель