Статьи

Все статьи "Египтопедии" в алфавитном порядке. Вы можете отфильтровать список по выбранной тематике или с помощью алфавитного указателя

Стела Мернепта

Сцена на барельефе изображает человека с антилопой, выполнена во времена IV династии.

ервые известные в египетском искусстве проявления живописи фрагментарны и едва ли могут помочь воссоздать картину ее применения, однако живопись с самого начала египетской культуры была главным декоративным искусством, не ограничиваясь только росписью стен, но находя применение к любой основе, такой, как керамика, ткани или папирус.

Сцена охоты Небамона

В эпоху Нового Царства живопись заметно усовершенствовалась и достигла своего наивысшего блеска. Благодаря сочетанию различных тональностей (трех желтых и бурых и двух красных, голубых и зеленых) художники сумели запечатлеть в своих композициях совершенно неизвестные до той поры цветовую градацию и светопроницаемость. Одним из самых превосходных прототипов этого обновления является сцена, относящаяся к гробнице должностного лица времен XVIII династии Небамона (Фивы), которая изображает покойника во время охоты на птиц на болотах (Лондон, Британский музей)

овое Царство — это исторический период наивысшего политического, экономического и социального могущества. Фараон одновременно является абсолютным сувереном, военачальником и героем; он также представляет собой воплощение бога. Сохранилось большое число настенных росписей, относящихся к гробницам фиванской аристократии и храмам богов, отчего данная эпоха представлена лучшими образцами во всем египетском искусстве.

Барельеф из мастаба Ти

Ввиду того, что техникой египетской живописи была темпера (красители смешивались с водой, в которую в качестве связующего вещества добавлялся яичный белок или растительный клей), существует немного образцов, на которых сохранилась бы первоначальная живость красок, которые, с другой стороны, раскрашивали всю изображенную в сценах поверхность. Барельеф из мастаба должностного лица V династии Ти в Саккаре

а протяжении данной эпохи в украшении частных гробниц наибольшее значение отводилось фигурам круглого силуэта, воспроизводящим различные профессии, а рельеф и настенная живопись оставлялись на втором плане. Тем не менее в скальных гробницах Бени-Ха-сана имеется множество композиций росписи, среди которых появляются изображения семитских племен. На них скрупулезно воспроизводятся одежды.

Расписанная стела

В Древнем Египте живопись наносилась на любую основу при строгом соблюдении установленных канонов, будь то для украшения стен храмов, гробниц или любого предмета погребального назначения. Справа — стела (расписанное дерево, 23 х 18 см), которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка и была найдена в гробнице писца Афенмута, должностного лица времен XXII династии, в Фивах. Декоративной темой данной части является культ Солнца. Б лю-кете солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута

астенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе.

а протяжении этого длительного периода времени оставались в силе традиции Нового Царства и не было создано мастерских со своим собственным рельефным оттиском. Влияние фиванских мастерских сохранялось со всем своим грузом славного прошлого, побуждая к постоянному подражанию прежним образцам.

Общий план

ома. План египетского дома подобен плану всякого жилища азиатского типа: это — замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора; на крыше устроена терраса, где обитатели дома ночуют в жаркое время.

Сети I в образе жреца

Молодой Сети I в образе жреца Маа

речество Древнего Египта. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Существуют разные мнения по поводу роли жрецов в жизни Древнего Египта. Так, одни считают, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. По версии других - жрецы — хранители священных традиций — сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Жречество Египта играло важную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Говард Картер возле мумии

Говард Картер исследует мумию Тутанхамона. 1922 г.

зучать представления египтян о потустороннем мире возможно лишь на основании имеющихся у нас в достаточном количестве письменных источников разных периодов. Однако, естественно, возникает вопрос: что думали египтяне о потустороннем мире в древнейшие, так сказать, доисторические времена, предшествующие, объединению Египта, времена, от которых дошли лишь археологические источники и не дошло письменных просто потому, что тогда еще не было письменности? Выводы для того периода истории Египта в значительной мере гипотетичны, косвенным их подтверждением являются письменные источники более поздних времен.

Общее законодательство

Фрагмент камня

Фрагмент камня из Палермо.

гипет был высокоразвитым государственным устройством во всех сферах, в том числе и  правовой. Однако ни одного полного свода законов до нас не дошло.

стория Египта - это история его религии. Его судьбы контролировали религиозные культы и секты, возникающие внутри этих культов. Библейский пророк был недалек от истины, когда называл египтян смешанным народом. Как показывают современные этнологические исследования, в додинастические времена, по крайней мере три различных расовых типа слились в Нижнем Египте.

Тексты Пирамид

Знаменитые 'Тексты Пирамид' в пирамиде Унаса

есмотря на то, что традиция снабжать умершего пищей, питьем и всем необходимым для жизни в потустороннем мире была широко распространена у многих народов мира, только у древних египтян встречается прочно укоренившийся обычай хоронить вместе с умершим произведения заупокойной литературы.

ажной проблемой, связанной с необходимостью определять время ночных служб в храмах, было измерение времени ночью. Из ритуальных календарей Позднего периода известно, что некоторые праздники в египетских храмах отмечались ночью, причем отдельные службы должны были совершаться строго в определенные часы. Подобная практика, вероятно, имела место и в более раннее время.

[..]ра - часть имени древнеегипетского фараона из XIV-й Династии Второго Переходного периода, которая сохранилась в Туринском папирусе (позиция №VIII/23).

Изображение Иабет

Слева богиня востока Иабет, в центре два изображения фараона Рамсеса III, справа богиня запада Аментет.

абет — богиня Восточной пустыни и персонификация Востока (как стороны света). Иабет была связана с восходящим солнцем, изобилием и возрождением. Каждое утро она омывала бога Ра перед его дневным путешествием по небу. Из-за этого иногда отождествлялась с Кебхут (Кебехет) — дочерью Анубиса, которая была божеством свежести, чистой воды и очистки (омывания) мертвых водой.

аиб (также Уахибра Ибиау) - древнеегипетский фараон из XIII-й Династии эпохи Второго Переходного периода, правивший приблизительно в 1680-1670 гг. до н.э.