Пользовательский поиск
Войти Регистрация

Авторизация

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация нового пользователя

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердить пароль *
Email *
E-mail *
Проверочный код *
Reload Captcha

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Бака

Статья находится в рубриках
1
+1

ака — возможный древнеегипетский фараон, с которым отождествляется указанный Манефоном в его "Истории Египта" царь Бихерис из IV-й Династии Древнего Царства. Поскольку имя «Бихерис» появляется только у Манефона, в настоящее время египтологи обсуждают положение этого фараона в хронологической таблице Древнего Египта и, собственно, его историческую личность.

1. Идентификация личности
Бака

Известняковый фрагмент с неразборчивым начертанием царского имени, читаемого как Бака. Зарисовка

Личность Бихериса является предметом исследований, поскольку о ней известно из «Истории Египта» Манефона, который утверждает, что Бихерис был сыном Суфиса II (Хафра) и правил на протяжении 22-х лет. Но так как нет никаких археологических данных, а также свидетельств современников о царе по имени «Бака» или «Бихерис», египтологи предполагают, что Бихерис — несуществующая фигура в истории Египта, или результат недопонимания исторических свидетельств. Как пример, можно привести надпись на каменной плите в Вади-Хаммамат на Синае, упоминающую имя Баэфре, занесённое в царский картуш между именами фараонов Хафра и Менкаура. Однако доподлинно известно о существовании члена царской семьи по имени Бауфра, который, как считается, был сыном фараона Хуфу, и его всегда называли просто «сыном царя», но никак не самим царем. Аналогичное явление можно наблюдать на примере имени принца Хорджедефа, чьё имя было также ошибочно занесено в царский картуш.

В списках Туринского папируса между Хафра и Менкаура указано ещё одно имя, однако папирус в этом месте был сильно поврежден, вследствие чего стерлись не только имя царя, но и временные обозначения его правления. Саккарский Царский список также упоминает о каком-то царе между ними, но, опять таки, картуш с этим именем сильно поврежден.

В 1910 году в Завиет эль-Ариане была раскопана незавершенная пирамида, в которой были найдены некоторые надписи, написанные черной краской, одна из них, судя по всему, указывала на имя "…(?)..-Ka". В то время, как нижний (т.е. второй, по сути) иероглифический символ, несомненно, подразумевает символ «Ка», первый знак не читается совсем. Участник раскопок Александр Барсанти, вместо точного графического воспроизведения оригинала сделал лишь небрежные зарисовки от руки, поэтому этот знак сегодня невозможно распознать.

Юрген фон Бекерат и Джордж Рейснер предполагают, что пирамида планировалась сделаться гробницей засвидетельствованного археологами принца по имени Бака, который являлся сыном царя Раджедефа. Его имя было записано посредством символа барана и символа «Ка». Бекерат также предполагает, что Бака в момент своего восхождения на трон изменил своё имя на Бакаре, но неожиданно для всех умер, оставив свою гробницу незавершенной. Таким образом, Бекерат и Рейснер прочитали загадочное название в Завиет эль-Ариане как «Ба-Ка».

Эйдан Додсон, напротив, видит сидящее животное в образе Сета, и, следовательно, читает изображенную надпись как «Сет-Ка». Он считает, что пирамида планировалась в качестве гробницы принца Сетка, младшего сына фараона Хуфу.

Царская титулатура фараона Бака из разных древнеегипетских источников

Имя принца Бака

Ба-Ка - B3-K3

Личное имя "А"

Бака - B3-K3 - "Душа и Ка"

Личное имя "В"

Бака - B3-K3

Туринский папирус (№ .III/13

...(повреждено)...

2. Период правления
Бака

Фото раскопок в Завиет эль-Ариане в 1905-1910 гг., в ходе которых была обнаружена возможная гробница фараона Бака

Точная продолжительность правления Бихериса неизвестна. Манефон приписывает ему 22 года управления государством, но у многих египтологов сложилось такое мнение, что эта цифра преувеличена или неправильно истолкована. Списки Туринского папируса не содержат никакой информации о годах правления этого фараона. А поскольку нет никаких археологически освидетельствованных памятников и документов о таком царе, египтологи убеждены, что Бихерис, если он и правда существовал, правил на протяжении чрезвычайно короткого времени. Юрген фон Бекерат считает, что возможный срок его правления — 7 лет, Вольфганг Хельк считает, что два года, а Питер Джаноси предположил, что он, по всей видимости, правил всего несколько месяцев.

Правильное положение Бихериса в хронологической таблице IV-й Династии также неясно. Саккарский царский список упоминает одного царя между Хафра и Менкаура, но его картуш сильно поврежден. Предполагается, что это имя должно было звучать как "Ба(у)эфре". Но после Шепсескафа Саккарский список упоминает ещё двух правителей, правивших перед Усеркафом - первым царем V-й Династии. Один из этих загадочных картушей однозначно называет царя Тампсиса (Джедефптаха), однако, что касается второго, египтологи по сей день сбиты с толку. Манефон ставит Раджедефа и Бихериса в один ряд после Менкаура, что в корне противоречит любым археологическим данным. Раджедеф определённо правил в период между фараонами Хуфу и Хафра, то есть перед Менкаура, - это доказано посредством многочисленных надписей, приуроченных к тому времени. Наиболее вероятным хронологическим положением фараона Бихериса является либо промежуток между правлением Хафра и Менкаура (как считает основная масса египтологов), либо промежуток между правлением Шепсескафа и Усеркафа наряду с Тампсисом.

(помощь при переводе статьи: Анна Кизилова)

Источники
  • Alan H. Gardiner: The royal canon of Turin. page 16, table II.
  • Peter Janosi: Giza in der 4. Dynastie. Die Baugeschichte und Belegung einer Nekropole des Alten Reiches. Bd. I: Die Mastabas der Kernfriedhofe und die Felsgraber. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 2005, ISBN 3-7001-3244-1, page 64–65.
  • Wolfgang Helck: Untersuchungen zu Manetho und den agyptischen Konigslisten (= Untersuchungen zur Geschichte und Altertumskunde Agyptens, Bd. 18). Leipzig/ Berlin 1956, page 52f.
  • Aidan Dodson, Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004, ISBN 977-424-878-3, page 61.
  • Miroslav Verner: Archaeological Remarks on the 4th and 5th Dynasty Chronology. In: Archiv Orientalni, vol. 69. Praha 2001, page 363–418.
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. Die Zeitbestimmung der agyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. (= Munchner agyptologische Studien, vol. 46). von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-2310-7, page 158.
  • George Andrew Reisner: A History of the Giza Necropolis, vol. I, Harvard University Press, Harvard 1942, page 28.
  • Aidan Dodson: On the date of the unfinished pyramid of Zawyet el-Aryan. In: Discussion in Egyptology (DiE), vol. 3, Oxford 1985, p. 21–24.
  • Aidan Dodson, Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004, ISBN 977-424-878-3, page 61.
  • Nabil M.A. Swelim: Some Problems on the History of the Third Dynasty (= Archaeological and historical studies, vol. 7). Archaeological Society of Alexandria, Cairo 1983, p. 143-145.
Опубликовано: 31 марта 2012
Обновлено: 11 марта 2016
Просмотров: 1095

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Какая из эпох может по праву называться наиболее важным историческим периодом в египетской хронологии?
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:
 
 Orphus