Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Эхнатон (Аменхотеп IV)

Статья находится в рубриках
3
+2
1
Эхнатон

Статуя фараона Эхнатона в стиле ранней Амарны. Каирский музей

хнатон (также Ахенатен, Ахенатон, Ихнатон и Хуэнатон; в переводе с древнеегипетского означает "Угодный Атону") - древнеегипетский фараон из XVIII-й Династии, который управлял государством в течение 17 лет и умер, вероятно, в 1336 или 1334 году до н.э. Вплоть до 5-го года своего правления был известен под именем "Аменхотеп IV" ("Амон доволен"). Прежде всего известен благодаря своему отказу от традиционного египетского многобожия и внедрения в качестве государственного культа поклонения солнечному диску Атону, который иногда относят к ранним проявлениям монотеизма или генотеизма. Ранние надписи, сохранившиеся со времен этого фараона, уподобляют Атона к солнцу, а более поздние избегают называть его "богом", давая понять, что это солнечное божество имеет статус выше обычных египетских богов.

Эхнатон пытался добиться отхода от традиционной египетской религии, однако, в конце-концов, потерпел поражение в этом противостоянии. После его смерти традиционная религиозная практика была постепенно восстановлена, и, когда спустя около десяти лет правители без однозначных прав наследования от XVIII-й Династии основали новую XIX-ю Династию, они дискредитировали Эхнатона и его ближайших преемников и выставили его в архивной документации как "врага государства".

Имя Эхнатона было практически утеряно для истории вплоть до открытия в XIX веке на месте современной Амарны останков Ахетатона - древнего города, который был специально построен фараоном в честь Атона. Первые раскопки в Амарне, проводимые Флиндерсом Петри, вызвали интерес к загадочной личности фараона, гробница которого была обнаружена в 1907 году британским египтологом Эдвардом Айртоном. Тщательное изучение Эхнатона и его окружения было возобновлено после открытия гробницы Тутанхамона в Долине Царей, возле Луксора, который являлся его родным сыном, как было доказано проведенным в 2010 году сравнением их ДНК. Мумия фараона была обнаружена в 1907 году в гробнице KV55, однако в настоящее время идентификация ее, как Эхнатона, поставлена под сомнение некоторыми исследователями.

Современный интерес к личностям Эхнатона и его жены, царицы Нефертити, частично происходит от его связей с Тутанхамоном, а отчасти из-за развития уникальных стилей в древнеегипетском изобразительном искусстве, которому фараон всячески покровительствовал.

1. Имя фараона

Эхнатон

Бронзовая пластина с именем Аменхотепа IV, прежде чем он сменил свое имя на 'Эхнатон'. Британский музей

Эхнатон вступил на царский престол с тем же именем, данном ему при рождении, что и у его отца: "Imn htp", звучавшее примерно как "Амен-хотеп", что в переводе с древнеегипетского языка означает "Амон доволен" или "Воля Амона" (полное имя "Нефер-хеперу-Ра Амон-хотеп", то есть "Прекрасный образ Ра, Воля Амона").

В результате проведенной религиозной реформы, после четырех или пяти лет царствования, фараон сменил свое имя с "Амон-хотеп" на "Ах-эн-Атон" (или "Атон-ах-эн", транскрипция: "Jtn-3ḫ-n"; сокращенный вариант: "Атон-ах", "Jtn-3ḫ"; общепринятая транскрипция: "3ḫ-n-Jtn", что переводится, как "Угодный Атону" или "Полезный для Атона"); наиболее вероятное произношение этого имени звучит как "Эхнатон". Присутствующая неточность в окончательном варианте произношения царского имени, согласно исследованиям ученых, происходит из-за того, что в позднеегипетском языке не существует правильного произношения из-за отсутствия символов, обозначающих гласные звуки.

Царская титулатура фараона Эхнатона из разных древнеегипетских источников

Личное имя (1-4 гг.пр.)

Аменхотеп Нечер-хека-Уасет - Jmn ḥtp[.w] - «Аменхотеп, бог и властитель Фив»

Личное имя (после 4 г.пр.)

Ахенатон - ȝḫ n ỉtn - «Живой образ Атона»

Тронное имя (1-17 гг.пр.)

Неферхеперура-Уаэнра - Nfr-ḫpr.w-Rˁ-wˁ-n[.j]-Rˁ - «Прекрасен явлениями Ра, единственный Ра»

Хорово имя (1-4 гг.пр.)

Канахт-ка-Шути - K3-nḫt-q3-šwtj' - «Мощный бык, с двумя высокими перьями»

Хорово имя (после 4 г.пр.)

Канахт-Мериатон - Mrj-Jtn - «Мощный бык, любимец Атона»

Небти-имя (1-4 гг.пр.)

Уэрнесутем-Ипетсут - Wr-nsyt-m-Jpt-swt - «Велик царской властью в Ипет-Исут»

Небти-имя (после 4 г.пр.)

Уэрнесутем-Ахетатон - Wr-nsyt-m-3ḫt-Jtn - «Велик царской властью в Ахетатоне»

Золотое имя (1-4 гг.пр.)

Уетжес-хау-Иуну-Шемаи - Wṯs-ḫˁw-m-Jwnw-šmˁ - «Тот, который явился в большой короне в Южном Иуну»

Золотое имя (после 4 г.пр.)

Уетжесренен-Атон - Wts-rn-n-Jtn - «Возвышающий имя Атона»

2. Семейные отношения

2.1. Родители
Аменхотеп III

Родители Эхнатона: фараон Аменхотеп III и царица Тийя, между ними статуя принцессы Хенуттанеб. Каирский музей

Эхнатон являлся сыном фараона Аменхотепа III и "Великой Царицы" Тийи. Эта информация была обнаружена в практически нетронутой древними грабителями гробнице родителей Тийи, знатных египтян Юйи и Туйи, которые происходили родом из города Ахмима. После смерти Аменхотепа III вдовствующая царица Тийя стала свидетельницей восхождения на престол своего сына Эхнатона и последствий проводимой им внутренней политики: процесса смены старого порядка, основанного вокруг культа Амона, и последующего создания новой столицы государства - города Ахетатона. Историки предполагают, что здесь Эхнатон приказал построить дворец для своей матери, где она проводила последние годы своей жизни. Изначально царица Тийя была погребена неподалеку от этого места, в гробнице ТА28, однако уже через несколько лет, во времена правления ее внука Тутанхамона, после того, как население Ахетатона начало стремительно уменьшаться, останки царицы были перенесены в фиванскую Долину Царей в гробницу KV55, где они и были впоследствии обнаружены археологами.

2.2. Братья

У Эхнатона были старший брат и пять сестер (Ситамон, Хенуттанеб, Исет, Бакетатон и Небетах), а также несколько сводных братьев - сыновей фараона от второстепенных жен. Его брать Тутмос, который являлся первенцем в семье и, соответственно, наследным принцем, согласно археологическим находкам, занимал различные официальные должности, в том числе, выступал в роли верховного жреца бога Птаха в Мемфисе. Изначально именно он рассматривался Аменхотепом III в качестве законного преемника на царский престол. Однако царевич Тутмос умер прежде, чем власть фараона перешла к нему. Упоминания о нем исчезают примерно на 30-м году правления его отца, во время празднования "хеб-седа"; поэтому многие исследователи утверждают, что его смерть наступила приблизительно в этот период царствования Аменхотепа III.

2.3. Браки
Эхнатон

Рельеф, представляющий молодого фараона Аменхотепа IV, прежде чем он сменил свое имя на 'Эхнатон'. Новый музей в Берлине

Положение "Великой Царицы" ("Та-хемет-несу") занимала Нефертити, которая была наделена прекрасной внешностью и большим талантом руководителя. Во времена ее царствования личность "Великой Царицы" достигла небывалых ранее высот, о чем свидетельствует тот факт, что ее имя помещалось в царский картуш рядом с именем ее мужа, фараона Эхнатона, что являлось необычным для древних государств того периода. Одна из теорий даже утверждает, что Нефертити стала соправителем своего мужа, приняв имя "Нефернеферуатон". Ее родителями были Эйе и его первая жена, которая, как предполагают, умерла, когда девочка находилась еще в юном возрасте. Эйе занимал должность влиятельного чиновника при царском дворе, и его роль особенно усилилась в последние годы существования XVIII-й Династии. Впоследствии, он женился во второй раз, в результате чего появилась вторая дочь по имени Мутнеджмет. Эта младшая сестра Нефертити позднее стала супругой фараона Хоремхеба (не принадлежавшего напрямую к представителям XVIII-й Династии), который женился на ней для того, чтобы узаконить собственное восхождение на царский престол.

Эхнатон

Нефертити. Новый музей в Берлине

Нефертити сопровождала фараона во всех государственных делах, предпринимаемых им. Это можно наблюдать не только в записях и памятниках, посвященных новому религиозному культу божества Атона, но и в других мероприятиях, таких как похороны или приемы иностранных послов; также ее имя упоминается на памятной стеле в честь основания новой столицы Ахетатона. Поскольку она не смогла родить наследника мужского пола, ее дочери должны были выходить замуж за потенциальных мужчин-претендентов, чтобы наделить их законной властью, являлись ли те представителями царской семьи (как это было, скорее всего, в случае с Тутанхамоном) или простыми придворными (Эйе). По всей видимости Нефертити умерла раньше своего мужа, поскольку Эхнатон присвоил одной из своих дочерей титул "Великой Царицы", чтобы она смогла выполнять необходимые царские ритуалы, требовавшие женского присуствия.

У Эхнатона также была вторая супруга по имени Кийя, именумая "любимой женой". Ранее считалось, что брак с ней, вероятно, был легкой возможностью для царя получить наследника мужского пола, с которым отождествляли принца Тутанхатона, или будущего Тутанхамона. Однако анализ ДНК последнего подтвердил, что мальчик являлся сыном фараона и одной из его сестер.

Как обычное явления для царей XVIII-й Династии, Эхнатон унаследовал от своего отца Аменхотепа III "царский гарем" ("Пер-Хенерет"), в состав которого входила митаннийская принцесса Тадухепа, попавшая сюда в результате дипломатического соглашения, которое было заключено в целях дальнейшего укрепления дружественных связей между Египтом и Митанни во времена правления Аменхотепа III. Другими изветными чужеземными женами Эхнатона были дочь царя Сатийя, правителя Энисаси (древнего города-государства в Ливане), и дочь Бурна-Буриаша II, правителя Вавилона.

2.4. Дети
Эхнатон

Фараон Эхнатон вместе со своей семьей поклоняются солнечному диску Атону. Рельеф из Амарны

Ниже приводится список детей фараона Эхнатона (как известных, так и теоритических) с предполагаемыми датами их рождения:

  • сын Сменхкара (?) - 35-й или 36-й годы правления Аменхотепа III;
  • дочь Меритатон - 1-й год правления Эхнатона (здесь и далее);
  • дочь Мекетатон - 3-й год или, возможно, немного раньше;
  • дочь Анхесенпаатон, позднее жена Тутанхамона - 4-й год;
  • дочь Нефернеферуатон-ташерит - 8-й год;
  • дочь Нефернеферура - 9-й год;
  • дочь Сетепенра - 9-й год;
  • сын Тутанхатон, позднее сменивший имя на "Тутанхамон" - 8-й или 9-й год правления Эхнатона.

Некоторыми учеными было высказано предположение, что Эхнатон мог жениться на некоторых из своих дочерей, чтобы попытаться родить наследника мужского пола, однако данная теория является довольно спорной в настоящее время. Тем не менее, как и в случае с его отцом Аменхотепом III, по крайней мере, одна из его дочерей носила титул "Великой Царицы". Данный факт показывает не столько то, что принцесса занимала роль привычной супруги фараона, как то, что такое ее положение было связано с проведением определенных религиозных церемоний.

Меритатон указывается, как "Великая Царица" и супруга Сменхкара, в надписях на стенах гробницы Мерира II в Ахетатоне. С таким же титулом она отображается рядом с именем Эхнатона и Нефернеферуатон на коробке из гробницы Тутанхамона. В письмах Эхнатона, адресованных иностранным правителям, фараон называет Меритатон "хозяйкой царского дома".

Мекетатон была второй дочерью Эхнатона. Ее смерть, случившаяся во время родов, записывается в нескольких царских гробницах Амарны, датированных 13-м или 14-м годами правления фараона. Поскольку нигде не упоминается имя ее мужа, то было высказано предположение, что роль отца могла принадлежать самому Эхнатону. Надписи, где указывается родословная неродившегося ребенка, сильно повреждены, чтобы окончательно прояснить данную ситуацию.

На различных памятниках, посвященных второй жене фараона, Кийе, позднее были вписаны имена двух дочерей Эхнатона в измененном виде, как "Меритатон-ташерит" (т.е. "ребенок") и "Анхесенпаатон-ташерит". Некоторые ученые считают, что данный факт может указывать на то, что у Эхнатона были внуки, и, по всей видимости, их отцом был он сам. Другие исследователи предполагают, что, поскольку имена этих детей больше нигде не указываются, то, скорее всего, они были просто выдуманы, чтобы заполнить места в тексте, изначально отведенные для имен возможных детей Кийи.

2.5. Другие члены семьи
Эхнатон

Этот рельеф изображает Эхнатона и Нефертити в конце их царствования. Ок. 1352-1336 гг. до н.э. Бруклинский музей

По поводу следующих двух членов семейства Эхнатона некоторыми исследователями были высказаны интересные гипотезы, хотя и не поддерживаемые в широких научных кругах.

  • Сменхкара - преемник и/или соправитель Эхнатона в последние годы его царствания. Скорее всего Сменхкара являлся его родным братом или сыном. Некоторые ученые даже пржеположили, что имя "Сменхкара" на самом деле могло принадлежать одной из главных жен Эхнатона - Нефертити или Кийе.
  • Тийя, мать Эхнатона - через 12 лет после смерти Аменхотепа III она продолжает фигурировать в официальных надписях как "царица и возлюбленная" египетского правителя. Тем не менее, такие титулы для царской матери широко применялись и ранее, однако немногочисленные сторонники довольно спорной теории (в частности, Иммануил Великовский) считают, что Эхнатон был исторической моделью для царя Эдипа из греческих Фив, а Тийя являлась прообразом для его матери/жены Иокасты.
2.6. Семейные изображения фараона

Стиль искусства, которое процветало в течение непродолжительного правления Эхнатона и его преемников, заметно отличается от других видов древнеегипетского искусства. В некоторых случаях, представление окружающих объектов делалось более натуралистично, особенно это касается изображений животных, растений и простолюдинов, и в каком-то смысле передавалось на изображенные действия и движения как обычных граждан, так и царских персон. Тем не менее, изображения придворных и, в частности, членов царской семьи, выглядят очень стилизированными, с удлиненными головами, явно выступающими животами, тяжелыми бедрами, тонкими руками и ногами и преувеличенными чертами лица. Значительное место (и единственный раз в истории древнеегипетского искусства) занимают сцены, где семья Эхнатона показана в различных обыденных ситуациях, а сам фараон часто представляется активным участником семейной деятельности (в отличие от традиционного искусства, где "божественная" природа фараона выражалась в умиротворении и неподвижности).

Эхнатон

Эхнатон, Нефертити и их дети. Египетский музей в Берлине

Одним из множества открытых вопросов об искусстве периода правления Эхнатона является вопрос о том, была ли красота его жены Нефертити реальной или же ее портреты специально идеализировали. Царица часто появляется в сценах как в одиночку, так и в обществе фараона (или со своими дочерьми), так же исполняющая некоторые действия. Как можно предположить из подобных изображений, такое необычное для царской супруги состояние ей нравилось. Ее ранние художественные образы, как правило, были практически неотличимы от ее мужа, за исключением царских атрибутов, однако вскоре, после переезда в новую столицу, Нефертити начинает изображаться с особенностями, присущими только ей.

Среди современных египтологов активно обсуждается и другой вопрос: почему сам Эхнатон на своих портретах представлен в причудливом и необычном безполом образе? Для его решения были выдвинуты различные гипотезы о религиозных причинах, к примеру, о том, что таким образом изображения фараона должны были проявлять сущность Атона, который в текстах из амарнских гробниц называется "матерью и отцом" всего, что есть. Или, как было предложено, портреты Эхнатона (и его семьи) должны были преувеличивать его отличительные физические особенности. До тех пор, пока мумия Эхнатона окончательно не идентифицирована, подобные теории остаются спекулятивными. Некоторые ученые предполагают, что мумия №61074, обнаруженная в незаконченной гробнице KV55 в Долине Царей, принадлежит Эхнатону. Если это так, или если эта мумия, согласно другой гипотезе, принадлежит ближайшему родственнику Эхнатона, фараону Сменхкара, то тогда оправдывается теория о преувеличении фактической внешности Эхнатона на его изображениях. Хотя "мумия" состоит только из рачлененных костей, ее череп имеет удлиненную форму и характерный выступающий подбородок, а конечности являются длинными и худыми. В 2007 году Захи Хавасс совместно с другими учеными провел томографическое исследование мумии №61074. Они пришли к выводу, что вытянутый череп, скулы, форма челюстей и расположение зубов мудрости позволяют предположить, что эта мумия принадлежала отцу Тутанхамона, т.е., соответственно, Эхнатону.

3. Начало правления

3.1. Исторический контекст

Время правления XVIII-й Династии является исключительно важным периодом в истории Древнего Египта. Освободившись от гнета гиксосских завоевателей, земля фараонов превратилась в мировую военную державу, территории которой простирались далеко на юг - в соседнюю Нубию, где находились многочисленные золотые шахты наряду с другими природными богатствами в виде слоновой кости, шкур животных и редких видов древесины, - и на север - в Сирию и Ханаан, Газу и Финикию, с которыми у Египта процветала торговля тканями, деревом и различными минералами.

В результате страна Кемет (Египет) превратилась в процветающее государство, и фараоны посвящали немалую часть своих богатств на строительство грандиозных архитектурных проектов. Многие ученые считают, что во времена правления Аменхотепа III, отца Эхнатона, Древний Египет достиг пика своего процветания с экономической точки зрения. Таким образом, Эхнатону досталось в наследство государство, которое находилось в превосходном экономическом положении, с высоко развитой финансовой системой и налаженными международными связями, что фараон сумел использовать для достижения собственных политических целей.

3.2. Соправление с Аменхотепом III
Эхнатон

Малая статуя фараона Эхнатона с египетской Синей короной войны. Каирский музей

Существует множество споров вокруг того, взошел ли фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) на царский престол после смерти своего отца Аменхотепа III, или же он управлял государством совместно с ним в последние годы его жизни (период, которых может достигать 12 лет, согласно мнению некоторых египтологов). В современной египтологической литературе таких авторов как Эрика Клайна, Николаса Ривза, Питера Дормана и других ученых какое-либо совместное правление между этими двумя фараонами категорически оспаривается, или, по крайней мере, предполагается весьма непродолжительное соправление (периодом до двух лет). Другие исследователи, такие как Дональд Редфорд, Уильям Марнейн, Алан Гардинер и, в последнее время, Лоуренс Берман, выступают за совместное правления между Эхнатоном и Аменхотепом III в любом его проявлении.

В феврале 2014 года Египетская Служба Древностей официально объявила, что располагает убедительными доказательствами, говорящими в пользу того, что Эхнатон делил власть вместе со своим отцом, по крайней мере, на протяжении 8 лет. Этому поспособствовали новейшие открытия, сделанные комендой испанских археологов в луксорской гробнице визиря Аменхотепа-Хуи.

Считается, что изначально царская резиденция находилась в Фивах, где в первые годы своего правления молодой Эхнатон всячески способствовал строительству и расширению храмовой архитектуры.

3.3. Восхождение на трон и продолжительность правления

Аменхотеп IV взошел на престол около 1353 года до н.э. и взял в качестве тронного имени титул "Неферхеперура-Уаэнра" ("nfr ḫpru rˁ uˁ n rˁ", т.е. "Прекрасный образ Ра, Единственный для Ра").

Археологические находки, относимые к этому периоду египетской истории, свидетельствуют о том, что царствование Эхнатона длилось в течение 17 лет. После 17-го года правления упоминания о нем исчезают из фрагментов домашней утвари, останков керамики и любых других бытовых предметов, которые могли бы поведать имя правящего фараона.

Существуют некоторые вопросы, поднятые египтологами и историками, относительно того, включает ли указанная продолжительность правления в себя период соправления. И хотя некоторые ученые считают, что в течение 17 лет Эхнатон правил самостоятельно, основная масса исследователей склоняется к тому, что эта цифра включала в себя со-регенство с Аменхотепом III.

3.4. Первые годы правления
Эхнатон

Скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити на девятом году их царствования. Лувр, Паирж, эксп. №E15593.

Историки предполагают, что длительность начального периода царствования Эхнатона не превышала пяти лет. В этот период важную роль приобретает фигура Нефертити, как "Великой Царицы" и жены фараона, от брака с которой родились, по крайней мере, две дочери. Во время этой стадии правления какого-либо разрыва с установленным порядком еще не наблюдалось, однако постепенно начинали проявляться некоторые изменения, оказывающие влияние на развитие культа Атона, который был известен в Египте еще со времен XII-й династии. Отец Эхнатона, Аменхотеп III, провел несколько юбилейных празднеств "хеб-сед", основной функцией которых было "восстановление" сил фараона, в Малкате, неподалеку от Фив, где располагалась царская резиденция, именуемая "Дворцом Сияния Атона", что говорит о проявлении повышенного интереса к культу Атона. Аменхотеп III относил Атона к наиболее почитаемым солнечным божествам, о чем свидетельствует его переписка с правителями Митанни и Хеттского царства, где солнце также выступало в качестве основного божества.

В начале своего царствования Эхнатон способствовал проведению многочисленных строительных работ в районах Фив, которые застраивались новыми культовыми постройками. Благодаря этому были введены некоторые инновации в технологиях строительства. В частности, при возведении зданий больше не использовались крупные каменные блоки, а их место заняли небольшие известняковые кипричи, называемые "талата", которые более легко транспортировались и укладывались на место. Эти блоки были обнаружены в качестве наполнения в пилонах храма Амона в Карнаке, построенных при последующих правителях.

Некоторые строительные проекты, осуществляемые в этот период, посвящались Атону, символом которого выступал "солнечный диск". Из-за того, что в более поздние периоды древнеегипетской хронологии, в особенности, при XIX-й Династии, упоминания о "царе-еретике" подвергались всяческим гонениям и преследованиям, в настоящее время обнаружены весьма скудные останки подобных построек, в основном, принадлежащие к самым ранним этапам строительных работ.

Наиболее важным периодом в развитии архитектуры и художественных искусств при фараоне Эхнатоне является так называемый "Амарнский период", который продолжался на протяжении последующих 12-ти лет.

4. Важные чиновники при Эхнатоне

Эхнатон

Блоки 'талата' из храма Атона в Карнаке, построенного в начале царствования Эхнатона. Использование при строительстве этих небольших известняковых блоков оказалось инновацией в период Амарны.

Память о различных придворных Эхнатона сохранилась в рельефных изображениях и надписях в гробницах Амарны, а точнее - в группе захоронений, принадлежащих к северной части некрополя. Здесь погребены многие современники фараона-мятежника, принадлежащие к разным социальным слоям: от мелких чиновников, которые поддерживали царя в его религиозной "мании", до группы важных придворных сановников, безоговорочно служивших Эхнатону и его вероисповеданию. С помощью тщательных исторических исследований удалось выяснить имена и подробности из жизни наиболее важных должностных лиц того времени:

Хуйя. Управляющий "Дома Хенерет" (царского гарема), начальник "царской сокровищницы" и главный дворецкий при царской матери Тийе. Очевидно, что Хуйя являлся должностным лицом, перешедшим в администрацию Эхнатона от его отца, Аменхотепа III, и продолжал служить царице Тийе, которая переехала вслед за своим сыном в новую столицу Ахетатон. Могила этого чиновника обозначена как №1 в северной части городского некрополя.

Мерира II. Царский писарь, дворецкий и управляющий "Двумя Сокровищницами". Заведующий "Домом Хенерет" при царице Нефертити. Его гробница обозначается №2 в северной части городского некрополя.

Ахмес. Царский писарь и дворецкий в царской резиденции Ахетатона. Его гробница также расположена в северной части некрополя и обозначена №3.

Мерира. Верховный жрец Атона в Ахетатоне, "Несущий с правой стороны от Царя". Его гробница имеет номер 4.

Пенту. Царский писарь, Главный служитель в святилище Атона в Ахетатоне, Главный врачеватель. Гробница №5.

Панехеси. Главный служитель Атона в его храме в Ахетатоне. Гробница №6 в северной части некрополя.

Туту. Знатный вельможа, Главный служитель в храме Атона в Ахетатоне. Руководитель всех работ "Его Величества", "Заведующий серебром и золотом от имени Властителя Двух Земель". Его гробница имеет №8 и располагается в южной части некрополя Амарны.

Маху. Начальник городской стражи Ахетатона. Был ответственен за защиту и безопасность фараона. Также являлся личным охранником Эхнатона во время его передвижения по Ахетатону. Гробница №9 в южной части городского некрополя.

Рамоса. Царский писарь, "Командующий армией Властителя Двух Земель", Дворецкий при Аменхотепе III. Еще один из тех чиновников, которые перешли к Эхнатону от его отца и последовали за ним в новый город Ахетатон. Его гробница №11, которая располагается в южной части городского некрополя, свидетельствует, что он был уже в довольно преклонном возрасте, когда совершил переезд в новую столицу Египта.

Майя. Царский писарь, Начальник над писцами-новобранцами, Управляющий царской резиденцией Эхнатона в Гелиополе, Заведующий пастбищами крупного рогатого скота бога Ра в Гелиополе, Руководитель всех царских работ, военачальник Властителя Двух Земель. Этот важный придворный происходил из города Гелиополя - центра культа Солнца в Древнем Египте. Его известность среди чиновников Амарны предполагает, что фараон Эхнатон имел верных людей среди последователей древнего бога Ра.

Эйе. "Отец бога", Заведующий конюшнями Его Величества и Царский казначей. Считается, что титул "Отец бога" был большой честью и свидетельствовал о крайней близости к фараону. Эйе приходился отцом для "Той, которая дает наследников", т.е. для царицы Нефертити, и был дедом для принцесс Меритатон и Анхесенпаатон. Спустя несколько лет, последнюю он взял в жены в качестве "Великой Царицы" с тем, чтобы узаконить собственное восхождение на царский престол после смерти законного наследника мужского пола, молодого фараона Тутанхамона. Этот человек был очевидцем прихода к власти Аменхотепа IV (Эхнатона), возвышения и апофеоза культа Атона, смертей Эхнатона, своей дочери Нефертити и своих внучек Мекетатон и Мериатон; плюс к этому Эйе застал возвращение к почитанию культа Амона при Тутанхамоне. И, наконец, он сам стал фараоном. В группе гробниц Амарны, расположившихся в южной части некрополя, гробница Эйе определена под номером 25. Следует отметить, что текст славноизвестного "Гимна Атону" начертан на стенах этой гробницы, которая, впрочем, так и не была использована по предназначению: после своего восхождения на престол и возвращения к традиционным культам фараон Эйе был погребен в Фивах, как и его предшественник Тутанхамон.

Бек. Этот человек известен не по своей гробнице, а по останкам скульптурной мастерской, которая находилась в Ахетатоне. Он был сыном главного царского скульптора и занимал должность придворного скульптора и архитектора. Именно в его мастерской, среди бесчисленных останков недоделанных скульптурных портретов царской семьи, был обнаружен знаменитый бюст царицы Нефертити.

5. Амарнская революция

5.1. Исторические предпосылки
Эхнатон

Эхнатон в образе сфинкса перед солнечным диском Атоном. Музей Кестнера в Ганновере, Германия

С самого начала правления первых фараонов, древнеегипетская религия была адаптирована к различным историческим факторам, которые оказывали социальное и культурное влияние на духовную жизнь древних египтян. На протяжении существования различных египетских династий центры власти несколько раз претерпевали глобальные изменения и сдвиги, в результате чего наблюдались изменения в религиозных обрядах и египетском пантеоне. Также это вносило свою лепту в перераспределение материальных ресурсов (земли, скота, рабов и т.д.) среди богов и, соответственно, их храмов и жречества.

Примерно с 2400 года до н.э. египтяне начали поклоняться Ра-Хорахти - богу с головой сокола, увенчанной солнечным диском и священным "уреем", со скипетром "уас" и символом "анх" в руках. Он был богом-покровителем фараонов, которые считались его детьми и представителями на земле. Однако такая ситуация начала меняться в конце правления XVII-й Династии, когда фиванские цари начали стремительно расширять границы своего владычества, освобождая египетские территории от влияния иноземных правителей-гиксосов. Таким образом было осуществлено объединение Верхнего и Нижнего Египта под единой короной и предводительством фиванских фараонов, а духовным покровителем нового государства стал считаться фиванский бог Амон, религиозный центр которого находился в Карнаке. Вследствие этого, культ Амона (и, следовательно, его жречество) занял одно из самых значимых мест в египетском пантеоне и стал считаться культом "Бога-победителя". С изгнанием гиксосов военные кампании египтян не закончились, а только получили существенный импульс: расширение границ Египетской державы продолжалось и были завоеваны значительные территории Нубии и Ханаана, что послужило началом эпохи Нового Царства.

Фараоны XVIII-й Династии, с Амоном во главе, превратили Египет в могущественную и процветающую империю. С каждым новым завоеванием благодарность богу Амону со стороны правителей выливалась в виде строительства новых храмов и расширения старых (как, например, в Карнаке), а также предоставления новых экономических льгот его священнослужителям: культ и жречество Амона начали пользоваться доселе невиданными преимуществами, накапливая в своих руках огромные богатства и власть.

Во времена правления Аменхотепа III и Тутмоса IV традиционные тенденции постепенно восстанавливаются: культ Амона был объединен с культом бога Ра, и вновь был введен культ Атона, хотя и в качестве второстепенного божества. Атон вместе с Шу и Тефнут составляли божественную триаду, и его культ служил своеобразным символом возвращения к базовым традициям египетского пантеона. Поначалу жречество предприняло попытки заменить культы этих богов на другие родственные культы, однако фараон настоял на том, чтобы были возвращены именно культы этих трех богов.

Эхнатон

Стела, на которой указаны некоторые титулы фараона Эхнатона и имя бога Атона, обрамленные в картуши. Была обнаружена в Большом храме Атона в Ахетатоне. Египетский музей в Турине

С приходом к власти фараона Эхнатона религиозная реформа начала получать более радикальный оттенок, который выражался в повышении значимости бога Атона над другими божествами и вытеснении культа Амона. Как и его отец, фараон попытался замедлить и ограничить стремительный рост власти, которую с течением времени приобрели Верховный жрец и остальное духовенство Амона. Тем не менее, эти изменения не вносились явно в первые годы царствования Эхнатона. Само его личное имя "Аменхотеп", данное при рождении, несло в себе упоминание бога Амона, что может говорить о том, что, в принципе, две религии поначалу могли вполне свободно сосуществовать. По мнению историков, резкий переход от одного культа к другому произошел на пятом году правления фараона, когда Аменхотеп IV отказался от своего данного при рождении имени, прославляющего Амона, и принял новое имя "Эхнатон", вместе с тем изменив и другие свои титулы, такие как хорово, золотое и небти имена.

5.2. Смена имени

В 5-й год своего правления, 13-й день восьмого месяца, фараон прибыл на место строительства новой столицы - города Ахетатон (ныне известного как Амарна). За месяц до этого Аменхотеп IV официально сменил свое имя на "Эхнатон". Изменению подверглась также большая часть царской титулатуры. Неизменным осталось только тронное имя.

5.3. Причины

В виду отсутствия явных исторических записей, можно предположить, что к осуществлению своих революционных настроений Эхнатона побудило духовное, социальное, экономическое и политическое процветание Египта во времена XVIII-й Династии. Вероятно, из-за того, что любые внешние угрозы для государства оставались маловероятными, фараон решил еще более сплочить разные регионы страны, в которых почитались различные боги, введя культ единого бога и этим самым также ослабив влияние фиванского жречества. Таким образом, анализируя эти и другие подобные связи, многие ученые сошлись во мнении, что создание новой религии было обусловлено как политическими мотивами, так и духовными стремлениями монарха. В своей книге "Древний Египет: Анатомия цивилизации", изданной в 1996 году, английский египтолог Барри Кемп пишет:

"Останки, обнаруженные в заброшенном городе Ахетатоне (Амарне), свидетельствуют о четком намерении Эхнатона позиционировать себя между богом Атоном и простыми смертными без вмешательства каких-либо посредников, священнослужителей или прочего духовенства. Об усилении его реальной власти, уже не столько на духовном, как, в большей степени, на политическом уровне, красноречиво проявляется в различных находках, найденных в гробницах или святилищах".

5.4. Атон: солнечный диск
Эхнатон

Солнечный диск Атон

Атон изображался как огромный солнечный диск, из нижней половины которого вниз расходились лучи в виде многочисленных рук, часто держащих символ анх и принимающих пожертвования простых смертных, давая взамен свет и жизненную силу. Ни в скульптурных, ни в рельефных изображениях Атон никогда не изображался в антропоморфном виде, в отличие от других древнеегипетских богов.

Атон почитался в образе солнца и олицетворял источник в жизни на земле. Аменхотеп III выступил за возобновление культа Атона, а Эхнатон вовзел его к ранее невиданным высотам религиозного почитания, объявив Атона своим личным богом-покровителем и, следовательно, главным божеством для всех своих подданных. Кроме всего прочего, Эхнатон возвел новый храм в Карнаке, посвященный Атону, а также основал в его честь новую столицу государства - город Ахетатон.

5.5. Ахетатон: новый политический и религиозный центр страны

На полпути между Мемфисом и Фивами, двумя предыдущими крупнейшими столицами Египетской державы, фараон Эхнатон приказал построить новую столицу в пустыне - город Ахетатон (современная Амарна), посвященный богу Атону. По периметру нового поселения были установлены 15 пограничных стел, на которых указывалось, что данная территория предназначается для бога Атона. В новом городе возвели храмы с обширными дворами, поскольку считалось, что служения культу солнца должны проводиться на открытом воздухе. Колоссальные расходы на строительство новой столицы были покрыты за счет массовых конфискаций земель и доходов прежних храмовых комплексов, приостанавливая и отбирая привилегии у бывшего жречества и оставляя их без огромных богатств, которые накапливались с каждым годом. На пятый год своего царствования фараон Эхнатон вместе со своей семьей переехал в новый город, таким образом, полностью разорвав любые связи с прошлым.

6. Религиозные реформы

Эхнатон

План города Ахетатона

В результате этого, а также благодаря максимальной поддержке со стороны фараона, новая религия быстро достигла ранее невиданного государственного значения. Фараон был назначен единственным представителем Бога на земле, делая жреческую касту более ненужной. Между простым народом и божеством Атоном находились лишь египетский монарх и его семья. Флиндерс Петри и другие ранние египтологи увидели в этом признаки первой монотеистической религии, основной руководящий принцип которой ясно выражен словами выдающегося египтолога Сирила Олдреда, перефразировавшего цитату ил Корана: "Есть только один Бог, и фараон - пророк его".

Как Верховный жрец Атона, Эхнатон полностью отверг авторитет Верховного жреца Амона, который ранее имел титул "Верховного жреца всех богов" и обладал значительным политическим влиянием. На десятом году своего правления фараон приказал удалить имя бога Амона и его жены Мут из всех царских картушей своих предшественников, в том числе и своего отца.

Новая религия характеризовалась сильной абстрацкией и концептуализацией божества. Такой вывод можно сделать на основе того, что несмотря на то, что почитание солнечного божества представляло широкие возможности для различных праздничных мероприятий (к примеру, дни солнцестояния или равноденствия), сам Эхнатон не стремился их использовать в своей религиозной реформе. Кроме того, ориентация зданий в новой столице, посвященной Атону, в отличие от других древнееегипетских городов, не следовала солнечному перемещению или какому-либо другому космическому явлению, а исходила из топографии местности, где сооружались постройки. Все это приводит к выводу, что новая религия, развивавшаяся вокруг Атона, была основана на некой концептуальной абстракции в ущерб другим, более конкретным религиозным проявлениям. С течением времени это превратилось в большую проблему в системе верований древних египтян, поскольку они не могли постичь своих богов без наделенных им определенных образов или форм, как в случае с многочисленными антропоморфными египетскими божествами.

Революция, произведенная Эхнатоном, повлекла за собой полное удаление изображений человекоподобных богов из скульпур, рельефов, мебели и других предметов домашнего обихода, которые традиционно являлись основным источников иконографического египетского искусства. На замену этому центральное место в художественных изображениях теперь занимала царская семья: на алтарях храмов и там, где раньше, как правило, находились статуи почитаемых богов, теперь находились изваяния представителей царской семьи, иногда - только фараона и царицы, иногда - в окружении всех дочерей, но всегда - рядом с богом Атоном, солнечным диском, который представлялся дающим жизнь и защитником фараона и его окружения.

Одновременно с этим произошли радикальные изменения практически во всех видах религиозных обрядов. Древние храмы были закрыты, и на смену темным святилищам, куда имели доступ лишь посвященные, пришли открытые храмы, где за проведением божественных церемоний теперь мог наблюдать любой простолюдин. Все еще остаются нерешенными два вопроса относительно новой религии: являлся ли культ Атона индивидуальным или семейным и его связь с загробным культом.

6.1. Частные поклонения
Эхнатон

Планировка храма Атона в Ахетатоне. Фараон Эхнатон вместе со своей женой Нефертити и дочерьми делают подношения богу Атону на открытом воздухе. Зарисовка рельефа из гробницы Мерира в Ахетатоне

В религиозную практику Древнего Египта входило наделение смыслом духовных потребностей простых крестьян, ремесленников и прочих рядовых граждан государства. Большое количество сохранившихся скульптурных изображений, амулетов и текстов, относящихся к верованиям отдельных частных лиц, показывают, что религия играла огромное значение в повседневной жизни людей. Древнеегипетская культура наделила божествами каждый аспект человеческой жизни: зачатие, деторождение, брак, смерть и т.д. Таким образом, древний египтянин проживал свою жизнь в среде, обильной на различные обряды и религиозные церемонии: к примеру, к богу Мину нужно было обращаться, чтобы получить хороший урожай, к богу Осирису - для защиты своей души после смерти, и т.д.

По этой причине, в ходе археологических исследований, в простых жилищах Древнего Египта удается обнаружить небольшие алтари, священные статуи и т.п. Среди развалин древнего города Ахетатона были найдены следы многочисленных алтарей с изображениями божества Атона вместе с фараоном и царской семьей, которые заменили собой древних египетских богов, изгнанных из новой официальной религии. Исходя из подобных свидетельств, некоторые историки предполагают, что в какой-то момент Эхнатон заметил, что в новой религии образовался своеобразный вакуум из-за отсутствия удовлетворения определенных духовных потребностей своих подданных, и предпринял попытку заполнить его поклонениями царской семье, которая изображалась тесно связанной с Атоном. Тем не менее, реформировать таким образом частные поклонения оказалось довольно непростой задачей.

Так, многие ученые считают, что отказ и пренебрежение, которые постигли религию Эхнатона в кратчайшие сроки после его смерти, были связаны с тем, что египетский народ стремился вернуть обратно свои духовные потребности на индивидуальном и семейном уровнях. Другими словами, религия Эхнатона никогда не переставала быть религией только государственной власти, а на индивидуальном уровне обычный египтянин продолжал совершать поклонения традиционным египетским божествам.

На момент смерти фараона в забвение пришел не только культ Атона, но и культ Осириса, поскольку судьба умершего в загробном мире в значительной степени зависела от его лояльности к фараону при жизни, однако простой народ продолжал поклоняться старым богам и поддерживать связанные с ними традиции и суеверия. Даже в самом Ахетатоне были обнаружены статуи других богов, возведенные уже в последние годы существования столицы.

6.2. Связь с загробной жизнью
Эхнатон

Домашний алтарь для поклонения Атону и царской семье. Барельеф изображает семью Эхнатона под живительными лучами бога Атона. Каирский музей

Что касается культа загробной жизни в египетской религии, то главная роль в нем отводилась богу Осирису, эпическое восрешение которого стало эталонной моделью для погребальных обрядов египетских граждан. Этот культ оставался неизменным на протяжении всей истории Древнего Египта: от примитивных верований додинастического времени и вплоть до римского периода. За это время была создана сложнейшая практика по уходу за умершими, к которой можно отнести появление "Книги Амдуат", ритуал бальзамирования, архитектуру некрополей и т.д.

До сих пор неизвестным остается то, как Эхнатон, в роли религиозного реформатора, заменил или изменил культ загробной жизни в период своего правления. Несмотря на то, что среди руин Ахетатона были обнаружены многочисленные гробницы с настенными рельефами и росписями, ни в одной из них ни разу не был упомянут культ Осириса.

 

7. Политические реформы

Традиционно считалось, что Эхнатон полностью либо же частично оставил свои обязанности египетского монарха из-за своей крайней религиозности, вследствие чего былая мощь Египта пошла на спад (особенно во внешнеполитических отношениях). Однако, в ходе последних исследований, такой образ царя удалось развеять.

7.1. Внутренняя политика

Изменившаяся политическая модель значительно укрепила царскую власть. Свидетельства, обнаруженные при раскопках городов фивы и Ахетатон, показали, что превосходство фараона над остальными правящими классами было очевидным на тот момент. Ни представители жречества, ни другие госслужащие, являвшиеся основными составляющими государственного аппарата (различные наместники, "чати", казначеи и т.д.) практически никак не выделялись на фоне египетского монарха, пожалуй, за редкими исключениями в таких случаях, как Эйе или Хоремхеб, хотя они оба также были покорными власти фараона.

После смерти Эхнатона все основные чиновники перешли на службу к его потомкам, как безусловные сторонники его самого и его новой идеологии, которая была действенной и проявила себя как реально работающая при управлении государством, о чем свидетельствуют многочисленные рельефы из гробниц в некрополях Ахетатона. На этих изображениях придворные всячески стремятся показать свою преданность царю, царской семье и, очевидно, новой религии.

Переход инициативы в решении земных вопросов от жречества (особенно служителей Амона) к фараону, по всей видимости, объясняется удаленностью и, соответственно, неподконтрольностью новой столицы от двух главных городо, ранее служившими царскими резиденциями: Мемфиса, основного политического центра страны, и Фив, сосредоточия самых влиятельных региозных культов и места зарождения правящей династии.

7.2. Внешняя политика
Эхнатон

Табличка, относящаяся к архиву так называемых 'Амарнских писем'. На ней высечено послание митаннийского царя Тушратты фараону Аменхотепу III, отцу Эхнатона, в котором указывается помолвка египетского монарха с принцессой Тадухипой, в знак дружбы между двумя государствами. Это один из древнейших документов дипломатических отношений в древности

Что же касается внешней политики, то Эхнатон был в состоянии поддерживать текущее положение дел на подконтрольных территориях в Ханаане и Ливии. Несмотря на то, что после царствования документы о его деятельности всячески подвергались уничтожению и забвению, сохранились многочисленные переписки с другими современными ему иностранными правителями, где содержатся различные описания дипломатической деятельности фараона, хотя, по всей видимости, многие из его обязанностей были делегированы наместникам и другим государственным чиновникам.

После прошествия Второго Переходного периода и изгнания гиксосов Египетской государство значительно укрепилось на международной арене. После ряда победоносных завоеваний пик его могущества и максимального влияния достиг при фараоне Тутмосе III, а баланс внешнеполитических сил - в противостоянии с царством Митанни. Соперничество между двумя этими державами охватывает почти два столетия истории и закончилось подписанием мирного договора между Аменхотепом III и царем Шуттарной II. Чтобы ратифицировать это соглашение, царь Митанни отослал в Египет свою родную дочь Гилухепу, которая должна была обручиться с фараоном. Позднее, во времена правления царя Тушратты, договор был укреплен доставкой в царский гарем фараона другой митаннийской принцессы - Тадухипы. Все эти события были подробно описаны в так называемых "Амарнский письмах".

Таким образом, союзы между величашими государствами древности - Вавилона, Митанни, Ассирии, Хеттского царства и Египта - означали поддержание "статуса-кво" на международной арене, создавая этим самым развитую сеть дипломатичесских отношений, о которых также идет речь в архиве писем из Амарны. Согласно полученным свидетельствам, в этих дипломатических отношениях государи разных стран обращались друг к другу не иначе, как "брат". Стоит заметить, что в самом Египте и на подконтрольных территориях, где управляли египетские вассалы, продолжало сохраняться более рабское повиновение к фараону, где он рассматривался не иначе как "Бог мой".

Дипломатическая переписка показывает, что фараон Эхнатон поддерживал партнерскую систему связей, унаследованную от своего отца. Цари-союзники продолжали предлагать ему свою дружбу и военный союз в обмен на египетское золото и ресурсы вассальных государств.

Этот баланс поддерживался довольно продолжительное время, хотя и имел тенденцию стать нестабильным из-за проявившейся воинственности Хеттского царства, начавшего атаковать границы Митанни, которое тщетно пыталось обратиться за помощью к Египту. Лидерство, которого достигли хетты на международном уровне, привело к целому ряду военных столкновений между ними и Египтом. Напряженная обстановка сохранялась, начиная со времени правления Тутанхамона и вплоть до Рамсеса II, сумевшего добиться прочного мира с хеттами и установить новый "статус-кво" на международной арене.

Этот краткий анализ позволяет нам предопложить, что во времена своего правления фараон Эхнатон продолжал в полной мере играть важную роль и принимать решения в отношениях с иностранными державами того времени, о чем свидетельствуют тексты "Амарнских писем". Некоторые из этих глиняных табличек были направлены в адрес его матери - царицы Тийи, - которая, как предполагают, занимала место регента в течение короткого периода времени сразу после смерти предыдущего правителя, Аменхотепа III, пока новый царь Эхнатон в достаточной мере не ознакомился с ведением дипломатических отношений.

8. Изменения в изобразительном искусстве

Эхнатон

Изображение Эхнатона в типичном амарнском стиле

Значительные религиозные реформы, проведенный вследствие "амарнской революции", привели также к изменениям традиционных художетсвенных канонов; начался очень интересный период в египетском искусстве, которое начало изменяться от свойственного ему монументализма в сторону более натуралистических черт, к которым предже всего стоит отнести всяческие изображения проявлений нежности и заботы в царском окружении (как, например, можно наблюдать на рельефах, которые изображают Нефертити и ее дочерей, или в известных бюстах царицы).

До религиозной реформы Эхнатона в Древнем Египте существовали определенные каноны представлений на рельефах и в настенных росписях, которые имели следующие характеристики:

  • в традиционном древнеегипетском искусстве в настенных изображениях не использовалась перспектива, а размер персонажа определялся степенью его важности по сравнению с остальными элементами;
  • антропоморфные образы составлялись следующим образом: голова, руки и ноги - в профиль, но глаза и туловище - в фронтальной плоскости. Такой метод базировался на подготовке начальной сетки шириной в 4 единицы и высотой 10 единиц.

Одной из главных особенностей нового искусства, рожденного атонизмом, является как раз изменение в этом стиле представления. С одной стороны подвергся изменениям традиционный канон изображения человеческого тела, которое теперь моделировалось на основе новой сетки размером 4 х 12 единиц; это нововведение использовалось и во времена ближайших преемников Эхнатона. Изображения стали более натуралистичными, достигнув, тем не менее, некоторых крайностей. Оставив в стороне идеализированные представления без каких-либо искажений или физических недостатков, портреты приобрели ранее несвойственные экстремальные черты: удлиненные головы, косые глаза, толстые губы, выдающиеся челюсти, длинные и стройные шеи, ярковыраженные животы с закругленными контурами, как в мужских, так и в женских персонажах, приводящее во многих случаях к крайне трудному определению пола человека.

Эхнатон

Скульптурный потрет фараона Эхнатона или его преемника. Обнаружен в мастерской скульптора Тутмоса в Амарне. Египетский музей в Берлине

Описанные изменения заставили многих ученых XIX и начала XX веков предположить, что скульптурные изображения фараона Эхнатона описывали его явные физические пороки, которыми, возможно, страдал монарх вследствие болезни Марфана. Найденные скульптуры изображали фараона-еретика как никакого другого монарха в любой из династических линеек древнеегипетской хронологии. Явно выделялись длинная шея, узкие плечи и толовище, объемные бедра, толстые губы и удлиненный подбородок. Сегодня историки и археологи считают, что подобные образы царя являются чисто художественным представлением, и нет никаких достаточных оснований, чтобы полагать, что фараон страдал каким-либо хроническим заболеванием.

Тем не менее, с открытием гробницы Тутанхамона, учеными было отмечено, что мумия молодого фараона имела вытянутый череп, наподобие тех скульптур и изображений, которые были обнаружены в царских гробницах Амарнского периода. В результате этого было сделано предположение, что установившейся в это время тип художетсвенного творчества может претендовать на некоторую достоверность, отражая некоторые физические атрибуты, общие для всех членов семейной линейки Эхнатона, и предлагая однородный обрах царского семейства.

Еще одним инновационным изменением в художественном искусстве Египта вследствие Амарнской революции стала тематика представлений. Из изображаемых сцен были удалены религиозные мотивы, поскольку Атон выступал теперь в роли абстрактного божества, символизирующего солнечный диск. Изобразительно искусство Древнего Египта теперь наполнилось многочисленными интимными сценами личного и семейного характера. Традицонные росписи, в которых непобедимый фараон сокрушает своих врагов, как внутренних, так и внешних, были заменены сценами, где правитель поклоняется своему Богу вместе с семьей или со своей "Великой царицей" Нефертити.

Эхнатон

Изображение царских принцесс периода Амарны с характерными удлиненными шеями и головами

Появились исключительные элементы, которые показывают фараона в более гуманистическом аспекте, разделяющего свое время либо со своей любимой, либо играющего со своими дочерьми на коленях, или тоскующего во время траурного прощания с одной из своих дочерей.

Благодаря проведенным раскопкам в Ахетатоне, мировой общественности стали доступны важные произведения искусства данного периода. Именно в мастерской царского скульптора Тутмоса археологи обнаружили два десятка скульптурных изваяний, в том числе и славноизвестный бюст царицы Нефертити.

Художественно наследие периода правления Эхнатона продолжало развиваться и после его смерти. Политические же традиции были погребены вместе с монархом, поскольку во времена его преемника, молодого фараона Тутанхамона, фактическая власть перешла к Эйе и Хоремхебу, а царская резиденция была перенесена обратно в Фивы. В духовном плане, как уже отмечалось ранее, религиозные реформы Эхнатона также были прекращены после его кончины. Лишь художественные инновации Амарнского периода существовали еще некоторое время, о чем ясно свидетельствуют находки со времен правления Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба. Через некоторое время, во времена XIX-й Династии, древнеегипетское искусство возвратилось к старым художественным традициям.

9. Литература Амарнского периода

Эхнатон

Гимн Атону. Оригинальные тексты были найдены в одной из гробниц Амарны

В некоторых гробницах чиновников Эхнатона, в частности, в гробнице Эйе, были обнаружены фрагменты "Гимна Атону", где сам фараон выражает концепцию новой религии. Обращает на себя внимание большое сходство данного памятника древнеегипетской литературы с Псалмом 104 из Библии. В нем говорится:

"Ты тот, кто развивает зародыш в женском теле,
Ты тот, кто создает семя в мужчине,
Ты тот, кто дает жизнь ребенку в чреве матери,
кто дает ей утешение и успокаивает ее слезы,
Ты - кормилец того, кто еще находится в утробе матери,
Ты тот, кто не перестает давать дыхание каждому живому существу.
Когда он выходит из материнской утробы, чтобы начать дышать,
в день его рождения Ты открываешь его рот и даришь то, что ему необходимо"

(перевод Дж. Фатас).

10. Эпидемия в Амарне

Во времена Амарнского периода в Египте разразилась пандемия - вероятно, бубонная чума, полиомиелит или грипп, - которая быстро распространилась по всему Леванту, унося с собой многочисленные жизни (к примеру, хеттского царя Суппипилиума I). В том случае, если это был грипп, его возникновение можно объяснить близостью мест обитаний водных птиц и свиней к человеческим поселениям, а его возрастание до масштабов пандемии, скорее всего, было связано с развитием животноводческих систем, где места разведения животных тесно граничили со скоплениями их отходов. Некоторые ранние археологические свидетельства о подобной системе животноводства датируются именно периодом царствования Эхнатона, что совпадает со временем возникновения пандемии, охватившей всю территорию Ближнего Востока; возможно, это была первая документально зарегистрированная вспышка гриппа.

Тем не менее, точное происхождение этой болезни, впрочем, как и ее характер, остаются неизвестными, и некоторыми исследователями (Р. Вебстер, К. Шортридж и др.) было высказано предположение, что эпидемия пришла в Египет из Азии.

Череда смертей, постигшая царскую семью, должна была глубоко ранить фараона Эхнатона, как, в принципе, и все государство. Жертвами болезни, по всей видимости, стали мать царя Тийя, "Великая Царица" нефертити и принцессы Мекетатон, Мариатон, Сетепенра и Неферура. Все они скончались в промежутке времени, начиная с 12 и заканчивая 17 годами правления фараона.

Кроме всего прочего, распространенность опасного заболевания, вероятно, повлияла на ту скорость, с которой город Ахетатон был впоследствии заброшен, а также то, почему последующие поколения египтян посчитали, что боги отвернулись от царей Амарны.

Известный египтолог современности Захи Хавасс предположил, что такой эпидемией могла быть чума, поскольку при раскопках в Амарне были обнаружены следы этой болезни. Исследовательница Ариэль Козлофф, однако, считает, что во время эпидемии в равной степени были распростанены два заболевания: бубонная чума и полиомиелит. Тем не менее, ее утверждение, что "полиомиелит не являлся столь опасным, как и некоторые другие заболевания", было отвергнуто, поскольку исследовательница проигнорировала тот факт, что заболевания становятся менее вирулентными лишь вследствие того, чем дольше они присутствуют в человеческой популяции, как это было продемонстрировано с сифилисом или туберкулезом.

11. Конец царствования

Эхнатон

Зенитом правления Эхнатона считается пышное празднество, устроенное на 12-м году его правления. Это событие отображено на многочисленных рельефах в гробнице Мерира II в Амарне. Зарисовка одного из таких рельефов

Никто не знает наверняка, как закончилось царствование Эхнатона, поскольку об этом не сохранилось никаких упоминаний или документов. Кроме того, из-за указов более поздних фараонов из XIX-й Династии было уничтожено большое количество различных памятников, где могла содержаться информация об этом.

Кульминацией правления Эхнатона является большой праздник, проведенный в Ахетатоне на 12-м году его господства. В данное мероприятие входили приемы царских послов иностранных государств, а также подданных из вассальных царств Египетской империи. Благодаря упоминаниям об этом событии в гробнице Мерира, мы можем сегодня с уверенностью сказать, что на тот момент вся царская семья была в полном объеме: Эхнатон, Нефертити и их шесть дочерей.

После двенадцатого года царствования Эхнатона случилась смерть принцессы Мекетатон, которая якобы умерла во время родов. Не известны ни имя, ни пол ее будущего ребенка, поскольку самой матери, вероятно, не удалось выжить. На похоронах Мекетатон присутствовали ее родители, однако уже нет никаких упоминаний о царице Тийе, матери Эхнатона, поэтому считается, что она также скончалась в период 12-14 годов правления своего сына.

После 14-го года правления больше не появляется упоминаний о царице Нефертити, а принцесса Мериатон вступает в должность "великой царицы". Все это указывает на то, что Нефертити умерла в том же году.

В свою очередь, принцессы Меритатон и Анхесенпаатон получили титул "Великой царицы" не только для исполнения ритуальных функция, но также и на сексуальной основе. Обе принцессы родили дочерей, которым были даны такие же имена с добавлением слова "та-шерит" (т.е., "маленький", "ребенок"). Таким образом, принцессы Меритатон-ташерит и Анхесенпаатон-ташерит являлись плодами кровосмесительных отношений фараона Эхнатона со своими дочерьми, скорее всего, из-за желания монарха получить наследника мужского пола.

Возведение Сменхкара на должность со-регента произошло около 15-го года правления, потому что в этом году Анхесенпаатон заменила свою сестру Мериатон на должности "Великой царицы". Последняя же заняла место супруги Сменхкара.

Эхнатон

Саркофаг фараона Эхнатона, восстановленный из кусочков, обнаруженных в его оригинальной гробнице в Амарне. Каирский музей

После гибели четырех из шести дочерей Нефертити, вскоре скончался и сам Эхнатон, вероятней всего, в период соправления, примерно на 17-м году своего царствования. Такая последовательность смертей в царской семье в течение короткого периода времени открыла поле для множества спекуляций среди ученых, вследствие чего появились две независимые гипотезы:

  • смерти были вызваны врожденной и наследственной болезнью, которой страдали все дочери Нефертити;
  • причиной смертей в царской семье стала эпидемия, которая поразила Египет в то время. Эта гипотеза получила наиболее широкое признание среди специалистов. Трудности в идентификации некоторых мумий того периода, а также их отсутствие препятствуют дальнейшему прогрессу в прояснении этого аспекта.

Согласно другому порядку вещей, дальнейшая наследственная преемственность не была зарегистрирована должным образом, особенно, если учесть тот факт, что последующие фараоны желали стереть любые упоминания об Амарнском периоде, указывая восхождение узурпатора Хоремхеба сразу после Аменхотепа III.

На момент смерти Эхнатона на 17-м году своего правления ему, вероятно, было от 30 до 36 лет. Его непосредственный преемник, малоизвестный Сменхкара, царствовал в течение очень короткого периода, который некоторые ученые оценивают от менее года до не более трех лет. После него на египетский престол в возрасте 11 лет взошел Тутанхамон.

Фараон Эхнатон был похоронен в своей гробнице в Амарне, построенной при его жизни, о чем свидетельствует тот факт, что погребальная камера в ней была изначально запечатанной. Тем не менее, после того, как царская власть снова вернулась в Фивы, тело правителя было изъято из первоначальной гробницы и перезахоронено в Долине Царей, в гробнице KV55, вместе с мумией его матери, царицы Тийи. Саркофаг фараона был разрушен и долгое время оставался в Амарнском некрополе; ныне он реконструирован и выставлен во дворе Каирского музея.

12. Преемники

Эхнатон

Сцена из личнй жизни фараона Тутанхамона и его 'Великой царицы' Анхесенамон, дочери Эхнатона и Нефертити. Изображение выполнено в характерном для эпохи Амарны стиле. Деталь задней части трона Тутанхамона

Как правило, во времена XVIII-й Династии в последние годы жизни фараона назывался его соправитель, которому были делегированы некоторые политические и религиозные функции и который являлся наследником, позднее занимавшего престол монарха в качестве законного преемника. В тех случаях, когда положение наследного принца являлось бесспорным (сын фараона и "Великой Царицы"), сорегенство рассматривалось в качестве основы преемственности и периода обучения молодого принца политическому делу. В других случаях, должность соправителя была необходима, чтобы законным образом утвердить будущего наследника царского престола; как правило, такой наследник являлся или сыном фараона от одной из второстепенных жен, или одним из главенствующих придворных. То, что у Эхнатона и Нефертити родились только дочери, по всей видимости, преждевременно подняло проблему преемственности в царском окружении.

Период соправления Эхнатона исследован не так подробно, как нам того хотелось бы. Известно, что в конце его господства наряду с картушами фараона появляются царские картуши персонажа по имени Анххеперура-Сменхкара, создавая впечатление, что если он и не был соправителем, то, по крайней мере, являлся непосредственным преемником Эхнатона.

Продолжительность правления царя Анххеперура-Сменхкара точно неизвестна, хотя египтологам удалось установить, что этот период был очень недлительным - от одного до трех лет. Достоверно неизвестно, соединяли ли его с Эхнатоном кровные или политические связи, хотя на почве этого было выдвинуто несколько теорий:

  • Сменхкара приходился сыном Эхнатону от его второстепенной жены (вероятно, Кийи);
  • он был родным или сводным братом Эхнатона (т.е. фактически являлся сыном бывшего фараона Аменхотепа III);
  • он принадлежал к числу влиятельных придворных при дворе фараона, который женился на принцессе Меритатон и, таким образом, получил право на сорегенство в конце Амарнского периода, после чего лично взошел на престол;
  • это был своеобразный образ самой Нефертити, которая в этом плане наследовала свою предшественницу Хатшепсут и сама стала фараоном, соотвественно, наделяя себя мужскими чертами. Против этой теории гласит тот факт, что Нефертити была нецарской крови, в отличие от той же Хатшепсут.

После правления Сменхкара царская власть перешла к молодому принцу, в жилах которого текла царская кровь, Тутанхамону, выбравшего в качестве своей "Великой царицы" Анхесенпаатон, одну из дочерей Нефертити. Многие историки считают, что именно в период его царствования начался период медленного восстановления традиционных египетских ценностей после "Амарнской революции". Об этом свидетельствует тот факт, что молодой фараон сменил свое личное имя в пользу прежнего бога Амона, называясь теперь "Тут-анх-Амон", вместо прежнего "Тут-анх-Атон". Так же постепенно происходил и отказ от новой столицы Ахетатона: оттуда переносились не только административные и политические функции, но и некрополь захоронений вместе с царскими мумиями, о чем свидетельствует открытие гробницы KV55 в Долине Царей. Ранняя и неожиданная смерть юного фараона сломала линию преемственности Эхнатона и вместе с этим фактически ознаменовала конец XVIII-й Династии.

13. Тайна гробницы KV55

Эхнатон

Саркофаг обнаруженный в гробнице KV55. Парик в нубийском стиле предполагает, что он предназначался для женщины. Содержит упоминания о царской жене Кийе. Позднее прикрепленная борода свидетельствует о том, что в нем мог быть похоронен член царской семьи, возможно, Эхнатон. Каирский музей

Гробница KV55 была обнаружена в Долине Царей 6 января 1907 года Эдвардом Айртоном во время археологической экспедиции под эгидой Теодора Дэвиса. Изначально считалось, что это было захоронение для нескольких мумий, однако впоследствии выяснилось, что гробница принадлежала царице Тийи, мумия которой была локализирована в гробнице KV35. Другие человеческие останки, обнаруженные здесь, во многих случаях являются сильно поврежденными, что крайне затрудняет их окончательную идентификацию.

На входе в гробницу начертаны картуши с именем Тутанхамона, саркофаг содержит имя царской жены Кийи, на алтаре для религиозных подношений указываются имена царицы Тийи, а на одном из кирпичей было высечено одно из имен Эхнатона. Одной из гипотез, объясняющих такое разнообразие возможных "хозяев" гробницы, является то, что это место могло функционировать в качестве нескольких захоронений в разные промежутки времени, с конца царствования Эхнатона до периода правления Эйе.

Хоремхеб и его преемники систематически пытались разрушить все, что было связано с Эхнатоном и его семьей, включая информацию о Тутанхамоне и Эйе. Это делалось затем, чтобы создать впечатление прямой преемственности между Хоремхебом и Аменхотепом III, минуя всякие упоминания о фараоне-еретике, поэтому до сегодняшнего времени не обнаружено никаких записей о точном месте его погребения, хотя и считается, что Эхнатон был похоронен в своей царской гробнице в Амарне.

Во внутренне святилище царицы Тийи в гробнице KV55 была также обнаружена погребенная там мумия, исследовав которую, ученые пришли к следующим результатам:

  • - мумия принадлежала мужчине возрастом примерно 35 лет;
  • - у нее была та же группа крови, что и у Тутанхамона (якобы сына фараона);
  • - мумия имеет примерно те же пропорции тела и черепа, что и у статуй, изображенных в период правления Эхнатона.

В то время, как некоторые исследователи считают, что эта мумия принадлежит Эхнатону, руководствуясь тем, что саркофаг содержит иероглифы с атрибутами царской власти (урей), подобными с теми, что были обнаружены здесь же на кирпичах с именем Эхнатона, другие ученые предполагают, что она скорее всего относится к преемнику Эхнатона, Сменхкара. Этому способствуют и последние медицинские исследования мумии, благодаря которым удалось выяснить, что на момент смерти неизвестному мужчине было около 20 лет, исключая таким образом какое-либо его отношение к Эхнатону.

14. Обнаружение мумии

Эхнатон

Вид черепа мумии Эхнатона из гробницы KV55

В сентябре 2010 года ежемесячное издание "National Geographic" объявило, что группа ученых во главе с Захи Хавассом провела ряд исследований, в ходе которых они изучали мумию фараона Тутанхамона и его ДНК.

Подробное изучение ДНК юного фараона позволило установить личности целого ряда мумий, обнаруженных довольно давно, однако имена которых до этого времени оставались неизвестными. Основываясь на мумии Тутанхамона и предполагаемых останков Аменхотепа III, было установлено, что одна из мумий, обнаруженных в гробнице KV55, принадлежада человеку, являвшемуся отцом молодого фараона и сыном Аменхотепа III. Открытие такой родственной связи позволило сделать вывод, что среди захороненных останков был также погребен никто иной, как сам Эхнатон. Другие мумии из гробницы KV55 принадлежали двум женщинам, известных как "Старая леди" и "Молодая леди", соответственно, бабушке (царица Тийя) и матери Тутанхамона, а также двум детям молодого фараона и его жене Анхесенамон.

15. Архитектурные свидетельства

Кроме построенной новой столицы Ахетатона, "Горизонта Атона", согласно текстам Амарнских писем египтологами в различные периоды времени были обнаружены остатки древних сооружений, относящихся к эпохе правления фараона Эхнатона:

  • Карнак - повторно использованные каменные блоки (1957, 1990-1995 гг.);
  • Асьют - повторно использованные каменные блоки (1931 г.);
  • Мемфис - несколько блоков и объектов (1970).
Источники
  • Cronologia segun Grimal, Shaw, Krauss, Murnane y Malek. Otras fechas posibles: 1351-1334 a. C., Cronologia segun el University College London. 1340-1324 a. C. segun Wolfgang Helck.
  • Vease el capitulo 10, a cargo de Jacobus van Dijk, de The Oxford history of Ancient Egypt, Oxford University, editada por Ian Shaw.
  • Barry Kemp. El Antiguo Egipto - Anatomia de una civilizacion. Ed. Critica Trad. Monica Tussell. (1996) capitulo VII, pag. 332.
  • J. Valiente Molla, Diccionario de religiones comparadas, pag. 104
  • Cyril Aldred, Akhenaten, King of Egypt, pags. 145, 220, 221 y 22
  • Articulo del Dr. Zahi Hawass en la Revista National Geographic de septiembre de 2010
  • Rita E. Freed y otros, Pharaohs of the Sun - Akhenaten-Nefertiti-Tutankhamen, pags. 88 y 89
  • Akhenaten, King of Egypt, Thames & Hudson, en especial el capitulo 16, La cuestion de la Corregencia.
  • Robert B. Partridge, Photo Feature, Colossal Statues of Akhenaten from the Temple of Karnak, en Ancient Egypt, vol. 8 n? 1 pag. 43, 
  • Arnold Dieter, Diccionario de la arquitectura egipcia, Albatros, 2000. ISBN 3-491-96001-0
  • John L. Foster, Pharaohs of the Sun Akhenaten - Nefertiti-Tutankhamen, pag. 108.
  • Rita Freed, Pharaos of the Sun, el capitulo titulado "Foreign Relations".
  • Scholtissek, C. Naylor, E. (1988). «Fish farming and influenza pandemics». Nature. vol. 331 (6153): pag. 215. doi:10.1038/331215a0. PMID 2827036
  • Choi, B. y Pak, A. (2001). «Lessons for surveillance in the 21st century: a historical perspective from the past five millennia». Soz Praventivmed. vol. 46 (n 6): pp. 361–368. doi:10.1007/BF01321662
  • Webby, R. y Webster, R. (2001). «Emergence of influenza A viruses». Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. vol. 356 (n1416): pp. 1817–1828. doi:10.1098/rstb.2001.0997
  • Shortridge, K. (1992). «Pandemic influenza: a zoonosis?». Semin Respir Infect. vol 7 (n? 1): pp. 11–25
  • Kozloff, Arielle (2006). «Bubonic Plague in the Reign of Amenhotep III?». KMT. vol 17 (3): pp. 36–46.
  • Jacobus van Dijk, op. cit., pags. 280-281 y Nicholas Reeves, Pharaohs of the Sun Akhenaten - Nefertiti-Tutankhamen, el capitulo "Royal Family".
  • Barry J. Kemp; tr. Tusell, Monica (1989). 'El Antiguo Egipto. Barcelona, edit. Critica. ISBN 84-8432-485-0.
  • Ian Shaw y otros (2007). Historia Del Antiguo Egipto. La Esfera De Los Libros, S.L.
  • Maneton (2008). Historia de Egipto. Madrid: Akal Ediciones. ISBN 978-84-460-2551-1.
  • Oconnor, Forbes, Lehner y otros (1996). Egipto: Tierra de los Faraones, Segunda parte. Barcelona: Ediciones Folio, S.A. ISBN 84-413-0155-7.
  • Jacq, Christian (1992,1997). Nefertiti y Akenaton. Barcelona: Ediciones Martinez Roca, S.A. ISBN 84-270-2294-8.
Опубликовано: 21 февраля 2015
Обновлено: 01 июня 2015
Просмотров: 8823

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Кто, по-вашему, мог быть легендарным фараоном Исхода?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus