Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Джедефра

Статья находится в рубриках
1
+1
Джедефра

Голова сфинкса с лицом Джедефра. Лувр. Париж

жедефра – третий фараон IV династии Древнего Царства. Время его правления историки обычно датируют 2580-2570 гг. до н.э., а продолжительность правления - от 8 до 25 лет. В целом же египтологи сходятся на том, что он носил Двойную Корону Верхнего и Нижнего Египта 10-14 лет в первой половине XXVI в. до н.э. От эпохи Джедефра осталось очень мало памятников, даже по сравнению с его предшественником (Хуфу) и преемником (Хафрой). Это послужило причиной того, что вокруг истории его жизни и правления стали складываться более или менее правдоподобные гипотезы.

Джедефра наиболее известен тем, что он, завершив строительство пирамиды своего отца Хуфу и припирамидальных храмов, учредил в них заупокойный культ, поддерживавшийся с несколькими значительными перерывами в течении всего последующего династического периода. Вместе с тем до недавнего времени египтологи считали, что его собственная пирамида в Абу-Роаше закончена не была. Со временем правления Джедефра обычно связывают утверждение общеегипетского культа солнечного бога Ра. Такое мнение получило популярность среди историков на основании того, что Джедефра стал первым фараоном, взявшим себе теофорное имя в честь Ра. Однако последние раскопки показывают, что скорее всего гелиопольский бог Ра был божеством-покровителем всей IV династии и, поэтому Джедефра (внук основателя солнечной династии, Снофру) взял добровольно или был вынужден взять такое имя, связывавшее его с семейным божеством.

1. Имя

Имя Джедефра иногда читают как "Ра-Джедеф" или "Реджедеф", поскольку по правилам египетской иероглифики имя бога пишется перед глаголом. Поскольку в его имени использован иероглиф «Джед», обозначающий фаллический столб, воздвигаемый во время Хэб-Сэда (праздника обновления жизненной силы фараона), то такую комбинацию иероглифов можно прочитать и символически: «Ра будет вечно воздвигать столб Джед для него» или «Ра будет вечно обновлять его силы». В пользу такого понимания и прочтения его имени говорит тот факт, что в саккарском списке царей «Джед» написан дважды, один раз как «столб Джед», второй - как постоянное его обновление. Во взятом фараоном хоровом имени, в то время означавшего имя под которым фараон правил Дельтой, он воспользовался помощью и защитой другого солярного божества – Хепри – символизировавшего восходящее утром солнце.

Царская титулатура фараона Джедефра из разных древнеегипетских источников

Личное имя

Джед-еф-Ра - Sȝ Rˁ ḏd.f Rˁ - «Сын Ра, непоколебимый как Ра»

Хорово имя

Хор Хепер - Ḥr-ḫpr - «Воскресший Хор»

Небти-имя

Хепер-ем-небти - xpr m nb.tj - «Преобразившийся в Двух Владычиц»

Золотое имя

Бикуи-небу - bik.w nbw(.w) - «Великий Золотый сокол»

Туринский список (№III./11)

-

Абидосский список (№22)

Джедефра

Саккарский список (№18)

Джедефра

2. Происхождение и семья

Джедефра

Картуш с именем фараона Джедефра из Абидосского списка

Джедефра был сыном фараона Хуфу, а о его матери ничего неизвестно. Согласно довольно распространённой гипотезе, его мать была низкого происхождения (возможно – ливийской принцессой), и по этой причине вокруг неё была некоторая атмосфера умолчания. И хотя эта гипотеза не подтверждена никакими документальными свидетельствами или фактами, она может объяснить нарушение престолонаследия при IV-й Династии и возможную борьбу между двумя различными кланами внутри династии.

Чётко установлено, что его братьями были Бабаэф I, Минхаэф, Джедефхор и сменивший его позднее на троне Хафра. Египтологи пока не могут определить, кем приходились Джедефра некоторые другие его родственники. Так, Анх-Хафа одни историки считают братом Джедефра, другие же – его дядей. Братьями или племянниками Джедефра называют похороненных в гизехском некрополе Джедеф-Мина и Дуаэн-Хора. Предположительно братом Джедефра был Баэф-Хор. Есть некоторая неопределённость и со статусом Джедефхора: в царском списке Туринского папируса после сильно повреждённого картуша фараона, соответствующего Джедефра, написан чётко читаемый иероглиф «Сокол», что породило гипотезу, что Джедеф-Хор и мог после коронации взять себе имя «Джедефра», а, значит, Джедеф-Хор и Джедефра – по сути, один и тот же человек. Но другие упоминания Джедеф-Хора в гизехском некрополе противоречат данной гипотезе. Известна и другая спекулятивная гипотеза, немного похожая на предыдущую. Согласно ей, ещё один возможный брат Джедефра, о котором ничего неизвестно, кроме однократного упоминания в Гизе, по имени Бау-эф-Ра (или Бауфра), отождествляется с Бабаэфом I. Гипотеза о том, что Хаэф-Хуфу - ещё один известный брат Джедефра - стал впоследствии фараоном Хафра, по всей видимости, близка к действительности. Недавние исследования египтологов изменили и родственный статус Каваба, который ранее считался старшим братом Джедефра и преемником Хуфу. Ныне Каваба называют сыном Снофру и, соответственно, дядей Джедефра. Это, по мнению историков, может объяснить многие загадки его биографии, например, то, что он умер прежде Хуфу.

Родными сёстрами Джедефра (или сёстрами по отцу) были Хетепхерес II, Хамерер-Небти I (жена Хафра), Мерес-Анх II (жена Баэф-Хора) и Нефер-Тиабет. О его жене Хетепхерес II известно, что на ней был женат его дядя (или брат (?)) Каваб. Другую жену Джедефра звали Хентетен-Ка. Вполне возможно, что у Джедефра были и другие жены, но о них (или об их браках с Джедефра) ничего неизвестно. Неизвестно и кто из этих жён приходился матерью для его детей. В гробницах гизехского некрополя удалось установить лишь имена четырёх сыновей (Ба-Ка, Сетх-Ка, Нит-Хор, Никаура-Джедеф) и двух дочерей (Хетепхерес III, Нефер-Хетепес). Последняя, вполне возможно была матерью двух фараонов – Усеркафа и Сахура. Одним из сыновей Джедефра считается и фараон правивший некоторое время после Хафра. О нём практически ничего неизвестно, кроме грецизированной формы его имени – «Бихерис», приводимой Манефоном. Согласно наиболее вероятной гипотезе, под этим именем нам известен фараон Бака (другая возможная форма имени – «Ба-Ка-Ра»). Вероятность того, что Бихерисом был другой сын Джедефра – Сетх-Ка – считается египтологами намного меньшей.

3. Правление

3.1. Продолжительность царствования
Джедефра

Нижняя часть статуи сидящего Раджедефа. Лувр

 

Точная продолжительность правления Джедефра неизвестна. Согласно свидетельству жившего в III в. до н.э. египетскому жрецу Манефону, Джедефра пребывал на троне 25 лет, но известно, что Манефону было свойственно преувеличивать сроки царствования древних фараонов. Царский список Туринского папируса отводит ему только 8 лет. Однако есть основания, что в данном случае похоже, что Манефон был прав. На одном из камней траншеи, в которой была спрятана погребальная ладья его отца, фараона Хуфу, указана дата строительства траншеи: год 10-й (или 11-й (?)) переписи скота при Джедефра. Поскольку такие переписи совершались раз в два года, вполне вероятно, что срок правления Джедефра длился более 20 лет, а, учитывая то, что после завершения строительства пирамиды его отца, некоторое время строилась и его собственная пирамида, то вполне возможно, что 25-тилетний срок, отведённый ему Манефоном, не далёк от истины.

3.2. Основные события

При Джедефра была развёрнута активная строительная деятельность, в частности, ему приписывают строительство и расширение храмов Ра по всей стране. Более того он ввёл моду на теофорные имена в честь бога Ра. Этому примеру последовали его брат Хафра и племянник Минкаура. Любопытно, что его собственный сын – Ба-Ка - скорее всего проигнорировал пример отца и сохранил данное ему при рождение имя. Греческая форма его имени «Бихерис» позволяет предполагать, что имя Ра в его имени присутствовало, но на известных картушах оно отсутствует. Более того, ни в одном из его имён Ра не упоминается.

По всей видимости, именно при Джедефра сформировалась и получила широкое распространение религиозно-философская доктрина о том, что действующий фараон является воплощением солнечного божества Ра. Религиозная реформа, которая произошла во времена его правления, во многом была подготовлена господствовавшей при ранних династиях концепцией обожествления фараона как живого воплощения бога Гора. Однако в Древнем Царстве культ Гора был более популярен в Нижнем Египте, поэтому правящей династии был необходима другая религиозная концепция, которая могла бы сплотить всё население Египта. Кроме того ориентация древнеегипетских храмов на восход Солнца в день Летнего Солнцестояния (совпадавший с началом разлива Нила) и многообразие солнечных божеств (Атум, Хепри, Ра, Гор, Горахти, Амон) свидетельствует о том, что солнечная религия была популярной во всём Египте. Некоторые историки предполагают, попытка Джедефра опираться на жречество бога Ра была вызвана непрочностью его места на троне.

Другим значительным событием, известным по надписям, явилась экспедиция совершённая им самим или по его указанию, в оазис Дахла, расположенный в Западной (Ливийской) пустыне. Главной целью экспедиции была добыча минеральных красителей. Надпись была обнаружена у подножия песчаного утёса, который позднее был известен под названием «Горный ручей Джедефра», хотя в настоящее время она находится в сухой пустыне, в 60 километрах от современной границы оазиса. Согласно этой надписи эта экспедиция повторяла две аналогичные экспедиции совершённые при его отце фараоне Хуфу. Правда надписей или какой-либо другой информации подтверждающей сообщение об экспедициях Хуфу не сохранилось, поэтому некоторые исследователи отмечают, что чиновники оставившие эту надпись использовали распространённый в Древнем Мире приём, обосновывавший действия нынешнего правителя аналогичными поступками или решениями его предшественника.

3.3. Наследники
Джедефра

Голова статуи Раджедефа № E11167. Лувр, Париж

Несмотря на то, что у Джедефра было четыре сына, которые должны были наследовать трон после его смерти, власть перешла ни к одному из них, а к Хафре, брату Джедефра. Этот факт породил множество гипотез, версий и спекуляций. Наиболее ярко такую точку зрения выразил в первой половине прошлого века американский египтолог немецкого происхождения Джордж Эндрю Рейснер. По его мнению, после смерти Хуфу происходила борьба между двумя ветвями его наследников. Старшим из братьев, а, следовательно, и законным наследником был Джедефра, но он был низкого происхождения. Поэтому после его смерти сторонники Хафры (настоящего представителя династии) захватили власть. Противники этой версии ссылаются на то, что после смерти Джедефра не было «Damnatio memoriae», т.е. стирания памяти о нём. Джедефра известен и в саккарском и Туринском списках фараонов, датируемых Новым Царством. Упоминают о нём и античные авторы – Манефон, Геродот и Эратосфен.

После Джедефра династические ветви несколько раз сменяли друг друга: Хафру сменил Ба-Ка, сын Джедефра, а того – сын Хафры – Минкаура, но представители ни одной из ветвей не производили «Damnatio memoriae» по отношению к фараонам другой, следовательно, по представлениям того времени, обе ветви, в каких бы взаимоотношениях они ни находились бы между собой, признавали равные права противников на ношение Двойной Короны Верхнего и Нижнего Египта. Наконец, ещё одна гипотеза основанная на «Споре Гора и Сетха» предполагает, что во время правления наследника ветви А, наследник ветви В был соправителем в Нижнем Египте, а потом они менялись местами. Предполагается, что таким образом можно объяснить длительные сроки правления фараонов этого времени (чиновники из подобострастия считали в числе лет правления время соправления). Но и эта гипотеза не подтверждается документально, наоборот, косвенные факты свидетельствуют о том, что за время правления IV династии локальные черты населения Дельты и Верхнего Египта всё больше стирались. Несмотря на голливудскую мелодраматичность взаимоотношений потомков Хуфу, гипотеза Рейснера кажется похожей на правду и часто встречается в научно-популярной литературе, посвящённой Древнему Царству, а официальная египтология признаёт, что вопрос о причинах противоречивой смены династических ветвей при IV династии остаётся открытым.

4. Строительная деятельность

4.1. Завершение строительства пирамиды Хуфу в Гизе
Джедефра

Потолочные блоки в одной из подземных камер для лодок к югу от пирамиды Хуфу

В семи траншеях, вырытых в материковом грунте вокруг пирамиды Хуфу (Ахет-Хуфу) были захоронены его погребальные ладьи. Несмотря на то, что пять из них были ограблены ещё в древности, ладьи, спрятанные в двух других запечатанных траншеях сохранились вплоть до их открытия археологами в 1954 году. Деревянные части одной из ладей (из восточной траншеи) сохранились настолько хорошо, что их удалось собрать целиком. Ныне погребальная ладья Хуфу демонстрируется в Каирском музее. Поразительная степень сохранности находки сделала погребальную ладью Хуфу мировой сенсацией, но не менее значительные находки ожидали египтологов и в других, ограбленных в древности траншеях. На их стенах были обнаружены многочисленные граффити строителей пирамиды. В этих надписях часто встречаются картуши Джедефра, свидетельствующие о том, что по его приказанию была достроена пирамида его отца. В одной из этих траншей была обнаружена надпись, с упоминанием «года 10-й (или 11-й) двухгодичной переписи скота» правления Джедефра, которая позволяет удлинить время его правления до выделяемых ему Манефоном 25 лет. В силу того, что Джедефра понадобилось около 20 лет на то, чтобы завершить строительство пирамиды Хуфу, египтологи считают, что именно при её сыне произошла некоторая смена конструкции пирамиды, например, добавлены вентиляционные отверстия и другие элементы, которые ныне привлекают интерес любителей неразрешимых загадок. Вполне вероятно, что вскоре после смерти Хуфу умер и главный архитектор его пирамиды – Хемиуну. Завершалось строительство под руководством другим визирем – Джедеф-Гором. При Джедефра был достроен припирамидальный заупокойный храм Хуфу и учреждён его культ.

4.2. Пирамида «Схеду Джедеф-Ра» в Абу-Роаше

Несмотря на то, что Джедефра достраивал пирамиду своего отца, место для собственной пирамиды он выбрал не в Гизе, а в 8 километрах северо-западнее от неё – в Абу-Роаше, что ныне находится близ северного пригорода Каира. Причина такого выбора неизвестна, но для сторонников гипотезы династических конфликтов выбор места вне Гизы служит аргументом, подтверждающих наличие таких конфликтов, но никаких оснований для этого нет. Как и любая другая пирамида Египта, у пирамиды Джедефра было собственное имя – «Sḥdw Rˁ ḏd=f», (условное чтение – «Схеду Джедеф-Ра»), что значит «Звёздный шатёр над Джедефра». Расположена она на том же гизехском плато, но её основание начинается на 80 метров выше, чем пирамида Хуфу, что создавало ощущение, будто бы она больше, чем «Ахет-Хуфу». Другая её любопытная особенность состоит в том, что она является самой северной из пирамид известных в долине Нила. Столь близкое расположение пирамиды к Дельте может указывать на то, что Джедефра ориентировался на население Нижнего Египта.

Близ пирамиды Джедефра известны две фантомные пирамиды – пирамида Лепсиуса I u пирамида Атрибиса. Обе они не связаны с именем ни одного из известных фараонов, а их планировка и общие конструктивные особенности – корпус из самана (необожжённого кирпича), которым обкладывали каменное ядро – позволяют датировать их временем то ли начала III династии, то ли XI-XIII династий то ли Поздним Царством (XXVI-XXX династии). В настоящее время пирамида Атрибиса полностью разрушена и найти её следы в поглотившем её городе Банха не представляется возможным, значительно разрушена и пирамида Лепсиуса I. Так, что можно сказать, что пирамиде Джедефра ещё повезло: хотя с римского времени и до XIX века она использовалась как каменоломня и была основательно повреждена, но её основание сохранилось до наших дней.

Джедефра

Останки пирамиды Джедефра в Абу-Роаше

По расчётам специалистов, высота Схеду Джедеф-Ра составляла 67-68 метров при длине стороны – 106.2 метра, предположительный угол наклона пирамиды – 52о (сохранившаяся высота – 12-14 метров, а длина стороны основания – 97 метров). Сильные разрушения пирамиды породили предположения, что Хафра, преемник Джедефра, отказался её достраивать. Такие предположения встречаются в книгах изданных в прошлом веке. Хотя пирамида была известна с середины позапрошлого века, а к её исследованиям приложили выдающиеся египтологи своего времени, такие как Джон Ше Перринг, Карл Рихард Лепсиус, Флиндерс Петри, Гастон Эмиль Шассина и Пьер Монте, до середины 1990-х годов в ней не проводилось систематических раскопок. Так, что франко-швейцарскую экспедицию 1995 года под руководством Мишеля Валлоджиа в каком-то смысле можно назвать первооткрывателями пирамиды. Раскопки позволили развеять устоявшееся среди египтологов суеверие относительно того, что преемник Джедефра (Хафра) не стал достраивать пирамиду своего предшественника. Это убеждение было связано с тем состоянием, в котором нашли пирамиду европейские учёные в XIX веке. Выяснилось, что обвинения в адрес Хафры беспочвенны, он, как и повелевал обычай, завершил строительство и пирамиды и припирамидальных храмов и учредил в них заупокойный культ. Более того, египтологам удалось установить имя одного из жрецов заупокойного культа Джедефра, жившего при VI династии.

Правда архитекторы придумали способ как сэкономить средства на строительстве заупокойных храмов, достраиваемых по египетскому обычаю уже после смерти фараона – вместо камня стены строили из самана. Другим свидетельством спешки и некоторой небрежности при строительстве стало объединение рабочих мастерских с культовыми помещениями. Для строительства пирамиды использовался местный известняк из каменоломен, располагавшихся всего в паре километров от Схеду Джедеф-Ра, что значительно облегчало её постройку. В этом она напоминает конструкцию пирамиды Минкаура. Подобно ей нижняя часть пирамиды Джедефра была облицована асуанским розовым гранитом, а верхняя – обычным известняком. Кстати и по своим размерам обе эти пирамиды вполне сопоставимы между собой. После раскопок 1990-х годов Схеду Джедеф-Ра в научно-популярной литературе стали называть «четвёртой пирамидой Гизы».

По сравнению с планировкой пирамид Хуфу и Снофру, её конструкция значительно упрощена. Как и в пирамидах III династии могильная камера упрятана под землю, а не помещена в внутри фактического корпуса пирамиды. По всей видимости это как-то связано с изменениями в погребальных обычаях и попытками вернуться к древним обычаям предшественников. Возможно, что неслучайно в утраченном фрагменте папируса Весткар Джедефра рассказывает своему отцу Хуфу чудесную историю относящуюся ко времени Джосера, первого из фараонов похороненного в гробнице. Отметим, что согласно первоначальному плану и в пирамиде Хафры погребальную камеру вырезали в материковом грунте и лишь позднее погребение фараона перенесли внутрь пирамиды.

Нижний храм расположен в 1.5 километрах к северо-востоку от пирамиды. Крытый коридор соединяет нижний храм с пирамидой, подходя к северной её стороне. На восточной стороне пирамиды располагался верхний храм. К югу от верхнего храма была обнаружена ограбленная ещё в древности траншея для погребальной ладьи Джедефра. Похоже, что ещё с римского времени эта траншея использовалась как мусорная яма. Здесь было обнаружено несколько статуй фараона.

Пирамидальный комплекс был окружён двойной стеной, внутренняя скрывала верхний храм, хранилище погребальной ладьи и пирамиду для души Ка фараона. Её (называемую также пирамидой Лепсиуса III) считают также гробницей одной из жён Джедефра. В прямоугольном дворе, окружённом внешней стеной с тремя воротами, открывавшимися во все стороны кроме востока, находилась ещё одна пирамида (пирамида Лепсиуса II), несколько больше пирамиды души. Её также считают пирамидой одной из жён фараона. Известно, что жён у Джедефра было две, поэтому предполагалось, что фараон приказал построить по пирамиде для каждой из них, но маленькая пирамида при главной по заупокойным обычаям Древнего Царства строилась как место посмертного существования одной из душ фараона, таким образом возникал вопрос кто из жён Джедефра был похоронен вместе с ним в пирамиде Лепсиуса II.

5. Статуи

Сетх-Ка

Статуя Сетх-Ка - сына Джедефра. Лувр, Париж

Все известные статуи Джедефра происходят из его погребального комплекса в Абу-Роаше. Ни одна из них не сохранилась полностью и только четыре из них передают лицо и голову короля полностью. Хранятся эти статуи в парижском Лувре, Египетском музее Каира мюнхенском музее египетского искусства. Большинство из них было обнаружено во время раскопок 1901-1924 годов под руководством Эмиля Шассина в траншее погребальной ладьи и поблизости от неё.

Крупнейшая и самая известная голова Джедефра (Лувр, № 12626) размерами 28.8 х 26.5 сантиметров при высоте в 33.5 сантиметра вырезана из песчаника и изображает фараона в облике Сфинкса. В её глазах до сих пор сохранились остатки чёрной краски, которая должна была передавать радужную оболочку глаза фараона. Судя по сохранившимся следам, фараон был изображён с платком Немес на шее. Отождествление действующего фараона со Сфинксом характерно для IV династии, однако оно более свойственно для других фараонов – Минкаура и Хафры. В последнее время египтологи всё больше склоняются к тому, что и Большой Сфинкс в Гизе также был построен при Джедефра. В каирском музее (№ JE 35137) хранится аналогичная голова сфинкса с лицом жены Джедефра Хетепхерес II, сто позволяет говорить о том, что Сфинкс отождествляли не только с умершим или нынешним фараоном, но и с членами его семьи. Причина по которой культ сфинкса не получил широкого распространения в последующее время неизвестна.

На другой луврской статуе (№ 11167) Джедефра изображён в короне, однако сохранность головы такова, что египтологи до сих пор не могут определить то ли это Белая Корона Верхнего Египта, то ли Красная Корона Нижнего Египта. Ещё один хранящий в Лувре фрагмент статуи Джедефра (№ 12627, размеры 28 х 19,5 х 23 см) изображает нижнюю часть сидящей статуи фараона. На ней можно прочитать Имя Гора Джедефра, то есть то имя, принимая которое он становился правителем Дельты. Если предположить, что фрагменты № 11167 и № 12627 принадлежат одной статуе, то вполне вероятно, что на статуе фараон был изображён именно в Красной Короне Нижнего Египта. Впрочем, современное состояние сохранности этих фрагментов не позволяет пролить свет на этот вопрос.

На четвёртой луврской статуе Джедефра изображён сидящим вместе с одной из своих жён Хентетен-Ка. Эта статуя, указывавшая на близость фараона с нею позволяла предполагать, что в Пирамиде Лепсиуса II была похоронена именно она. Жёны фараона, как и сами фараоны, получали право на бальзамирование, а, значит, их души сохранялись и получали заупокойные жертвы, продлевавшие их жизнь бесконечно долго. Однако для того, чтобы душа умершей царицы могла воплотиться в материальном мире была необходима статуя, с максимально возможной точностью передающая её тело. Так что парное изображение вместе с мужем-фараоном было признаком его особого расположения и давало надежду на воплощение души умершей царицы в статую.

Неферхетепес

Торс статуи принцессы Неферхетепхерес. Лувр, Париж

В египетском музее Каира есть два фрагмента изображающих голову Джедефра: на одном из них (№ JE 35138) высотой 14 сантиметров фараон изображён в платке немес, на другой (№ JE 35139), высотой 19 сантиметров, на нём одета Белая Корона Верхнего Египта. Вполне вероятно, что эта статуя является парой к луврской статуе (фрагменты № 11167 и № 12627), в которой он изображён в короне Нижнего Египта. По всей видимости в заупокойном ритуале сохранялось разделение между Дельтой и Верхнем Египтом, однако насколько оно было глубоко сказать затруднительно. Вполне вероятно, что для обеспечения благополучия или избавления от бедствий в каждом из Царств приносились жертвы статуям, на которой умерший фараон изображён в соответствующей короне.

Происхождение 39 фрагментов статуй выкупленных в частной коллекции мюнхенским государственным музеем египетского искусства неизвестно, но вполне вероятно, что они также попали в Германию из раскопок первой четверти прошлого века в Абу-Роаше.

Помимо отдельных статуй Джедефра и парной сидящей статуи с Хентетен-Ка в Абу-Роаше были обнаружены фрагменты статуй членов его семьи. В числе них – три основания статуй его сыновей, одно из которых принадлежало статуе Ба-Ка (Каирский музей № 5.11.24.8), два других – статуям Хорнита (Каирский музей № 5.11.24.16 и Лувр № 12630). Известны также почти полностью сохранившиеся статуи ещё одного его сына Сетх-Ка в позе писца (Лувр, № 12628), два фрагмента (основание и туловище) статуи принцессы Неферхетепес (Лувр, № 12632) и сфинкс царицы Хетепхерес II (Каирский музей, № JE35137).

6. Память о Джедефра в Древнем Египте

6.1. Папирус Весткар

Любопытное свидетельство об эпохе правления Джедефра и религиозной реформе, которая традиционно связывается в его именем даёт папирус Весткар. Его текст по палеографическим особенностям иератики изначально датировался египтологами временем Среднего Царства, однако в последнее время его создание датируют началом Нового Царства.

Обычно считается, что в основе сюжета лежит история о скучающем фараоне Хуфу, который, чтобы как-то развлечься просит своих сыновей рассказывать ему забавные истории. Однако, то что Хуфу назван «правогласным» (т.е. умершим) означает, что сыновья беседуют с уже мёртвым отцом в его гробнице, а поскольку в тексте присутствует Джедефра (без уточнения «правогласный»), значит, что беседуют они именно во время его правления. История рассказанная Джедефра не сохранилась. В ней речь идёт о чуде произошедшим со жрецом, жившим во времена Джосера (начало III династии), в котором иногда усматривают Имхотепа, известного как мага, врача и строителя первой пирамиды. Согласно предположениям многих египтологов именно Имхотеп ввёл 365-тидневный календарь. После двух историй рассказанных Хафрой (о неверной жене жреца Убаонера) и Бауэф-Ра (о сворачивании вод озера в поисках бирюзового амулета) слово взял Джедеф-Гор, который рассказал о маге Джеди жившем при самом Хуфу и живущим и ныне. Тогда Хуфу повелел Джедеф-Гору доставить мага к нему и Джеди продемонстрировал своё искусство. Увидев способности чародея, Хуфу поинтересовался у него знает ли тот «число ипут бога Джехути». На что Джеди отвечал, что не знает, но оно хранится «Палате записей» в городе Иуну (Гелиополе). На просьбу Хуфу принести ему это число, Джеди ответил отказом, но пообещал, что его принесёт Хуфу один из сыновей бога Ра, зачатых им с женщиной Джедет-Ра, женой жреца бога Ра. Эти сыновья-близнецы и должны были основать новую династию. Дальнейший текст рассказывает об обстоятельствах рождения детей Ра.

Папирус Весткар

Папирус Весткар

Таким образом текст представляет собой династическую легенду, обосновывающую переход власти от IV-й Династии (детей Хуфу) к V династии (детям Ра). Но сама легенда демонстрирует возрастание влияния жречества бога Ра уже при Джедефра. Несмотря на почти два столетия исследования папируса Весткар, ни один из исследователей не дал убедительный ответ на вопрос что представляет собой «число ипут бога Джехути». Египтологи не смогли объяснить то какое отношение это число имеет к культу бога Ра. Непонятно и то, какое отношение лунный бог Джехути имеет к культу солнечного бога.

«Ипут» ("Ipwt") чаще всего определяется как потаённые комнаты, «святая святых» храма или даже «гарем» божества. В Новом Царстве "Ипут" (в новоегипетской фонологии – «Опет») – это не только «святая святых» храма, но и праздник ежегодного выхода Амона-Ра из своих святилищ «ипут» и его путешествия на барке из Карнака в Луксор и обратно, проходивший на 45-56 дни после начала, которое совпадало с Летним Солнцестоянием. И как показали археоастрономические исследования Дж. Хоккинса, Карнакский и Луксорский храмы Амона-Ра были спроектированы так, что солнечный луч попадал в «святая святых» (ипут) этих храмов на рассвете во дни Летнего Солнцестояния. Египтяне додинастического периода пытались предсказывать время наступления разлива Нила при помощи аналогичных, но более простых построек, открытых в Набта-Плайя (V тыс. до н.э.). Другим способом предсказания разливов было наблюдение восходов Сириуса, отождествлявшегося с богиней Сопдет. Первый зафиксированный пример – табличка датируемая временем правления Джера (I-я Династия, XXXI в. до н.э.), однако без сомнения такие наблюдения проводились и раньше. Для удобства ведения хозяйственной деятельности в централизованной империи в начале XXVIII в. до н.э. (предположительно около 2782 г. до н.э.) был введён солнечный 365-тидневный календарь, начинавшийся с началом разлива Нила, а первый месяц этого календаря был посвящён богу Джехути. Несмотря на его значительное удобство такого календаря для хозяйственной деятельности, в нём каждые 4 года накапливается ошибка в один день, в результате чего ко времени Джедефра (через 200 лет после введения календаря) Новый Год наступал на 50 дней раньше Летнего Солнцестояния и разлива Нила. Поскольку древнеегипетская экономика зависела от разливов Нила, то в государстве возникла потребность в механизме предсказания разливов, аналогичной системе визиров Набта-Плайя. По всей видимости, возвышение жречества бога Ра при Джедефра связано с тем, что жрецы могли создать сложную систему визиров, благодаря которой они предсказывали разливы Нила и стремительно набирали авторитет и вес в обществе. Переход власти к V династии, описанной в папирусе Весткар как «дети Ра», полностью закрепляет царскую власть за представителями жречества Ра.

6.2. Культ Джедефра

Раскопки пирамиды и заупокойных храмов Джедефра смогли снять с Хафры обвинение в том, что он-де отказался учреждать культ умершего преемника и возможного противника в борьбе за Двойную Корону Верхнего и Нижнего Египта. Впрочем, это не снимает полностью вопроса о борьбе двух династических ветвей. Просто по религиозным верованиям Древнего Царства умерший фараон-противник не представлял опасности для действующего правителя. Действующий фараон как бы заключал договор с умершим («правогласным») правителем и тот, в обмен на положенные по ритуалу жертвоприношения, должен был помогать живому фараону во всех его делах, даже против собственной воли. Так что гипотеза о мести со стороны Хафры и его потомков выглядит несостоятельной. Всего известно 8 жрецов его заупокойного культа, причём одна из надписей в Абу-Роаше сохранила имя одного жреца, жившего при VI династии, что позволяет говорить о том, что культ Джедефра сохранялся как минимум до конца Древнего Царства, хотя и не получил столь широкой популярности как культ его родственников, гизехских фараонов (известны имена 73 жрецов его отца Хуфу и 32 жреца его брата и преемника Хафры). Однако главная причина не только в том, что Джедефра выбрал столь неудачное место для своей пирамиды (гизехский комплекс пользовался большей популярностью, чем отдельно стоящая пирамида с небольшим некрополем), но и в том, что припирамидальный комплекс достраивался из непрочного самана, а позднее пирамида была превращена в каменоломню, так что многие свидетельства о деятельности жрецов и их имена были навсегда утрачены для истории.

Поскольку заупокойный культ требовал значительных жертвоприношений, для его отправления к пирамидам «приписывали» селения, которые обязаны были поставлять еду и необходимые товары для культа и обслуживания жрецов. Как показывают сохранившиеся тексты, при пирамиде Джедефра были приписаны только четыре таких селения, а при V u VI династиях, их число сократилось до одного. Это намного меньше, чем для заупокойных культов Хафры или Хуфу. Однако и в данном случае, вполне возможно, что многие аналогичные свидетельства просто утрачены.

Хетепхерес II

Статуя царицы Хетепхерес II в образе сфинкса. Египетский музей, Каир

Любопытным свидетельством культа Джедефра относящимся ко времени XII династии является надпись на скале в Вади-Хаммамат, в которой Хуфу и его четыре сына – два фараона (Джедефра и Хафра) и два их брата никогда не носивших Двойную Корону Верхнего и Нижнего Египта (Джедеф-Гор и Бауэф-Ра) названы божествами покровителями долины. Более того имена Джедеф-Гора и Бауэф-Ра, как и имена трёх фараонов записаны в картушах, хотя отсутствуют любые доказательства, что они когда-либо правили Египтом. Таким образом речь идёт о локальном культе Вади-Хаммамат, в котором культ умерших фараонов соединился с местным культом умерших покровителей. Вполне вероятно, что в Коптосе (городе из которого начинался путь в Вади-Хаммамат) со времени IV династии существовал большой заупокойный храм, в котором поклонялись не только фараонам, но и членам их династии не правившими страной. В пользу этого говорит и найденный в Коптосе алебастровый сосуд с картушем Хуфу. Согласно египетской традиции картуши с именами фараонов наносили на их личные вещи и на вещи, использовавшиеся для их заупокойного культа.

Ко времени Нового Царства относится рельеф из саккарской гробницы, на котором владелец гробницы изображён приносящим жертвы пяти фараонам Древнего Царства: Снофру, Джедефра, Минкаура, Минкау-Гору и Пиопи II Нефер-Ка-Ра. Имена последних четырёх фараонов читаются совершенно чётко, тогда как имя Снофру восстанавливается лишь предположительно. По всей видимости, во время Нового Царства обращение людей за помощью к этим фараонам считалось наиболее действенным и их почитали в народе больше, чем любых других. Любопытно, что из троицы гизехских фараонов в их число попал только Минкаура, строитель наименьшей из гизехских пирамид. Есть некоторые основания предполагать, что Джедефра в новоегипетское время пользовался большей популярностью в Дельте. При XVIII династии заупокойные храмы в Гизе и при других пирамидах были инкорпорированы в государственный культ Исиды. Храмы были не только восстановлены, но и значительно расширены, а к каждому храму приписан значительный штат жрецов и рабов. Культ Джедефра был перенесён (или вновь учреждён (?)) в Гизехском комплексе. Тогда как о том продолжался ли его культ в Абу-Роаше, в силу значительных разрушений пирамиды и припирамидального храма, невозможно сказать достоверно. При Псусеннесе и Аменемопе (XXI династия) храмы Гизы были ещё более расширены. От времени XXVI и XXVII династии сохранились печати трёх жрецов Джедефра, причём двое из них совмещали должность жреца Джедефра с должностями жрецов Хуфу. По всей видимости унификация и стандартизация заупокойного культа в Позднем Царстве достигла той стадии, что такое совмещение должностей стало регулярным.

7. Джедефра в современной культуре

Во времена правления Джедефра разворачивается действие романа Ивана Ефремова «Путешествие Баурджеда», представляющего собой первую часть дилогии «На краю Ойкумены» (второе название «Великая дуга»). Согласно версии Ефремова, Джедефра пытается сравняться с великими фараонами прежних времён, в частности Джосера и по совету верховного жреца бога Тота (Джехути) по имени Мен-Кау-Тот, отправляет экспедицию на поиски страны Пунт. Руководит экспедицией его казначей Баурджед. Вскоре после экспедиции в Египте вспыхнул заговор жрецов бога Ра, представляющих по мысли Ефремова жреческую коллегию, конкурирующую со жрецами Тота. Ставленник жрецов бога Ра фараон Хафра возобновляет строительство Великой Пирамиды. В целом роман Ефремова представляет собой творческое переосмысление представлений о временах правления Джедефра, характерные для середины прошлого века.

(помощь при переводе статьи: Артем Корсун)

Источники
  • Peter A. Clayton: Die Pharaonen. Bechtermunz, Augsburg 1994, ISBN 3-8289-0661-3, S. 50–51.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 112–113.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der Agyptischen Konigsnamen. 2. Auflage. von Zabern, Mainz 1999, ISBN 3-8053-2591-6, S. 52–53, 178.
  • Fondation Eugene Piot: Monuments et Memoires. Paris, S. 25, 59.
  • Jean-Claude Goyon: Nouvelles inscrpitions rupestres du Wadi Hammamat. Paris 1957, Nr. 23s.
  • Zahi Hawass (Hrsg.): Die Schatze der Pyramiden. Weltbild, Augsburg 2003, ISBN 3-8289-0809-8, S. 224–230.
  • Mark Lehner: Geheimnis der Pyramiden. Orbis, Munchen 1999, ISBN 3-572-01039-X, S. 120–121.
  • Michel Valloggia: Au coeur d'une pyramide. Une mission archeologique en Egypte. InFolio, Gollion 2001, ISBN 2-88474-100-3.
  • Miroslav Verner: Die Pyramiden. Rowohlt, Hamburg 1999, ISBN 3-499-60890-1, S. 247–253.
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-2310-7, S. 26, 38f., 154, 156–159, 175, 188.
  • Aidan Dodson, Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004, ISBN 977-424-878-3, S. 52–61.
  • Klaus-Peter Kuhlmann: Der „Wasserberg des Djedefre“ (Chufu 01/1). Ein Lagerplatz mit Expeditionsinschriften der 4. Dynastie im Raum der Oase Dachla. In: Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. (MDAIK) Bd. 61, von Zabern, Mainz 2005, ISBN 3-8053-3496-6, S. 243–289.
  • Miroslav Verner: Archaeological Remarks on the 4th and 5th Dynasty Chronology. In: Archiv Orientalni. Bd. 69, Prag 2001, S. 363–418 (PDF; 31 MB).
  • Dietrich Wildung: Die Rolle agyptischer Konige im Bewu?tsein ihrer Nachwelt. Teil I. Posthume Quellen uber die Konige der ersten vier Dynastien (= Munchener Agyptologische Studien. (MAS) Bd. 17). Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1969, S. 193–199.
  • Otto H. Muck: Cheops und die grosse Pyramide : Die Glanzzeit d. altagypt. Reiches. Olten ; Freiburg i. Br. : Walter, 1958
  • Herta von Auer: Konig Dedefre : der Fremdling aus d. Norden; histor. Roman aus d. Alten Agypten. Tubingen : Grabert, 1974
Опубликовано: 31 марта 2012
Обновлено: 11 марта 2016
Просмотров: 2194

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus