вадцать Шестая Династия - последняя коренная династия египетских царей, правивших Египтом до персидского завоевания в 525 году до н.э. (хотя за ней следовали и другие). Царствование этой династии (664-525 гг. до н.э.) также называют "Саисским периодом" в связи с тем, что ее столицей был выбран город Саис в Дельте Нила.
XXVI-я Династия является началом эпохи Позднего Цаства (или Позднего периода) в истории Древнего Египта.
1. История
Эта династия являлась своеобразным продолжением XXIV-й Династии. По всей видимости, один из саисских князей, Псамметих I, был потомком фараона Бакенранефа, а после ассирийского нашествия - во времена правления нубийских царей Тахарки и Танутамона - он был признан единоличным правителем всего Египта. В то время, как Ассирийская империя была охвачена восстаниями и гражданской войной за царский престол, Псамметиху удалось разорвать связи с ассирийцами и сформировать военный союз с лидийским царем Гигом, попутно набрав в свою армию наемников из Карии и Греции для противостояния ассирийским набегам. Правление Псамметиха I и его преемников принято называть "Саисским ренессансом", когда египетская архитектура и искусство того времени всячески старались подражать традициям Среднего и, даже, Древнего Царств.
Фараон Нехо II попытался подчинить себе Иудейское царство, что привело его к противостоянию с вавилонянами, решающая битва с которыми произошла при Кархемише, когда египетская армия была полностью разгромлена. Кроме того, этот правитель начал строительство канала между Нилом и Красным морем, который впоследствии довольно долго функционировал, прежде чем был занесен илом и засыпан арабами в средние века. Также фараон снаряжает финикийскую экспедицию из Дельты Нила, которая впервые исследовала и полностью обогнула весь африканский континент.
Последнему великому царю XXVI-й Династии, Амасису (586-525 гг. до н.э.), пришлось столкнуться с ксенофобскими настроениями среди египетского населения. Для греков он построил в Дельте Нила город Навкратис, а на острове Элефантина основал своего рода гетто для евреев. Осознавая исходящую от Персии опасность, Амасис заключил ряд военных союзов с греками, лидийцами и вавилонянами. Кроме того, это был один из наиболее приверженных греческой культуре царей Египта, о чем, к примеру, может свидетельствовать проведенная под его покровительством реконструкция храма Аполлона в Дельфах.
В 546 году до н.э. персидский царь Камбис II победил лидийцев, в 539-м - вавилонян, а в 525-м вторгся и завоевал весь Египет, захватив в плен и казнив последнего фараона XXVI-й Династии Псамметиха III.
2. Экономика и общество
Более, чем когда-либо в истории, египетское общество, в частности в армии, становится очень смешанным и многонациональным. В дополнение к нубийцам и ливийцам, интегрированным во времена более ранних династий, здесь появились греки и карийцы, а также евреи, сирийцы и финикийцы, причем последние из них, наряду с греками-ионийцами, заняли довольно видные позиции в военно-морском и торговом флотах.
В этот период можно также отметить развитие вооружений и международной торговли, главным образом, восточного происхождения. В армии продолжают сохранять влияние ливийские военные кланы, компенсируя упадок своего прежнего могущества силами новых наемников. Это расширило средиземноморские связи Египта и привело к укреплению военного и коммерческого союза с греками (появление торгового города Навкратиса). Для укрепления своей власти и экономического процветания страны, появившимися возможностями воспользовались саисские правители, введя различные торговые пошлины, что, в свою очередь, поспособствовало проведению колоссальных работ по строительству "Канала фараонов", который соединял Средиземное море с Красным, проходя через земли Дельты. Такой экономический подъем благотворно сказался на импорте разлиных товаров из стран Эгейского моря и Ближнего Востока и на экспорте египетского зерна, льна и папируса.
3. Искусство и культура
Культурное возрождение Саисского периода (664-525 гг. до н.э.) и общее состояние национального искусства, которое до этого поддерживалось отчасти лишь фараонами-кушитами, начинают стремительно развиваться за счет восстановления общественного порядка и экономического процветания. На саркофагах знатных египтян мы снова можем наблюдать скопированные "Тексты пирамид", а перемещение политического центра из Саиса в Мемфис сделало художественную модель Древнего Царства эталоном для имитаций в различных сферах искусства и архитектуры более, чем когда-либо.
Монументальная деятельность довольно сильно проявляется в Мемфисе, где был существенно расширен саккарский Серапеум, в то время как культ быка Аписа достиг своего апогея, а преданность священным животным, как проявлениям божественной силы на земле и символам царской власти, начинает постепенно затухать.
В Дельте Нила было возведено множество построек, особенно в Саисе, колыбели династии, где сохранились остатки Великого храма богини Нейт, который стал ведущим центром религиозной и культурной жизни того времени и особенно был знаменит своей медицинской школой. Именно в "Доме жизни" храма Нейт в серелине V века до н.э. греческий историк Геродот стремился познать знания древнеегипетских писцов и жрецов. Также в Саисскую эпоху была предпринята попытка классификации целого ряда крупных сводов законов и религиозных и погребальных текстов ("Книга Мертвых" Нового Царства и др.).
4. Фараоны XXVI Династии
XXVI-я Династия могла быть тесно связана с XXIV-й Династией. Манефон начинает ее с четырех царей:
- Аммерис из Нубии, правивший 12 (или 18) лет;
- Стефинатис (7 лет);
- Нехепсос (6 лет);
- Нехо (8 лет).
Когда кушитский фараон Шабака одержал победу над Бакенранефом, сыном Тефнахта I, он, вероятно, поставил во главе Саиса одного из своих нубийских генералов. Этим человеком мог быть Аммерис. В свою очередь, Стефинатис может являться прямым потомком Бакенранефа; в различной литературе его можно встретить под именем "Тефнахта II". Царь Нехепсос был идентифицирован с местным правителем по имени Некауба (678-672 гг. до н.э.), а манефоновский Нехо являлся царем Нехо I (672-664 гг. до н.э.), которому древний историк указывает правление на протяжении восьми лет. Нехо был убит во время военного конфликта с нубийским фараоном Танутамоном. После него место саисского правителя занял Псамметих I, который мог бежать из Ниневии - столицы Ассирийской империи - и вернуться в Египет, когда Ашшурбанипал разгромил армию Танутамона, изгнав его далеко на юг. В настоящее время в египтологии принято начинать правление XXVI-й Династии именно с царствования Псамметиха I.
Секст Юлий Африкан в своей копии манефоновской "Эпитомы", которая признана одной из наиболее точных, относит к XXVI-й Династии девятерых фараонов, начиная со "Стефинатиса" (Тефнахта II) и заканчивая Псамметихом III. Историк также отмечает, что Псамметих I и Нехо I управляли государством в течение 54 и 8 лет соответственно.
Фараон | Тронное имя | Период правления | Гробница | Супруга(и) | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Аммерис Нубийский | - | ок. 715 - 695 гг. до н.э. | |||
Стефинатис (или Тефнахт II) | - | ок. 695 - 678 гг. до н.э. | |||
Некауба | ок. 678 - 672 гг. до н.э. | ||||
Нехо I | 672 - 664 гг. до н.э. | ||||
Псамметих I | Уахибра | 664 - 610 гг. до н.э. | в Саисе | Мехитенусхет | Манефон указывает для него 54 года правления |
Нехо II | Ухемибра | 610 - 595 гг. до н.э. | Хедебнейтирбинет I | ||
Псамметих II | Неферибра | 595 - 589 гг. до н.э. | Тахуит | ||
Априй | Хааибра | 589 - 570 гг. до н.э. | Манефон указывает для него 19 лет правления | ||
Яхмос II | Хнемибра | 570 - 526 гг. до н.э. | в Саисе | Тентхета Нахтубастерау |
Геродот утверждает, что когда Камбис II вторгся в Египет и понял, что уже не сможет отомстить Яхмосу II за его предательство, он приказал эксгумировать тело фараона, осквернить его и сжечь то, что оставалось от мумии |
Псамметих III | Анхкаэнра | 526 - 525 гг. до н.э. |
- Aidan Dodson, Dyan Hilton. The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004
- Kitchen, Kenneth A. The Third Intermediate Period in Egypt, 1100-650 B.C. (Book & Supplement) Aris & Phillips. 1986 ISBN 978-0-85668-298-8
- Karl Jansen-Winkeln, Bild und Charakter der agyptischen 26. Dynastie, Altorientalische Forschungen, 28 (2001), 165-182.