гипетские боги — это сверхъестественные существа пантеона древних египтян, к которым относят богов, богинь, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовищ, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список богов разбит на несколько таблиц.
1. Местные и общеегипетские божества
К местным богам относились божества локальные, связанные с определенной местностью, они имелись не только у областей-номов или их главных городов, но присутствовали во всех более или менее значительных населенных пунктах и местностях.
Культы местных божеств зародились с доисторической древности в форме тотемизма, и существовали в Древнем Египте на протяжении тысячелетий, исчезнув вместе с исчезновением древнеегипетской религии. Претерпевая со временем существенные изменения (очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений), они оставались, для подавляющей массы жителей данной местности, определяющим культом, порождая, исконно местный религиозный сепаратизм.
;От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага»
— папирус Инсингер (I в. н.э.)
Общие признаки местных культов (по М. А. Коростовцеву):
- Древнейший местный тотемизм превратился в культ местного бога, либо явленного в образе животного, либо антропоморфного, часто с наличием зооморфных элементов;
- Местный бог очень рано становится центральной фигурой складывающихся о нём мифов, возникают циклы местной мифологии;
- Местный бог — демиург, творец богов и мира, он выше всех других богов;
- Вокруг бога местного центра группируются боги населенных пунктов, подчиненных этому местному центру. Небесная иерархия отражает земную, реальную. Особенно распространены группировки в виде триады: бог-отец, богиня-мать, бог-сын, но существовали и более многочисленные — Гермопольская Огдоада (восьмёрка), Гелиопольская Эннеада (девятка).
Практически все общеегипетские боги вышли из местных божеств отдельных областей-номов, когда их культ, по тем или иным причинам, стал повсеместным и, иногда, государственным. К ним относятся божества космогонических мифов, абстрактных понятий и боги, упоминаемые в мифологических и иных текстах.
2. Египетский пантеон
В список включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии.
Имя, воплощения и отождествления |
Время почитания и значимость |
Центры культа | Категория | Функции | Описание, священное животное, атрибут |
Акер (множ. ч. — Акеру)
|
известен со Старого царства: второстепенное общеегипетское божество | не было | 1) хтоническое божество 2) погребальный культ |
1) бог земли 2) покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца 3) помощник Ра в борьбе с Апопом 4) бог-защитник людей |
1) два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути») 2) узкая полоса земли с головами людей (или львов) на конце |
Амат
|
не считалась божеством и её культ отсутствовал | не было | чудовище | обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса | чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки) |
Амаунет
|
известная со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской, замещена Мут |
Гермополь Великий | космогоническое божество | 1) абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Амон, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка») 2) позже как супруга Амона |
женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии) |
Аментет
|
известная со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской Новое царство: слияние с культом Хатхор |
Абидос Мемфис Фивы |
погребальный культ | 1) богиня западной пустыни 2) богиня запада (царства мёртвых), покровительствовала умершим, встречая их в Дуате и провожая на поля Иалу |
женщина с иероглифом «аментет» («запад») на голове (изображалась с протянутыми к умершим в приветственном жесте руками, встречая их в стране мёртвых) |
Амон (Аммон)
|
Старое царство: зарождение культа (3-и гипотезы) |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Амаунет, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки |
Коптос Фивы |
1) бог природы 2) солярное божество |
первоначально, возможно, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города Фивы («Фиванская Триада») | человек, увенчанный короной с двумя высокими перьями (иногда и солнечным диском), также мог изображаться в облике барана или человека с головой барана свящ. животное: баран, гусь |
||
Среднее царство: местный бог, происходило постепенное распространение и возвышение его культа |
Фивы | ||||
Новое царство (с XVIII династии): общеегипетский бог, культ постепенно вытеснен Исидой и Осирисом к началу н. э. |
Фивы | 1) космогоническое божество 2) бог государства |
глава пантеона, демиург, считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы («Девятка Ипет-Исут», «Великая Девятка Иуну») | ||
Амсет |
древнейшее второстепенное общеегипетское божество | 1) астральное божество 2) погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — ка («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой человека, в который помещалась печень умершего | |
Анеджти | |||||
Анти — см. Немти | |||||
Анубис — см. Инпу | |||||
Анукет | |||||
Анхур (Онурис)
|
известный со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
Тинис | 1) этиологическое божество 2) космогоническое божество |
1) бог охоты 2) бог войны 3) бог-демиург (только в Тинисе) 4) помогает Ра в борьбе с Апопом и Хору Бехдетскому в борьбе с Сетом |
|
Апис — см. Хеп | |||||
Апоп (Апофис) | |||||
Атон
|
известная со Среднего царства: ипостась солнечных богов период Нового царства: во время правления Эхнатона общеегипетский бог |
Ахетатон | 1) солярное божество 2) государственный + монотеистический бог |
1) первоначально был олицетворением солнечного диска, позже — бог солнца 2) на короткий период был объявлен единым богом, присутствовавшим во всей природе, в каждом предмете и живом существе |
солнечный диск с лучами (иногда увечаный уреем), на концах которых находились руки и знак анх |
Атум
|
местный бог, постепенно ставший общеегипетским, вытеснен Ра | Гелиополь | космогоническое + солярное божество | бог вечернего солнца, демиург («Великая Девятка Иуну») | человек (часто старик), в одеждах фараона, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта свящ. животное-воплощение: бык, змей, ихневмон, лев, обезьяна, ящер |
Аш |
|||||
Ах (множ. ч. — Аху) | известен со Старого царства: общеегипетский термин |
1) элемент сущности человека 2) во множ. числе: низшие божества, у коптов — демоны. |
1) загробное воплощение богов и фараонов, с периода Среднего царства — каждого человека 2) посредники между богами и людьми |
ибис | |
Ба |
птица с головой, иногда и руками, человека | ||||
Банебджедет (Мендес)
|
местное божество | Мендес | 1) ба и владыка города Мендес (или ба владыки города Мендеса) 2) часто выступал ипостасью других богов |
четырёхголовый баран (иногда мужчина с четырьмя бараньими головами или в виде человека) | |
Бастет
|
|||||
Бата | |||||
Бенну
|
|||||
Бес | |||||
Бех (Бухис)
|
местный бог-бык, культ которого постепенно стал общеегипетским в греко-рим. период: наибольший расцвет почитания |
Гермонтис | бык чёрно-белой масти (иногда красновато-коричневый) увенчанный короной с двумя высокими перьями и солнечным диском животное-воплощение: белый бык с особыми чёрными отметинами |
||
Геб
|
Гелиополь | хтоническое + космогоническое божество + погребальный культ | 1) бог земли («Великая Девятка Иуну») 2) божественный правитель Египта 3) принимал участие в суде Осириса |
человек, увенчанный короной Нижнего или Верхнего Египта (иногда на голове помещали утку, так как иероглиф означающий Геба — утка) | |
Гор — см. Хор | |||||
Дуамутеф |
древнейшее второстепенное общеегипетское божество | 1) астральное божество 2) погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — ба («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой шакала, в который помещался желудок умершего | |
Имхотеп
|
|||||
Инмутеф | |||||
Инпу
|
|||||
Инпут | |||||
Исдес | |||||
Исида
|
Гелиополь | («Великая Девятка Иуну») | |||
Иунит | |||||
Ихи | |||||
Ка-Кау (Каихос) |
местное божество-бык | ||||
Каукет |
с периода Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Кук, вместе с ним отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи |
Кебексенуф | древнейшее второстепенное общеегипетское божество | 1) астральное божество 2) погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — сах («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой сокола, в который помещались кишки умершего | |
Кук |
со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Каукет, вместе с ней отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки |
Маат | с нач. периода Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
некрополь Фив (Западные Фивы) | космогоническое божество + персонификация абстракции + погребальный культ | 1) богиня мирового порядка и истины 2) играла большую роль в суде Осириса |
изображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусиным пером на голове атрибут: страусиное перо свящ. животное: пчела, посвящённый материал: воск |
Мафдет | |||||
Меримутеф | |||||
Месхенет | |||||
Меритсегер | |||||
Мер-Ур (Мневис)
|
упоминается с Нового царства (с XVIII династии): местное божество-бык, культ возможно существовал и ранее |
Гелиополь Иераконполь |
1) ба бога Ра и его оракул 2) ба города Иераконполя |
чёрный бык с солнечным диском между рогов (иногда человек с бычьей головой) животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами |
|
Мин
|
с Доисторического Египта: почитание во многих областях Египта (также в Нубии) |
Ахмим Омбос Коптос |
итифаллическое божество | 1) бог плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота) 2) бог торговли, караванов и восточной пустыни (позднее в Коптосе) |
человек с фаллосом в состоянии эрекции, и одной рукой поднятой вверх, а другой держащей плеть, увенчан короной с двумя высокими перьями фетиш: латук и особый столб |
Монту
|
со Старого царства: 4-е местных ипостаси одного бо |
Джерти |
бог войны | человек с головой сокола, увенчанный короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском атрибут: копьё свящ. животное-воплощение: сокол |
|
при XI династии (Среднее царство): верховный бог правящей династии второй переходный период: вытеснен Амоном (культ сохранился в Маду) |
Фивы | государственный бог | бог войны, короткий период глава пантеона | ||
Мут | |||||
Наунет
|
со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Нун, вместе с ним отождествляла первоначало — «водную стихию» (богиня неба, по которому солнце плавает ночью, «Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи |
Небедж | |||||
Небетхет (Нефтида)
|
Гелиополь | («Великая Девятка Иуну») | |||
Небтуи | |||||
Нейт
|
|||||
Немти
|
|||||
Непери | |||||
Нефертум | |||||
Неферхотеп | |||||
Нехбет | |||||
Нехебкау | |||||
Ниау |
известный со Старого царства: местный бог |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Ниаут, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки |
Ниаут |
известная со Старого царства: местная богиня |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Ниау, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи |
Нун
|
со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Наунет, вместе с ней отождествлял первоначало — «водную стихию» (бог первозданного океана, «Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии) |
Нут
|
со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
Гелиополь | космогоническое божество + погребальный культ | 1) богиня неба (родившая солнце, звёзды и большинство богов) («Великая Девятка Иуну») 2) защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в гробнице) |
женщина-небо, раскинувшаяся над землёй (иногда в виде коровы) свящ. животное-воплощение: корова |
Онурис — см. Анхур | |||||
Осирис
|
Гелиополь | («Великая Девятка Иуну») | |||
Птах
|
Гелиополь | («Великая Девятка Иуну») | |||
Ра
|
Гелиополь | («Великая Девятка Иуну») | |||
Раттауи | |||||
Рененутет | |||||
Рути — см. Акер | |||||
Себек | |||||
Серкет | |||||
Сетжет (Сатис) | |||||
Сетх
|
Гелиополь | («Великая Девятка Иуну») | |||
Сехмет
|
|||||
Сешат | |||||
Сиа |
персонификация абстракции | богиня олицетворение разума, познания и мудрости | |||
Сокар
|
|||||
Сопду | |||||
Татенен | |||||
Таурт | |||||
Тефнут
|
Гелиополь | космогоническое божество | богиня влаги («Великая Девятка Иуну») | женщина с головой львицы (иногда в виде львицы) животное-воплощение: львица |
|
Тот
|
|||||
Уаджет | |||||
Уаджит
|
|||||
Унут | |||||
Упес | |||||
Упуаут (Офоис) | |||||
Хапи
|
Гебель эс-Сильсила Элефантина |
космогоническое божество | бог реки Нил, податель влаги и урожая | жирный человек с большим животом и женской грудью, на голове тиара из папируса, в руках сосуды с водой (иногда встречается двойное изображение) атрибуты: лотос и папирус |
|
Хапи (сын Хора) | древнейшее второстепенное общеегипетское божество | Буто | 1) астральное божество 2)погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — сердце («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой павиана, в который помещались лёгкие умершего |
Хатор (Хатхор)
|
|||||
Хаухет | со Старого царства — местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Хех, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии) |
Хека | |||||
Хекет | |||||
Хентиаментиу | |||||
Хеп (Апис)
|
Старое царство (II династия): местное божество-бык, постепенно его культ стал общеегипетским в эллинистический период: замещён Сераписом |
Мемфис | 1) первоначально ба Птаха и его оракул 2) ба Ра 3) бог плодородия и ка Осириса |
бык с солнечным диском между рогов (в поздний период иногда изображался бегущий с мумией на спине) животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами |
|
Херишеф (Харсафес)
|
|||||
Хесат | |||||
Хех | со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
Гермополь Великий | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Хаухет, вместе с ней отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии) |
Хнум
|
|||||
Хонсу
|
|||||
Хор
|
|||||
Ху
|
со Старого царства: начало распространения культа |
персонификация абстракции | олицетворение божественного и творческого слова | ||
Шаи (Псаис) |
этиологическое божество | 1) бог виноградной лозы, связан с представлениями о богатстве и изобилии 2) позже божество судьбы, определяющее срок человеческой жизни |
|||
Шесемтет
|
Старое царство: местная богиня (также почиталась в стране Пунт), замещена Сехмет |
Элефантина | в виде львицы атрибут: минерал «шесемт» животное-воплощение: львица |
||
Шесему |
этиологическое божество, погребальный культ |
1) бог виноделия и приготовления масел для притираний, бальзамирования 2) охранял мумию от повреждений и наказывал грешников |
атрибут: пресс для виноделия | ||
Шу
|
местный бог, постепенно ставший общеегипетским | Гелиополь Эш-Шатб |
космогоническое божество | бог воздуха, разделяющий небо и землю («Великая Девятка Иуну») | человек, обычно стоящий на одном колене, с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо |
Ях
|
Фивы | лунарное божество | бог Луны | человек, увенчанный лунным символом — диском и серпом Луны |
3. Ипостаси главных богов
Имя, мифология заимствования, отождествления | Время и место почитания | Центры культа |
ипостаси Амона | ||
Амон Напатский Амон Ливийский |
Египет Нубия Ливия |
Фивы Напата Аммоний |
ипостаси Монту | ||
Монту Иуни Монту Маду Монту Уасет |
Джерти Гермонтис Маду Фивы |
|
ипостаси Тефнут | ||
Упес |
4. Боги слияния культов
Имя | Слияние культов богов | Время почитания | Центры культа |
Амон-Ра | Амон + Ра | с VI династии (Старое царство) | |
Амон-Ра-Монту | Амон + Ра + Монту | во время правления XII династии (Среднее царство) | |
Амон-Ра-Харахути | Амон + Ра + Хор | с периода Нового царства | |
Амон-Хапи | Амон + Хапи | с периода Нового царства | |
Апис-Атум (Атум-Апис) | ХепАпис + Атум | ||
Апис-Осирис | ХепАпис + Осирис | ||
Атум-Ра | Атум + Ра | ||
Атум-Хепри | Атум + Хепри | ||
Мин-Амон | Мин + Амон | в период Среднего царства (возможно ранее) | |
Мин-Ра | Мин + Ра | ||
Монту-Ра-Харахути | Монту + Ра + Хор | в период Среднего царства | |
Мин-Ях | Мин + Ях | в период Среднего царства | Омбос |
Осирис-Ях | Осирис + Ях | ||
Птах-Нун | Птах + Нун | ||
Птах-Сокар | Птах + Сокар | ||
Птах-Сокар-Осирис | Птах + Сокар + Осирис | ||
Птах-Татенен | Птах + Татенен | ||
Ра-Атум | Ра + Атум | ||
Ра-Осирис | Ра + Осирис | ||
Ра-Тот | Ра + Тот | ||
Ра-Харахути | Ра + Хор | ||
Серапис | Осирис + ХепАпис | греко-римский период | Александрия |
Тот-Ях | Тот + Ях | ||
Хатор-Сехмет | Хатор + Сехмет | ||
Херуифи | Хор + Сет | ||
Хнум-Ра | Хнум + Ра | ||
Хонсу-Ях | Хонсу + Ях |
5. Заимствованные боги
Имя, мифология заимствования, отождествления | Время и место почитания | Центры культа | Категория | Функции | Описание, животное, атрибут |
западносемитская богиня отождествления: греч. Афина |
Египет, Кипр, Палестина | дева-воительница, богиня охоты и битвы, владычица зверей и птиц | дева с двумя парами крыльев (одна опущена, одна поднята), иногда с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними, иногда кормящей двух детей | ||
западносемитская богиня отождествления: западносемит. Астар, ассир.-вавилон. Иштар, египет. Сехмет, греч. Афродита, рим. Юнона |
Египет, Карфаген, Кипр, Палестина | астральное божество | олицетворение планеты Венеры, дева-воительница, богиня любви и плодородия, целительница в Древнем Египте: богиня сражений, владычица коней и колесниц, вероятно связана с водной стихией |
иногда в виде нагой всадницы, стреляющей из лука | |
ассир.-вавилон. богиня |
в египетском пантеоне считалась той же богиней, что и Астарта | ||||
ханаан. бог |
в египетском пантеоне по-видимому был связан с Монту, и в бою считался божеством-защитником фараонов |
6. Соответствие с греко-римскими богами
Древние греки столкнулись с египетской религией в VI-V вв. до н. э., в этот период начинали развиваться торговые контакты в восточном Средиземноморье, эллины нанимались на службу к фараонам и основывали свои первые поселения в дельте Нила. Завоевание Египта Александром Македонским и основание Александрии (Эллинистический Египет) привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем. Осваивая верования египтян, греки пытались адаптировать египетскую картину мира в соответствии со своим мировоззрением, они придавали их мифам свою окраску и отождествляли многих египетских божеств со своими богами. По окончанию эпохи эллинизма и установления господства Рима (Римский Египет), сложившаяся в Египте религиозная система не притерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религии продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян.
Таблица соответствия согласно И. В. Раку и другим источникам:
Египетское божество | Грецизированный вариант имени | Соответсвие в греческом пантеоне | Соответсвие в римском пантеоне |
Амон | Аммон | Зевс, Серапис | Юпитер |
Анхур | Онурис | Аполлон, Арес | Марс |
Банебджедет | Мендес | Пан | Фавн |
Бастет | Артемида, Афродита | Диана, Венера | |
Бенну | Феникс | ||
Геб | Кронос | Сатурн | |
Имхотеп | Асклепий | Эскулап | |
Инпу | Анубис | Гермес, Кронос | Меркурий, Сатурн |
Исида | Гера, Деметра, Ио, Персефона, Фетида | Юнона, Церера, Прозерпина | |
Мин | Пан | Фавн | |
Небетхет | Нефтида | Афродита, Ника | Венера, Виктория |
Нейт | Афина | Минерва | |
Немти | Антей | ||
Нут | Рея | ||
Осирис | Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот | Плутон, Соль, Бахус, Нептун, Амур | |
Птах | Гефест | Вулкан | |
Ра | Гелиос | Соль | |
Сетх | Тифон | ||
Тефнут | Диоскуры | ||
Тот | Гермес | Меркурий | |
Уаджет | Афродита | Венера | |
Хапи | Нил | ||
Хатор | Афродита | Венера | |
Хеп | Апис | Серапис, Эпаф | |
Херишеф | Харсафес | Геракл, Дионис (у Плутарха) | Геркулес |
Хонсу | Геракл | Геркулес | |
Хор | Аполлон, Геракл, Орион | Геркулес | |
Шу | Диоскуры |