Искусство Древнего царства

Статья находится в рубриках
Пирамида Джосера

Пирамида Фараона Джосера. Зодчий Имхотеп

ериод Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.

Постепенно усиливается власть фараонов, которые почитаются теперь как живой бог. Обычным титулом для фараона стало "бог благой". С усилением культа обожествления царя получил дальнейшее развитие заупокойный культ.

В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. С этой целью выработались определённые архитектурные формы - пирамиды.

Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилась усыпальница фараона Джосера - первое крупное сооружение, целиком воздвигнутое из камня. Она выстроена в форме пирамиды, достигает в высоту 60 метров (20 этажей) и как бы состоит из семи поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб (мастаба на арабском значит "скамья", слово служит для обозначения таких могильных построек). Каменные блоки известняка, из которых сложена пирамида, уложены без связующего раствора: устойчивость им придаёт небольшая наклонность к центру пирамиды.

Вокруг пирамиды фараона были расположены молельни, заупокойные храмы, дворы, корридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё вместе представляло собой сложный, но гармоничный архитектурный ансамбль.

Колонны египетских храмов

Колонны египетских храмов. Реконструкция

При строительстве этого ансамбля впервые использованы полуколонны. Они служили смысловой декорацией и были выполнены в форме священных в Египте растений - папируса и лотоса: папирусообразные - с капителью в виде обобщённо переданной раскрытой метёлки папируса, лотосообразные - с капителью в виде стилизованного цветка лотоса. Были ещё так называемые протодорические полуколонны, которые представляли собой переданную в камне связку стеблей тростника.

Пирамида Джосера - первая в целом ряду усыпальниц, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды.

Египетская пирамида - самое монументальное создание архитектуры вообще. В Египте монументальность стала художественным принципом, основной чертой его стиля. Сущность монументального состоит в простоте форм, не требующих для понимания тонкой восприимчивости, захватывающих с первого взгляда и говорящих своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры.

Подтверждением тому могут служить пирамиды фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческом варианте имён). Эти пирамиды знаменуют золотой век египетского зодчества. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях "золотого сечения". При ослепительном солнце падающие резкие и чёткие тени ещё больше подчёркивают рациональную ясность этих сооружений

Простоту форм Больших пирамид постепенно сменяют всё более богатые формы и изысканные материалы. Эта тенденция проявляется в пирамидах и поминальных храмах V династии. Выработанные каноны сохраняются, но богаче и разнообразнее становится отделка, более тонко разрабатываются архитектурные детали, стены украшаются рельефами и росписями, прославляющими мощь обожествляемого фараона.

Перекрытия залов и галерей теперь поддерживаются колоннами в виде связки лотосовых и папирусных бутонов или круглые с капителями в виде пальмовых листьев, цветка лотоса, водяной лилии или папируса. Такие колонны стали позднее наиболее характерными для египетской храмовой архитектуры. Статуи стоят в нишах молелен. Они подчинены архитектурной конструкции сооружения, господству правильных геометрических форм, как бы извне сковывающих композицию и фигуры, что было характерным для всех видов изобразительного искусства периода Древнего царства.

Триада фараона Микерина

Триада фараона Микерина: богиня Хатор, Микерин и богиня-покровительница нома Диосполис Парва

Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперёд, руки опущены вдоль тела или же одна опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. У сидящих фигур также фронтальная постановка, тоже близко сдвинуты или сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях.

Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.

В скульптурах фараонов и вельмож художники добивались портретного сходства. При этом в древнеегипетской скульптуре чётко просматриваются две манеры изображения: точная передача индивидуальных черт, полный реализм в изображении с одной стороны и некоторая идеализация модели, выражавшая тип фараона - властелина, отрешённого от повседневной жизни и живущего в веках, с другой.

В отличие от фараонов и вельмож рабы и рабыни изображались в более естественных позах. Вместе с фараоном погребались статуи слуг - "ушебти", способные силой магических формул в новом бытии своего господина выполнять ту же работу, которую совершают оригиналы изображений при жизни. Чем правдоподобнее изображение, тем больше вероятности, что оно заменит живого и способного трудиться раба.

Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. В них нет полутонов, красочных нюансов, как и в самом пейзаже Египта. Они имели двоякое назначение: отвечать сути заупокойного культа и одновременно служить выразительным декоративным элементом архитектуры.

Иероглифы

В период Древнего царства появляются первые иероглифические изображения

Так как загробный мир в представлении древних египтян являлся полным подобием и продолжением реальной действительности, на стенах гробниц и поминальных храмов показывалась жизнь умершего, которая последовательно развёртывалась по поясам, повествовательно, с повторами, подчиняясь при этом строгим правилам изображения (чёткие геометрические формы и ясные силуэты) и архитектуре.

В рельефах и росписях больше, чем где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. Принцип фризового развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно декоративные композиции. Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. Такое впечатление усиливается и характером росписи - заполнением всех изображений ровным слоем красок, издалека сливающуюся в единую красочную плоскость, которая при приближении распадается на отдельные картинки, отражающие сцены из жизни.

Алфавитный указатель