Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Джедефптах

Статья находится в рубриках
0

жедефптах – имя древнеегипетского правителя (возможно звучавшее как "Птахджедеф", эллинизированное имя - "Тамфтис"), жившего в период IV-й династии Древнего Царства, приблизительно в 2500 году до н. э., согласно сведениям египтолога Уильяма С. Хаеса. Период правления – от двух до девяти лет. Джедефптах – один из теневых фараонов Древнего Царства, поскольку сведения о нем не отображены в современных источниках. По этой причине эта историческая фигура горячо обсуждается и по сей день в широких кругах историков и египтологов.

1. Происхождение

Поскольку имя «Тамфтис» было обнаружено в трудах древнегреческого историка Манефона («История Египта», III в. до н.э.), египтологи сегодня пытаются найти связь между этим правителем и фараонами описываемого времени, а также выстроить непрерывную цепочку египетской хронологии, в результате чего возникают противоречия и дискуссии.

Еще в 1887 году Эдуард Мейер рассматривал этого фараона как узурпатора, личность которого была не приемлема для упоминания в царских летописях, или же, согласно другой версии этого исследователя, после смерти фараона не устраивали погребальные церемонии, что могло увековечить его имя в последующей истории, так как он заполучил престол незаконным путем. Питер Яноси пошел дальше и выдвинул теорию, что существование фараона просто чей-то вымысел, поскольку сохранилось очень мало археологических доказательств о нем. Египтолог утверждает, что имя «Тамфтис» нужно стереть вообще с истории Древнего Египта как досадную ошибку историков прошлого.

Винфрид Шепель и Герман Александр Шлегль теоретически допускают, что за историческою личностью фараона Тамфтиса на самом деле стояла царица Хенткаус I. Эта теория подтверждается изображением в ее погребальном храме. У Хенткаус I обнаружены фараонские атрибуты: приделанная борода и царская кобра Урей на лбу. Но некоторые специалисты не поддерживают эту версию, поскольку ее имя не обведено в царский картуш, и не обнаружено среди древнеегипетских списков царей.

Вольфган Хелк выдвинул предположение, что Хенткаус I могла быть матерью фараона Тамфтиса, значит, предположительно, он мог бы быть сыном фараона Шепсескафа. Существует предположение, что Бунефер – верховная жрица и возможная дочь Шепсескафа, могла быть женой фараона Тамфтиса.

Царская титулатура фараона Джедефптаха из разных древнеегипетских источников

Сакарский список

-

Туринский папирус (колонка III, строка №16)

Первоначальное звучание имени утрачено, имеется только количество лет правления

2. Источники имени и противоречия

В духе Манефона, Секст Юлий Африкан, который перевел его труды, описывает Тамфтиса как последнего фараона IV династии, чье правление составляет около 9 лет. Историки Евсевий Кесарийский и Эратосфен Киренский не упоминают о фараоне Тамфтисе вообще. Евсевий Кесарийский объясняет это тем, что фараон не сделал ничего стоящего, о чем можно было бы написать. Дальнейшим источником хронологии Древнего Царства является Туринский Царский Папирус, составленный в период XIX-й династии, приблизительно в 1300 году до н.э. В папирусе часто обозначены имена правителей, которые не упоминаются в каких-либо других источниках. К сожалению, документ частично поврежден, и некоторые имена фрагментарно или полностью утеряны. По этой причине нельзя исключать факт, что имя правителя могло присутствовать в списке изначально, так как «История Египта», написанная Манефоном, в большей степени соответствует Туринскому папирусу. Под колонкой №3, в 12-й строке упоминается имя царя Хафра, следующая строка под номером 13 пропущена. Дальше в документе встречается еще один пробел, после строки 15, где указано имя фараона Шепсескафа. Предположительно, в строке №13 могло быть имя фараона Бауфра, а в пропущенной строке №16 - имя Тамфтиса. Эти пробелы охватывают период двух лет, что могло бы соответствовать периоду правления фараона Тамфтиса.

Саккарский список, найденный в гробнице зодчего Тунари (XIX династия) включает список из девяти имен царей IV-й династии, а Аббидоский список насчитывает только шесть правителей. На удивление историков, в Саккарском списке, после имени Шепсескаф и перед именем Усеркаф следуют два картуша. К сожалению, оба сильно повреждены, и настоящие имема фараонов невозможно прочитать достоверно. Пока один из картушей вероятнее всего содержит информацию о Тамфтисе, второй картуш остается загадкой.

Наскальная надпись в ущелье Вади-Хаммамат, сделанная в период Среднего Царства, представляет собой список царских имен-картушей, в котором присутствуют имена следующих правителей: Хуфу, Джедефра, Бауфра и принца Джедефхора (или Хорджедефа). Любопытно, что имя "Джедефхор" также записано в картуше. Вероятно, он был царем Египта, но весьма непродолжительное время. Если это действительно правда, этот факт расставляет все точки над «i». Источники той эпохи не связывают имена Джедефхор и Бауфра со словом «царь», а только указывают их как «принц» или «сын царя».

Надписи на гробницах нескольких вельмож, принцев и священников не указывают каких-либо свидетельств о вспышке внутреннего политического конфликта или захвата трона Египта узурпатором. Тем временем, принц Секхемкар сообщает о правлении фараонов Хафра, Микерин, Шепсескаф, Усеркаф и даже Сахура, но не упоминает ничего о Тамфтисе/Джедефптахе. Такая же картина наблюдается и с высокопоставленным чиновником Наджерпунесутом. В надписях в его гробнице перечислены все вышеуказанные имена, но нет ни слова о Тамфтисе. Птахшепсес, первосвященник и вельможа в период V-й династии, служил при царе Ниусерра и был уполномоченный за проведения погребального поклонения фараонам Микерину и Шепсескафу, также не упоминает о данном фараоне.

Позже Патрик Ф. О’Мара в своей работе, обращает внимание на то, что "ни одна царская гробница в Гизе и Саккаре и ни одна другая собственность, где указаны царские имена, не упоминает (исключая вышеперечисленные) утеряннх царских имен правителей Четвертой Династии. И не упоминает их каких-либо потомков, которые сохраняют в своем имени часть имени предка".

Отсутствие засведетельсвованых документов не доказывает, что фараон Тамфтис не существовал; вполне возможно, что он пребывал на троне на протяжении очень короткого промежутка времени. В этой ситуации найденная стела вельможи V-й Династии Кауптаха помогла египтологам разобраться с этим фактом. На стеле перечислена непрерывная вереница фараонов, которым он служил, а именно: Сахура, Нефериркара, Ренефереф и Ниусерра, но Кауптах упускает из виду правителя Шепсескара. Судя по малочисленности сохранившихся данных о правлении Шепсескара (или Сисиреса), вероятно, что он не являлся правителем Египта в течении 7 лет, как приписывает ему историк Манефон и Туринский царский папирус. Но достоверно одно – Шепсескар правил Египтом какое-то непродолжительное время. Этот факт подтверждает существование двух цилиндрических печатей, где в четырех или пяти фрагментах содержится имя фараона. В последние годы было найдено еще несколько печатей в Абисуре с именем этого фараона, что еще раз подтверждает данную теорию. Анализируя археологический контекст печатей, египтолог Мирослав Вернер утверждает, что Шепсескар сменил Ранеферефа (а не наоборот, как гласят Манефон и Туринский папирус). После короткого периода правления, династическая борьба была окончена, и вскоре Шапсескара был свергнут братом Ранеферефа – Ниусерра. Это объясняет внезапное отсутствие имени Шапсескара на стеле вельможи Кауптаха, поскольку предшественник являлся узурпатором, который захватил трон после смерти Ранеферефа. К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких доказательств династических распрей в период конца IV-й династии.

Полное отсутствие подтверждений о существовании фараона Тамфтиса дает полное право думать, что его личность - всего лишь миф. В данной ситуации, два года правления, которые приписывают этому фараону поздние египетские источники, на самом деле могли быть годами правления последнего фараона IV Династии Шепсескафа.

Источники
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen, von Zabern, Mainz 1999, ISBN 3-422-00832-2
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten, von Zabern, Mainz 1997 ISBN 3-8053-2310-7
  • Iowerth Eiddon Stephen Edwards: The Cambridge ancient history, Band 3. Cambridge University Press, Cambridge 2000, ISBN 978-0-521-07791-0
  • William C. Hayes: The Scepter of Egypt, Band 1: From the Earliest Times to the End of the Middle Kingdom. Yale University Press, New York 1990 (Neuauflage), ISBN 978-0-300-09159-5
  • Wolfgang Helck: Geschichte des Alten Agypten. BRILL, Leiden 1981, ISBN 90-04-06497-4
  • Peter Janosi: Giza in der 4. Dynastie. Die Baugeschichte und Belegung einer Nekropole des Alten Reiches. Band I: Die Mastabas der Kernfriedhofe und die Felsgraber. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 2005, ISBN 3-7001-3244-1
  • Alan B. Lloyd: Herodotus, book II: commentary 99-182. BRILL, Leiden 1988, ISBN 978-90-04-04179-0
  • Eduard Meyer, Johannes Duemichen: Geschichte des alten Aegyptens. Band 1 von: Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen. Grote, Hamburg 1887
  • Kim Ryholt, Adam Bulow-Jacobsen: The political situation in Egypt during the second Intermediate Period. Museum Tusculanum Press, 1997, ISBN 978-87-7289-421-8
  • Wilfried Seipel: Untersuchungen zu den agyptischen Koniginnen der Fruhzeit und des Alten Reiches. University of California, 1980
  • Ian Shaw: The Oxford history of ancient Egypt. Oxford University Press, Oxford (UK) 2002, ISBN 978-0-19-280293-4
  • William Gillian Waddell: Manetho - The Loeb classical library; 350 -. Harvard University Press, Cambridge (Mass.) 2004 (Reprint), ISBN 0-674-99385-3
Опубликовано: 31 марта 2012
Обновлено: 11 марта 2016
Просмотров: 966

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus